Рабочая программа вокального Центра (кружок) "Калейдоскоп голосов"
рабочая программа
формирование художественно-эстетической культуры дошкольника, его творческой инициативы, музыкальных его способностей, через призму эмоционально-выразительных средств вокального исполнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_programma.docx | 113.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: художественно-эстетическая
ПРЕДМЕТ: музыка (вокальное исполнительство)
ВОЗРАСТ: дети дошкольного возраста 4-7 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: не ограниченный
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….............. Актуальность программы………………………………………………………..…… Педагогическая целесообразность…………………………………………………… Цель вокального кружка………………………………………………………………… Задачи вокального кружка………………………………………………………….…... Организация и проведение занятий………………………………………………..…… Концептуальные основы деятельности………………………………………………… Основополагающие принципы…………………………………………………….…… Приёмы обучения пению……………………………………………………………..… Формы и методы реализации программы……………………………………………… Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет………………………………………..…… Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет…………………………………………..… Подразделы программы…………………………………………………………….…… Структура занятия……………………………………………………………….……… Методы и приёмы для активации певческой деятельности………………………..… Планирование Перспективное планирование занятий для детей 4-5 лет………………………..…… Перспективное планирование занятий для детей 5-7 лет………………………..…… Результативность уровня развития вокальных способностей детей План выступлений вокального кружка………………………………………………… Прогнозируемые результаты…………………………………………………………… Диагностика уровня развития певческих умений…………………………………...… Перечень программно-методического обеспечения…………………………...……… Рекомендованная литература…………………………………………………....…… | 4 6 6 6 7 7 8 8 9 10 11 12 15 18 19 20 22 28 28 29 30 31 |
Пояснительная записка
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Современная наука признает дошкольное детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство…».
Дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и, следовательно, задача педагога, ввести ребёнка в мир большого искусства. Бесспорно, что своеобразие познавательного содержания музыки определяется её проникновением в глубины человеческой души, благодаря чему, она помогает раскрыть богатый внутренний мир дошкольника.
Как говорил Д.Б. Кабалевский, «Пусть дети как можно больше и разнообразнее проявляют себя, пусть это будет синтез актёрства и пластики, пения и танца, всё это есть самовыражение, саморазвитие и только в гармонии искусств возможен рост души, надо только умно и тонко помочь понять».
Рабочая программа разработана с учётом основных принципов, требований к организации кружковой музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей. Программа «Калейдоскоп голосов» соответствует основным нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
- Уставом МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118»
Опираясь на современную, научную концепцию дошкольного воспитания о признании самоценности этого периода детства, программа, имеет художественно-эстетическую направленность. В доступной, игровой форме, она обращена на развитие вокальных данных, формирование музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховых представлений звуковысотных соотношений; на совершенствование дикции дошкольника, подвижности артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба и т.д.), певческого дыхания, чистоты вокального интонирования. Особое внимание, уделено единству художественного слова и музыки, что даёт возможность ребёнку обогатить свой словарный запас, при этом полноценно осознать содержание текста произведения. Следовательно, комплекс музыкальных умений, необходимых для сохранения в памяти и воспроизведения мелодии песен, необычайно велик – это и чувство ладотональности, и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память. Их развитие в процессе исполнения осуществляется непринуждённо, взаимосвязано, гармонично.
В программе «Калейдоскоп голосов», представлена структура индивидуального педагогического воздействия на помощь в формировании ярко-выраженных музыкальные способностей, устойчивых умений и навыков воспитанников в певческом искусстве.
Актуальность программы
Пение, является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокальных техник (в том числе эстрадных), воспитанники осваивают основы певческого исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают азы актёрского мастерства. Через игру, воображение и фантазию, происходит короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка и снятия его мышечной зажатости.
Именно для того, чтобы воспитанник, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и разработана программа «Калейдоскоп голосов».
Педагогическая целесообразность программы
Кроме развивающих и обучающих задач, пение решает ещё немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Вокал благотворно влияет на развитие голосового аппарата как для всех детей, так и для воспитанников с речевыми нарушениями, что помогает им строить плавную и непрерывную речь. Пение в группе (ансамбле) представляет собой действенное средство в снятии застенчивости, является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.
Со временем пение становится для ребёнка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цели и задачи вокального кружка
Цель: формирование художественно-эстетической культуры дошкольника, его творческой инициативы, музыкальных его способностей, через призму эмоционально-выразительных средств вокального исполнения.
Задачи:
- Формирование интереса к вокальному искусству;
- Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон;
- Развитие музыкального слуха, и его координации с голосом;
- Развитие чистоты интонирования, чёткой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;
- Развитие мотивации, творческого подхода детей к вокальному исполнительству;
- Поддержание инициативы и стремления воспитанников выйти на широкую общественность.
Организация и проведение занятий
Программа «Калейдоскоп голосов» рассчитана для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Образовательная деятельность осуществляется с октября по май, длительностью 25-30 минут, один раз в неделю во второй половине дня после дневного сна с оптимальным количеством детей 8-10(12) человек. В середине непрерывной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Непосредственно образовательная деятельность кружка осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года).
Концептуальные основы деятельности
Цель: помочь ребёнку в овладении необходимыми навыками в певческом исполнительстве.
Задачи:
- развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух;
- добиваться точного интонирования мелодии в пределах ре-си1(до2) октавы;
- побуждать петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание);
- направлять на осознанное понимание дыхания перед началом песни и между музыкальными фразами;
- учить самостоятельно начинать и заканчивать песню;
- развивать стремление петь индивидуально и коллективно, стараться проявлять творческую активность;
Основополагающие принципы
Развитие и бучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов:
- Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание чувств к прекрасному в жизни и искусстве. Обогащая духовный мир ребёнка, где происходит развитие гибкости мышления, внимания, воображения, речи.
- Принцип доступности.
Содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их воспитанниками соответствуют возрасту и уровню их музыкального развития.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
В начале учебного года даются более лёгкие задания, чем в его завершении; постепенно переходя от усвоенного к новому, и от знакомого, незнакомому.
- Принцип наглядности.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основным приёмом наглядности, является образец исполнения песни педагогом.
- Принцип сознательности.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности воспитанников имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
- Принцип прочности.
Выученные детьми песни, через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Вокальные умения утрачиваются, если воспитанники долго не упражняются в пении.
Программа кружка «Калейдоскоп голосов» выстроена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Так же, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, позволяющая решать поставленные цели и задачи, при использовании разумного «минимума» материала.
ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ
1. Показ с пояснением. Пояснение, сопровождающее показ музыкального руководителя, разъясняет смысл и содержание песни. Если произведение исполняется не в первый раз, объяснение может быть и без показа.
2. Игровой приём. Применение игрушек, картин, образных упражнений делают НОД более продуктивной. Повышается активность воспитанников, развивается их сообразительность, а также закрепляются знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопрос. Вопрос педагога к воспитанникам, побуждает к активизации мышления и речи детей.
4. Качество детского исполнения. Оценивая качество детского исполнения, учитываются возрастные особенности, его активность, подготовленность. В случаи не точного исполнения (интонирования), педагог даёт корректное направление для осознания ребёнком неверности, давая возможность исправить свои ошибки, при этом вселяя в него уверенность деликатно.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Голос окреп, увеличился диапазон (ре-си1), дыхание стало более организованным, хотя всё ещё оно довольно поверхностно. Расширился словарный запас, дети лучше и точнее произносят отдельные звуки в словах, активнее могут работать ртом во время пения, улучшалась артикуляция.
Воспитанники отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты. Слышат движение мелодии вверх, вниз, могут петь после вступления вместе с взрослым; начинать и продолжать согласованно вести мелодическую линию с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).
Прогнозируемые результаты:
1. Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении.
2. Дети могут самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте, отличать на слух правильное и неправильное пение.
3. Могут узнавать по тембру музыкальные инструменты в песне.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет
На пятом году жизни воспитанники имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань и голосовые связками ещё недостаточно развиты. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у воспитанников 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у воспитанников развивается низкое, несвойственное им звучание.
Воспитанники могут петь в диапазоне ре-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому подбирать репертуар следует с удобной тесситурой, в котором больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми)фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до1 звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
- тембровыми подгруппами;
- при включении в группу, солистов;
- пение под фонограмму;
- пение под сопровождение музыкального инструмента.
Прежде чем приступить к работе, необходимо выявить особенности певческого звучания каждого воспитанника и чистоту интонирования мелодии, и в соответствии с природным типом голоса определить дошкольника в ту или иную тембровую подгруппу. При этом соблюдая правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Для того чтобы научить детей правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений;
активная концертная деятельность;
доступный и интересный песенный репертуар, который воспитанники будут с удовольствием петь не только на занятиях, утренниках (концертах), но и дома;
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
звуковоспроизводящая аппаратура;
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Проводить работу с воспитанниками, родителями и воспитателями, на тему развития детского слуха и голоса, разъясняя им вредность крикливого разговора, пения и шумной звуковой атмосферы.
Прогнозируемые результаты:
- Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют
устойчивый интерес к вокальному искусству;
- Поют естественным голосом, без напряжения, протяжно;
- Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2, чисто интонируют;
- Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и
скачкообразное;
- Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок;
- Умеют контролировать слухом качество пения;
- Выработана певческая установка;
- Могут петь без музыкального сопровождения и помощи взрослого;
- Дети проявляют интерес к вокальному искусству;
- Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают
гласные в словах и правильно произносят окончания слов;
- Проявляют активность в песенном творчестве;
Подразделы программы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоционально-
выразительного исполнения, певческое дыхание, звукообразование, навык
выразительной дикции).
Певческие навыки
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у воспитанников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально-выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса;
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Воспитанник, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняется, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка покусывая его от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперёд- вправо- назад- влево - вперёд;
• сделать вдох носом, втянув щёки между губами (рот закрыт). Выдох, губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твёрдой атакой звука.
Структура занятия
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками необходимо предварительно «распеться» в определённых упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения её продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методы и приёмы для активации певческой деятельности
1. Приёмы разучивания песен проходит по трём этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, то прочитать его как
стихотворение или спеть без сопровождения);
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка у воспитанников качества усвоения песни (исполнение песен по
одному, пение хором).
2. Приёмы работы над отдельным произведением:
пение с полузакрытым ртом;
пение на определённый слог;
проговаривание согласных в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделение, подчёркивание отдельной фразы, слова;
настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
анализ направления мелодии;
использование элементов дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приёмы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется a capella);
образные упражнения;
оценка качества исполнение песни.
Перспективное планирование занятий для детей 4-5 лет
Период прохождения занятий |
Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь Октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - упражнять детей в различении звуков по высоте; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать правильно певческое дыхание; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно. - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов. | Диагностика музыкальных способностей детей 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка»; 3. дыхательная гимнастика: «Цветочек», «Ладошка»; «Поездка на поезде», «Лес»; 4. распевание по голосам: «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», «Имя»; 5. «Ритмическое эхо»; 6. Песня А.Кудряшова «Гав-гав» |
Ноябрь Декабрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух; -развивать творческую инициативу. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на поезде», «Луг», «Белочка»; 4. ритмическое упражнение «Кто я?»; 5.распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»; 6. Попевки «Паровоз», «Дождик»; 7. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «О маме», «Ах, какой хороший!». |
Январь Февраль | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов. | 1.круговой массаж под песню «Ах, какой хороший!»; 2.упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения». 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Насос», «Резиновый мяч», «Лягушки на болоте»; 4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, «Имя», «Баю, бай», «Ку-ку». 5. Попевки «Андрей-воробей», «Курицы». 6. Песни: «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеевой, «Как прекрасен мир поющий», «Про папу». |
Март Апрель | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; - следить за правильной певческой осанкой детей. | 1. круговой массаж; 2. упражнения для головы и шеи «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка»; 4. звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; 5. Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; 6. Распевание «Звукоряд 5 нот», «Ду-ду», закрытый рот, «А-о-у»; 7. Песни «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель». |
Май | - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку. | 1. круговой массаж; 2.упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; 3. дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Паутинка» в парах, «Поездка на болото», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч»; 4. звуковая гимнастика «Машина», «Магазин»,«Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок», «Зоопарк»; 5. Скороговорки; 6. распевание методом эхо, закрытым ртом, «Я пою, хорошо пою», «Ку-ку», на одном звуке; 7. ритмические упражнения «Бояре», «Плетень»; 8. Песни «Про меня и муравья», «Детский сад», «Про лето!». |
Перспективное планирование занятий для детей 5-7 лет
Сентябрь-Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5.Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Побуждать детей исполнять песни a capella. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. «Говорил попугай попугаю». «Тигры». «Вёз корабль карамель». «Кит-рыба». 1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения:
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
«Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной «Ябеда-корябеда» Б.Савельева |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Побуждать детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар. «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой «Веселый Дед Мороз» муз. и сл. А.Варламова |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Побуждать детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Упражнять детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Побуждать детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. 1.«Песенка про папу» В.Шаинского 2. «Модницы» И.Ростовцева |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Упражнять связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте» Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Мамочка моя» А.Ермолаева» «Пешки-ложки» Ю. Турнянского |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать побуждать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой 1. «Лошадка» (амер. нар.песня) 2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. 1. «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой. |
Результативность уровня развития
вокальных способностей детей
План выступлений вокального кружка «Калейдоскоп голосов»
«Осень озорница», праздник | на утреннике | Ноябрь |
«Новогодний фейерверк», праздник | на утреннике | Декабрь |
«Детства карусель», выступление для детей младших групп | отчёт | Январь |
«Желаю быть похожим на папу», концерт для пап | на развлечении | Февраль |
«Встречай весну нарядную», праздник бабушек и мам | на утреннике | Март |
«В гостях у солнышка», выступление для детей младших групп | отчёт | Апрель |
«Летите, голуби, летите», выступление на выпускном празднике | на утреннике | Май |
Прогнозируемые результаты
1. Петь, не сковываясь, естественным светлым звуком;
2. Голос крепкий, звонкий, с ярко-выраженной напевностью;
3. Исполнение с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. Расширения диапазона (ре1– до2);
5. Умение различать на слух правильное и неправильное пение;
6. Отличать звуки по высоте и длительности;
7. Уметь сохранять сценический образ.
Спланированная, последовательная и систематическая работа по обучению детей пению, способствует развитию гармоничных вокальных данных воспитанника.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
о | н | с | в | ||
1 | Качественное исполнение знакомых песен | ||||
2 | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3 | Умение импровизировать | ||||
4 | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5 | Навыки выразительной дикции |
о - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
В организации деятельности вокального кружка участвуют:
- Педагог-психолог
- Старший воспитатель
- Воспитатели
- Родители детей
Документация руководителя вокального кружка:
- Учёта посещаемости детей
- Перспективно-тематический план кружковой работы
- Диагностика вокально-хорового пения детей, на начало и конец учебного года
- Мониторинг участия детей в разных мероприятиях.
Перечень программно-методического обеспечения
- Музыкально-дидактические игры, упражнения применяются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
- Комплекс дыхательной гимнастики.
- Пальчиковая гимнастика помогает воспитанникам отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней.
- Артикуляционная гимнастика.
- Программы, сценарии концертов.
- Сборники песен, попевок.
- Аудио-центр, CD-диски – фонограммы применяются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности.
- Ноутбук – презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями.
- Мультимедийное оборудование для более красочного сопровождения пения, праздника.
Рекомендованная литература
1. Белоусенко М.И.. «Постановка певческого голоса». Белгород, 2006.
2. Битус Ф.С.,. Битус С.В. «Певческая азбука ребёнка», Минск «ТетраСистемс», 2007.
3. Вихарева Г.Ф. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С.-Петербург: Детство-Пресс, 2010.
4. Галкина С. «Музыкальные тропинки». Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
5. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб., «Лань», 2004. – 384 с.
6. Емельянов В.В., Трифонова И.А. «Фонопедический метод развития голоса» для детских голосов. Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2004. – 235 с.
7. Живов В.Л. «Хоровое исполнительство». Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2004. – 272 с.
8. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С- Пб, 2010.
10. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
11. Корчаловская Н.В. «Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. Учимся творчеству» Издательство: Аркти Год выпуска: 2008. 112 с.
12. Кошмина И.В. « Музыкальный букварь»–М.;ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005.-64с.
13. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь» Л.: Музыка, 2008.
14. Лидина Е. «Я умею петь» Серия «Большая книга для маленьких детей» Ростов н.Д: Издательство «Феникс» 2006.
15. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004. №2
16. Никашина Т.А. «Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях». - М..2004.
17. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». СПб.:КАРО, 2006. -64с.:ил.
18. Орлова Т.М., С.И. Бекина «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет». – М.: «Просвещение», 2004.-142с
19. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2005. – 192 с.
20. Савельев Г.В. «Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте». -М..2005.
21. Савина-Крайнова А.П. «Секреты красивого пения». - Москва, 2011.
22. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 2008.
23. Сафронова О.Л. «Распевки. Хрестоматия для вокалистов»
24. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 2006.
25. «Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса» Музыкальный руководитель. М., 2004. №5
| Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет
Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...
Рабочая программа вокального кружка «Кукушечка».
Содержание:1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность данного вида деятельности. 2.2. Цель кружка. 2.3. Задачи кружка. 2.4. Формы организации кружка....
Рабочая программа вокального кружка « Колокольчики»
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично мен...
Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" для детей в возрасте 5 - 7 лет
Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" является авторской разработкой. Программа расчитана на 2 года обучения. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, ...
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».
Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы по музыкальному воспитанию детей ...
Рабочая программа вокального кружка «Звонкие голоса»
Цель – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие певческих навыков....