"Трудовой кодекс Российской Федерации о Профессиональных стандартах".
статья

Буклинова Лариса Серафимовна
  • Трудовой кодекс: понятия квалификации, профстандарт, назначения профстандарта, порядок разработки профстандартов.
  • Структура профстандарта.
  • Уровни образования.
  • Порядок применения профстандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoy_kodeks_o_profstandartah.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Материал составила заведующий ГБДОУ Буклинова Л.С.

Трудовой кодекс Российской Федерации  о Профессиональных стандартах

(далее профстандарт).

  • Трудовой кодекс: понятия квалификации, профстандарт, назначения профстандарта, порядок разработки профстандартов.
  • Структура профстандарта.
  • Уровни образования.
  • Порядок применения профстандартов.

Профессиональные стандарты разработаны и применяются согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ):

  1. Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

1.1.Трудовая функция – это то новое, что отличает профстандартов  от привычных квалификационных характеристик.

Квалификационные характеристики: Должностные обязанности – должен знать – требования к квалификации (к образованию)

Понятие Трудовая Функция  дано  в статье 57 ТК РФ: причем в 2х трактовках.

Фактически трудовая функция – это то, что закреплено в трудовом договоре.

Формулировка в нем будет зависеть от того, какая трактовка понятия выбрана:

1. Это работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью с обязательным указанием квалификации;

Работник обязуется исполнять работу в должности воспитателя (а конкретные трудовые обязанности, которые он будет выполнять, будут прописаны в  должностной инструкции.

2. а также это вид конкретной деятельности, которую поручают сотруднику.

Воспитателю поручается выполнение педагогических (конкретные названия) функций

 По смыслу ст.15, ч.2 ст. 57 ТК РФ понятия «должность» и «трудовая функция» – не идентичны: функции воспитателя не относятся только к воспитателю,  одна и та же функция может относиться к разным должностям (например, функция разработки и реализации образовательной программы относится к любой педагогической должности по ФЗ-273).

По сути, трудовые функции характеризуют должность.

А сама трудовая функция конкретизируется определенными должностными обязанностями, т.е. конкретными действиями, которые надо совершать для  исполнения этой функции.

Итак: трудовая функция работника – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией и специальностью. При этом отдельно указывается квалификация и конкретный, поручаемый новому сотруднику, вид работы.

ТФ закрепляется документально.

  1. Прежде всего, в штатном расписании, где указывается профессия и должность.
  2. Также  в тексте заключаемого трудового договора. Подписывая его, работник выражает тем самым свое согласие с указанной трудовой функцией, которую работодатель планирует возложить на него. Как правило, объем трудового договора ограничен и не позволяет расписать подробно все обязанности сотрудника.
  3. Они прописываются в должностной инструкции.

В  профстандарте: указывается должность –  прописываются трудовые функции, которые надо исполнять по этой должности – дается характеристика каждой функции:

раскрываются нужные для исполнения каждой функции действия – знания – умения.

Профстандарты объемнее квалификационных характеристик, а именно эти документы в основе должностных инструкций, т.е.  Должностная инструкция значительно увеличится, поскольку такой документ переносится в нее полностью.

  1. Профстандарт  сменит действующие сейчас по приказу Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н "Квалификационные характеристики должностей работников образования"

ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 46. 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

  1. Для чего профстандарты:

Работодателю:

  • При приеме на работу
  • Для разработки локальных документов (должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка…)
  • Для аттестации
  • Для организации повышения квалификации

Населению:

  • К выбору профессии
  • К выбору программы доп.обучения (при потере работы)
  • Для учреждений проф. и доп. образования к разработке программ обучения
  1. Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Сейчас действует госреестр профессиональных стандартов. В нем около 800 профстандартов.

В госреестре  много разных сведений, разных справочников о профессиях, должностях, образовании и др.

Найти профстандарт можно по должностям, но профстандарты  пишутся не по должностям, а по функциям. А одни и те же функции могут быть у нескольких профессий. Например, воспитатель и учитель – профстандарт  педагог.

Для инструктора по физической культуре профстандарт называется  ИНСТРУКТОР – МЕТОДИСТ.

В реестре есть  проекты профстандартов, которые еще не утверждены, например для логопеда.

Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из 4х частей:

  • Общие сведения
  • Описание функций (функциональная карта)
  • Характеристика конкретных функций
  • Сведения о разработчике

  1.  Структура – профстандарта Педагог:
  1. Общие сведения:  Общая характеристика профессии.
  • Здесь указывается, как именно называется профессия: педагог
  • Должность – воспитатель. Какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею: Педагогическая деятельность в дошкольном образовании
  • Цель этой педагогической деятельности - Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) а также ее классификация по ОКЗ (Общероссийский классификатор занятий). Группа занятий – дошкольное образование
  • Вид экономической деятельности – услуги в области дошкольного и начального образования
  1. Функциональная карта:  В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность
  • Всего 2 функции: А и В (а есть профстандарты до 18 функций)
  • К каждой обобщенной функции есть просто трудовые функции, которые в ней обобщены А – все 3, В – только 1

Уровни образования

5

6

Полномочия и ответственность

Решение задач

Ответственность за решение задач на уровне группы

+ определение задач

+ на уровне ДОУ

Характер умений

Характер знаний

+ инновационные

Основной путь достижения уровня

Среднее профессиональное

бразование

Высшее (бакалавриат)

К каждой обобщенной функции есть просто трудовые функции, которые в ней обобщены  А – все 3, В – только 1

В следующем разделе с характеристикой обобщенных функций раскрывается каждая входящая в нее трудовая функция.

Трудовые функции раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога.

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции (наименование)

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, общего образования

Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Характеристика обобщенных трудовых функций

 Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.

  • Требования к образованию и обучению
  • Требования к опыту работы – нет
  • Особые условия – судимость, заболевания…

Сведения об организациях-разработчиках.

Организация-разработчик разработан  проект концепции и содержания  профстандарта.  https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071

  1. Статья 195.3. Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

🡺 Профстандарты   обязательны   для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;

🡺Характеристики квалификации из профстандарта на усмотрение работодателя могут применяться (тогда они полностью переносятся в должностную инструкцию работника) или могут использоваться только частично при разработке разных локальных документов по требованиям к работникам;

  1. Конкретику по поводу обязательности применения дают  нормативные документы от вышестоящих органов, которым подчинено ГБДОУ.

ФЗ-273 «Об образовании в РФ» Статья 46. 1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

ФЗ-273 «Об образовании в РФ»  принят 29.12.2012 вступил в силу 01.09.2013. Профстандарта еще не было, действовал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г.

В 2013 году выходит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный  приказом МО 13.10.2013, вступил в силу 01.01.2014. Начал действовать после внедрения (перехода с ФГТ на ФГОС) 01.01.2016.

Профессиональный стандарт Утвержден приказом  Минтруда и соцзащиты  от 18.10.2013 № 544н.

В приказе говориться, что профстандарт начинает применяться с 01.01.2015 г.

В конце декабря 2014г. внесено изменение - начинает применяться с 01.01.2017 г.

В 2016 году выходит  Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями ...» и   устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов:

 - работодатель должен разработать план перехода на профстандарт и выполнить этот план к 1 января 2010г.

- в тот переходный период уже должна начаться реализация ПС в части требований к квалификации, т.е. надо выявить тех работников, чье образование не соответствует  требованиям ПС и предупредить их об том. И у них будет еще 3 года для того, чтобы достичь соответствия.

В итоге:  профстандарт  вступил в действие  с 1 января 2017 г., но в течение 3х лет он находится в процессе внедрения до 1 января 2020 г.

Когда  в процессе внедрения находился ФГОС, работа на его основе не проверялась; но ровно  с января 2016 г. сразу начались жесткие проверки соответствия работы ФГОСу.

К концу переходного периода планы внедрения профстандарта должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

В целом, если есть особые условия допуска к работе, профстандарт должен использоваться обязательно.

Если особых условий нет, профстандарт используется  на усмотрение администрации.

До 01.01.2020 организации с долей государственного участия более 50% завершают поэтапное внедрение профессиональных стандартов согласно (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584).                                                                                        

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов  уже установлена ст. 5.27 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии со статьей:

  • за однократное нарушение  -  предупреждение  или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
  • за повторное нарушение на должностных лиц может быть наложен штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 – 70 000 руб.

Разработчик: О применении профессиональных стандартов см. также:

Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и ...;

Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122).

http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

Национальный реестр профессиональных стандартов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»...

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Профессиональный стандарт педагога в контексте ФГОС ДО. Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Что такое профессиональный стандарт? Давайте разбираться.Остановимся на втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в Профессиональный стандарт».Основной педагогической деятельност...

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вместо действовавшего до этого КоБС РСФСР. Семейный кодекс состоит из восьми разделов

Семейный Кодекс Российской Федерации — основной кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий семейные отношения на территории Российской Федерации. Был принят вмес...