Статья на тему:"Планирование и управление проектами в дошкольном образовании"
статья
В статье представлен опыт работы учреждения с проектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья заведующего ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Васильевой Любови Александровны
на тему: "Планирование и управление проектами в дошкольном образовании"
Демократизация и гуманизация жизни дошкольного образовательного учреждения возможны лишь на основе новых принципов управления и высокого уровня профессионализма его руководителя.
Наступило время, когда основу управления ДОУ должны составлять не только отдельные удачные решения и опыт лучших коллективов. Необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда. Только это поможет найти ответы на вопросы: как выжить в условиях рынка? Какой должна быть организация ДОУ, чтобы между сотрудниками сложились доброжелательные отношения? Как спланировать работу ДОУ и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов?
Основными компонентами системы управления являются директор, его заместители, педагоги, родители. Доминирующая роль в системе управления принадлежит руководителю. Любая работа начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в планировании. Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллектива, с одной стороны, и преемственности работы ДОУ со школой, семьей, культурно-образовательными учреждениями - с другой. Квалифицированное составление плана - одна из важнейших составляющих для обеспечения действенности и результативности всей работы ДОУ.
Планирование - основа содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Оно позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.
Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.
Планирование должно отвечать целому ряду требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:
объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.
В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного - программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Годовой план ДОУ должен учитывать все виды ресурсов, их состояние, способы и возможности использования. Приступая к составлению годового плана, руководитель помнит, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. Следовательно, при составлении годового плана руководитель учитывает кадровый потенциал педагогического коллектива, согласованность позиций, педагогический опыт совместной работы, социально-психологический климат учреждения. Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, необходимо провести анкетирование или беседу с целью выявления реальных затруднений педагогов.
Анализ данных, полученных в результате анкетирования или бесед с педагогами, поможет старшему воспитателю составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета. Таким образом, прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую 2 этапа:
анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;
анализ затруднений педагогов, воспитателей.
План работы по конечным результатам предъявляет особые требования к технологии его реализации. Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (в августе). Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.
Основные задачи планирования:
обеспечение выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
вычленение главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
воспитание ответственности каждого члена коллектива.
Для успешной реализации цели и задач планирования необходимо руководствоваться принципами научности, оптимальности, комплексного подхода, перспективности, систематического подхода и коллегиальности.
Документальную основу деятельности ДОУ составляют обязательные базовые документы, которые поступают от вышестоящих организаций.
В процессе документационного обеспечения управления дошкольным образовательным учреждением руководители должны использовать государственные и ведомственные нормативные акты, а также вновь издаваемые законодательные документы, отражающие специфику деятельности конкретного ДОУ.
В соответствии с Законом РФ « Об образовании» каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь свой Устав, который регламентирует все основные стороны деятельности конкретного учреждения и является одним из документов, позволяющим ему получить регистрацию юридического лица. Учреждения, которые уже созданы, разрабатывают и применяют положения Устава самостоятельно. Для вновь открывающихся дошкольных учреждений Устав разрабатывается Учредителем. Утвержденный Советом педагогов, Устав ДОУ вместе с другими документами направляется в регистрирующий орган, где выдается свидетельство о государственной регистрации.
В связи с выходом новой законодательной базы, новыми требованиями и положениями Трудового Закона РФ, изменением статуса учреждения руководитель обязан внести изменения и дополнения в Устав и оформить его в установленном законом порядке.
В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляет к образованию принципиально новые требования. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. В поисках наиболее эффективных средств обучения сегодня вновь обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е.Паркхерст. Метод проектов возник еще в 20 -е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Этот метод использовался и в России в образовании в 1920-е годы. Но 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не использовался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное, физическое развитие воспитанников.
Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Сегодня метод проектов широко используется и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект - это разовая деятельность, которая:
направлена на достижение конкретной цели;
производит конечные результаты;
состоит из последовательности взаимосвязанных работ;
имеет обозначенные временные рамки, т.е. дату начала и окончания;
использует ограниченное количество ресурсов; финансовых, человеческих, информационных.
Педагогический проект трактуется как разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Формулирование проекта:
. Проблема
. Цель
. Задачи и конкретные результаты
. Мероприятия (методы работы)
. Ресурсы.
Этапы проекта:
Организационно-подготовительный.
Основной.
Обобщающий.
Развитие управления в дошкольном образовании может развиваться по двум направлениям:
. Проектирование с последующим созданием, совершенствованием и освоением на практике научных типовых моделей систем управления (технология проектирования, модели системы внутридошкольного управления, экспериментальные проверки и обучение проектировщиков);
. Собственно проектирование коллективом дошкольного учреждения на основе системного подхода (администрация, педагогические работники, родители).
В обоих случаях управленческое проектирование в образовании - это предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности управляющей и личностной управляемой подсистем в целях перевода образовательного учреждения или его модуля в новое, более совершенное качественное состояние.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного образования.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством. Эффективно организованная система платных образовательных услуг способна, с одной стороны, компенсировать определенный недостаток бюджетного финансирования, а с другой - сконцентрировать имеющийся потенциал и инициативу для решения повседневных и перспективных задач общеобразовательного учреждения.
Средства, поступающие от оказания платных образовательных услуг, дают возможность дошкольному учреждению решить проблемы «ежедневного» финансирования: обеспечение функционирования оргтехники, покупка методической литературы, канцелярских принадлежностей, расходных материалов, бумаги, дисков и т.п.; приобретение товаров для хозяйственных нужд, для организации воспитательно-образовательного процесса.
Но, следует помнить, что работа по организации платных услуг с детьми требует тщательной подготовки и решения определенных задач. Организация платных дополнительных услуг в дошкольном учреждении может осуществляться на основе законодательных документов, обеспечивающих организацию данного вида деятельности.
Достижение уровня дошкольного образования, отвечающего социокультурным ожиданиям общества, возможно при условии организации управления, цели, содержание, средства и методы которого направлены на повышение качества образовательного процесса, приводящего к успешной реализации потенциальных возможностей развития детей.
Планирование - неотъемлемая функция управленческой деятельности, которая является так же необходимым условием развития, движения любой педагогической системы, в том числе и дошкольной.
Планирование- один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Оно позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности дошкольного образовательного учреждения и облегчает достижение общих целей и задач.
В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.
Многообразие подходов к организации педагогического процесса в современных условиях развития системы дошкольного образования, его личностно ориентированная направленность, использование программ нового поколения закономерно требуют и изменений подходов к планированию. Ему предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период. Годовой план должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни детского сада, предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы, учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год.
Список литературы
Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.
Денякина Л.М. Предшкольное образование: идеи, поиски, решения // Методист. - 2008. № 1. - С. 61-65.
Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России . - 2000. № 5. - С. 26-39
Егоршин А.П. Управление персоналом, Н. Новгород.: Альянс 2002. - 146 с.
Мордовин С.К. «Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами». - Москва.: Инфра-М, 2000. - 246 с.
Скрипова, Н.Е. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе // Управление ДОУ. - 2008. № 1. - С. 23-28.
Турчина, Н.В. Преемственность дошкольного начального образования // Управление ДОУ. - 2008. № 1. - С. 36.
Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. - 1997. № 1. - С. 14-22.
Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998.
Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.
Егоршин А.П. Управление персоналом, Н. Новгород.: Альянс 2002. - 146 с.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в дтском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 280 с.
Барсукова Л.Я., Галеева А.А. Детский сад в условиях финансово-экономической и финансовой самостоятельности. Пособие для заведующей детски садом. Под ред. Комаровой Е.С. М.:Златоуст, 1996. - 178 с.
Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994.
Аттестация рабочих мест в ДОУ. М.: Аркти, 2007. 160 с.
Честнова Н.Ю. Как обустроить детский сад. М.: Феникс, 2007. 253 с.
Урмина, И. А. Основы управления ДОУ: упр. инновац. деятельностью дет. сада / И. А. Урмина // СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД. - 2008. - N 2. - C.2-9
Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М.: Новая школа, 2008. - 96 с.
Емцева Т.А. Психолого -медико -педагогическая работа в детском саду: планирование, рекомендации, диагностические материалы. М: Изд. Учитель, 2010. -141 с.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу Управление ДОУ Сфера.2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
Статья на тему: "Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования"
Как ребенку познать закономерности и явления окружающего мира с помощью метода экспериментирования....
Статья на тему: «Освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС»
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя три компонента:Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного миним...
Руководители дошкольных образовательных организаций и специалисты органов управления в сфере дошкольного образования примут участие в конкурсе профессионального мастерства
С 20 августа по 15 октября 2021 года при поддержке Минпросвещения России пройдет всероссийский конкурс профессионального мастерства среди управленческих работников в системе дошкольного образования (д...
Статья по теме "Геокэшинг - одна из современных технологий дошкольного образования"
В связи с происходящими изменениями в социуме, от системы образования требуют применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности. Перед педагогами образовател...
Статья на тему: "Значимость физического воспитания в системе дошкольного образования"
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым и всесторонне развитым. Данная статья рассказывает о значение и месте физического воспитания дошкольника во всей системе дошкольного образ...
Эффективное управление обновлением содержания дошкольного образования в ДОУ как основа повышения качества образования.
Профессиональные установки, выраженные в направленностях на взаимодействие....