АОП для ЗПР
методическая разработка
Предварительный просмотр:
|
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»
Адаптированная образовательная программа
для ребенка с ОВЗ.(образец)
И.Ф.О
Дата рождения
Срок реализации 2
Согласованно(подпись родителей, законных представителей)_____________
Разработали: Председатель ПМПк МБДОУ №27 С.Ю. Степурка
Учитель –логопед Н.Н. Мариненко
Педагог - психолог Т.В. Бурдина
Воспитатели: Шишигина И.Н., Бокова Ю.В.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко» г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой получения образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях.
Международные документы:
- Всеобщая Декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года) положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
- Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.) принцип 5 – «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».
- Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (от 14.12.1960 г.)
- Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (Саламанкская декларация) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.,
- Федеральный закон № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124,
- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы (от 17 марта 2011 г. № 175).
- Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 01.06.2012, № 761)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)
Статьи (34, 42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)(приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)
- Федеральный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014
Региональные документы:
- Закон «Об образовании в Красноярском крае» от 26 июня 2014 г. №6-2519
(Статья 12)
- Постановление правительства Красноярского края от 23 июня 2014 года №244-п http://zakon.krskstate.ru/doc/19129
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 -13.
Основой для разработки данной программы явились:
- «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985),
- программно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004)
- «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) (под ред. проф. Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелева),
- программно-методическое пособие «Развитие речи и психических процессов» Карпова, Мамаева.
В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой, двигательной сфер ребенка;
- развития позитивных качеств личности ребенка;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
Данная программа предназначена для работы с ребенком возраста от 5 до 7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.
Реализация данной программы осуществляется совместно с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии. Коррекционно-развивающие воздействия педагога-психолога, учителя–логопеда, учителя- дефектолога (сетевое взаимодействие с ЦДиК), воспитателей группы позволят создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательного процесса.
- Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики особенностей развития ребенка с ЗПР.
Общие сведения о ребенке
1. Ф.И. ребенка, дата рождения
- Группа здоровья
- Ребенок воспитывается в неполной, семье. Ребенка воспитывает мама. Отмечается скованность в общении, поведение организовано, к лидерству не стремится, проявляет интерес к занятиям, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует адекватно и спокойно.
- Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.
- Математические представления развиты недостаточно не знает название цифр, не показывает их по слову взрослого, не называет геометрические фигуры, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.
- Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется в пространстве и времени не в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).
- Конструктивный праксис интереса в игры с конструктором не испытывает, постройки самостоятельно совершает неохотно, не достаточно владеет работой с бумагой.
- Развитие речи речь затруднена, встречаются ошибки в словах сложного слогового состава. Затрудняется в пересказе (с помощью наводящих вопросов), не может выразительно и связно участвовать в диалогической беседе.
- Звукопроизношение: характеристика по группам звуков: сигматизм, ламбдацизм, ротацизм; смешение звуков. Слоговая структура: нарушена в словах, в предложениях Лексика: лексический запас сформирован не достаточно. Грамматический строй: ошибки в словоизменении, словообразовании. Связная речь: по наводящим вопросам.
- Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень. Отвечает на вопросы односложно, встречаются аграмматизмы в предложении, лексическое значение слов не всегда правильно понимает, слоговая структура многих слов нарушена.( При стечении согласных и в словах, лексическое значение которых ребенок не знает).
- Интеллектуальное развитие: мыслительные операции сформированы недостаточно: затрудняется при исключении четвёртого лишнего предмета на наглядном уровне, классифицирует предметы с помощью взрослого, подбирает обобщающее слово к ряду предметов с помощью педагога («Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты»). Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена. Представления о сенсорных эталонах сформированы недостаточно Соотносит предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5 фрагментов
- Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу, штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.
- Игровая деятельность предпочитает играть в активные игры, принимает участие в сюжетно-ролевых играх.
1.2.2. Характеристики особенностей развития дошкольников с задержкой психического развития.
Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К. С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения
задержки развития, выделяя четыре типа:
- ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.
- ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.
- ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные
неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к вундеркинду. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, чувство долга и ответственности, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.
- ЗПР церебрально-органического происхождения – группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности. Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.). Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают изначительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава). Многие исследователи (Т. В. Егорова, В.Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия. Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов. Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР. У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава). Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя - логопеда, воспитателей группы, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
1.2.3. Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель программы:
Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений, познавательной и эмоционально-волевой сферы, психолого–педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- Осуществлять диагностику путем профилактики и координации речевых и психических нарушений ребенка с ОВЗ.
- Корректировать и развивать все психические процессы с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника
- Обеспечивать информированность родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении общей образовательной программы, оптимальное включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.
1.2.4..Принципы к формированию реализации адаптированной образовательной программы.
Принцип индивидуализации, который предполагает учет индивидуально-личностных особенностей ребенка: возраст, тип детско-родительских отношений, уровень общего состояния ребёнка.
Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед, (психолог, воспитатель и др.) включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть нарушение.
Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольника на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
1.2.5. Целевые ориентиры
Социально-коммуникативное развитие | - владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; - выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; - участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; - передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику; - регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.); - отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми; - использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.; - переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре; - стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого. |
Познавательное развитие | - обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи; - использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности; - выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию); - самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа; - воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов; - устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; - демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов; - моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей; - владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры); - определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела. - определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь); - использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не - владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора); - создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей). |
Речевое развитие | - самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); - правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении; - грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; - владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; - использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения; - объясняет значения знакомых многозначных слов; - пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; - пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи; - выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры; - отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»; - обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой. |
Художественно-эстетическое развитие | - стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.); - владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.); - знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок; - понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская); - умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности; - эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов; - проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; - имеет элементарные представления о видах искусства; - воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; - сопереживает персонажам художественных произведений. |
Физическое развитие | - выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых; - выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения; - выполняет разные виды бега; - сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы; - осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений; - знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта; - знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
2. Содержательный раздел
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования от 14.11.2018.г ребенок имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Рекомендовано:
Организация образовательного процесса.
Форма получения образования | Образовательная организация |
Программа обучения | Воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития. |
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи. | Индивидуальные формы логопедического и педагогического воздействия. Использование наглядно-практических методов, формирование полноценной звуковой стороны речи. Овладение элементами грамоты, дальнейшее развитие связной речи. |
Организация психолого-медико-педагогической помощи.
Специалисты | Направление |
Логопед | Коррекция всех сторон речи. |
Психолог | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических, интеллектуальных процессов. |
Дефектолог (ЦДК) | Коррекция познавательных процессов. |
Общее количество и продолжительность занятий учителя-логопеда и педагога-психолога определяется решением ПМПк.
Повторная ПМПК в декабре 2019 года.
Ребенок посещает старшую группу комбинированной направленности, в которой образование осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ №27. Образовательная деятельность проводят; воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. В МБДОУ №27 отсутствует учитель-дефектолог, осуществляется сетевое взаимодействие с ЦДиК. Родителям даны рекомендации посещать занятия дефектолога в центре диагностики и консультирования.
В группе комбинированной направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для Богдана с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В результате реализации Программы ребенок с ЗПР:
- имеет стабильную динамику физического и нервно–психического развития:
- обладает продуктивным и более устойчивым вниманием,
- у него развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое
мышление, ручная моторика;
- владеет диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы и грамотно отвечает на них;
- инициативно высказывается в диалоге, стремится вступить в диалог;
- он социально адаптирован к жизни в обществе:
- владеет культурно – гигиеническими навыками, соблюдает элементарных правил здорового образа жизни;
- сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности с учётом психомоторного развития
- любознательность, активность, задает вопросы воспитателю, любят экспериментировать;
- эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
- использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет договариваться;
- умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- имеет первичные представления о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире и природе;
- владеет предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Структура организованных форм обучения разработана с учетом специфики развития детей дошкольного возраста c ЗПР.
Режим комбинированной группы, длительность пребывания в ней дошкольника, а также учебные нагрузки не превышают нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.
В неделю предусматривается 4 комплексных коррекционно-развивающих вида деятельности для развития мелкой моторики, внимания, памяти, различных видов восприятия, не за счет времени отводимого на прогулку или сон.
Содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей ребенка;
-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения ребенком основной общеобразовательной и дополнительных программ и их интеграции в образовательном учреждении.
2.1. Содержание коррекционной работы
Специалист ( ФИО) | Направление работы | Режим | Формы организации коррекционно- развивающей работы |
Воспитатели: Шишигина И.Н., Бокова Ю.В. | Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности | 5 дней в неделю | Разнообразные |
Учитель-логопед: Мариненко Наталья Николаевна | Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития | 2 раза в неделю | Индивидуальные Подгрупповые |
Педагог-психолог: Бурдина Тамара Викторовна | Психологическая помощь - игровое взаимодействие по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер | 2 раза в неделю | Индивидуальные |
Инструктор по физической культуре: Савченко Татьяна Рихердовна | Физкультурные занятия | 2 раз в неделю | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
Муз .руководитель: Войтова Оксана Анатольевна | Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые Индивидуальная работа во время организации ООД |
2.1.1. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинг |
|
| Специалисты ПМПк Специалисты ПМПк Председатель ПМПк Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода |
Воспитание |
|
направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекция, развитие. |
|
| Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образование |
|
| Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
2.1.2. Программно-методическое обеспечение
Область | Задача | Содержание | Ожидаемый результат |
Речевое развитие | -развивать речевую активность ребенка; -развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми, -расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей; -формировать умение понимать содержание литературных произведений; -разучивать с детьми стихотворения; | Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок. Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…» Коллективные рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору» Артикуляционная гимнастика. | Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений. |
Художественно-эстетическое | развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату; -уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках, -формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок; -учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание; -формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием; -развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами; -формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать, оттягивать, соединять части и пр.); | Рисование различных пород дерева, рисование улиц. Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища. Рисование портрета мама. Лепка фигур человека и животных с передачей характерных Движений. Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере», «В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» . Пальчиковые игры | Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков. Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет. Владеет кистью, карандашами, и фломастерами. Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных. |
Познавательное развитие | – продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования; -– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания, образе жизни животных и растений; – углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы; -формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи; -развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус; - совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения), -развивать ориентировочные действия на листе бумаги, -формировать умение образовывать последующее число добавлением одно- го предмета к группе, -знакомит с количеством в пределах десяти; -формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов; | Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах. Игры эксперименты с водой, песком, камнями. Игры и упражнении я со строительными наборами. д/и «Какой цифры не стало?», «Найди такой же узор», «Каждую фигуру на свое место», «Кто больше увидел» | Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни. Знает и называет явления природы. Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу. Ориентируется на листе бумаге и в пространстве. Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству. Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления. |
Игровая деятельность (социально-коммуникативное) | Вызывать у ребенка интерес С/Р играм; – закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры; – формировать умение обыгрывать сюжеты, – формировать умение использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители; – развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий; – учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры; – закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. | Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр» | Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители. |
Физическое воспитание | -развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое; – формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции взрослых; – воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах движений; -формировать умение выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны, при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера; – формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия; – формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола; | Бег наперегонки, ловишки в кругу, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу. | Выполняет упражнения по словесной инструкции. Старается сохранять осанку во всех видах деятельности.. Выполняет разный вид бега, может быть направляющим в колоне. Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие. Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 6 раз. |
2.1.3. Организация работы учителя-логопеда
Содержание | Дата | Возраст | Контроль | |
1. | Обследование устной речи ребенка. | сентябрь | 4 года | Протоколы. Оформление речевой карты. Составление маршрута сопровождения |
2. | Коррекционно-развивающие занятия с ребенком | октябрь-апрель | Индивидуальная программа сопровождения (Приложение..) | |
4. | ПМПК по результатам коррекционной работы | Май 2019 г | Комиссии ПМПК Документы на ПМПК |
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Наименование программы, методики | Автор | Возраст |
Учим говорить правильно Система коррекционной работы Говорю правильно Будем говорить правильно | Т.А.Ткаченко Н.В. Нищева О.Е. Громова Н.В. Нищева | 5 – 7 лет 5-7 лет 3 – 7лет 3 -7 лет |
Коррекция ОНР у дошкольников | Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова | 5 -7 лет |
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН | В.В. Коноваленко | 7 лет |
Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи | Л.И. Белянова | 4 – 7 лет |
Коррекция нарушения слоговой структуры слова Преодоление нарушений ССС Программа Программа обучения и воспитания детей с ФФН Формирование речи у дошкольников Преодоление ОНР у дошкольников | Т.А.Ткаченко З.Е. Агранович Васильева Т.Е.Филичева,Г.В.Чиркина Л.Н.Ефименкова Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Е.Филичева | 4 – 6 лет 3 – 7 лет 3 – 7лет 5 – 6 лет 3 -7 лет 3 – 7 лет |
Коррекция речевого развития.
Направление коррекционной работы | Содержание | |
Моторика | Артикуляционная Мелкая Общая | Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки). Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру). Двигательные упражнения и имитация действий |
Просодика: Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание | Двигательные артикуляционные упражнения, упражнения с речевым сопровождением (выработка правильной воздушной струи, работа над интонацией, паузацией, дикцией, ударным слогом). | |
Фонематические процессы | Формирование первичных навыков операций звукового анализа и синтеза. Развивать слуховое внимание на неречевых и речевых звуках в д/играх « Какой музыкальный инструмент звучит?», «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?». Развитие слуховой памяти. | |
Звукопроизношение | Подготовить речевой аппарат к постановке шипящих и сонорных звуков. Автоматизировать звуки в разных позициях, в словах, слогах, предложениях и в разговорной речи. Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. | |
Слоговая структура слова | Работа над словами со стечениями согласных в слогах и в словах, имеющих много слоговую структуру. Речевой материал из обиходного словаря. | |
Лексика | Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д. Обогащать словарь наречиями, антонимами, сложными предлогами. | |
Грамматический строй речи | Формировать функции словообразования и словоизменения на материале лексических тем. | |
Связная речь | Развивать связную речь. Совершенствовать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках. Учить пользоваться в речи предложениями разной конструкции. |
График подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. (Приложение 1)
2.1.4. Организация работы педагога-психолога
Основные направления деятельности педагога - психолога:
- получение информации об уровне психического развития ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем.
- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития;
- оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
- создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Основные задачи работы педагога - психолога:
- Помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие способности.
- Устранить искажение эмоционального реагирования и стереотипов поведения,
- Наладить полноценные контакты ребенка со сверстниками.
- Сформировать основы позитивной Я – концепции ребенка.
- Развивать способность ребенка к эмпатии.
- Формировать позитивное отношение к себе и окружающим.
- Способствовать развитию основных когнитивных процессов память, внимание, мышление.
Организация работы педагога – психолога
Коррекционная работа с ребенком проводится индивидуально и подгруппами.
Планирование работы с ребенком осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту (Приложение 2), при составлении которого учитываются психические и физические возможности ребенка, по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Занятия проводятся педагогом-психологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе. Продолжительность занятия 20 минут.
График работы (Приложение 1)
Форма работы:
- подгрупповая -1 раз в неделю
- индивидуальная – 1 раз в неделю
Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Наименование программы, методики | Автор | Возраст |
«Развитие познавательных способностей детей» | В.Л. Шарохина | 3 – 7 |
«Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». | Т.В. Башаева | 3 – 7 |
«Развивающие игры для дошкольников» | Н.В. Новотворцева | 3 – 7 |
«Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников» | Н.М. Пылаева. Т.В.Ахутина | 5-7 |
«Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду» | Н.Н. Павлова Л.Г. Руденко | 3-7 |
«Развитие математических способностей дошкольников»; | К. В. Шевелев | 3-7 |
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» | А.В. Белошистова | 5-7 |
«Психогимнастика», | М.И. Чистяковой Е.А. Алябьева | 3-7 |
«Цветик-семицветик», | Н.Ю. Куражева Н.В. Вараева | 4-6 |
«Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.» | Н.Ю. Борякова | |
«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» | А.В.Семенович | 4-7 |
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. – М., 2005 | С.Г. Шевченко. | 5-7 |
Программно-методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» | Шевченко С.Г . | 5-7 |
Перспективное планирование деятельности педагога-психолога
Основные направления | Содержание | Сроки |
Работа с ребенком Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление | 1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития Иванова Даниила(познавательной сферы и ведущей деятельности). 2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамикиИванова Даниила. 1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год. 2.Составление циклограммы деятельности. 3.Проведение (подгрупповой) деятельности по развитию эмоционально-волевой сферы. 5.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности по развитию познавательной сферы. | Октябрь, декабрь, май Сентябрь Октябрь-март Октябрь-март |
Работа с педагогами Консультативное направление | 1.Планированные коррекционно-образовательной деятельности с учетом комплексного обследования Иванова Даниила. 2.Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса Иванова Даниила. 3.Консультации, беседы, семинары-практикумы для воспитателей группы | Октябрь, январь, май В течение года В течение года |
3. Организационный раздел.
3.1 Режим дня
Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.
Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5.5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5 часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в средней группе и старшей (дети 5-го -6-го года жизни) -11занятий.Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в средней группе не должно превышать двух.
Продолжительность занятий для детей 5-6 лет-20 мин, 6-7 лет 20 мин.