"Трудовой кодекс Российской Федерации о Профессиональных стандартах".
статья
- Трудовой кодекс: понятия квалификации, профстандарт, назначения профстандарта, порядок разработки профстандартов.
- Структура профстандарта.
- Уровни образования.
- Порядок применения профстандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoy_kodeks_o_profstandartah.docx | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал составила заведующий ГБДОУ Буклинова Л.С.
Трудовой кодекс Российской Федерации о Профессиональных стандартах
(далее профстандарт).
- Трудовой кодекс: понятия квалификации, профстандарт, назначения профстандарта, порядок разработки профстандартов.
- Структура профстандарта.
- Уровни образования.
- Порядок применения профстандартов.
Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ):
- Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
1.1.Трудовая функция – это то новое, что отличает профстандартов от привычных квалификационных характеристик.
Квалификационные характеристики: Должностные обязанности – должен знать – требования к квалификации (к образованию)
Понятие Трудовая Функция дано в статье 57 ТК РФ: причем в 2х трактовках. | Фактически трудовая функция – это то, что закреплено в трудовом договоре. Формулировка в нем будет зависеть от того, какая трактовка понятия выбрана: |
1. Это работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью с обязательным указанием квалификации; | Работник обязуется исполнять работу в должности воспитателя (а конкретные трудовые обязанности, которые он будет выполнять, будут прописаны в должностной инструкции. |
2. а также это вид конкретной деятельности, которую поручают сотруднику. | Воспитателю поручается выполнение педагогических (конкретные названия) функций |
По смыслу ст.15, ч.2 ст. 57 ТК РФ понятия «должность» и «трудовая функция» – не идентичны: функции воспитателя не относятся только к воспитателю, одна и та же функция может относиться к разным должностям (например, функция разработки и реализации образовательной программы относится к любой педагогической должности по ФЗ-273).
По сути, трудовые функции характеризуют должность.
А сама трудовая функция конкретизируется определенными должностными обязанностями, т.е. конкретными действиями, которые надо совершать для исполнения этой функции.
Итак: трудовая функция работника – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью. При этом отдельно указывается квалификация и конкретный, поручаемый новому сотруднику, вид работы.
ТФ закрепляется документально.
- Прежде всего, в штатном расписании, где указывается профессия и должность.
- Также в тексте заключаемого трудового договора. Подписывая его, работник выражает тем самым свое согласие с указанной трудовой функцией, которую работодатель планирует возложить на него. Как правило, объем трудового договора ограничен и не позволяет расписать подробно все обязанности сотрудника.
- Они прописываются в должностной инструкции.
В профстандарте: указывается должность – прописываются трудовые функции, которые надо исполнять по этой должности – дается характеристика каждой функции:
раскрываются нужные для исполнения каждой функции действия – знания – умения.
Профстандарты объемнее квалификационных характеристик, а именно эти документы в основе должностных инструкций, т.е. Должностная инструкция значительно увеличится, поскольку такой документ переносится в нее полностью.
- Профстандарт сменит действующие сейчас по приказу Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 46. 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
- Для чего профстандарты:
Работодателю:
- При приеме на работу
- Для разработки локальных документов (должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка…)
- Для аттестации
- Для организации повышения квалификации
Населению:
- К выбору профессии
- К выбору программы доп.обучения (при потере работы)
- Для учреждений проф. и доп. образования к разработке программ обучения
- Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов
Сейчас действует госреестр профессиональных стандартов. В нем около 800 профстандартов.
В госреестре много разных сведений, разных справочников о профессиях, должностях, образовании и др.
Найти профстандарт можно по должностям, но профстандарты пишутся не по должностям, а по функциям. А одни и те же функции могут быть у нескольких профессий. Например, воспитатель и учитель – профстандарт педагог.
Для инструктора по физической культуре профстандарт называется ИНСТРУКТОР – МЕТОДИСТ.
В реестре есть проекты профстандартов, которые еще не утверждены, например для логопеда.
Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из 4х частей:
- Общие сведения
- Описание функций (функциональная карта)
- Характеристика конкретных функций
- Сведения о разработчике
- Структура – профстандарта Педагог:
- Общие сведения: Общая характеристика профессии.
- Здесь указывается, как именно называется профессия: педагог
- Должность – воспитатель. Какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею: Педагогическая деятельность в дошкольном образовании
- Цель этой педагогической деятельности - Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) а также ее классификация по ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий). Группа занятий – дошкольное образование
- Вид экономической деятельности – услуги в области дошкольного и начального образования
- Функциональная карта: В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность
- Всего 2 функции: А и В (а есть профстандарты до 18 функций)
- К каждой обобщенной функции есть просто трудовые функции, которые в ней обобщены А – все 3, В – только 1
Уровни образования
5 | 6 | |
Полномочия и ответственность | Решение задач Ответственность за решение задач на уровне группы | + определение задач + на уровне ДОУ |
Характер умений Характер знаний | + инновационные | |
Основной путь достижения уровня | Среднее профессиональное бразование | Высшее (бакалавриат) |
К каждой обобщенной функции есть просто трудовые функции, которые в ней обобщены А – все 3, В – только 1
В следующем разделе с характеристикой обобщенных функций раскрывается каждая входящая в нее трудовая функция.
Трудовые функции раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции (наименование) |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, общего образования | Общепедагогическая функция. Обучение |
Воспитательная деятельность | |
Развивающая деятельность | |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования |
Характеристика обобщенных трудовых функций
Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
- Требования к образованию и обучению
- Требования к опыту работы – нет
- Особые условия – судимость, заболевания…
Сведения об организациях-разработчиках.
Организация-разработчик разработан проект концепции и содержания профстандарта. https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071
- Статья 195.3. Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок применения профессиональных стандартов
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
🡺 Профстандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;
🡺Характеристики квалификации из профстандарта на усмотрение работодателя могут применяться (тогда они полностью переносятся в должностную инструкцию работника) или могут использоваться только частично при разработке разных локальных документов по требованиям к работникам;
- Конкретику по поводу обязательности применения дают нормативные документы от вышестоящих органов, которым подчинено ГБДОУ.
ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 46. 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
ФЗ-273 «Об образовании в РФ» принят 29.12.2012 вступил в силу 01.09.2013. Профстандарта еще не было, действовал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г.
В 2013 году выходит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом МО 13.10.2013, вступил в силу 01.01.2014. Начал действовать после внедрения (перехода с ФГТ на ФГОС) 01.01.2016.
Профессиональный стандарт Утвержден приказом Минтруда и соцзащиты от 18.10.2013 № 544н.
В приказе говориться, что профстандарт начинает применяться с 01.01.2015 г.
В конце декабря 2014г. внесено изменение - начинает применяться с 01.01.2017 г.
В 2016 году выходит Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями ...» и устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов:
- работодатель должен разработать план перехода на профстандарт и выполнить этот план к 1 января 2010г.
- в тот переходный период уже должна начаться реализация ПС в части требований к квалификации, т.е. надо выявить тех работников, чье образование не соответствует требованиям ПС и предупредить их об том. И у них будет еще 3 года для того, чтобы достичь соответствия.
В итоге: профстандарт вступил в действие с 1 января 2017 г., но в течение 3х лет он находится в процессе внедрения до 1 января 2020 г.
Когда в процессе внедрения находился ФГОС, работа на его основе не проверялась; но ровно с января 2016 г. сразу начались жесткие проверки соответствия работы ФГОСу.
К концу переходного периода планы внедрения профстандарта должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.
В целом, если есть особые условия допуска к работе, профстандарт должен использоваться обязательно.
Если особых условий нет, профстандарт используется на усмотрение администрации.
До 01.01.2020 организации с долей государственного участия более 50% завершают поэтапное внедрение профессиональных стандартов согласно (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584).
Ответственность за несоблюдение требований профстандартов уже установлена ст. 5.27 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии со статьей:
- за однократное нарушение - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
- за повторное нарушение на должностных лиц может быть наложен штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 – 70 000 руб.
Разработчик: О применении профессиональных стандартов см. также:
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и ...;
Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122).
Национальный реестр профессиональных стандартов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...
Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.
«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»...
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».
Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...
Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов
Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...