Конспект педагогического совета-деловой игры «О правилах хорошего тона за столом»
методическая разработка на тему
Автор-разработчик: Блинова Наталия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 24 Приморского района Санкт-Петербурга.
Адресованность: педагогические работники ГБДОУ
Длительность мероприятия: 60 мин.
ЦЕЛЬ: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников культуры поведения за столом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА-ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
«О правилах хорошего тона за столом»
Автор-разработчик: Блинова Наталия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 24 Приморского района Санкт-Петербурга.
Адресованность: педагогические работники ГБДОУ
Длительность мероприятия: 60 мин.
ЦЕЛЬ: совершенствование работы ДОУ по формированию у дошкольников культуры поведения за столом.
Предварительная работа.
- Оперативный контроль «Организации питания».
- Самоанализ педагогов «Культура поведения за столом».
- Подготовить задания педагогам.
- Изучение программы образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 24
- Изучение программы «Я, ты, мы».
- Подбор методической литературы; материала для практических заданий
- Подготовить выставку дидактических, развивающих игр и наглядных пособий по теме педсовета
- Выбрать капитанов команд для деловой игры
Повестка дня:
- Короткий отчет по выполнению ранее принятых решений - заведующий ДОУ.
- Вступительное слово– актуальность темы педсовета старший .воспитатель
- Итоги оперативного контроля «Организация питания» и самопроверки педагогов «Культура поведения за столом» - ст.воспитатель
- Представление педагогами групп, игр и пособий по теме педсовета
- Педагогический тренинг (см.приложение)
- Деловая игра:
- Знакомство с ходом и правилами игры, выбор жюри, жеребьевка
- Работа в командах с пословицами и поговорками (отобрать по теме педсовета, предложить возрастную группу, в которой можно использовать эти пословицы и поговорки, обосновать свой выбор)
- Инсценировки педагогических ситуаций
- Подведение итогов
- Домашнее задание педагогам
- Принятие решений, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса
Ход педагогического совета
1.Актуальность темы.
Тема тематического педагогического совета «О правилах хорошего тона за столом» выбрана не случайно, т.к.навыки общения формируются у человека с ранних лет и очень важно, чтобы педагог помог свои воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) – это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.
Педагоги должны помочь детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией.
Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, соблюдать правила этикета и в частности, правила хорошего тона за столом, педагоги могут предложить детям проблемные ситуации, решение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты, для игр-драматизация различного содержания.
Для правильной и грамотной работы по этому направлению педагогам необходимо знать программные цели и задачи в воспитании детей своей возрастной группы, которые раскрыты в Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 24, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», а также в программе социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина.
Педагоги должны личным примером подтверждать правила этикета, правила хорошего тона за столом.
Необходимо также привлекать к этой работе и помощника воспитателя, от которой во многом зависит и сервировка стола, и правильность подачи пищи детям.
Поэтому разрабатывая тематический педагогический совет мы сочли необходимым оживить его деловой игрой, направленной на активизацию самообразования педагогов, овладением реальным опытом и умение решать трудные ситуации. Работа в командах сплачивает коллектив, побуждает педагогов высказывать свое мнение и находить общее компромиссное решение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Педагогический тренинг (вопросы для обсуждения в командах)
1. Что означает термин «ЭТИКА» |
2. Какие существуют трудности в воспитании культурного поведения детей? |
3. В чем сущность этического воспитания детей? |
4. Почему, на ваш взгляд им надо заниматься с дошкольного возраста? |
5. Роль педагога в воспитании культуры поведения дошкольников заключается ……… |
6. Какая на ваш взгляд должна здесь проводится работа с родителями? |
7. Какие педагогические методы и приемы наиболее эффективны в воспитании у детей культуры поведения за столом? |
8. Перечислите известные вам методические пособия, литературу, игры, дет. худ. литературу по этическому воспитанию. |
Работа в командах с пословицами и поговорками (отобрать по теме педсовета, предложить возрастную группу, в которой можно использовать эти пословицы и поговорки, обосновать свой выбор) |
|
|
Инсценировки педагогических ситуаций.
Инсценировка «За столом»
ЦЕЛЬ: совершенствовать педагогическое мастерство педагогов по воспитанию культуры поведения за столом: актуализированные проблемы, обмен опытом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: хорошо подготовить все необходимое для обеда, можно использовать игрушечную посуду.
Х О Д ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображают обедающих детей, используя все приготовленное для этого. Их задача – совершить как можно больше ошибок: кушать неопрятно, громко разговаривать и т.д.
II-я группа педагогов изображает «воспитателя» и «помощника восп-ля», методически правильно работающих с детьми.
Задача противоположной команды отметить все нарушения со стороны «детей», а так же отметить и дополнить (по необходимости) методы и приемы применяемые «воспитателем».
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
Приложение: правила хорошего тона за столом.(для педагогов)
- Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем.
- Не следует играть приборами, хлебом, салфетками, складывать край скатерти трубочкой, протягивать во всю длину ноги пол столом.
- Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над
тарелкой. Голову можно слегка наклонить и на эту высоту поднести вилку и ложку. - Не дуйте на горячую еду и напитки.
- Не следует причмокивать и прихлебывать.
- После еды нож и вилку принято складывать в тарелки параллельно, ручками
правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при следующем блюде, кладут их на стол. - Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой
руке, нож — в правой, не перекладывая их из руки в руку. - Когда запиваете еду каким-либо напитком, следует сначала проглотить то,
что находится во рту, а только потом пить. - Жевать нужно спокойно, с закрытым ртом.
- Доедая последнюю ложку супа, не наклоняйте тарелку к себе.
- Если блюдо приправлено соусом, салфетку кладут на колени.
- Не мокайте хлеб в соус, даже если вы держите хлеб на вилке.
- Салат берут не ножом, а вилкой.
- Когда режете мясо, пальцы должны быть на ручке ножа.
- Передавая кому-либо нож, протягивайте его ручкой от себя.
Инсценировка «Сервировка стола».
ЦЕЛЬ: обратить внимание педагогов на характерные ошибки сервировки стола для детей, подачу пищи, взаимодействие педагогов с детьми и друг с другом.
МАТЕРИАЛЫ для инсценировки: посуда для сервировки стола, «раздаточный стол», кастрюли и т.д.
Х О Д ИНСЦЕНИРОВКИ
I-я группа педагогов изображающая «детей» демонстрирует хорошую культуру поведения за столом. «Воспитатель» и «пом.восп-ля» стараются изобразить все возможные ошибки и недочеты в сервировке стола для детей, в правилах подачи пищи, организации питания.
Задача противоположной команды отметить все недочеты со стороны «воспитателя» и «помощника восп-ля», дать оценку их действий и уточнить правила организации питания.
После инсценировки команды обмениваются мнениями и делают выводы.
ЛИТЕРАТУРА
- Л.П.Ильенко «Новые модели методической службы в ОУ», Аркти, М., 2000
- К.Ю,Белая «Педсовет в дош.обр.учреждении. подготовка и проведение», Творч.центр, М., 2004
- О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Я, ты, мы», Прсв., М., 2004
- О.Л.Князева, Р.Б.Стекина, «Как вести себя», Просв, М., 2004
- Под ред.В.В.Петрусинского «Игры – обучение, тренинг, досуг», М., 1994
- Корчинова О.В., «Детский этикет», Р-на-Д, Феникс, 2002
- Шорыгина Т.А. «Вежливые сказки»-этикет для малышей, М, Прометей, 2001
- Н.В.Дурова «Очень важный разговор», М., Мозаика-Синтез, 2000
- С.А.Насонкина «Уроки этикета», СПб, Акцидент, 1996
Вопросы самоконтроля воспитателей
«Культура поведения за столом»
Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | |
1. | Как дети соблюдают правила культурного поведения за столом: | |||
— правильно ли пользуются столовыми приборами | ||||
— пользуются ли бумажными салфетками: | ||||
а) без напоминания | ||||
б) с напоминанием | ||||
— дежурят по столовой с удовольствием | ||||
— без удовольствия | ||||
— вежливо ли обращаются друг с другом | ||||
— умеют ли обращаться к взрослым | ||||
2. | Отношение к приему пиши (в % отношении) | |||
— есть ли любимое блюдо | ||||
— равнодушны ли к еде | ||||
— аккуратно ли едят | ||||
— все ли съедают норму питания: | ||||
а) первое блюдо | ||||
б) второе блюдо | ||||
в) третье блюдо |
Оперативный контроль
«Организация питания»
№ п/п | Вопросы к анализу | Коммен тарии | Оценка |
Гигиеническая обстановка: - санитарное состояние; - проветривание; - размещение столовой мебели; - выполнение режима питания; | |||
Сервировка стола: - учет требований сервировки стола и возраста детей; - эстетика сервировки; - оценка деятельности дежурных; | |||
Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания: - подготовка детей к приему пищи; - организация гигиенических процедур; - внешний вид детей, настроение и общение; - обстановка в группе во время приема пищи; навыки пользования столовыми приборами (ложка, вилка, нож); - культура поведения за столом (есть ли дети с плохими привычками, их причины); - врачебные назначения по инд-му питанию и их выполнение; - вносятся ли изменения в рацион питания с учетом потребностей, функциональных изменений организма, аппетита детей и состояние здоровья; | |||
Общение воспитателя с детьми во время приема пищи: - умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое); - обращение внимания на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид; - обучение правилам поведения за столом; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "О правилах хорошего тона за столом"
Консультация для родителей поможет сформировать навыки культуры поедения за столом у детей дошкольного возраста...

О гигиене и правилах хорошего тона за столом
Большое значение для хорошего усвоения пищи имеют навыки культуры поведения за столом, которые выработаны долгим опытом. Назначение каждого правила – создать за столом удобство себе и другому. Работа ...

Консультация для родителей «О правилах хорошего тона за столом»
В рамках программы обучения и воспитания детей в детском саду большое внимание уделяется культуре поведения дошкольников....

"О правилах хорошего тона за столом"
Данный материал возможно использовать как консультационный материал для родителей детей дошкольного возраста....