Педсовет на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников"
методическая разработка на тему
Методическая разработка в игровой форме о повышении знаний педагогов в области "Духовно - нравственом воспитании дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педсовет для педагогов по "Духовно - нравственному воспитанию дошкольников" | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Берёзка» р.п. Лысые Горы Лысогорского района Саратовской области
ПЕДСОВЕТ
НА ТЕМУ: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Заместитель заведующего по УМР МБДОУ – д\с «Берёзка»
Курочкина Наталия Геннадьевна
р.п. Лысые Горы
Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса».
Слайд 3. Цель: Закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании духовно - нравственных качеств дошкольников, в процессе повседневной деятельности.
Слайд 4. Совершим небольшое путешествие. (Поезд).
Слайд 5. Станция «Отвечай-ка!».
Слайд 6. Тренинг для педагогов.
Слайды 7 – 15. Вопросы тренинга.
1. Можно ли назвать ребенка полноценной личностью?
2. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?
3. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?
4. Назовите имена трех русских былинных богатырей.
5. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?
6. Как сохранить обычаи и традиции русского народа?
7. Ваше отношение к духовно - нравственному воспитанию детей.
8. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению детей к русской народной культуре?
9. Какие проблемы могут возникнуть в процессе реализации задач по нравственно – духовному воспитанию детей?
Слайд 16. Прекрасно! Благодарю вас, коллеги. Наш поезд отправляется!
Слайд 17. Станция «Информационная».
Слайды 18 - 31. Немного информации для вас. В. А. Сухомлинский писал:
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс. «Духовность» (филос. Словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Цель:
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка- дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.
Развитие его духовного, психического и физического здоровья.
В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
• формирование начал патриотизма и гражданственности;
• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).
• воспитание уважительного отношения к труду.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельностный подход;
7. развивающий характер обучения.
Слайды 32- 35. Фотоматериал (работа по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ с детьми).
Слайд 36. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Слайд 37. Наш поезд отправляется в путь!
Слайд 38. Станция «Мудрая».
Слайд 39. Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.
Слайд 40. Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.
Слайд 41. Поехали дальше, занимайте места в вагоне.
Слайд 42. Станция «Игралочка».
Слайд 43. Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы, которые вы должны решить. А ваши коллеги выскажутся о правильности такого решения или предложат свой вариант.
1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте?».
2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3,5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю?».
3 – Средний возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю?».
4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации?»
Слайд 44. Спасибо! Едем дальше. Занимайте места.
Слайд 45. Станция «Методическая».
Слайд 46. Основные направления развития детей и образовательные области (по ФГОС ДО).
Слайды 47 – 48. «Соответствие образовательных областей, видов детской деятельности и форм работы с детьми дошкольного возраста».
Слайд 49. Виды деятельности.
Слайд 50. Взаимодействие с социумом.
Слайд 51. Поезд отправляется. Поехали.
Слайд 52. Станция «Содружество».
Слайд 53. Вопрос: «Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе?».
Формы работы с семьей:
1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
2. Лектории для родителей.
3. Открытые показы воспитательного процесса.
4. Совместные праздники.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)
Слайд 54. Модель сотрудничества детского сада с семьей по воспитанию духовно-нравственной личности
Цель:
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, через эффективное сотрудничество детского сада с семьей.
Задачи:
разработать модель эффективного сотрудничества ДОУ с семьей по воспитанию духовно-нравственной личности;
определить и реализовать комплекс классических и инновационных методов, форм взаимодействия педагогов и родителей, способствующих успешному воспитанию личности;
создать организационно-педагогические условия сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников в микросоциуме.
Слайд 55. Поезд отправляется!
Слайд 56. Станция «Волшебный магазин".
Слайд 57. Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека.
Слайд 58. Едем дальше! Прошу занять места в вагоне нашего поезда!
Слайд 59. Станция «Аппетитная». Пора нам подкрепиться!
Слайд 60. Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "Острое блюдо".
Слайды 61 – 62. «Острое блюдо»:
1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?
2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.
4. Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?
3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?
4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?
5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.
И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы?
Слайд 63. Острое блюдо мы нейтрализуем фруктовым соком! (Предлагаю педагогам фруктовый сок)
Слайд 64. Пора нам возвращаться в наш Детский сад! Поехали!
Слайд 65. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ"
"В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой"Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет в...
Презентация на тему: " Духовность- как нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в ...
Сообщение на педсовете на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»
Сообщение на педсоветена тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на педсовет на тему: "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО."
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....
Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
Сообщение к педсовету на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»...
Выступление на педсовете Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»
Выступление на педсоветеТема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»...
Выступление на педсовете Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»
Выступление на педсоветеТема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок»...