Методическая разработка "Ранний возраст - подготовка новому учебному году"
методическая разработка на тему

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Ранний возраст»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.  

Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.

Режим дня — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена различных видов деятельности.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления.  При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, плача и негативизма

Основными условиями здоровья и физического развития ребенка являются полноценное питание, своевременный и достаточный сон, чистый воздух, тщательный гигиенический уход и активная разнообразная деятельность.
Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устранить эти причины. Аппетит ребенка, его сон, быстрота засыпания и поведение при засыпании, настроение при пробуждении, поведение во время еды, туалета в большой мере зависят от того, как ведут себя взрослые и как к этому относится ребенок. Питание, прогулка, воздушная ванна и др. окажут положительное влияние на физическое развитие только в том случае, если все эти процедуры будут педагогически правильно проводиться и вызывать положительное отношение к ним самого ребенка. Даже при правильно составленном меню дети могут отказываться от пищи, если в результате неправильного подхода во время кормления у ребенка создалось отрицательное отношение. Показатели правильности режима – поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.

Питание один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и гармоничное развитие. Объясняется это тем, что жизнедеятельность организма сопряжена с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей. Рациональное питание воздействует так же на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. Интенсивный рост и развитие детей раннего возраста обусловливают относительно большую, по сравнению со взрослым, потребность в основных пищевых веществах. (Приложение1)

Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, в следствии которых возможны заболевания. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка: состояние его здоровья, физического и психического развития особенности нервной системы. Вопрос о назначении ребенку группы закаливания, а так же о ее замене решается врачом. Обязательным закаливающим мероприятие является прогулка. Гулять с ребенком необходимо в любую погоду При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15 мая 2013 г. N 26)

Гимнастика. Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование точных двигательных навыков, и основных движений. Необходимо помнить, что движение является органической потребностью малыша. Движения ребенку раннего возраста необходимы ему для познавания окружающего мира.

Возникает одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации. Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие их развитие, знать необходимо. Но не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания и в особенности в такой сложный период как адаптация. Выделяют 4 степени адаптации.(Приложение 2) В детском саду воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого ребенка в листе адаптации, в течении двух недель и выявляет степень адаптпции. (Приложение 3).

Составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении это контроль за развитием детей. Цель его прежде всего в том, что бы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное своевременно скорректировать воспитательные воздействия. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждаетсяв своевременном контроле за развитием. Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки). Быстрый темп развития детей в раннем возрасте требует систематического учета в развития. Следовательно, на первом году жизни оценку развития проводят один раз в месяц, на втором – один раз в три месяца, на третьем – один раз в 6 месяцев.  Разработан график контроля нервно-психического развития детей раннего возраста, который заполняется воспитателем и отслеживается с учотом эпикризных сроков. (Приложение 4) На втором году жизни   проводится оценка нервно-психического развития ребенка по следующим линиям: развития понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности  На третьем году жизни оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям: развития понимания и активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирование изобразительной и конструктивной деятельности, развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности,   и поведения. Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносят в карту психического развития. Карту заводят один раз в 2 года. (Приложение 5)

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям. (Приложение6)

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

  Для диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни.  Педагог имеет четкий план сроков выявления уровня развития детей по группам. Приложение. Правильно организованный контроль за развитием и поведением детей является одним из основных средств систематического повышения качества работы дошкольного учреждения.

 



Предварительный просмотр:

Карта стула детей раннего возраста на ______________ месяц 2017-2018 год

Группа раннего возраста_________________________Воспитатели:___________________________________________________________________ 

Ф. И. ребенка

дата

Условные обозначении:   «-»  - отсутствие стула, «+» - имеется стул, «Ж» – жидкий стул



Предварительный просмотр:

 

ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ

        

Степень адаптации

Сроки адаптации

Эмоциональное состояние

Социальная адаптация

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Предел работоспосо, б-ности

Поведение на занятиях

Заболеваемость и течение болезни

Легкая

От 1 дня

до 1 недели

Весел, спокоен, настроение хорошее

Хорошо играет с детьми, много друзей

Спокойный, глубокий, засыпает быстро

Хороший, съедает все, ест до насыщения

Соответствует норме

Сосредоточен, спокоен, активен, быстро отвечает

Отсутствует в этот период, течение болезни  быстрое, восстановление быстрое

Средняя

До 15 – 21 дня

Иногда задумчив, замкнут, легкая плаксивость, хныканье

Сдержан, просится на руки, не охотно играет с детьми

Засыпает не скоро, спит спокойно, но не долго

Выборочно, насыщенный, соответствует возрастной норме

Соответствует возрастной норме

Мало активен

Отсутствие болезней или течение быстрое, бурное

Усложненная

25 дней – 5 недель

Плачет за компанию, плач приступообразный

Безразличен к играм, отстранен, замкнут, невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечь в игру

Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

Отвергает некоторые блюда, капризничает

Быстро наступает утомление

Не сосредоточен, не активен

Течение болезни медленное с осложнениями

Дезадаптация

Более 5 недель

Сильный плач, подавленное настроение

Не дружелюбен, агрессивен, мешает другим

Беспокойный сон или отсутствие его

Ест долго, неохотно или отказывается от еды

Явные признаки переутомления

Не сосредоточен, пассивен

Болезнь тяжелая, восстанавливается медленно



Предварительный просмотр:

Лист адаптации

Фамилия имя ребёнка_________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________ возраст_______________ дата поступления_____________________________

        

Адаптационные дни

Настроение

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник

Сон

Засыпание

Длительность

Время ухода

Активность:

В игре

В речи

Взаимоотношения

с детьми

Взаимоотношения

 с взрослыми.

Условные обозначения: Хорошо +  ; Неустойчиво-н  ; Отрицательно - ; Болел-Б; Находился дома – Д

Индивидуальные особенности_______________________________________________________________

Оценка адаптационного периода:

Лёгкая степень адаптации_____________________________________________________________________

Средняя степень адаптации____________________________________________________________________

Тяжёлая степень адаптации____________________________________________________________________

Лист адаптации

Фамилия имя ребёнка_________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________ возраст_______________ дата поступления_____________________________

        

Адаптационные дни

Настроение

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник

Сон

Засыпание

Длительность

Время ухода

Активность:

В игре

В речи

Взаимоотношения

с детьми

Взаимоотношения

 с взрослыми.

Условные обозначения: Хорошо +  ; Неустойчиво-н  ; Отрицательно - ; Болел-Б; Находился дома – Д

Индивидуальные особенности_______________________________________________________________

Оценка адаптационного периода:

Лёгкая степень адаптации_____________________________________________________________________

Средняя степень адаптации____________________________________________________________________

Тяжёлая степень адаптации____________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

 

Список детей по эпикризным сроками

20_____- 20___учебный год

Группа __________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатели:_____________________________________________________________________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Дата

 поступления

Возраст

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Выделяются эпикризные сроки: от 1 года до 2 лет- 1г.3мес., 1 г. 6 мес, 1 г. 9 мес,2 года

                                                            от 2 лет до 3 лет – 2 г. 6 мес., 3 года



Предварительный просмотр:

Карта нервно-психического развития детей 1 года 6 месяцев – 3 лет  

 Группа раннего возраста_________________________________

Фамилия, имя ребенка____________________________________

Дата рождения __________________________________________

Возраст при поступлении_________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

(группа разв.по эпикр.ср.)

Понимание речи

Активная

речь

Сенсорное

развитие

Игра

Движения

Навыки

Конструк-тивная

деят-ть

Изобразительная

деят-ть

1 год

6 мес.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

1 год

9 мес.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

2 года.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

2года 6мес.

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

3года

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

Воспитатели:___________________________________________________________________________

 

Рекомендации

1,6 м

1,9 м

2 года

2,6 м

3 года

Старший воспитатель:______________________________________________________________

Возрастной список детей (табель сроков контроля)

ФИ ребенка

Дата рождения

1.6.м

1.9м

2 года

2,6м

 3 года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Государственное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский  сад № 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕН:

Приказом заведующего

Образовательным учреждением

от «_______» ________________20_____ г.

№ _______

_________________ О. Е. Гуреева

СОГЛАСОВАН:

Старший воспитатель

_______________

«__» ________________20_____ г.

График контроля нервно-психического развития детей раннего возраста

На 2017-2018 год

Группа раннего возраста_______________________________________________________________

Воспитатели:________________________________________________________________________

Сентябрь

 Октябрь

Ноябрь

 Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

 

Карта нервно-психического развития детей 1 года 6 месяцев – 3 лет  

 Группа раннего возраста_________________________________

Фамилия, имя ребенка____________________________________

Дата рождения __________________________________________

Возраст при поступлении_________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

(группа разв.по эпикр.ср.)

Понимание речи

Активная

речь

Сенсорное

развитие

Игра

Движения

Навыки

Конструк-тивная

деят-ть

Изобразительная

деят-ть

1 год

6 мес.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

1 год

9 мес.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

2 года.

-

-

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

2года 6мес.

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

3года

Сон

Аппетит

Настроение

Хар-ер бодр

Воспитатели:___________________________________________________________________________

 

        Рекомендации        

1,6 м

1,9 м

2 года

2,6 м

3 года

Старший воспитатель:______________________________________________________________

Рекомендации

1.6 м

1.9 м

2 года

2,6 м

3 года

     Старший воспитатель:______________________________________________



Предварительный просмотр:

 

Показатели нервно-психического развития детей

второго года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия с предметами

Движения

Навыки

1 год – 1 мес. – 1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегчен- ними словами  в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в З см

Большой - маленький

Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает  кольца на стержень)

Ходит длительно, не присаживаясь. меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 месс – 1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам и понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Пользуется облегченными словами («би-би«) и произносят правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма), покажи такой же

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. – 1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопрос взрослого «где?»

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Самый большой – большой - маленький

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной

поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15 – 20 см)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 10 мес. –

2года

Понимает короткий рассказ .взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми, пользуется трехсловными предло-жениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Показатели нервно-психического развития детей

третьего года жизни

Возраст

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Движения

Навыки

Изобразительная деятельность

Конструктивная деятельность

Грамматика

Вопросы

Воспроизведение цвет

Воспроизведение форма

Кормления

Одевание

2 года - 2 года

6 мес

Говорит многословными предложениями (более 3-х слов)

Появляются вопросы

«Где?»,  «Куда?»

Подбирает по образцу  разнообразные пред-меты   4 основных  цветов

Подбирает по образцу основные геометрические фигу-ры в разно-образном метериале

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2 – 3)

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20 – 28 см

Ест аккуратно

Полностью одевается, но не умеет еще застеги-вать пуговицы и за-вязывать шнурки

Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их

2 года 6 месяцев - 3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Появляются вопросы

«Почему?, «Когда?»

Называет 4 основные цвета

В своей деятельности правильно исподльзует геометрические фигуры по назначению

Появляются элементы ролевой игры

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30 – 35 см

Пользуется салфеткой по мере необходимости без напоминания

Самостоятельно одевается,  может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

Появляются сложные сюжетные постройки

(разработаны Н. М. Аксариной, Г. В. Пантюхиной)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-мероприятий по подготовке учебного заведения к новому учебному году

План- мероприятий проводимых в ДОУ к началу учебного года....

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Радуга» в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».

Задачи: Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. Формировать у родителей практическ...

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».

Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».«Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатели: Крашенинникова Г....

Родительское собрание в старшей группе «Солнышко» в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1.Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет,  2.Познакомить родителей с задач...