В помощь начинающим старшим воспитателям. Оперативный контроль "Состояние игровой деятельности разных возрастных групп в ДОУ"
учебно-методический материал
Данный материал поможет начинающим старшим воспитателям составить справку оперативного контроля по теме "Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп в ДОУ". Желаю Вам успехов. Если данный материал Вам пригодится в работе буду очень рада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_igra.docx | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 7
Справка по результатам оперативного контроля.
Тема: «Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп»».
Цель: анализировать работу педагогического коллектива по усвоению инновационных направлений в содержании и практике руководства игровой деятельностью детей.
Возрастные группы: 1 младшая, средняя группа, старшая группа , подготовительная группа
Отбор содержания контроля:
- Наблюдение и анализ организации сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе, деятельности воспитателя в процессе организации игры.
- Анализ игровых умений детей.
- Анализ самостоятельной игровой деятельности детей.
- Планирование сюжетно-ролевых игр в каждой возрастной группе.
- Анализ состояния игровой предметно-развивающей среды.
Сроки контроля: 04.12. – 07.12. 2017 года.
Методы: анализ, наблюдение, выводы.
Оперативный контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ с целью использования воспитателями новых подходов к организации сюжетно-ролевой игры.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты.
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше все зависит от взрослых: если он много играет с малышом его игры становятся все более сложными и интересными. Если же взрослый мало играет с ребенком развитие игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности.
В ходе наблюдения за сюжетной игрой была отмечена система в работе воспитателей по организации игры с детьми, наличие у детей умений организовать игру самостоятельно, принимать на себя какую-то роль, реализовать ролевые действия, изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, вести ролевой диалог с партнером по игре. При этом и воспитатели меняют свое положение в игре: выполняют сначала основную роль, затем вспомогательные роли, затем становится наблюдателями детской игры, в любое время способными прийти на помощь в случае возникновения трудной ситуации по сюжету.
Так, например, в группе (2 младшая) дети подражают увиденным действиям взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями, что соответствует возрасту детей. Дети играют в такие игры как «укачивание малыша», «вождение машины», «накладывание еды в тарелку». В играх этого возраста еще нет ролевого взаимодействия. Воспитатель группы, организуя игру «Накормим Катю», постепенно вовлекла детей в игру, предлагая им покормить Катю, поесть самим, помыть посуду. В ходе игры воспитатель показывает детям новые действия с игрушками. Дети самостоятельно играют в дидактические игры: соберем пирамидку, спрячем мышку.
Дети в средней группе (Ф.И.О. педагога) уже освоили простые ролевые игры «дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине». Дети самостоятельно создают простую игровую ситуацию и берут на себя роли. Мальчики начали возить строительный материал, на этом игра могла бы закончиться, но воспитатель предложила построить из строительного материала «Зоопарк» с двумя отделениями для диких и домашних животных. В результате сюжетно-ролевая игра плавно перешла в дидактическую. Далее педагог берет на себя роль мамы и предлагает детям новые действия с предметами заместителями. Например, постирать белье. После двух ролевых взаимодействия «мама – дочка (сынок)»», воспитатель предложила принять основную роль мамы ребёнку, а сама приняла на себя роль члена семьи. Затем дети выполняли роль: и папы, и мамы, и дочки. Тем самым педагог учила детей принимать и обозначать разную игровую роль, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. В итоге дети успешно продолжили играть в «Семью» самостоятельно, используя атрибуты и игрушки.
В старшей группе (Ф.И.О педагога) дети играют в сюжетно-ролевые игры с четким прослеживающимся сюжетом. Начав игру, « семья» дети готовят обед, идут за продуктами в магазин и т.д. Дети самостоятельно распределяют роли и выстраивают сюжет. В этом возрасте дети учатся выстраивать деловые отношения, но не всегда все получается. Поэтому воспитатель всегда готова прийти на помощь. Также дети в данной группе любят игры – драматизации.
Наблюдая за игрой в старшей группе, необходимо отметить усложнение поставленных целей, ролевых взаимоотношений между партнёрами, включение большего количества ролей в игре. Воспитатель (Ф.И.О. педагога) поставила цель провести игру «Магазин». Но для этого возраста можно было усложнить игру. Открыть ещё один отдел магазина и принять вторую роль продавца ещё одним ребёнком. При этом игра детей приняла бы более активный характер. Предложив основную роль продавца ребёнку, воспитатель не приняла и не обозначила для детей свою дополнительную роль покупателя. В результате так хорошо начавшаяся игра закончилась, не завершившись. Постепенно развернулась игра «Больница», в которой участвовали девочки. Замысел игры был интересен. Дети самостоятельно организовали игру, но игра не получила развития так как игровые действия были однообразными детям не хватило знаний.
Дети в подготовительной группе (Ф.И.О. педагога) самостоятельно умеют организовать игру. Играют дружно. Умеют договариваться, находят для себя свободное игровое пространство, не мешают друг другу. В играх используют предметы для ряжания. При наблюдении за игрой не была выражена роль воспитателя. Воспитатель участвовала как наблюдатель,
никоим образом не влияя на процесс развития игры, поэтому действия детей и диалоги были однообразными.
Наблюдение за игровой деятельностью в подготовительной группе происходило на прогулке. Дети умеют самостоятельно организовывать, придумывать сюжет и играть. Но, несмотря на это воспитатель постоянно контролирует процесс игры и ненавязчиво предлагает новую сюжетную линию. Например, девочки от нечего делать начали раскапывать снег и обнаружили под ним замерзшие следы. Педагог сказала им, «как будто» они археологи или палеонтологи и раскапывают следы первобытных животных. В результате к девочкам подключились мальчики, и все вместе сообща они откопали целую вереницу следов, а затем они сравнивали эти следы со своими.
Сюжетно-ролевые игры планируются в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Тематика игр разнообразная, при планировании учитывается интерес детей, но не отражено появление в окружающей жизни новых понятий: супермаркет, президент и т.д. При анализе планов работы за ноябрь и декабрь 2017 года было отмечено отсутствие системы планирования, постепенного усложнения задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
В каждой группе создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности детей. Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, купленные в магазине, так и сделанные своими руками из бросового материала. В группах детского сада плохо прослеживается система работы с родителями по организации игры.
Таким образом, следует сделать выводы: сюжетно-ролевая игра в детском саду организуется, дети владеют навыками игры. Воспитатели в системе планируют игровую деятельность, пополняют предметно-развивающую среду, изучают методическую литературу по организации игры, участвуют в семинарах-практикумах, повышают свое мастерство в вопросах организации сюжетно-ролевой игры.
Рекомендации:
- Воспитателям систематизировать планирование сюжетно-ролевых игр с постепенным усложнением задач, использование методов и приёмов и планирование необходимых для игр атрибутов.
- Заместителю заведующего взять на контроль планирование сюжетно-ролевых игр в группах и формулировку задач при организации игр.
- Воспитателям довести до родителей информацию о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей, создание атрибутов для игры.
Старший воспитатель ________________/Ф.И. О. /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Формирование основ ПДД в разных возрастных группах.
Пособие для воспитателей всех групп ДОУ....
«Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи в разных возрастных группах»
Выступление на педсовете для воспитателей...
Консультация для воспитателей Формирование основ ПДД в разных возрастных группах
Консультация будет полезна для воспитателей при работе по обучению правилам ПДД в разных группах....
Семинар-практикум для воспитателей "Организация двигательного режима в разных возрастных группах в течение дня"
Семинар-практикум...
Семинар- практикум для воспитателей "Особенности рисования пейзажей в разных возрастных группах детского сада"
Бесспорно, изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цвета...
Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах»...