Рабочая ПРОГРАММА. Младенческий возраст на 2018-2019 уч.год.
рабочая программа на тему
Рабочая программа группы на младенческий возраст. Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 155) с учетом Адаптированной образовательной программы Дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая ПРОГРАММА | 62.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании
педагогического совета №
От_______________
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель главного врача по УВР
____________ Лишанова Н.К.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГРУППЫ №6 «Ежата»
Младенческий возраст
на 2018-2019 учебный год
Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года,№155),
с учетом Адаптированной образовательной программы Дом ребенка.
Разработана:
Воспитателям группы №6 Фирсова А.М.
Дефектолог группы №6 Квардицкая И.О.
Урай, 2018г.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемый результат.
2. Организационный раздел.
2.1. Примерный режим дня.
2.2. Задачи воспитания и обучения.
3. Содержательный раздел .
3 .1. Воспитание при проведении режимных процессов.
3.2. Воспитание в играх-занятиях.
3.3. Совершенствование восприятия.
3.4. Развитие речи.
3. 5. Развитие движений.
3.6. Развитие действий с предметами.
3. 7. Музыкальное воспитание.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей младенческого возраста от 0-1. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
• Образовательная программа дошкольного образовательного
учреждения.
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
№1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15
мая 2013 г. N 26"06 утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Рабочая программа разработана на основании адаптированной образовательной программы Дома ребенка, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цели и задачи реализации программы.
Цель реализации программы: обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных. и личностных качеств у детей младенческого
возраста.
Задачи рабочей программы:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение . компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Актуальным является внедрение деятельностного подхода к оценке качества системы дошкольного образования. Именно через умения педагога создать условия для раскрытия потенциала ребенка в разных видах деятельности, мы сможем полноценно реализовать целевые ориентиры.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости ( содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Основная цель работы с детьми первой группы раннего возраста:
-формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
-создание комфортных условий пребывания в Доме ребенка каждого ребенка и детского коллектива в целом.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов младенческого возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Представленная рабочая программа педагога, работающего с детьми
1 группы раннего возраста, обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса.
1.2.Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка
дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде 'целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Планируемые результаты освоение программы в конце первого года жизни.
Социально-коммуникативное развитие.Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым, выражает это действиями, жестами, мимикой, вокализацией, отдельными словами Ребенок готов общаться с другими детьми и взрослыми (в присутствии близкого взрослого) Ребенок доверяет взрослому, умеет просить о помощи (взглядом, жестом, мимикой, словом: «помоги»)
Эмоциональные реакции ребенка адекватны ситуации; в случае расстройства или стресса ребенок довольно быстро успокаивается при участии близкого взрослого. Ребенок реагирует на слова «можно», «нельзя», ориентируется на словесную и эмоциональную оценку взрослым его действий. Подражает действиям, мимике, речи взрослого Выполняет простые просьбы взрослого. Начинает пользоваться ложкой, чашкой, полотенцем и т.п.
Познавательное развитие. Выполняет разнообразные действия с предметами, в том числе по показу взрослого или по речевой инструкции. Рассматривает картинки в книжках, показывает знакомые предметы, по просьбе взрослого активно исследует новые предметы и материалы, новые помещения (в присутствии близкого взрослого). Находит предмет, спрятанный на глазах ребенка за непрозрачную преграду.
Речевое развитие. Ориентируется на речь окружающих людей. Ориентируется в бытовых ситуациях по слову взрослого ( «мы будем кушать» - малыш готов кушать: он перемещается в сторону кухни, готов сесть в свой стульчик, открывает ротик). По просьбе взрослого находит определенный предмет среди 3-4 других.
По просьбе взрослого выполняет разные действия с одним предметом («покачай куклу, покорми ее» и т.д.).
Подражает речи других людей в силу своих возможностей (лепет, отдельные простые слова, короткая фраза из 2-3 слов). Использует речь (или подражание речи) для привлечения внимания взрослого, для просьбы о помощи, для ответов на вопросы взрослого. Использует жесты в общении (как общеупотребительные, так и собственные).
Художественно-эстетическое развитие. Прислушивается к звукам песен, музыки. Под веселую музыку выполняет плясовые движения. Находит в комнате звучащую игрушку, музыкальный инструмент. Узнает знакомые потешки, прибаутки, сказки.
Физическое развитие. Ребенок двигательно активен, подвижен. Ребенок освоил ползание на четвереньках, самостоятельное сидение на полу, вставание у опоры, самостоятельное изменение позы.
Ребенок начинает осваивать ходьбу (переступание у опоры, ходьба с поддержкой взрослого за одну руку, самостоятельная ходьба.)
Ребенок ползает (или ходит) по наклонной поверхности вверх и вниз, по лестнице вверх с поддержкой взрослого.
Младенческая группа (ОТ РОЖДЕНИЯ до ГОДА)
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Первый год жизни ребенка в плане развития самоценен как сам по- себе, так и с позиций отдаленной перспективы. Но педагогические воздействия достигнут цели лишь в случае педагогически грамотного руководства взрослого, знания им особенностей развития детей.
Этот период жизни ребенка, как никогда в последующем, отличается быстрым темпом физического, психического и даже социального развития.
На первом году жизни происходит становление эмоционального общения ребенка и взрослого, которое трансформируется в ситуативно-деловое общение. Для детей характерно чувственное познание ближайшего окружения, иаглядно-действенное мышление, высокая двигательная активность и малая подвижность нервной системы, несформированность тормозных процессов, высокая степень отвлекаемости.
Средний вес (масса тела) при рождении 3200-3400 г. К 5-6 месяцам он удваивается, а к году утраивается. Средний рост ребенка при рождении50-52 см, к году малыш подрастает на 20-25 см.
Полноценный сон, активное бодрствование не даны ребенку от рождения. Лишь постепенно в течение первых месяцев (и даже года) он «научается» глубоко и спокойно спать, активно бодрствовать.
В продолжение дня сон ребенка несколько раз чередуется с перио дами активного бодрствования, длительность которого постепенно, но достаточно быстро увеличивается в течение года: с 1 часа до 3,5-4 часов. Это свидетельствует о развитии процессов высшей нервной деятельности и одновременно о необходимости охраны нервной системы малыша от переутомления.
Умение активно бодрствовать- основа для развития движений, вос приятия речи и общения с окружающими. Новорожденный не может даже подтянуться к источнику питания - материнской груди. А уже в 7-8 месяцев малыш активно ползает, может самостоятельно сесть р сохранять эту позу, занимаясь игрушкой.
К году он самостоятельно ходит.
Взаимосвязь и взаимозависимость разных сторон развития ребенка
в первый год жизни особенно ярко проявляются при освоении основных
движений.
В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение
и слух. Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). И наконец, вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка ползать, опираясь на руки, и потом ходить, держась за опору (второе полугодие). Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значи-
тельно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредоточивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки
и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.
Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки.
В первые месяцы жизни ребенок произносит короткие отрывистые звуки («гы, кхы»), в 4-5 месяцев он певуче гулит («а-а-а»), что очень важно для развития речевого дыхания. Потом по подражанию взрослому начинает лепетать, то есть произносить слоги, из которых позже образуются слова. На примере первых предречевых реакций можно также проследить взаимосвязь разных сторон развития. Голосовые реакции, лежащие в основе развития речи, возникают исключительно на фоне положительного эмоционального состояния, сопровождаемого оживленными движениями рук и ног, то есть проявляются в форме «комплекса оживления». К концу года можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания (до 30-50 слов), ребенок начинает пользоваться несколькими простыми словами ( 6-10 слов). Речевое обращение взрослого к ребенку может успокоить его, побудить выполнить несложное действие. Социализация детей идет по разным направлениям. Малыши с первых месяцев жизни начинают выделять мать среди других объектов. Во втором полугодии ярко проявляют разное отношение к взрослым: близким радуются, чужих настороженно рассматривают. Идет формирование инициативных обращений к близким взрослым (звуками, улыбкой, движениями). Двух-, трехмесячные дети, лежа рядом в манеже, радуются друг другу, с интересом рассматривают соседа. В более старшем возрасте, находясь рядом, обращают внимание на действия товарища, эмоционально откликаются на его смех. Ребенок, находясь на руках у взрослого, начинает ориентироваться в пространстве (поворачивает голову к яркой картине, окну, двери). Самостоятельно передвигаясь (ползание, ходьба), стремится двигаться навстречу окликающему его взрослому, к заинтересовавшему предмету. Появляются простейшие элементы самообслуживания: в 5-6 месяцев ребенок удерживает бутылочку, к концу года держит чашку, стягивает шапку, носки, подает по просьбе взрослого предметы одежды.
Основные умения к концу первого года жизни: ребенок осваивает ходьбу в ближайшем пространстве, начинает использовать по назначению отдельные предметы и игрушки. Выполняет простые просьбы и понимает объяснения, может использовать простые слова (до 8-1 О). Испытывает потребность в эмоциональном и в объектно направленном общении со взрослым. Знает свое имя, откликается на зов.
2. Организационный раздел.
Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающихся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2,5-3 месяцев; от 2,5-3 до 5-6 месяцев; от 5-6 до 9-10 месяцев; от 9-10 до 12 месяцев. Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитываю щий физиологические потребности и физические возможности детей.
2.1. Примерный режим дня
Режим устанавливается на сутки и согласовывается с режимом ре-
бенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и
в будни, и в выходные дни.
Эмоционально положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Необходимо соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование ( с 9-10месяцев такая последовательность сохраняется частично).
Продолжительность сна, бодрствования
и количества кормлений в течение суток
кормление | бодрствование | Дневной сон | |||
Возраст | количество | интервал | длительность, | количество | длительность, |
|
|
| час. | периодов | час. |
1-3 мес. | 7 | 3 | 1-1,5 | 4 | 1,5 - 2 |
3-5-6 мес. | 6 | 3,5 | 1,5 - 2 | 3-4 | 1,5- 2 |
5-6-9 мес. | 5 | 4 | 2-2,5 | 3 | 1,5 - 2 |
9 мес.- 1 год | 4-5 | 4-4,5 | 2,5 - 3 | 2 | 2-2,5 |
Длительность ночного сна постоянна ( 10-11 часов). В первой группе раннего возраста воспитанники живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избегать скученности детей, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитательно-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку .
| Примерный режим дня |
|
| |
| От рождения | От 2,5-3 | От5-6 | От 9-10 |
| до 2,5-3 мес. | до 5-6 мес. | до 9-10 мес. | до 12 мес. |
Пробуждение, | 6.00-6.10 | 6.00-6.10 | 6.00-6.10 | 6.30-6.40 |
гиг .процедуры |
|
|
|
|
Бодрствование | 6.00-8.00 | 6.00-8.00 | 6.00-8.00 | 6.30-9.30 |
Кормление | 6.00 | 6.00 | 6.00 | 7.15-7.30 |
Сон на воздухе | 8.00-10.00 | 8.00-10.00 | 8.00-10.00 | --- |
Кормление | 10.00 | 10.00 | 10.00 | 9.20 |
Бодрствование | 10.00-12.00 | 10.00-12.00 | 10.00-12.00 |
|
Игры-занятия | 10.30-10.40 | 10.40-10.50 | 10.50-11.00 | 8.00-8.10 |
Сон на воздухе | 12.00-14.00 | 12.00-14.00 | 12.00-14.00 | 9.30-11.30 |
Кормление | 14.00 | 14.00 | 14.00 | 11.30 |
Бодрствование | 14.00-15.30 | 14.00-16.00 | 14.00-16.00 | 11.30-15.30 |
Игры-занятия | 14.20-14.30 | 14.30-14.40 | 14.40-14.50 | 12.00-12.10 |
Сон на воздухе | 15.30-17.30 | 16.00-18.00 | 16.00-18.00 | 15.30-18.00 |
Бодрствование | 17.30-18.30 | 18.00-20.00 | 18.00-20.00 | 18.00-20.00 |
Кормление | 17.30 | 18.00 | 18.00 | 18.00 |
Сон | 18.30-20.00 | --- | --- | --- |
Купание | 20.45 | 19.45 | 19.45 | 19.45 |
Бодрствование | 20.00-21.00 |
| --- | --- |
Кормление | 21.00 | 20.00 |
|
|
Ночной сон | 21.00-6.00 | 20.00-6.00 | 20.00-6.00 | 20.00-6.30 |
Ночное | 24.00 | 23.30 | 23.00 | 23.00 |
кормление |
|
|
|
|
Перевод на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей поведения ребенка.
Недопустимы ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной ·подгруппы, а также длительная задержка его на режиме младших детей. Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка являются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.
2.2. Задачи воспитания и обучения
Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
Поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
Способствовать своевременному формированию общих движений и движений руки, овладению ползанием и ходьбой. Предупреждать усталость ребенка.
Формировать зрительные и слуховые ориентировки. Обогащать сенсорный опыт.
Развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подгото вительную работу по овладению активной речью.
Поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания. Поддерживать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательное отношение к близким людям.
Пробуждать интерес к игрушкам, картинкам, музыке, пению; поддерживать активность ребенка при выполнении простейших плясовых движений.
Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений.
3. Содержательный раздел.
3.1. Воспитание при проведении режимных процессов
Формировать положительное отношение к режимным процессам, не нарушать режим, соблюдать постоянство условий и единство требований
к детям.
Соблюдать постоянство условий и единство приемов со стороны
взрослых, работающих в группе.
Детей, живущих по одному режиму, кормить по мере пробуждения. Создавать у детей положительную установку на одевание, кормление, укладывание. Привлекать малышей к посильному участию в этих процессах. Сон. Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
Дети должны спать на веранде или в спальне с открытыми окнами,
вне помещения, где бодрствует другая возрастная подгруппа.
После болезни и в период адаптации следует приучать детей ко сну на
свежем воздухе постепенно.
Бодрствование. Создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка: с 2 месяцев- в манеже; с 7-8 месяцев- за барьером на полу. Осуществлять целенаправленное обучение в процессе игр-занятий. Поощрять активное обращение ребенка ко взрослому, а также умение самостоятельно занять себя.
Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, предупреждать появление отрицательных привычек ( сосание пальцев, рас качивание и т. п.).
Предлагать каждому ребенку разнообразные игрушки для освоения необходимых навыков. Своевременно обновлять и усложнять игровой материал с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, к активным речевым реакциям. Для поддержания активности детей менять виды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в статичной позе, не мешали друг другу.
Организовывать места для игр с теми игрушками, которым дети отдают предпочтение.
Создавать в группе спокойную обстановку, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету), проявлять речевую активность. Следить за порядком в группе, систематически обрабатывать игрушки. Массаж и гимнастику должен проводить специалист.
Кормление. Формировать привычку съедать положенную порцию. Учитывать избирательное отношение детей к еде. Приучать к выполнению самостоятельных действий: с 2,5-3 месяцев придерживать бутылочку во время кормления, брать ее и подносить ко рту; с 4-5 месяцев есть с ложки полугустую пищу; с 5-6 месяцев пить из чашки, которую держит взрослый; с 7 месяцев есть хлеб, держать его в руке.
К 12 месяцам сформировать навык брать со стола чашку, держать ее
и пить самостоятельно.
До 7-8 месяцев кормить ребенка, держа его полулежа на руках, с
8 месяцев (когда научится самостоятельно сидеть)- за высоким столом.
К 11-12 ме сяцам приучать ребенка самостоятельно подходить к низкому
столу, садиться в кресло.
Создавать у детей положительную установку на фразу взрослого: «Сейчас будем есть». Знакомить с названиями некоторых предметов сервировки (чашка, тарелка, ложка), формировать умение понимать действия (садись, пей, ешь хлеб и т. д.).
Активизировать речь ребенка (ам-ам, дай, на и т. п.).
С 8 месяцев кормить одновременно двух сидящих за столом детей,
давая им поочередно по 2-3 ложки пищи, приучать доброжелательно относиться к сидящему рядом малышу, не мешать ему. Формировать умение с 8-9 месяцев пользоваться салфеткой.
Формировать умение благодарить взрослого после еды кивком головы или облегченным словом.
Подготовка ко сну, укладывание, подъем. При укладывании детей формировать у них положительное отношение к этому процессу. Создавать установку на сон, негромко петь колыбельную и т. п. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (детей, нуждающихся в более длительном сне, укладывать первыми, поднимать
последними, уставшего малыша уложить пораньше). Особое внимание уделять детям, недавно поступившим в группу.
С первых недель жизни приучать засыпать без дополнительных воз-
действий (укачивание, соска и т. п.).
Поднимать детей только по мере пробуждения. Обеспечивать их эмо-
ционально положительное состояние (неторопливые действия взрослых,
приветливая речь).
Соблюдать последовательность одевания.
Побуждать к активным голосовым реакциям (лепет, облегченные слова).
Развивать понимание речи при назывании взрослым предметов
обуви, одежды; привлекать детей к выполнению некоторых действий (поднять руку, подать колготки) и повторению за взрослым отдельных слов.
Проведение гигиенических процедур. Формировать положительную установку на водные процедуры. Обращать внимание ребенка на чистоту рук; мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой. Ежедневное или через день (после 6 месяцев) купать ребенка (перед ночным сном).
Формировать понимание речи взрослого в процессе выполнения водных процедур.
Поддерживать речевые и двигательные реакции ребенка в процессе
водных процедур (умывание, купание и т. д.).
Высаживание на горшок. С 7-8 месяцев формировать у детей умение
проситься на горшок, при условии, если ребенок сидит самостоятельно. Высаживать ребенка сразу после сна, если он проснулся сухим, а также
спустя 10-15 минут после еды.
Поощрять первые попытки ребенка сигнализировать - звуками, ле-
петом, поведением - о необходимости физиологического отправления, хвалить при положительном результате.
Высаживать в определенном месте и на индивидуальный горшок. Приучать к элементарным навыкам опрятности. Воспитывать потребность находиться в сухой одежде.
Сетка занятий
День недели | 6-9мес | ||||
Понедельник | 10.15 Совершенствование | ||||
| восприятия. | ||||
| 14.15 Развитие движений. | ||||
Вторник | 10.15 Развитие речи | ||||
| 14.15 Музыкальное занятие | ||||
Среда | 10.15 Развитие действий с | ||||
| предметом | ||||
| 14.15 Развитие движений. | ||||
Четверг | 10.15 Музыкальное занятие | ||||
14.15 Совершенствование | |||||
| восприятия. | ||||
Пятница | 10.15 Развитие речи | ||||
| 14.15 Развитие действий с | ||||
| предметом | ||||
Сетка занятий | |||||
День недели | 9-12 мес | ||||
Понедельник | 8.45 . Ознакомление с окружающим | ||||
| миром. Развитие речи. | ||||
| 14.00.Развитие движений. | ||||
Вторник | 9.00. Музыкальное воспитание. | ||||
| 14.00. Развитие действий с | ||||
| предметами. | ||||
Среда | 8.45 . Ознакомление с окружающим | ||||
| миром. Развитие речи. | ||||
| 14.30. Развитие движений. | ||||
Четверг | 9.00 Музыкальное воспитание. | ||||
| 14.00. Развитие действий с | ||||
| предметами. | ||||
Пятница | 8.45 . Ознакомление с окружающим | ||||
| миром .Развитие речи. | ||||
| 14.00.Развитие восприятия. |
3.2. Воспитание в играх-занятиях
Формировать умения, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения (развитие движений, действий с предметами, совершенствовать восприятие и др.).
Проводить во время бодрствования индивидуальные игры-занятия
при условии, что остальные малыши, играющие самостоятельно, спокойны и заняты.
Игры-занятия с детьми от 2 до 8-9 месяцев проводить в манеже или
за барьером на полу, с 8-9 месяцев - за столом или в групповой комнате. Длительность индивидуальных игр-занятий- 2-3 минуты, с подгруппой - 5- 7 минут. Заниматься с несколькими детьми (до 5- 7 человек) одновременно следует тогда, когда у них образован первичный запас элементарных ориентировок в окружающем, а также сенсорных умений (примерно с 5-6 месяцев). Формировать подгруппы с учетом уровня развития детей, их индивидуальных различий.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение немного подождать, пока взрослый не предложит
действовать.
Развивать умение слушать и понимать речь взрослого, обращенную
непосредственно к ребенку и ко всем детям.
Поощрять попытки действовать адекватно заданию, радоваться до- стигнутому результату.
3.3. Совершенствование восприятия
От рождения до 2,5-3 месяцев
Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся
игрушкой (10-15 дней).
Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке,
на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням). Вызывать у ребенка первую улыбку (к 1 месяцу).
Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игру кой ( 1 месяц).
Формировать умение удерживать взгляд на лице взрослого (держа ребенка в вертикальном положении (к 1 месяцу)). Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к 2 месяцам), прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребенка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т. п.).
Стимулировать развитие восприятия ребенка с помощью мобилей.
От 2,5-3 до 5-6 месяцев
Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей.
Поощрять попытки находить взглядом, поворотом головы источник звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п.). Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого).
Формировать умение проявлять эмоциональный отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам).
Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, веселая, строгая).
Способствовать тому, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам). Развивать зрительно-моторную координацию рук в ситуациях, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам).
От 5-6 до 9-10 месяцев
Обогащать восприятие ребенка посредством стимулирующего зре-
ния, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие,
упругие и т. п.).
Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных
игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п.
Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку _из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе). Ор-
ганизовывать игры-развлечения.
От 9-10 до 12 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт. Совершенствовать зритель-
ные, слуховые и тактильные ощущения.
Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять
предметы из разных материалов.
Формировать у ребенка умение понимать, что шарик катится, про-
валивается в круглую лунку, что на кубик можно поставить другой ку-
бик и т. п.
Игры-занятия с подгруппой детей. Предлагать озвученные взрослым
или «говорящие» игрушки («Чудесный мешочек»), проводить игры-раз-
влечения ( «Ладушки», «Прятки» и т. п).
3. 4. Развитие речи
От рождения до 2,5-3 месяцев
Поддерживать эмоциональное общение взрослого с ребенком. Развивать умение прислушиваться к ласковому обращению взрослого; вызывать первые гортанные звуки.
От 2,5-3 до 5-6 месяцев
Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как
основы понимания речи.
Побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разгова-
ривающего с ним взрослого.
Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вы-
зывать и развивать у ребенка·голосовые реакции: в 4-5 месяцев- певучие гласные (гуление), в 5-6 месяцев - отдельные слоги (ба, ма, па). Произносить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.
От 5-6 до 9-10 месяцев
Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться
в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека ( «Где мама?»),
предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»).
С 8-9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в раз-
ных местах помещения.
Продолжать развивать предпосылки активной речи.
Формировать умение вслед за взрослым произносить знакомые слоги (к 9 месяцам), подражать разным интонациям взрослого.
Развивать и поддерживать стремление детей по собственной инициативе взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др.; поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка.
Игры-занятия с подгруппой детей. Побуждать детей выполнять ряд действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет - топ-топ, пляшет - ля-ля-ля, уходит - до свидания, пока-пока.
Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетани-
ям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав-ав - собач-
ка лает, ам-ам - собачка ест.
Активизировать речевые проявления ( звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-пое-
хали» и др.).
Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отно-
шению к сверстникам.
От 9-10 до 12 месяцев
Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев). Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек ( с 9 месяцев); выполнять простые поручения ( «Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11-12 месяцам). Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.).
Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом.
Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок.
Формировать умение понимать смысл слов «можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо», показывать основные части собственного тела и части
тела куклы. Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам ( 10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий ( собачка - ав-ав, спит - бай-бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).
Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать показы сюжет-
ных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок). Побуждать детей выполнять поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).
Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта. Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам
и предметам.
Планируемый результат:
От 0 до 3 м - ребенок эмоционально реагирует на общение со взрослым, произносит первые гортанные звуки;
От 3 до 6 м - ребенок прислушивается к различным интонациям, певуче гулит (4-5 м), произносит первые слоги (6 м);
От 6 до 9 м - ребенок по слову находит взглядом близкого взрослого, предметы, находящиеся на постоянном месте, начинает в след за взрослым произносить знакомые слоги, подражает разным интонациям, охотно взаимодействует со взрослым в различных играх-развлечениях;
От 9 до12 м - ребенок понимает речь взрослого, знает свое имя, откликается на него, выполняет простые поручения, выполняет одни и те же действия с разными предметами, узнает на картинке знакомый предмет и называет его облегченным словом, начинает пользоваться первыми полными словами.
3.5. Развитие движений
От рождения до 2,5-3 месяцев
Упражнять в умении удерживать голову при выкладывании на живот и в вертикальном положении на руках у взрослого ( с 3 дней).
У ребенка, удерживающего голову, вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности для развития упора ног (поддерживая малыша под мышки в вертикальном положении).
От 2,5-3 до 5-6 месяцев
Формировать ситуативно-деловое общение взрослого с ребенком. Стимулировать развитие кисти руки, умение захватывать игрушки (4 месяца), брать игрушку из разных положений и длительно заниматься ей.
Формировать умение изменять положение собственного тела: пово-
роты на бок (4 месяца), со спины на живот (5 месяцев), с живота на спину ( 6 месяцев).
Закреплять умение длительно лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
Развивать движения, подготавливающие к ползанию.
Развивать упор ног (поддерживая ребенка под мышки в вертикальном положении). Формировать умение упираться ногами в твердую поверхность ( 5 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (плавно покачивая малыша в горизонтальном и вертикальном положениях).
От 5-6 до 9-10 месяцев
Стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предмми, самостоятельное ползание (к 7 месяцам).
Учить ползать ( с 6 месяцев) (подзывая ребенка к себе и привлекая игрушкой (с 6 месяцев)). Стремиться к тому, чтобы малыш к 7 месяцам
активно и подолгу ползал.
Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться
из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась,
руками за опору (к 8 месяцам).
Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придержи-
ваясь за него руками, переходить от одного предмета к другому (9 месяцев). Поддерживать попытки ребенка вползать на горку и спускаться с
нее (8 месяцев), подниматься на горку по лестнице, держась за перила (10месяцев), перелезать через бревно, влезать в дидактические ящики
(с 8-9 месяцев).
Упражнять в умении сохранять равновесие (сидя, стоя, переступая).
Игры-занятия с подгруппой детей. Объединять детей для выполнения упражнений (ползание, переступание). Использовать мячи разных размеров, крупные сюжетные и музыкальные игрушки.
От 9-10 до 12 месяцев
Совершенствовать ранее освоенные ручные и общие движения. Формировать умение ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться (к 10-11 месяцам).
Игры-занятия с подгруппой детей. Закреплять умение детей ходить,
ориентироваться в окружающем пространстве (игры «Найди по голосу (кошку)», «Достань с горки игрушку», «Собери раскатившиеся шарики»,
«Догони собачку» и др.).
Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных
действий, радостного сопереживания товарищам.
Планируемый результат:
От 0 до 3 м - ребенок удерживает голову, лежа на животе и в вертикальном
положении на руках у взрослого, отталкивается ногами от твердой
поверхности при поддержке под мышки;
От 3 до 6 м - ребенок берет игрушку из любых положений и подолгу
занимается ею, делает повороты на бок (4 м), со спины на живот (5 м), с живота на спину (6 м), лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных
рук;
От 6 до 9 м - ребенок начинает ползать, самостоятельно присаживаться из
лежачего положения, вставать и опускаться, держась за опору, переступать вдоль барьера и переходить от одного предмета к другому;
От 9 до 12 м - ребенок совершенствует ранее освоенные движения, начинает формировать умение ходить, придерживаясь за предметы, переходить
от одного предмета к другому; ходить при поддержке за обе руки,
спокойно подниматься и спускаться по лестнице и с горки, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться (к 10-11 месяцам).
3.6. Развитие действий с предметами
От рождения до 2,5-3 месяцев
Содействовать попыткам ребенка наталкиваться руками на низко
подвешенные игрушки и прикасаться к ним ( с 2 месяцев).
Развивать умение захватывать и ощупывать низко висящую игрушку
обеими руками (к 4 месяцам).
От 2,5-3 до 5-6 месяцев
Помогать ребенку захватывать, ощупывать игрушку, висящую над
грудью, манипулировать ею ( с 4 месяцев).
Формировать умение брать игрушку из рук взрослого ( 5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого), перекладывать ее из одной руки в другую ( 6 месяцев).
От 5-6 до 9-10 месяцев
Формировать умение вначале по показу и слову взрослого, а за-
тем только по его слову выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы
( с 6- 7 месяцев), перекладывать игрушку из одной руки в другую
(6 месяцев).
Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваясь к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно (к 9-10 месяцам).
Развивать мелкую моторику рук. Формировать у детей умение расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки (по показу взрослого).
Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы. Организовывать игры: «Сорока-белqбока», «Пальчик-мальчик» и др.
Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать катание мячей
(во все стороны и к взрослому), шариков по желобу и т. д.
От 9-10 до 12 месяцев
Способствовать самостоятельному достижению определенного результата в действиях с предметами: вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия
специального столика.
Организовывать игры с дидактической коробкой. Формировать умение выполнять по подражанию первые игровые действия с сюжетными игрушками: «Покачай, покорми, потанцуй ... »
Развивать мелкую моторику: учить ребенка катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни, и т. д.
Игры-занятия с подгруппой детей. Эти же задания предлагаются для игр-занятий с подгруппой детей.
Планируемый результат:
От 0 до 3 м - ребенок пытается захватить висящую над ним игрушку, ощупать ее;
От 3 до 6 м - ребенок захватывает и манипулирует игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую;
От 6 до 9 м - ребенок вначале по показу и слову взрослого, а затем только по слову выполняет действия с предметами, игрушками занимается долго и разнообразно, в зависимости от их свойств;
От 9 до 12 м - ребенок самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками, подражает первым игровым действиям с сюжетными игрушками.
3. 7. Музыкальное воспитание
Развивать музыкальные способности детей.
Способствовать развитию восприятия музыки.
Развивать слуховое внимание; вызывать эмоциональную отзывчивость на пение взрослых и звучание инструментальной музыки. Формировать интерес к пению взрослых, плясовым движениям, а также способствовать проявлению активности детей через подпевание отдельных слогов и использование при движениях под музыку хлопков, приплясываний, помахиваний погремушкой, платочком, шариком.
От рождения до 2,5-3 месяцев
Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать находить источник звука (погремушки, колокольчика, шумовой коробочки, поющего взрослого).
Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др.).
От 2,5-3 до 5-6 месяцев
Развивать музыкальное восприятие, формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов. Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии. Поощрять «участие» в пении взрослых (движения рук и ног, произнесение отдельных звуков и др.). Вызывать радостное оживление при звучании плясовой мелодии. Формировать умение с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, бубном, ударять в барабан.
От 5-6 до 9-10 месяцев
Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Способствовать эмоционально положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон и др.).
Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки. Стимулировать проriевание звуков и подпевание слогов. Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий. Развивать умение выполнять с помощью взрослых следующие движения: хлопать в ладоши, притопывать и слегка приседать, сгибать и разгибать ноги в коленях, извлекать звуки из шумовых инструментов.
От 9-10 до 12 месяцев
Способствовать возникновению чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая- спокойная, быстрая- медленная). Пробуждать интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и др.
Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а ... ), откликаться на песенно-игровые действия взрослых («Кукла пляшет», «Сорока-сорока», «Прятки»), по-разному реагировать на музыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (медленная и быстрая). Побуждать детей активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубен, играть с игрушкой, игрушечным роялем.
Игры-развлечения
Окружить ребенка любовью и вниманием. Общаться с ним; играть, забавлять, учить познавать окружающий мир. Привлекать внимание к интонациям голоса взрослого, звукам музыки.
Стремиться к тому, чтобы ребенок чаще слышал классическую и народную музыку, доступную для его восприятия.
Организовывать народные игры, игры с игрушками, способствующие появлению у детей радости, оживления («Прятки», «Идет коза рогатая», «Сорока-сорока», «Поехали-поехали», «Танцуем вместе с Катей», «Лошадка скачет», «Мишка пляшет», «Птичка поет», «Зайка спит» и др.).
С помощью любимых игрушек инсценировать потешки, прибаутки, песенки, попевки, стихотворения А. Барта (из цикла «Игрушки»). Приобщать к играм с музыкальными игрушками: треугольником, свистульками, музыкальным молоточком, шарманкой и др. Формировать интерес к народным, механическим и заводным игрушкам, вызывать радостное настроение от игр с ними.
Планируемый результат:
От 0 до 3 м - Примерный музыкальный репертуар
«Весело - грустно», муз. Л. Бетховена; «Ласковая просьба», муз.
Г. Свиридова; «Смелый наездник», муз. Р. Шумана; «Верхом на лошадке», муз. А. Гречанинова; «Колыбельная», «Петушок», муз. А. Лядова; «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; «Полька», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Игра в лошадки», «Мама», муз. П. Чайковского; «Зайчик», муз. М. Старокадомского; «Зайчик дразнит медвежонка», муз. Д. Кабалевского.
Рус. нар. песни: «Петушок», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баюшки-баю», «Ой, люлюшки.лпопюшки»; прибаутки, скороговорки, пес-
тушки и игры.
«Устали наши ножки», муз. Т. Ломовой, сл. Е. Соковниной; «Малень-
кая полечка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Ой, летали птички»; «Кап-кап»; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Ай-да!», муз. В. Верховинца; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. Т. Бабаджан; «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского, ел. В. Антоновой; «Пляска с куклами», нем. нар. мелодия, сл. А. Ануфриевой; «Тихо-тихо мы сидим», рус. нар. мелодия, сл. А. Ануфриевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2018 /2019 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыка»
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраст...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
Рабочая программа Младенческий возраст на 2021-2022 учебный год
Младенческий возраст на 2021-2022 учебный год Разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 17...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №6 «Ежата» Младенческий возраст на 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №6 «Ежата» Младенческий возраст на 2018-2019 учебный год...
. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №6 «Ежата» Младенческий возраст на 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ №6 «Ежата» Младенческий возраст на 2018-2019 учебный год...