Выступление в ФОРСАЙТ-Центре
материал
«Проектная деятельность: реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_forsayt-tsentra_2018-2019_god.docx | 468.12 КБ |
protokol_rmts_noyabr_2018.pdf | 269.8 КБ |
iloveimg-compressed_1.zip | 2.37 МБ |
iloveimg-compressed_2.zip | 1.82 МБ |
iloveimg-compressed_3_-_kopiya.zip | 1.92 МБ |
iloveimg-compressed_4_-_kopiya_-_kopiya.zip | 2.15 МБ |
iloveimg-compressed_5_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.zip | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка
Актуальность инженерно-техническое направление в детском саду строиться на интегрированных принципах, объединяет элементы игры и экспериментирования, предполагает формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности. (ФГОС ДО ст.1.4. п. 7).
Современная ситуация развития образования характеризуется новыми требованиями к качеству образования всех без исключения обучающихся. В.В. Путин на заседании Совета по науке и образованию сказал: «Россия должна быть готовой конкурировать в сфере научных разработок и технологий и обеспечить себе суверенитет в этом вопросе. Речь идет не о самоизоляции, а о лидерстве в ключевых направлениях».
Современный мир ставит перед образованием определённые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральная целевая программа «Концепция развития образования на 2016-2020 годы» и Стратегия развития воспитания до 2025 года утвердили новое направление в развитии образования РФ, целью которого является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечение ее соответствия с вызовом ХХI века социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Следовательно, перед руководителями различных структур встаёт вопрос: «А как это организовать?.. найти методы, средства и ресурсы для воспитания такой личности, которая была бы способна провести технологическую и техническую революцию в нашей стране и во всём цивилизованном мире».
В связи с этим, создание комплекса условий в образовательных организациях является стратегической задачей государственной программы направленной на развитие интеллектуальных, инженерно-технических способностей в ходе познавательной деятельности дошкольников.
Новизна состоит в создании механизма трансляции практического опыта, нацеленного на создание условий и развитие кадрового ресурса в вопросах внедрения современных образовательных технологий, реализации новых методов обучения и воспитания дошкольников XXI века.
Целевая аудитория: педагогический состав работников дошкольных образовательных организаций, руководители (заместители руководителей) дошкольных образовательных организаций города в вопросах обновления содержания образования, студенты ВУЗов.
- Цель, задачи деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
Цель деятельности форсайт-центра: накопление новшеств и инициатив, приводящих к значительным изменениям содержания и качества дошкольного образования, объединение ресурсов системы образования по комплексу инновационных технологий, реализации новых методов обучения и воспитания, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей.
Форсайт-центр является муниципальным методическим учреждением, главными задачами которого являются:
1. Методическая помощь педагогическим работникам образовательных организаций города по овладению современными образовательными технологиями.
2. Реализация новых методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации инновационной STEAM-технологии: робототехника, технологии проектирования, логических и интеллектуальных игр.
3. Создание условий для получения педагогическими работниками образовательных организаций города теоретических и практических навыков осуществления образовательной деятельности по формированию эффективной системы развития инженерно-технических и логико-математических способностей детей посредством инновационных технологий.
4. Организация методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, реализующих проектную деятельность; новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
5. Организация консультирования различных категорий педагогических работников и родителей по использованию новейших достижений в области образования, оперативному овладению передовым педагогическим опытом, новаторскими методами обучения и воспитания детей навыкам управления в условиях реализации STEAM-технологии в дошкольном образовании.
6. Ознакомление педагогической общественности с результатами работы по современным образовательным технологиям, реализации новых методов обучения и воспитания через официальные сайты ОО.
- Порядок организации деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
3.1. Координацию деятельности форсайт-центра осуществляет департамент образования, организационно-методическое сопровождение – МАУ г. Нижневартовска «ЦРО».
3.2. Деятельность форсайт-центра осуществляется в соответствии с Положением о форсайт-центре системы образования города Нижневартовска и настоящей Программой деятельности форсайт-центра, согласованной с департаментом образования.
3.3. Руководство деятельностью форсайт-центра осуществляет руководитель – заведующий МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».
3.4. Для успешной реализации деятельности форсайт-центра в каждой образовательной организации созданы рабочие группы, в состав которых входят: заместители заведующего по ВМР (инновационной работе), методисты, воспитатели, и специалисты ДОУ.
3.5. Функции руководителя форсайт-центра:
- формирует состав Совета форсайт-центра, возглавляет его работу;
- организует деятельность Совета форсайт-центра по разработке программы деятельности форсайт-центра, утверждает программу деятельности форсайт-центра;
- осуществляет контроль деятельности Совета форсайт-центра по реализации программы деятельности форсайт-центра;
- организует взаимодействие на уровне департамента образования, социальных партнеров.
3.6. Функции Совета форсайт-центра:
- определение первостепенных проблем, существующих в образовательных организациях города по направлению деятельности форсайт-центра;
- поиск носителей положительного опыта по решению выявленных проблем из числа руководящих и педагогических работников образовательных организаций, специалистов средних профессиональных, высших учебных заведений, других учреждений и организаций-партнеров;
- отбор эффективных форм распространения выявленного положительного опыта;
- разработка и реализация программы деятельности форсайт-центра, плана работы по решению выявленных проблем;
- формирование списочного состава руководящих и педагогических работников – участников мероприятий в рамках реализации программы деятельности форсайт-центра;
- организация мероприятий по обобщению и распространению положительного опыта в управлении образовательными организациями, педагогического опыта;
- вовлечение в проведение мероприятий руководящих и педагогических работников других образовательных организаций, специалистов средних профессиональных, высших учебных заведений, других учреждений и организаций;
- организация мероприятий, направленных на освоение педагогическими работниками инновационных и современных образовательных технологий организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, вовлечения обучающихся в продуктивную творческую деятельность, формирования у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в специальных областях знаний;
- анализ реализации программы деятельности форсайт-центра.
- Содержание деятельности форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
Перспективные направления деятельности форсайт-центра:
- подготовка и проведение семинарских и практических мероприятий для педагогов и руководителей города, реализующих практику внедрения современных инновационных технологий;
- организация методических консультаций по вопросам реализации современных инновационных технологий;
- организация деятельности по апробации инновационных педагогических технологий, методик, моделей и проектов при организации образовательного процесса;
- информационное, методическое и консультационное сопровождение образовательного процесса для всех категорий потребителей услуг форсайт-центра;
- формирование банка современных инновационных технологий и методик;
- ознакомление руководящих и педагогических работников с новинками современной науки и практики на бумажных и электронных носителях.
Форсайт-центр осуществляет свою деятельность через:
- мастер-классы,
- методические семинары,
- научно-практические конференции и круглые столы,
- методические консультации как групповые, так и индивидуальные,
- презентацию передового опыта,
- подготовку методических рекомендаций, буклетов,
- педагогические гостиные,
- подготовку опытных педагогов и специалистов для обмена опытом.
- Механизм реализации форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
№ п/п | Название этапа | Сроки реализации | Название мероприятий этапов |
1 | Организационный | ноябрь 2018 год |
|
2 | Деятельностный | декабрь 2018 года – апрель 2019 года |
|
3 | Рефлексивный | Май – июнь 2019 года |
|
- Состав Совета форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
Куратор форсайт-центра: Лопухова Ольга Владимировна, методист МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования».
Руководитель форсайт-центра: Осадчая Резида Тагировна, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка».
Ответственные за деятельность форсайт-центра:
№ | ФИО | Должность | Место работы |
Борщ Светлана Николаевна | Заместитель заведующего по ВМР | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка» | |
Абилова Наталья Юрьевна | И. о. заместителя заведующего по ВМР | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 62 «Журавушка» | |
Мухаметьянова Елена Юрьевна | Заместитель заведующего по инновационной работе | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 10 «Белочка» | |
Хоменко Ольга Валерьевна | Заместитель заведующего по ВМР | МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 68 «Ромашка» |
- План работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год
(базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
Дорожная карта «Творческий инновационный центр (лаборатория) по внедрению STEAM-технологии
в дошкольном образовании»
Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
№п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные | Ожидаемые результаты |
Организационное обеспечение | |||||
1 | Создать рабочую группу по реализации творческого инновационного центра (лаборатории) по внедрению STEAM- технологии в дошкольном образовании. | Ноябрь 2018 г. | Педагогический совет | Заведующий | Приказ о создании рабочей группы. |
2 | Создать условия для внедрения «STEAM-технологии с детьми старшего дошкольного возраста»: - документальное сопровождение внедрения технологии в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста; - анализ, адаптация и усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды; - изучения кадрового потенциала; - работа с родителями. | Ноябрь 2018 г. | Заседание | Заведующий Рабочая группа | - дополнения в локальные нормативные акты - создана развивающая предметно-пространственная среда на 80%; - выявлены педагоги, готовые работать в рамках реализации «STEAM-технологии»; - охват 60% родительской общественности для сотрудничества в рамках реализации «STEAM-технологии». |
3 | Разработать и определить оптимальную модель организации воспитательно -образовательного процесса в рамках реализации «STEAM-технологии с детьми старшего дошкольного возраста» | декабрь 2018 г. | Круглый стол | Зам. зав. по ВМР, методист | Модель интеграции 5 образовательных областей в специфических видах детской деятельности. |
5 | Реализация и корректировка программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста» | ноябрь 2018 – май 2019 г. | Образовательная деятельность | Воспитатели, педагог-психолог | - наличие апробированного содержания программы; - структура календарно-тематического планирования; - кейс данных по психолого-педагогическим методикам; - увеличен показатель сформированности научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 30%. |
6 | Организовать взаимодействие с ВУЗами г. Нижневартовска по практики студентов и оказанию научно-методической помощи | Январь – апрель 2019 г. | Партнёрское общение | Заведующий | Обеспечена преемственность образовательной цепочки: ДОУ-НОО-ВПО (Договор с ВУЗами) |
Информационное обеспечение | |||||
1 | Размещать информацию о ходе реализации программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста» на сайте образовательного учреждения, ЦРО | ежемесячно | Фотоотчёт | Воспитатели, педагог-психолог | Функционирует постоянно пополняющая страничка официального сайта образовательной организации |
2 | Создать «Институт для родителей» | еженедельно | - группы в социальных сетях Viber, WhatsApp; - практикумы | Воспитатели, педагог-психолог | - повышена компетентность родителей по развитию научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 60% |
3 | Презентация деятельности «Творческого инновационного центра (лаборатории) по внедрению STEAM-технологии в дошкольном образовании» | Январь 2019 г. | Заседание РМЦ для заместителей заведующих | Рабочая группа | - распространён опыт работы на 45 дошкольных образовательных организаций |
Кадровое обеспечение | |||||
1 | Повышения квалификации управленческих кадров, воспитателей и специалистов ДОУ по вопросам формирования научно-технического творчества, организации исследовательской и проектной деятельности, через решение задач технической направленности | ежемесячно | - педагогические гостиные; - самообразо-вание; - открытые мероприятия | Рабочая группа | - повышена компетентность управленческих кадров, воспитателей и специалистов ДОУ по развитию научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на 25% |
Материально-техническое обеспечение | |||||
1 | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с реализацией программы «Развитие научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста» | 1 раз в квартал | Анализ развивающей предметно-пространственной среды | Воспитатели | Презентация образовательных модулей |
2 | Укрепление материально-технической базы ДО | По запросу | Работа с поставщиками | Заведующий Зам. зав. по ВМР Зам. зав. по АХР | - создана развивающая предметно-пространственная среда на 95%. |
Дорожная карта «Проектная деятельность: реализация новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс»
Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №10 «Белочка»
№ п/п | Мероприятия | Примерные сроки | Ответственные | Форма проведения | Ожидаемый результат | |
1 | «Системно-деятельностный подход – основа самостоятельного успешного усвоения обучающимися видов и способов деятельности» | |||||
«Системно-деятельностный подход: ориентация на результаты образования» | Ноябрь 2018 | Мухаметьянова Е.Ю., зам. заведующего по ВМР МАДОУ ДС №10 «Белочка» | - Обеспечение преемственности между ФГОС ДО и ФГОС НОО; - успешное развитие дошкольника при целенаправленном использовании современных развивающих технологий | |||
«Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых при реализации системно-деятельностного подхода» | Хайдарова Марьям Сабировна, педагог-психолог МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Мастер-класс | ||||
«Создание портфолио в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов» | Старицина Вероника Михайловна, воспитатель МАДОУ ДС № 52 «Самолётик» | |||||
«Возможности ментальной арифметики для дошкольников» | Радюк Римма Александровна, воспитатель МАДОУ ДС №48 «Золотой петушок» | Презентация опыта работы | ||||
«Портфолио дошкольника «Учусь жить безопасно» как способ формирования интереса к здоровому, безопасному образу жизни» | Ерошкина Алена Алексеевна, зам. заведующего по ВМР МАДОУ ДС №10 «Белочка» | |||||
2 | «Детское проектирование и экспериментирование как основа системно-деятельностного подхода к образованию» | |||||
«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» | Ноябрь 2018 | Мухаметьянова Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Практикум | - организация образовательной деятельности на основе планирования совместной деятельности взрослого и ребенка; | ||
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» | Сушко Елена Александровна, воспитатель МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка» | Презентация опыта работы | ||||
«Особенности детского проектирования и экспериментирования в ходе реализации НОД» | Волкова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Мастер-класс | ||||
«Детское проектирование через реализацию проекта «Чудо-огород» | Городнова Наталья Викторовна, воспитатель МАДОУ ДС №29 «Елочка» | Мастер-класс | ||||
3 | Опыт реализации модели проектной и обучающе-исследовательской деятельности в соответствии с основной общеобразовательной программой ФГОС ДО в МАДОУ ДС №10 «Белочка» | |||||
Организация интегрированного развивающего пространства с позиции возможностей формирования ключевых компетентностей дошкольников | Март | Шарыпова М.А., заместитель заведующего по ВМР | Очная презентация РППС в группах | - изучение детского исследования и экспериментирования – истинно детской деятельности, и активное внедрение их в практику работы ДОУ; - обеспечение условий для построения единого образовательного пространства ДОУ на основе использования проектно-исследовательского метода, обеспечивающего успешность дошкольника-выпускника; - повышению уровня познавательного развития и предпосылок регулятивных УУД детей; - помощь педагогам при включении родителей в экспериментально - исследовательскую деятельность в соответствии с познавательными интересами детей через использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия с семьями; - помощь педагогам в организации проектно-исследовательской деятельности, имеющей своей целью эффективную подготовку к школе детей с творчески-изобразительной одаренностью | ||
Мухаметьянова Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР | Очная презентация РППС и МТО экспериментальной лаборатории | |||||
Очная презентация выставки методических материалов и разработок педагогов МАДОУ ДС №10 «Белочка по опытно-исследовательской и проектной деятельности в рамках НОД и дополнительного образования | ||||||
Щетинина О.Ю., воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка» | «Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников в процессе обучающего проектирования с использованием технологической карты» (открытый показ НОД) | |||||
«Модель организации исследовательской и экспериментальной деятельности интеллектуально одаренных детей» | Самойлова Е.Л., воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Семейное проектирование и экспериментирование (опыт работы в рамках клубно-лабораторной школы «Мой ребенок – Почемучка» для родителей и детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с признаками интеллектуальной одаренности) – видеопрезентация заседания; мастер-класс | ||||
Бабаева Л.М., воспитатель МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Опыт работы с творчески одаренными детьми старшего дошкольного возраста через использование проектно-исследовательского метода в изобразительной деятельности в рамках программы «Дошколенок: по ступенькам творчества» (мастер-класс или открытый показ занятия) | |||||
4 | Очный этап фестиваля «Страна Почемучек» среди обучающихся образовательных организаций в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы» | |||||
«Лучший социальный проект дошкольника» | Апрель | Мухаметьянова Е.Ю., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ ДС №10 «Белочка» | Защита проектных и исследовательских работ старших дошкольников и первоклассников | - создание предпосылок и условий для развития познавательного и творческого потенциала, эстетического воспитания обучающихся дошкольного возраста и обучающихся 1-х классов общеобразовательных организаций города Нижневартовска; - стимулирование у обучающихся интереса к исследовательской и проектной деятельности как ведущих способов познания окружающего мира; - содействие развитию творческой и исследовательской активности обучающихся; - выявление и поощрение талантливых, творческих обучающихся; - содействие развитию инноваций в образовании, распространение лучшего педагогического опыта организации исследовательской и проектной деятельности с обучающимися | ||
«Лучший творческий проект дошкольника» | ||||||
«Лучший речевой проект дошкольника» | ||||||
«Лучший познавательный проект дошкольника» | ||||||
«Лучший социальный проект первоклассника – 2018» | ||||||
«Лучший творческий проект первоклассника – 2018» | ||||||
«Лучший речевой проект первоклассника – 2018» | ||||||
«Лучший познавательный проект дошкольника – 2018» |
Дорожная карта «Формирование инженерно-технического мышления у детей дошкольного возраста»
на 2018–2019 учебный год
Площадка: МБДОУ города Нижневартовска детский сад №62 «Журавушка»
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ожидаемые результаты | Ответственные | Формы отчетных документов |
1. | Создание творческой группы педагогов | ноябрь | Разработка стратегии развития проектной деятельности: выработка новых нестандартных решений, подбор материальной базы проекта, информационное, методическое сопровождение процесса | Методист | Распоряжение об утверждении творческой группы |
2. | Создание и утверждение плана мероприятий | ноябрь | План-график мероприятий проекта на 2018–2019 уч. г. | Методист | План мероприятий |
3. | Создание предметно-пространственной среды: - создание центров изобретательских задач в группах -пополнение центров экспериментирования - пополнение предметной среды мини-лаборатории | В течение учебного года | Обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности, развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям | Воспитатели групп | Аналитическая справка |
4. | Открытие программ дополнительного образования - «Мнемотехника» - «Малыши играют шахматы» | ноябрь | Расширение образовательных возможностей для воспитанников ДО | Заведующий МАДОУ | Программы дополнительного образования |
5. | Мастер-класс для воспитателей «Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом интеграции образовательных» | ноябрь | Повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС. | Преображенская С.Г. | Мультимедийная презентация |
6. | Проведение игровых, развивающих занятий с использование палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, ТРИЗ в соответствии с возрастом детей | В течение учебного года | Приобретение воспитанниками знаний, навыков и умений, интереса к техническим наукам | Воспитатели групп | План работы воспитателей |
7. | Организация шахматного турнира среди воспитанников ДОУ | Ноябрь | Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку | Воспитатели групп | Фотоотчет |
8 | Презентация: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством использования развивающих игр и головоломок» | Ноябрь | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством математической деятельности | Шапиева А.В. Курманова Л.Я. | Мультимедийная презентация |
9 | Мастер-класс «Образовательная робототехника» (совместно с социальными партнерами) | Декабрь | Внедрение образовательной робототехники в пространстве ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | БУ «Нижневартов-ский социальный гуманитарный колледж» | Мультимедийная презентация |
10 | Проведение совместных интерактивных занятий (взаимопосещение групп) | В течение учебного года | Приобретение детьми дополнительных знаний, расширение кругозора | Воспитатели групп | Фотоотчет |
11 | Оформление уголка для родителей «От любопытства к тяге к знаниям» | В течение учебного года | Повышение родительской компетентности | Творческая группа | Стенд для родителей в группе |
12 | Проектная деятельность | В течение года | Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, формирование естественнонаучных знаний, развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в команде | Воспитатели, родители | Защита проекта, презентация |
13 | Размещение информации на сайте МАДОУ | Ежеме-сячно | Информационное сопровождение процесса | Модератор сайта | Фотоотчет в интернет-пространстве |
14 | Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития дошкольников» | Декабрь | Способствовать развитию мелкой моторики рук, интеллектуальному и творческому развитию, тренировке воображения, памяти и мышления | Сарыева Х.В | Мультимедийная презентация |
15 | Презентация: «Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» | Декабрь | Формирование представлений о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. | Зелинская О.М. | Мультимедийная презентация |
16 | Мастер-класс для педагогов «Обучение игре в шахматы старших дошкольников как средство развития познавательного интереса» | Январь | Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию познавательного интереса и активности у старших дошкольников | Абилова Н.Ю. | Мультимедийная презентация |
17 | Презентация: «Развитие конструктивного математического мышления у старших дошкольников с использованием ЛЕГО-конструирования» | Январь | Формирование математических способностей и познавательной активности посредством образовательных конструктов у дошкольников | Иванова Е.С. | Мультимедийная презентация |
18 | Неделя науки и творчества | Февраль | Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, расширение форм взаимодействия с родителями | Творческая группа | Фотоотчет, аналитическая справка |
19 | Неделя педагогического мастерства, проведение открытых занятий с использование ТРИЗ, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, развивающих игр Воскобовича, Лего-конструирования и т.д. | Февраль | Обмен опытом работы | Воспитатели, специалисты ДОУ | Конспекты занятий |
20 | Мастер-класс для педагогов «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование интерактивных игр» | Март | Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ через создание интерактивной дидактической игры для детей дошкольного возраста | Бородина Н.Е. | Мультимедийная презентация |
21 | Презентация: «Технология кейсов в работе с родителями» | Апрель | Создание условий для профессионального общения педагогов с родителями | Пустовитова О.К. | Мультимедийная презентация |
22 | Организация шахматного турнира среди всех участников образовательных отношений | Апрель | Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку | Воспитатели, дети, родители | Фотоотчет |
23 | Педагогическая гостиная «Инженерия – новые возможности и достижения» | Май | Подведение итогов, обобщение приобретенного опыта | Творческая группа | Протокол собрания, формирования общего банка данных |
Дорожная карта «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных организациях»
Площадка: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №68 «Ромашка»
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные | Результат |
| ||||
1.1. | Издание организационно-распорядительных документов о создании рабочей группы Форсайт центра по направлению «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных организациях», положения о работе Форсайт центра | 2018 год | Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк | Наличие локальных организационно-распорядительных документов |
1.2. | Разработка проекта по теме «Шахматы в детском саду – эффективная модель развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста», программы деятельности по реализации проекта | 2018 год | Зам. зав. по ВМР Хоменко О.В., Рабочая группа | Наличие плана действий по реализации направления «Развитие шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях города» |
1.3. | Заключение договоров о сотрудничестве, составление планов совместной деятельности с социальными партнерами: городским Шахматным центром, школа №12, гимназия №2, школа №22 https://vk.com/chessnv | 2018 год | зам. зав. по ВМР Хоменко О.В. | Обеспечение преемственности в работе по развитию шахматного образования дошкольных учреждений и социальными партнерами |
1.4. | Совершенствование материальной базы ДОУ по развитию шахматного образования. Приобретение интерактивных образовательных ресурсов по обучению детей игре в шахматы. | 2018-2019 год | Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк | Укрепление материально-технической базы по развитию шахматного образования |
1.5. | Приобретение программно-методического комплекта «Феникс» (шахматы для дошкольников), отвечающего требованиям ФГОС ДО | 2018-2019 год | Заведующий ДОУ Т.Н. Градюк | Наличие программно-методического обеспечения по развитию шахматного образования, отвечающего требованиям ФГОС ДО |
1.6. | Создание и ведение страницы о деятельности форсайт центра по направлению «Развитие шахматного образования» на официальном сайте ДОУ | 2018-2019 год | Ответственный за ведение сайта в ДОУ Герлиц Е.Л. | Создание и ведение вкладки на сайте ДОУ «Шахматное образование» Обеспечение открытости внедрения шахматного образования |
1.7. | Создание и ведение электронной газеты для родителей «Шахматное обозрение» | 2019г. | Зам. зав. по ВМР Хоменко О.В., Рабочая группа | Создание единого образовательного пространства ДОУ и семей воспитанников по шахматному образованию дошкольников |
2 Этап педагогического проектирования | ||||
2.1. | Разработка перспективного плана по обучению детей первоначальным умениям игры в шахматы на основе парциальной программы «Феникс» | 2018 год | Рабочая группа | Включение в образовательную программу ДОУ содержания работы по шахматному образованию в часть, формируемой участниками образовательных отношений (внутрисадовый компонент) |
2.2. | Составление опросников для педагогов и родителей по выявлению уровня владения умения игры в шахматы, роли шахматной игры в развитии дошкольников. | 2018 год | Рабочая группа | Оценка степени владения умения игры в шахматы |
2.3. | Составление плана взаимодействия с родительской общественностью с использованием современных активных форм в рамках работы шахматной игротеки для детей и родителей «Уроки шахматного сыщика» | 2018 год | Рабочая группа | Создание единого образовательного пространства семей воспитанников по шахматному образованию дошкольников |
2.4. | Составление плана обучающих семинаров «Шахматный всеобуч» по обучению педагогов игре в шахматы, технологиям обучения дошкольников игре в шахматы | 2018 год | Рабочая группа | Создание постоянно действующего педагогического сообщества «Шахматный всеобуч» |
2.5. | Разработка сценариев организации и проведения олимпиады для дошкольников, фестиваля-конкурса «Юный шахматист» | 2018 год | Рабочая группа | Наличие методического обеспечения |
3 этап. Организация и проведение мероприятий | ||||
3.1. | Организация и проведение обучающих семинаров «Шахматный всеобуч» по обучению педагогов игре в шахматы, технологиям обучения дошкольников игре в шахматы с привлечением социальных партнеров | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов по умению играть в шахматы |
3.2. | Организация круглых столов, мастер-классов по обучению педагогов методике обучения дошкольников игре в шахматы, в том числе с использованием интерактивных образовательных ресурсов (обмен опыта педагогов дошкольных образовательных учреждений) | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, рабочая группа форсайт-центра, педагоги дошкольных образовательных учреждений города | Оказание методической, консультационной поддержки образовательным организациям по вопросу развития шахматного образования Рост профессионального мастерства педагогов по владению методиками обучения дошкольников игре в шахматы |
3.3. | Регистрация и участие в работе в профессиональной ассоциации по шахматам в формате клуба сетевого сообщества «Школлеги» | 2019 год. | Зам. зав. по ВМР, педагоги ДОУ | Обеспечение сетевого взаимодействия по представлению опыта работы по развитию шахматного образования |
3.4. | Создание банка идей (методической копилки из опыта и практики) по шахматному образованию для педагогов, в том числе в электронном формате. | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Создание сборника методических материалов по шахматному образованию |
3.5. | Реализация в рамках образовательной программы перспективного плана по обучению детей первоначальным умениям игры в шахматы на основе парциальной программы «Феникс» | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста | Дети проявляют устойчивый интерес к игре в шахматы; у детей сформированы умения приемов игры в шахматы; будет обеспечена положительная динамика сформированности интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста |
3.6. | Организация работы игротеки для детей и родителей «Уроки шахматного сыщика» | 2019 год | Руководитель игротеки | Популяризация шахматного образования среди детей и родителей, вовлечение родителей в совместные мероприятия |
3.7. | Организация выставок творческих работ «Шахматная страна» (рисунки, поделки на шахматную тему) | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста | Популяризация шахматного образования среди детей и родителей, вовлечение родителей в совместные мероприятия |
3.8. | Организация соревнований по шахматам среди воспитанников дошкольных образовательных организаций – Фестиваль «Юный шахматист» | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Популяризация шахмат среди детей, выявление одаренных детей |
3.9. | Организация и проведение олимпиады по шахматам «Шахматная задача» | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Популяризация шахмат среди детей, выявление одаренных детей |
3.10. | Организация и проведение соревнований по шахматам среди педагогов | 2019 год | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов |
3.11. | Участие в региональной конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры» | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Рост профессионального мастерства педагогов |
4 Аналитический этап (рефлексивный) | ||||
4.1. | Проведение мониторинга оценки качества шахматного образования воспитанников | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, воспитатели групп старшего возраста | Аналитическая справка |
4.2. | Проведение мониторинга уровня подготовки педагогов по шахматному образованию | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Аналитическая справка |
4.3. | Оценка степени удовлетворенности родителей степенью вовлеченности в совместные мероприятия по развитию шахматного образования | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Аналитическая справка |
4.4. | Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Аналитическая справка, публичный доклад |
4.5. | Обобщение и распространение опыта по развитию шахматного образования | 2019 г. | Зам. зав. по ВМР, Рабочая группа | Представление опыта работы по развитию шахматного образования |
- Перспективы работы форсайт-центра «Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания» на 2018–2019 учебный год (базовая организация: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 40 «Золотая рыбка»)
1. Пополнение информационного банка данных инновационных технологий по результатам реализации программы.
2. Предоставление программы на конкурс регионального и федерального уровней.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
протокол заседания и выступления на форсайт-центра по теме "Новые формы и содержания в развитии музыкальных способностей детей, по средствам Духовно-нравственного воспитания"
мой опыт "Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни"...
Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни - выступление на заседание форсайт - центра
Мастер-класс по Развитие вокальных способностей у дошкольников через фольклорные песни, выступление на заседание форсайт-центра, памятка....
Выступления на форсайт-центрах. Публикации в СМИ
Форсайт — это одна из социальных технологий групповой работы. В ходе форсайта участники пытаются выяснить, каким будет будущее, делают свои предположения и определяют, к...
городское выступление на форсайт - центре «Успех каждого ребенка» по теме «Предметно – пространственная среда в ДОО как фактор развития финансово – экономической грамотности дошкольников»
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды.Человек, который уверен в своем будущем, чу...
Выступление на форсайт центре
Выступление на форсайт центре...
Выступление на форсайт-центре
Выступление на форсайт-центре – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании; в развитии конкретного педагога, воспитателя, в самосоверш...
Выступление на форсайт-центре
Выступление на форсайт-центре – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании; в развитии конкретного педагога, воспитателя, в самосовершенств...