Методическая разработка "Ранний возраст - подготовка новому учебному году"
методическая разработка на тему
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Ранний возраст" | 19.23 КБ |
Приложение1 | 18.91 КБ |
Приложение2 | 38 КБ |
Приложение3 | 201.5 КБ |
Приложение4 | 15.7 КБ |
Приложение5 | 22.55 КБ |
Приложение 6 | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ранний возраст»
Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.
Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления. При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, плача и негативизма
Основными условиями здоровья и физического развития ребенка являются полноценное питание, своевременный и достаточный сон, чистый воздух, тщательный гигиенический уход и активная разнообразная деятельность.
Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устранить эти причины. Аппетит ребенка, его сон, быстрота засыпания и поведение при засыпании, настроение при пробуждении, поведение во время еды, туалета в большой мере зависят от того, как ведут себя взрослые и как к этому относится ребенок. Питание, прогулка, воздушная ванна и др. окажут положительное влияние на физическое развитие только в том случае, если все эти процедуры будут педагогически правильно проводиться и вызывать положительное отношение к ним самого ребенка. Даже при правильно составленном меню дети могут отказываться от пищи, если в результате неправильного подхода во время кормления у ребенка создалось отрицательное отношение. Показатели правильности режима – поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Питание один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гармоничное развитие. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма сопряжена с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей. Рациональное питание воздействует так же на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. Интенсивный рост и развитие детей раннего возраста обусловливают относительно большую, по сравнению со взрослым, потребность в основных пищевых веществах. (Приложение1)
Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, в следствии которых возможны заболевания. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития особенности нервной системы. Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а так же о ее замене решается врачом. Обязательным закаливающим мероприятие является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26)
Гимнастика. Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование точных двигательных навыков, и основных движений. Необходимо помнить, что движение является органической потребностью малыша. Движения ребенку раннего возраста необходимы ему для познавания окружающего мира.
Возникает одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации. Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания и в особенности в такой сложный период как адаптация. Выделяют 4 степени адаптации.(Приложение 2) В детском саду воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого ребенка в листе адаптации, в течении двух недель и выявляет степень адаптпции. (Приложение 3).
Составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении это контроль за развитием детей. Цель его прежде всего в том, что бы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное своевременно скорректировать воспитательные воздействия. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждаетсяв своевременном контроле за развитием. Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки). Быстрый темп развития детей в раннем возрасте требует систематического учета в развития. Следовательно, на первом году жизни оценку развития проводят один раз в месяц, на втором – один раз в три месяца, на третьем – один раз в 6 месяцев. Разработан график контроля нервно-психического развития детей раннего возраста, который заполняется воспитателем и отслеживается с учотом эпикризных сроков. (Приложение 4) На втором году жизни проводится оценка нервно-психического развития ребенка по следующим линиям: развития понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развития понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности, развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности, и поведения. Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в карту психического развития. Карту заводят один раз в 2 года. (Приложение 5)
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям. (Приложение6)
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.
Для диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам. Приложение. Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы дошкольного учреждения.
Предварительный просмотр:
Карта стула детей раннего возраста на ______________ месяц 2017-2018 год
Группа раннего возраста_________________________Воспитатели:___________________________________________________________________
Ф. И. ребенка | дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условные обозначении: «-» - отсутствие стула, «+» - имеется стул, «Ж» – жидкий стул
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ
Степень адаптации | Сроки адаптации | Эмоциональное состояние | Социальная адаптация | Сон ребенка | Аппетит ребенка | Предел работоспосо, б-ности | Поведение на занятиях | Заболеваемость и течение болезни |
Легкая | От 1 дня до 1 недели | Весел, спокоен, настроение хорошее | Хорошо играет с детьми, много друзей | Спокойный, глубокий, засыпает быстро | Хороший, съедает все, ест до насыщения | Соответствует норме | Сосредоточен, спокоен, активен, быстро отвечает | Отсутствует в этот период, течение болезни быстрое, восстановление быстрое |
Средняя | До 15 – 21 дня | Иногда задумчив, замкнут, легкая плаксивость, хныканье | Сдержан, просится на руки, не охотно играет с детьми | Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго | Выборочно, насыщенный, соответствует возрастной норме | Соответствует возрастной норме | Мало активен | Отсутствие болезней или течение быстрое, бурное |
Усложненная | 25 дней – 5 недель | Плачет за компанию, плач приступообразный | Безразличен к играм, отстранен, замкнут, невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечь в игру | Засыпает с хныканьем, тревожен во сне | Отвергает некоторые блюда, капризничает | Быстро наступает утомление | Не сосредоточен, не активен | Течение болезни медленное с осложнениями |
Дезадаптация | Более 5 недель | Сильный плач, подавленное настроение | Не дружелюбен, агрессивен, мешает другим | Беспокойный сон или отсутствие его | Ест долго, неохотно или отказывается от еды | Явные признаки переутомления | Не сосредоточен, пассивен | Болезнь тяжелая, восстанавливается медленно |
Предварительный просмотр:
Лист адаптации
Фамилия имя ребёнка_________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________ возраст_______________ дата поступления_____________________________
Адаптационные дни | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Завтрак | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Обед | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Полдник | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Засыпание | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Время ухода | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Активность: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В игре | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с взрослыми. |
Условные обозначения: Хорошо + ; Неустойчиво-н ; Отрицательно - ; Болел-Б; Находился дома – Д
Индивидуальные особенности_______________________________________________________________
Оценка адаптационного периода:
Лёгкая степень адаптации_____________________________________________________________________
Средняя степень адаптации____________________________________________________________________
Тяжёлая степень адаптации____________________________________________________________________
Лист адаптации
Фамилия имя ребёнка_________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________ возраст_______________ дата поступления_____________________________
Адаптационные дни | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Настроение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Завтрак | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Обед | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Полдник | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Засыпание | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Время ухода | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Активность: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В игре | |||||||||||||||||||||||||||||||||
В речи | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с взрослыми. |
Условные обозначения: Хорошо + ; Неустойчиво-н ; Отрицательно - ; Болел-Б; Находился дома – Д
Индивидуальные особенности_______________________________________________________________
Оценка адаптационного периода:
Лёгкая степень адаптации_____________________________________________________________________
Средняя степень адаптации____________________________________________________________________
Тяжёлая степень адаптации____________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Список детей по эпикризным сроками
20_____- 20___учебный год
Группа __________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатели:_____________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Дата поступления | Возраст | |||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | ||||
Выделяются эпикризные сроки: от 1 года до 2 лет- 1г.3мес., 1 г. 6 мес, 1 г. 9 мес,2 года
от 2 лет до 3 лет – 2 г. 6 мес., 3 года
Предварительный просмотр:
Карта нервно-психического развития детей 1 года 6 месяцев – 3 лет
Группа раннего возраста_________________________________
Фамилия, имя ребенка____________________________________
Дата рождения __________________________________________
Возраст при поступлении_________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение (группа разв.по эпикр.ср.) | |||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движения | Навыки | Конструк-тивная деят-ть | Изобразительная деят-ть | |||
1 год 6 мес. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
1 год 9 мес. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
2 года. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
2года 6мес. | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||||
3года | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр |
Воспитатели:___________________________________________________________________________
Рекомендации
1,6 м | |
1,9 м | |
2 года | |
2,6 м | |
3 года |
Старший воспитатель:______________________________________________________________
Возрастной список детей (табель сроков контроля)
ФИ ребенка | Дата рождения | 1.6.м | 1.9м | 2 года | 2,6м | 3 года |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 | ||||||
27 | ||||||
28 |
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕН:
Приказом заведующего
Образовательным учреждением
от «_______» ________________20_____ г.
№ _______
_________________ О. Е. Гуреева
СОГЛАСОВАН:
Старший воспитатель
_______________
«__» ________________20_____ г.
График контроля нервно-психического развития детей раннего возраста
На 2017-2018 год
Группа раннего возраста_______________________________________________________________
Воспитатели:________________________________________________________________________
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август |
Карта нервно-психического развития детей 1 года 6 месяцев – 3 лет
Группа раннего возраста_________________________________
Фамилия, имя ребенка____________________________________
Дата рождения __________________________________________
Возраст при поступлении_________________________________
Возраст | Уровень нервно-психического развития | Поведение | Заключение (группа разв.по эпикр.ср.) | |||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движения | Навыки | Конструк-тивная деят-ть | Изобразительная деят-ть | |||
1 год 6 мес. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
1 год 9 мес. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
2 года. | - | - | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||
2года 6мес. | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр | |||||||||
3года | Сон Аппетит Настроение Хар-ер бодр |
Воспитатели:___________________________________________________________________________
Рекомендации
1,6 м | |
1,9 м | |
2 года | |
2,6 м | |
3 года |
Старший воспитатель:______________________________________________________________
Рекомендации
1.6 м | |
1.9 м | |
2 года | |
2,6 м | |
3 года |
Старший воспитатель:______________________________________________
Предварительный просмотр:
Показатели нервно-психического развития детей
второго года жизни
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки |
1 год – 1 мес. – 1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегчен- ними словами в момент двигательной активности, удивления, радости | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в З см Большой - маленький | Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, не присаживаясь. меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 месс – 1 год 6 мес. | Обобщает предметы по существенным признакам и понимаемой речи (в конфликтной ситуации) | Пользуется облегченными словами («би-би«) и произносят правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма), покажи такой же | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «где?» | Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см Самый большой – большой - маленький | Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома» | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15 – 20 см) | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2года | Понимает короткий рассказ .взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми, пользуется трехсловными предло-жениями, употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
Показатели нервно-психического развития детей
третьего года жизни
Возраст | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движения | Навыки | Изобразительная деятельность | Конструктивная деятельность | |||||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение цвет | Воспроизведение форма | Кормления | Одевание | ||||||||
2 года - 2 года 6 мес | Говорит многословными предложениями (более 3-х слов) | Появляются вопросы «Где?», «Куда?» | Подбирает по образцу разнообразные пред-меты 4 основных цветов | Подбирает по образцу основные геометрические фигу-ры в разно-образном метериале | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2 – 3) | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20 – 28 см | Ест аккуратно | Полностью одевается, но не умеет еще застеги-вать пуговицы и за-вязывать шнурки | Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их | ||||
2 года 6 месяцев - 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | Появляются вопросы «Почему?, «Когда?» | Называет 4 основные цвета | В своей деятельности правильно исподльзует геометрические фигуры по назначению | Появляются элементы ролевой игры | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30 – 35 см | Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания | Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их. | Появляются сложные сюжетные постройки |
(разработаны Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-мероприятий по подготовке учебного заведения к новому учебному году
План- мероприятий проводимых в ДОУ к началу учебного года....
Родительское собрание в старшей группе детского сада «Радуга» в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».
Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. Формировать у родителей практическ...
Родительское собрание в старшей группе «Ромашка» в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».
laquo;Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет»....
Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».
Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».«Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатели: Крашенинникова Г....
Родительское собрание в старшей группе «Солнышко» в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».
Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1.Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, 2.Познакомить родителей с задач...
Родительское собрание в группе раннего возраста в начале учебного года "Новый учебный год- новые перспективы"
Родительское собрание - важный старт в начале чебного года....