Рабочая программа младшей группы
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2-4 лет составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_mlad_gr_17-18.docx | 90.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Малыш»
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 2-4 лет
составлена на основе примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
на 2017-2018 учебный год
Воспитателей младшей группы
Марфиной Елены Анатольевны
Лавровой Маргариты Николаевны
с. Шира, 2017 г.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………..………. 3
- Цели и задачи основной образовательной программы ………...4
- Принципы и подходы в организации образовательного
процесса……………………………………………………………5
- Содержание психолого - педагогической работы ……………...5
- Возрастные и индивидуальные особенности детей второй
группы раннего возраста и младшей группы …………………..7
Возрастные и индивидуальные особенности детей
младшей группы ………………………………………………….8
- Планируемые результаты освоения программы …………… 10
- Особенности организации образовательного процесса в группе
- Планируемые результаты освоения образовательной программы
- Содержательный раздел
- Учебный план реализации ООП
- Перечень методических пособий
- Формы, способы, методы и средства реализации программы
- Взаимодействие с семьей.
- Планирование работы с детьми в группе.
- Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками в ДОУ.
- Организационный раздел.
3.1.Предметно пространственная среда
3.2. Режим дня, структура НОД.
3.3. Перечень методических пособий.
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по развитию детей младшей группы разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №9 «Малыш», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей младшей группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа по развитию детей младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому.
Используются парциальные программы:
Реализуемая программа строится на принципе личностно- развивающего и гуманистического характера взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Конституция РФ, ст.43, 72;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-Уставом ДОО.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цели:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
- формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней на примере Республики Хакасия.
Задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- создание условий для формирования у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде и месте человека в ней на примере Республики Хакасия.
1.3. Программа строится на принципах и подходах ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы с детьми дается по образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие».
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются ессрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
«Познавательное развитие» направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
«Речевое развитие» включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведении искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
1.5. Возрастные особенности детей раннего возраста
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память – непроизвольны.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной – двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросом.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | СОДЕРЖАНИЕ |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление; Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей; Ползает на четвереньках произвольным способом; Лазает по лесенке и по гимнастической стенке произвольным способом; Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами; Катит мяч в заданном направлении; Бросает мяч двумя руками от груди, вверх 2-3 раза и ловит; Метает предметы вдаль; Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, сам соблюдает элементарные правила поведения во время еды; Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. |
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности; Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке; Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки, разложить ложки, поставить салфетки и т.п.); Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице; Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях; Имеет первичные гендерные преставления; Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей; Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры; Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий; В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты; В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому; В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого; Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях; Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Рассматривает иллюстрации в книгах; Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы; Читает наизусть потешки и небольшие стихи; В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит. Пользуясь различными изобразительными средствами; Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию; Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы; Лепит различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки; Правильно и аккуратно пользуется инструментами для творчества; |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Знает и правильно использует детали строительного материала. При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом или целью постройки. Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание). Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку. При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы. Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов "больше, "меньше", "столько же"). Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимает смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под. Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь. Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях. Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал). Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей. Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты. |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения. Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь . Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами. |
2.Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации общеобразовательной программы
Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей по разным образовательным областям.
Данная часть учебного плана учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и тех условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции ДОУ.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).
Для профилактики утомляемости детей, непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, сочетают с занятиями физической культуры и музыкой.
В середине непосредственно образовательной деятельности статичного характера проводится физкультминутка.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей I младшей группы ( от 2-3 лет) – не более 10 минут, II младшей группы (от 3 до 4 лет) – не более 15 минут . Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут соответственно. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности не менее 10 минут.
Наимено-вание образова-тельной программы | Образова- тельные области | НОД | Возрастные группы |
Младшая группа (2 подгруппа раннего возраста, младшая .подгруппа) | |||
Количество непосредственно образовательной деятельности (НОД) в неделю | |||
«От рождения до школы» | Физическое развитие | Физкультурное занятие | 3 |
Речевое развитие | Развитие речи | 2/1 | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность | 1/2 | |
Конструирование | 0, 5 | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 | |
Лепка- Аппликация | 1 | ||
Музыка | 2 | ||
Социально – коммуника тивное развитие | Коммуникативная деятельность | 0.5 НОД | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Ежедневно в режимные моменты | ||
Игровая деятельность | Ежедневно в режимные моменты | ||
Дополни- тельная программа | Образова- тельные области | НОД | Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
«Из поколения в поколение» | Социально – коммуникативное развитие | Социально – коммуникативное развитие | По одному занятию в месяц в рамках тематических мероприятий, комплексных или вкраплениями |
Физическое развитие | Физкультурное занятие | ||
Речевое развитие | Развитие речи | ||
Познавательное развитие | Познавательное развитие | ||
Художественно-эстетическое развитие | Рисование Лепка-Аппликация Музыка | ||
Всего НОД (количество) |
10/10 |
2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе
В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
Режим работы
пятидневная неделя с 7.30 до 18.00 (10,5 часов) Выходные дни – суббота, воскресенье.
Расписание непосредственно образовательной деятельности:
Разновозрастная группа:
Вторая подгруппа раннего возраста – 1 час 40 мин (10) в неделю;
20 минут (2) в день, до 10 минут
с перерывом 10 минут.
№ | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Музыка | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Музыка | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Лепка- Аппликация |
9:00 – 9:10 | 9:00 – 9:10 | 9:00 – 9:10 | 9:00 – 9:10 | 9:00 – 9:10 | |
2 | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Рисование | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
9:20 – 9:30 | 9:20 – 9:30 | 9:20 – 9:30 | 9:20 – 9:30 | 9:20 – 9:30 |
Младшая подгруппа – 2 часа 30 мин (10) в неделю;
30 минут в день, до 15 минут с перерывом 10 минут.
№ | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Музыка | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Музыка | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Лепка- Аппликация |
9:00 – 9:15 | 9:00 – 9:15 | 9:00 – 9:15 | 9:00 – 9:15 | 9:00 – 9:15 | |
2 | ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Рисование | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Развитие элементарных математических представлений | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ |
9:25 – 9:40 | 9:25 – 9:40 | 9:25 – 9:40 | 9:25 – 9:40 | 9:25 – 9:40 |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Базовая образовательная область | Периодичность |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Игра | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | ежедневно |
Каникулярное время
Летний период – с 01.06.2018 до 31.08.2018 гг.
Режим дня на холодный период (сентябрь-май)
Режимные моменты | младшая группа (2-4 года) |
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей | 07.30-08.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.20-08.45 |
Самостоятельная деятельность детей | 08.45-09.00 |
НОД, игры | 09.00-09.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 09.40-10.50 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 10.50-11.15 |
Обед, подготовка ко сну | 11.15-11.45 |
Дневной сон | 11.45-15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.40 |
Игры, самостоятельность деятельность детей | 15.40-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка Игры, уход детей домой | 16.30-18.00 |
Режим дня на теплый период (июнь-август)
Режимные процессы | младшая группа (2-4 года) |
Прием детей на свежем воздухе (в пасмурные дни в группе); самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность детей и взрослых | 7.30-8.05 |
Утренняя гимнастика на свежем воздухе | 8.05-8.15 |
Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Завтрак. | 8.15-8.50 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка, второй завтрак, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Мероприятия оздоровительного и художественно-эстетического цикла. | 8.50-11.30 |
Подготовка к обеду, гигиенические процедуры. Обед. | 11.30-12.00 |
Подготовка ко сну. Сон. | 12.00-15.00 |
Постепенный подъем, оздоровительные воздушные, водные процедуры, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. | 15.00-15.20 |
Полдник, гигиенические процедуры. | 15.20-15.30 |
Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых. Чтение художественной литературы. | 15.30-16.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых, уход детей домой. | 16.35-18.00 |
Система оздоровительных мероприятий и организация двигательного режима:
Под руководством медицинского персонала осуществляется
- комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. Особое внимание уделяют на выработку у детей правильной осанки.
- В помещении обеспечивают оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучают детей находиться в помещении в облегченной одежде.
Система физкультурно – оздоровительных мероприятий
№ | Виды оздоровительной деятельности | Сроки проведения |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно 7-10 мин. |
2 | Физкультминутки | Ежедневно на обучающих занятиях 2-3 мин. |
3 | Гимнастика для глаз | Ежедневно 3-4 мин. |
4 | Музыкально-ритмические движения | На музыкальных занятиях 10-12 мин. |
5 | Физкультурные занятия: - в зале - на улице | 2 раза в неделю 15 мин. 1 раз в неделю 15 мин. |
6 | Подвижные игры: -сюжетные -бессюжетные -игры-забавы Народные игры | Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин. |
7 | Игровые упражнения: | Ежедневно по подгруппам 6-8 мин. |
8 | Оздоровительные мероприятия: - гимнастика пробуждения - дыхательная гимнастика | Ежедневно 7 мин. |
9 | Психогимнастика | 2 раза в неделю 5-8 мин. |
10 | Физкультурный досуг | 1 раз в 3 месяц по 15-20 мин. |
11 | Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня | По действующему СанПин |
12 | Оздоровительные паузы в свободной деятельности детей | Ежедневно по подгруппам 6-7 мин. |
Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Кол-во, длительность (в мин.) занятий |
1 | 2 | 3 |
Физкультурные занятия | а) в помещении | 2 раза в неделю (10- 15 мин) |
б) на участке | 1 раз в неделю (10 -15 мин) | |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | а) утренняя гимнастика (по желанию детей) | ежедневно (5-8 мин.) |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | ежедневно 2 раза (утро, вечер) 15-20 мин | |
в) физ.минутка (в середине статического занятия) | 3-5 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия | |
Активный | а) физ.досуг | 1 раз в месяц (15 мин.) |
б) день здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | а) самостоятельное использование физкультурного и спортивного инвентаря | ежедневно |
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры | ежедневно |
2.3. Перспективное планирование работы с детьми по региональному компоненту.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края.
Региональный компонент содержания дошкольного образования закрепляет художественно – речевое, эстетическое развитие дошкольника, знакомит с экологией края.
Содержание регионального компонента формирует представление представления об этнокультурной картине мира, этническую идентичность, знания о родном крае, особенностях образа жизни, праздниках, нравственной культуре народов Республики Хакасия, о героях национального эпоса, мифологии, на основе приобщения к сказке, фольклору, знакомит с основами декоративно- прикладного искусства, народными играми и словесно- народным творчеством.
Реализация программы осуществляется за счет вкрапления в НОД, через образовательные области:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование у воспитанников представлений о флоре и фауне, о культуре и традициях народов Республики Хакасия, об истории, достопримечательностях города Абакан.
Образовательная область «Речевое развитие»
Знакомство воспитанников с писателями Республики Хакасия и их произведениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Знакомство воспитанников с художниками и музыкантами Республики Хакасия и их произведениями.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие физических качеств посредством участия старших дошкольников в спортивной жизни села, в районных, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, акциях.
2.4. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Развитие игровой деятельности * Сюжетно-ролевые игры * Подвижные игры * Театрали- зованные игры * Дидактические игры. | Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры. Самостоятельные сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей. | В соответствии с режимом дня | Игры- экспериментирование Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Вне игровые формы: самодеятельность дошкольников; изобразительная деятельность; труд в природе; экспериментирование; конструирование; бытовая деятельность; наблюдение. |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Беседы, обучение, чтение худ. Литературы, дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры, игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры). | Индивидуаль-ная работа во время утреннего приема (беседы, показ); Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание); Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание). | Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживания. |
Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности * образ Я * семья * детский сад * родная страна | Игровые упражнения, познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение рассказ экскурсия. | Прогулка Самостоятель-ная деятельность Тематические досуги Труд (в природе, дежурство) | Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры. |
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Познавательное развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Формирование элементарных математических представлений *количество и счёт *величина *форма *ориентировка в пространстве *ориентировка во времени | Интегрированная деятельность Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение Чтение Досуг | Игровые упражнения Напоминания Объяснение Рассматривание Наблюдение | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) |
Детское экспериментирование | Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Игры экспериментирования Простейшие опыты | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Развивающие игры | Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры-экспериментирования. Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора * предметное и социальное окружение * ознакомление с природой | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Целевые прогулки Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ Беседы Досуги, праздники, развлечения | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Рассматривание Наблюдение Труд в уголке природе Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Рассказ Беседы | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры |
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Речевое развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). - Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. - Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) - Сюжетно-ролевая игра. - Игра-драматизация. - Работа в книжном уголке - Чтение, рассматривание иллюстраций - Сценарии активизирующего общения. – Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него -Хороводные игры, пальчиковые игры | - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание) - формирование элементарного реплицирования. - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. - Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Тематические досуги | - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) - Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). - Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) - Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) |
Развитие всех компонентов устной речи | Артикуляционная гимнастика - Дид. Игры, Настольно-печатные игры - Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений, пересказ - Работа в книжном уголке - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине. | Называние, повторение, слушание - Речевые дидактические игры. - Наблюдения - Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа. -Разучивание стихов. | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество |
Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | Сюжетно-ролевые игры -Чтение художественной литературы -Досуги. | Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Освоение формул речевого этикета (пассивное) | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. |
Формирова-ние интереса и потребности в чтении | Подбор иллюстраций Чтение литературы. Подвижные игры Физкультурные досуги Заучивание Рассказ Обучение Экскурсии Объяснения | Физкультминутки, прогулка, прием пищи, беседа. Рассказ чтение Д/и Настольно-печатные игры Игры-драматизации. | Игры Дид. Игры Театр Рассматривание иллюстраций Игры Продуктивная деятельность Настольно-печатные игры Беседы Театр |
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Развитие продуктивной деятельности рисование лепка аппликация конструирова-ние Развитие детского творчества Приобщение к изобразительному искусству | Наблюдения по ситуации Занимательные показы Индивидуальная работа с детьми Рисование Аппликация Лепка Сюжетно-игровая ситуация Выставка детских работ Конкурсы Интегрированные занятия | Интегрирован-ная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми | Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр |
2.5. Содержание коррекционной работы.
При посещении в группах детей с ОВЗ разрабатывается «адаптированная образовательная программа», т.е. программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.6. Работа с родителями
Наименование мероприятий | Периоды проведения |
1 | 2 |
Родительские собрания | 1 раз в квартал |
Папки-передвижки (по темам) | в течение года |
Индивидуальные беседы (по предложению родителей) | в течение года |
Консультации для родителей | в течение года |
Совместная деятельность | Согласно тематического плана на 2017-2018 гг. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
работы с родителями на осень
СЕНТЯБРЬ | Родительское собрание: «Давайте познакомимся. Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Материал в уголок для родителей: «Особенности развития детей 3 – 4 лет. Основные задачи развития и воспитания». Памятка для родителей: «Как не надо кормить ребенка». Фотовыставка «Как мы провели лето». Родительский комитет: привлечение родителей к благоустройству группы. |
ОКТЯБРЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Материал в уголок для родителей: «Какие игрушки приобретать ребенку». Памятка для родителей: «Оздоровление детей в осенний период». Выставка поделок из природного материала «Дары осени». |
НОЯБРЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Материал в уголок для родителей: «Опасные ситуации в жизни детей» .Памятка для родителей: «Как отвечать на детские вопросы». Папка-передвижка «День матери». Фотовыставка: «Жизнь ребенка в детском саду». Родительский комитет: привлечение родителей к приобретению Новогодних подарков для детей. |
ДЕКАБРЬ | Родительское собрание: «Познавательно-речевое развитие детей четвертого года жизни» Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Информационный материал в уголок для родителей: «Зимние игры для детей». Памятка для родителей: «Основы нравственных отношений в семье». Папка-передвижка: «Новый год в детском саду и дома». Родительский комитет: привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику, украшению группы. |
ЯНВАРЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Информационный материал в уголок для родителей: «Несколько советов по организации и проведению детских праздников». Памятка для родителей: «Игры и упражнения по развитию речи». Фотовыставка: « Новогодние и рождественские праздники». |
ФЕВРАЛЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Информационный материал в уголок для родителей: «Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка). Памятка для родителей: «Чаще разговаривайте со своим ребенком». Папка-передвижка: « 23 февраля». Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу! |
МАРТ | Родительское собрание: «Задачи воспитания трудолюбия у детей в детском саду и дома» Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Информационный материал в уголок для родителей: «Нетрадиционные методы лечения простуды». Памятка для родителей: «7 правил для всех (о наказаниях ребенка)». Папка – передвижка:«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости! ». Праздник «8 марта», с приглашением родителей и чаепитием в группе. Родительский комитет: привлечение родителей к подготовке к благоустройству участков. |
АПРЕЛЬ | Консультации для родителей:
Индивидуальные беседы с родителями:
Информационный материал в уголок для родителей: «Что должен знать и уметь 4 –летний ребёнок». Памятка для родителей: «Особенности развития речи детей дошкольного возраста». Папка-передвижка: «Детские страхи - советы психолога». Анкетирование родителей: «Ваше мнение о ДОУ». Привлечение родителей к изготовлению и приобретению выносного материала на лето. |
2.7. Комплексно-тематическое планирование
Тематический принцип построения образовательного процесса построен на региональном и этнокультурном компонентах.
Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонента, для учета особенностей своего дошкольного учреждения составила темы или названия тем, содержание работы, временной период. Одной теме уделяется не менее одной недели. Оптимальный период — 2–3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в группе.
Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
сентябрь | 1
| Детский сад – для ребят | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к де- тскому саду, воспитателю, детям. | Праздник «День знаний». Спартакиада | ||
2 | ||||||
3 | Правила и безопас- ность дорожного движения | Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжение знакомства с светофором. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте. | Квест «Кто правила знает – того все уважают!» Встреча с инспектором ГИБДД | |||
4 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание отрицательного отношения к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам. | «Уроки Мойдодыра» | |||
октябрь | 1 | Осень | Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. | Развлечение «Осенний бал» | ||
2 | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать де- тям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. | «Осень золотая». | ||||
Октябрь | 3 | Неделя игры Диагностика | Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие интереса к игровым действиям сверстников. Формирование умения играть рядом, не мешая друг другу. Развитие умения играть вместе со сверстниками. Заполнение карт развития детей | «Любимые народные игры» | ||
4 | Нам года – не беда, коль душа молода! | Воспитание уважения, заботливого отношения к пожилым людям. | Праздник «Нам года – не беда, коль душа молода!» | |||
ноябрь | 1 | Я – гражданин России! | Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Углубление и уточнение представлений о Родине — России. Поощрение интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России. Расширение представлений о Москве — главном городе, столице России. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование элементарных представлений о свободе личности как достижении человечества | Развлечение «Дружат дети всей Земли» | ||
2 | Безопасность | Знакомство детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомство с понятиями «можно – нельзя», «опасно», «громко – тихо». Формирование представлений о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой. | ||||
3 | Мамин день | Мама – самый главный человек в жизни. Воспитание уважения к материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. Чтение художественной литературы. Художественное творчество детей. | Развлечение «Мамы всякие важны» | |||
4 | Я в мире – человек | Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни. Развитие желания сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, гигиену, правильно питаться, заниматься спортом). Рассказы о бактериях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов, о правилах безопасного общения с больными. | Викторина «Будь здоров!» | |||
декабрь | 1 | Красная книга | Формирование основ экологической культуры. Продолжение знакомства с правилами поведения на природе. Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. | Викторина «Что? Где? Когда?» | ||
2 | Неделя пожарной безопасности и ЧС | Уточнение знаний о работе пожарных, правила поведения при пожаре. Формирование у детей навыков поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и др. Расширение знаний о работе МЧС. Закрепление правил ПДД. Формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности. | Развлечение «Волшебной искры нить» | |||
3 | Новый год | Привлечение детей к активному и разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Поддержание чувства удовлетворения, возникающего при участии в коллективной предпраздничной деятельности. Знакомство с основами праздничной культуры. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. | Праздник Новый год | |||
4 | ||||||
январь | 1-2 | Зимние забавы | Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника | Зимние игры и забавы | ||
3 | Зима | Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта. Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). | «Путешествие в страну Почемучек» | |||
4 | «В гостях у Зимушки» | |||||
февраль | 1 | Мир профессий | Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитание уважения к людям труда. Развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. | Путешествие в мир профессий | ||
2 | Тематическое развлечение «Кем быть?» | |||||
3 | Наша Армия | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Праздник «Аты-баты, шли солдаты!» | |||
4 | Междуна-родный женский день | Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям. Расширение гендерных представлений, воспитание у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, формирование потребности радовать близких добрыми делами. | Праздник 8 Марта. | |||
Март | 1 | |||||
2 | Неделя здоровья | Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Побуждать называть свои имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. | «Папа, мама, я – спортивная семья!» | |||
3 | Весна | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело — появилась травка и т. Д.). | «Веснянка» | |||
4 | Неделя детской книги | Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Продолжать знакомить с иллюстрациями известных художников. | Досуг «В книжном королевстве!» | |||
апрель | 1 | Покорители космоса | Расширение знаний о космонавтах, космосе. | Звездная викторина. | ||
2 | Народная культура и традиции | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Хакасские игры и развлечения | |||
3 | ||||||
Народные праздники | Продолжение знакомства с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства. | Праздник Чир-Ине | ||||
4 | Моё село, моя страна | Расширение представлений детей о родном крае. Продолжение знакомства с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своей страны. | Развлечение «Люблю родное село» | |||
май | 1 | День Победы | Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам и участникам войны, труженикам тыла. | Праздник, посвященный Дню Победы. | ||
2 | Неделя безопасности | Познакомить детей с опасностями, которые могут подстерегать дома; учить выбирать безопасные места и предметы для игры; формировать умения и навыки, которые помогут избежать опасных ситуаций во время отсутствия взрослых; воспитывать у детей осторожность, умение поступать благоразумно в различных жизненных ситуациях | Развлечение «Безопасно жить – здорово!» | |||
3 | В гостях у сказки | Расширение представлений о народных сказках, устном народном творчестве. Обогащение личного опыта детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста. Использование фольклора при организации всех видов деятельности. | Презентация-викторина «В гостях у сказки» | |||
4 | До свидания, детский сад! Здравствуй, лето! | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | Праздник «До свидания, детский сад!» |
2.8. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:
• совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями |
Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, поручение, задание, Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, экспериментирование, коллекционирование моделирование | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | Диагностирование Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. Совместное творчество детей и взрослых. |
3.Организационный раздел
- Оформление предметно – пространственной среды.
Центр развития | Перечень пособий и игр |
Центр сюжетно-ролевых игр | уголок ряженья ( шляпки, желетки, юбочки), игрушки –персонажи (куклы, мягкие игрушки), пособия, которые обеспечивают всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными особенностями и с учетом гендерных особенностей детей. |
Центр речевого развития | книжный уголок и книжки-малышки сделанные совместно дети-родители, дидактические игры («Веселый язычок» , «Кто в домике живет») , настольно-печатные игры по развитию речи («Звуковая дорожка», Лото), набор карточек сюжетных картинок по сезонно, фабульные картинки. |
Центр безопасности | профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения (папки-передвижки «Осторожно, дети!», «Дорога и дети», книги по ПДД, макет дороги по ПДД, набор дорожных знаков, светофор, автомобили); по профилактике пожарной безопасности (макет пожарного ДЕПО, пожарная машина, папки-передвижки «Спички –это не игрушка», »Берегите лес» , книги по ПБ, авторские дидактические игры («Собери светофор», «Красный-синий», «Пешеход и водители», «Найди безопасный путь»), телефон) |
Центр театральной деятельности | различные театры (пальчиковый, настольный, теневой, плоскостной); атрибуты: маски сказочных героев, маски и куклы сделанные с подручного материала (ложки, клубки, рукавички, одноразовые тарелочки), театр игрушек, костюмы. |
Центр познавательного развития | математический уголок – пособия и дидактические игры на развитие математических представлений ( Планшеты с геометрическими вкладышами, по сказкам, домашним и диким животным); природный уголок – подбор картин, книг, журналов для получения знаний об окружающем мире:«Домашние и дикие животные», «Насекомые». |
Патриотический уголок | моя малая Родина (государственная символика России и Хакасии, тематический альбом о Хакасии и России, альбом национального костюма разных народов, альбом «Орнамент Хакасии», игрушки по развития регионального компонента – дедушка Арчол, бабушка Арина, кукла Ариша, Снежный барс, национальные украшения хакасского народа); |
Центр психологиче- кой разгрузки | рукавички –примерения, картотека мирилок, игрушки антистрессики сшитые родителями (перьевые подушки малютки), шумовые игрушки, уголок уединения |
Центр экспериментирования | оборудование: лупы, лабораторное оборудование, мерная посуда, различные природные материалы; схемы проведения различных детских опытов; картотека «Опыты для дошкольника» |
Центр творчества | серия книг «Учимся рисовать», раскраски, обводилки, линейки-трафареты и мате6риалы для творческой деятельности., альбомы для знакомства с народным декоративно-прикладным творчеством. |
Музыкальный уголок | подбор музыкальных инструментов, дидактические игры, разрезные картинки музыкальных инструментов, шумовые игрушки |
Спортивный уголок | дорожки для профилактики плоскостопия, спортивный инвентарь для занятий физической культуры, массажные дорожки, нестандартное оборудование для двигательной активности (кольцеброс, массажеры, ходунки, следочки), картотека подвижных игр и хакасских народных игр. |
3.2. Список литературы
1.Социально-коммуникативное развитие
Перечень программ и пособий, используемых при реализации социально-коммуникативного развития:
Венгер Л.А, Дьяченко О.М., Говорова Р.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.-М.: Просвещение
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,2006
Лалетина С.И., Ботандаева Н.Н., Ильина Л.А., Ломкина С.П. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования – Абакан: Издательство ГОУДПО ХРИПК и ПРО, 2007
2. Познавательное развитие
Перечень программ и пособий, используемых при реализации познавательного развития:
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в детском саду. Знакомство с окружающим миром. – Воронеж, 2008
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Знакомство с окружающим миром. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,2010
3.Речевое развитие
Перечень программ и пособий, используемых при реализации речевого развития:
Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСЭ,2003
Гербова В.В., Максаков А.И. Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе. – М.:Просвещение,1986
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение,1980
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в младшей группе детского сада. Художественная литература.-Воронеж:ЧП Лакоценин С.С.,2007
Гербова В.В. Учусь говорить. – М.: Просвещение,2003
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М.: Просвещение,1999
- Художественно-эстетическое развитие
Перечень программ и пособий, используемых при реализации художественно-эстетического развития:
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М.:Просвещение,1981
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез,2005
Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Просвещение,1981
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение,1980
- Физическое развитие
Перечень программ и пособий, используемых при реализации физического развития:
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в детском саду. Физическая культура. Утренняя гимнастика. – Воронеж, 2008
Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2002
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,2010
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004
Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшая группа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области «Согласовано» Председатель методическ...
Рабочая программа младшая группа
разработана на основе программы "Детство"...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...