ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ группы дошкольногообразования МБОУ Алгачинская СОШ на 2015-2020г.г.
рабочая программа на тему
Программа здоровья разработанная педагогическим коллективом и медицинским работником в помощь дошкольным учреждениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа здоровья в ДОУ | 66.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАННО: Педагогический коллектив Протокол № 1 от 20.09.2015 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Алгачинской СОШ ____________ В.В. Крещеновская «22» сентября 2015г. |
Программа здоровья
группы дошкольного образования МБОУ Алгачинской СОШ
на 2015-2020г.г.
РАЗРАБОТЧИКИ:
старший воспитатель Фатеева Светлана Александровна
воспитатель Цыпышева Ирина Янисовна
медсестра Пермякова Екатерина Владимировна
п. Алгач 2016г.
Содержание
| 2 |
Оздоровительно-закаливающие процедуры ……………………………………………. | 3 |
Направление «Физическое развитие» ………………………………………………....... | 3 |
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей …………….. | 4 |
Воспитание культурно-гигиенических навыков ……………………………………….. | 4 |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни ………………… | 4 |
Образовательная область «Безопасность» ……………………………………………… | 4 |
Образовательная область «Здоровье» …………………………………………………... | 5 |
Система медико-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной ООП дошкольного образования ………………….. | 5 |
| 6 |
Условия реализации программы оздоровления детей …………………………………. | 7 |
Условия реализации задач ……………………………………………………………..... | 8 |
Формы взаимодействия с педагогами и приобщении дошкольников к ЗОЖ ……….. | 9 |
Формы работы с детьми ………………………………………………………………….. | 10 |
Формы взаимодействия ГДО с родителями …………………………………………….. | 10 |
Обеспечение реализации основных направлений программы ………………………… | 11 |
Лечебно-профилактическая работа ……………………………………………………... | 12 |
Психологические мероприятия на занятиях в режиме дня младшей подгруппы ……. | 13 |
Психологические мероприятия на занятиях в режиме дня старшей подгруппы ……. | 16 |
Режим двигательной активности ………………………………………………………... | 19 |
Оздоровительные мероприятия ………………………………………………………….. | 19 |
Летние оздоровительные мероприятия …………………………………………………. | 20 |
Формы и методы оздоровления детей …………………………………………………... | 21 |
Контроль оздоровительной работы ……………………………………………………... | 22 |
План на ближайшие пять лет ……………………………………………………………. | 23 |
Ожидаемые результаты реализации программы ……………………………………….. | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Состояние здоровья современного человека обусловлено целым рядом факторов: стрессы, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нарушение режима дня, экологическое неблагополучие среды.
Современная система физического воспитания, направлена на профессиональную подготовку, а не на комплексный подход к реализации всех ценностей физической культуры. Создавшееся противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры дошкольников и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса определяет проблему, характерную для современной системы физического воспитания детей.
Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.
Охрана и укрепление здоровья ребёнка всегда были ключевыми целями работы нашего дошкольного учреждения.
Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, состоящих перед обществом, заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги ГДО совместно с семьёй должны стремительно сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Поэтому исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей.
Исходя из вышесказанного , в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяем создание здоровьесберегающей среды в условиях ГДО.
Мы определяем три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ:
- Информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и культуры физической, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
- Личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционального положительного отношения ребёнка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
- Деятельностный, характеризующий активную включённость ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.
Основной предлагаемой нами технологии, является комплекс занятий как традиционных, так и специфических средств физической культуры к традиционным относятся упражнения, соответствующие базовое содержание программы по физической культуре – это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребёнка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции физического развития. Традиционные средства физическойкультуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные навыки и умения, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к ЗОЖ, поэтому с учётом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста нами используются специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а так же практические действия по организации здоровой жизнедеятельности.
Хочется отметить, что педагоги не в состоянии решить эту проблему без помощи медицинских работников, поэтому целесообразно будет рассмотреть основные направления работы совместной деятельности педагогов и медицинской сестры:
- Физическое состояние детей, посещающих ГДО.
- Оптимизация двигательного режима.
- Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
- Профилактика заболевания.
- Формирование у детей представлений о ЗОЖ.
Важную роль в решении задач предлагаемойтехнологии играет семья, которая совместно с ГДО является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщении их к ценностям ЗОЖ.
Ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценные результаты, если её задачи не решаются совместно с семьёй.
Оздоровительно-закаливающие процедуры
- Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+ 21, 22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойная.
- Во время сна поддерживать прохладную температуру (+15,16 °С).осуществлять закаливание детей во время одевания после дневного сна и при переодевании в течение дня.
- Одним из эффективных мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 3 – 3,5 часов (в зимнее время до температуры -15 °С – можно гулять детям младшей подгруппы, и до -20°С – с детьми старшей подгруппы). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры.
- В тёплое время года на прогулке предусматривается кратковременное (5-7 мин.) пребывание под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить (4-6 мин) босиком по тёплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности) и по ковру из зелёной травы.
- После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребёнка и степень его привыкания к воздействию воды. Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинскими работниками ГДО с учётом пожелания родителей.
Содержание психолого-педагогической работы
Направление «Физическое развитие»
Образовательная область «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков.
- Формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Продолжать работу по укреплению и закаливанию организма совершенствуя его функции. Осуществлять под руководством медицинского работника закаливающие мероприятия и использовать природные факторы (солнце, воздух и вода). Обеспечивать пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.
Организовывать и проводить подвижные игры (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период – катание на велосипедах, родители приносят из дома).
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-10 мин.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расчёской и носовым платком. При чихании и кашле приучать отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и после еды полоскать рот.
Формирование начальных представлений о здоровом образе
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять умения выполнять ведущую роль в подвижных играх, осознанно относиться к выполнению правил игры.
Приучать детей к самостоятельному творческому использованию физического инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулке.
Один раз в три месяца проводить физкультурные досуги; два раза в год – физкультурные праздники (в зимний и летний период).
Учить развивать активность в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.
Приучать к выполнению действий по команде, по сигналу.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Образовательная область «Безопасность»
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности, собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решения следующих задач:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах проведения в них.
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
- Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Образовательная область «Здоровье»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости мыть руки с мылом, пользоваться расчёской, носовым платком при кашле и чихании приучать отворачиваться, прикрывать нос и рот носовым платком).
Обращаться за помощью к взрослым при заболевании и травме. Соблюдать элементарные правила приёма пищи и правилами пользования столовыми приборами и полоскание рта после приёма пищи.
Система медико-педагогического мониторинга
- Определение возраста ребёнка.
- Оценка физического развития детей по антропометрическим показателям.
- Оценка функциональных возможностей организма по физиометрическим данным.
- Оценка физической подготовленности двигательными навыками и умениями.
- Оценка двигательной активности.
- Оценка состояния здоровья по количеству заболеваний органов дыхания.
- Оценка уровня биологической зрелости.
- Оценка функционального состояния ЦНС.
- Оценка овладения необходимыми двигательными навыками и умениями.
ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ГДО МБОУ АЛГАЧИНСКОЙ СОШ
Организационное
- Организация здоровьесберегающей среды ГДО.
- Изучение передового педагогического, медицинского и психологического опыта по оздоровлению детей.
- Отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
- Формирование у сотрудников ГДО и родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать ЗОЖ.
- Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.
Профилактическое
- Проведение доврачебных обследований и выявление патологий развития детей.
- Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ГДО.
- Обеспечение комфортности и безопасности обстановки в группах ГДО.
- Проведение специальных санитарных мер по профилактики и распространению инфекционных заболеваний.
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
Лечебное
- Создание благожелательной психологической атмосферы в межличностных отношениях.
- Пропаганда здорового психологического климата в семье и ГДО.
- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.
- Оказание первой медицинской помощи.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ГДО МБОУ АЛГАЧИНСКОЙ СОШ
Условия реализации программы |
|
Физические, соматические аспекты - Система физкультурно-оздоровительной работы в ГДО (педагогический блок) - Система лечебно-профилактической оздоровительной работы в ГДО по индивидуальным показателям (медицинский блок) | Социально-нравственный аспект - Воспитательно-оздоровительная работа в ГДО (воспитание культуры поведения, межличностных отношениях, валеологическое образование, формирование половой идентификации и т.д.) |
Для реализации задач, намеченных программой «Здоровье», в ГДО созданы следующие условия:
- Имеется зал для музыкальных и физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: велотренажёр, силовой тренажёр, гребля, батут, сухой бассейн, тренажёр лыжный ход, гимнастическая скамейка, спортивный мат, гимнастическая стенка, наклонные и ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата (диски здоровья), мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канат, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий.
- Спортивная площадка для занятий на воздухе, частично оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: ямой для прыжков в длину, полосой препятствий для развития выносливости, гимнастические стенки, бревном, бумом, карусель и качели (для развития вестибулярного аппарата), ступеньки (из пеньков), различные дуги («радуга», «шалаш»).
- Имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и др. атрибутами.
- Имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физминуток и пальчиковых игр.
- На территории имеется экологическая тропа с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники, развлечения. На тропе дети наблюдают за животным миром, ухаживают за растениями, проводят опытническую и поисковую деятельность.
- В спальной комнате имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения.
- Закаливающие мероприятия различаются как по форме, так и интенсивности.
- Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности (на занятиях и др. режимных моментов).
- Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.
- Постепенно расширяются зоны воздействия, увеличивается время проведения закаливающих процедур.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ И ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ
- Информационно-наглядные
- материалы на стендах.
- папки-передвижки.
- рекомендации.
- фотовыставки.
- Коллективные
- тематические консультации.
- педагогические советы.
- Индивидуальные
- беседа.
- консультации.
- анкетирование
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками. Работа включает в себя 10 разделов:
- Диагностика.
- Полноценное воспитание.
- Система эффективного закаливания.
- Организация рациональной двигательной активности.
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- Создание представлений о ЗОЖ.
- Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
- Коррекционная работа.
- Лечебно-профилактическая работа.
- Летние оздоровительные мероприятия.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Принципы
| Уровень взаимодействия: Группа дошкольного образования – родитель. | Психологический (психологический аспект):
|
Цель взаимодействия: Единые подходы ДОУ и семьи в воспитании здорового ребёнка. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование мероприятия | Ответственные |
Техническое и кадровое обеспечение | ||
1 | Приобретение необходимого оборудования: медицинского (частично) и спортивного. | Директор, ст.воспитатель |
2 | Осуществление ремонта комнат учреждения ГДО. | Ст.воспитатель, завхоз, директор |
3 | Оборудование помещений учреждения ГДО | Ст.воспитатель,завхоз, медсестра |
4 | Пополнение среды нестандартными пособиями. | Воспитатель, ст.воспитатель |
5 | Обеспечение условий для предупреждения и травматизма ГДО (соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования ГДО). | Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра, завхоз |
6 | Контроль за получаемыми и поступающими на кухню продуктами. | Завхоз, медсестра, повар |
7 | Контроль за соблюдением теплового режима, режима проветривания, проведение специальных закаливающих процедур, проведение лечебно-профилактических мероприятий. | Медсестра |
Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение | ||
1 | Разработка и апробация базовой программы по оздоровлению дошкольников. | Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра |
2 | Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе. | Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра |
3 | Повышение педагогической культуры, педагогической компетенции родителей в воспитании здорового ребёнка. | Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра |
4 | Создать оптимальные условия для разностороннего развития дошкольников: активизации мыслительной деятельности, поиски адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей. | Воспитатель |
5 | Поиск изучения и внедрения эффективных технологий и методик оздоровления:
| Воспитатель, медсестра |
6 | Разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности дошкольников по возрастным группам | Воспитатель |
7 | Проведение здоровьесберегающих технологий через все виды деятельности (психологический, фонд знаний, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия). | Воспитатель |
8 | Оптимизация двигательного режима детей ГДО | Воспитатель |
Лечебно-профилактическая работа
Работа направлена на профилактику заболеваемости дошкольников. В профилактике ГРИППа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляции неспецифических факторов защиты организма.
Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в ГДО через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития, условий жизни, особенностей поведения и развития, с учётом желания родителей (законных представителей) намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально: годовой план лечебно-профилактических мероприятий.
Лечебно-профилактическая работа связана с физкультурно-оздоровительной и осуществляется в ГДО в тесном взаимодействии между медсестрой, которая осуществляет работу ГДО и педагогом, который осуществляет работу согласно плану.
Физкультурно-оздоровительную работу осуществляет воспитатель и включает в себя:
- физкультурные занятия босиком.
- подвижные игры и физические упражнения на улице и в помещении.
- утренняя гимнастика на улице (в летний период) и в помещении с обязательным бегом на выносливость и дыхательные упражнения.
- хождение на лыжах зимой.
- дыхательную гимнастику после сна.
- спортивные игры и соревнования.
- интенсивное закаливание стоп.
- элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
- общеукрепляющие упражнения.
- элементы психогимнастики, релаксация.
ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМЕ ДНЯ ГДО (младшая подгруппа)
№ | Содержание | Организационно-методические указания |
1 | Утренний приём: - функциональная музыка - элементы слова-арттерапии и сказко-арттерапии - использование оксолиновой мази, витаминотерапии | Педагогический блок: - успокаивающая музыка Использование художественного слова: потешки, сказки, стихотворения, шуток-прибауток, поговорок; театров: кукольного, пальчикового, настольного. - голос воспитателя ласковый, спокойный, выражение лица доброжелательное. Медицинский блок: - профилактическая работа по заболеваниям |
2 | Умывание и утренняя гимнастика: - мытьё рук с произнесением потешек - комплекс ОРУ | Педагогический блок: - использование потешек, стихотворений, побуждающие производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа - подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование атрибутов. |
3 | Завтрак: - эстетическое оформление блюд - спокойный тон воспитателгигиенические полоскания ротовой полости Приём витаминов, чеснока, лука. | Педагогический блок: - приучение к эстетическому оформлению блюд работниками пищеблока - пояснение, какие блюда на столе, чем полезны. При необходимости докармливать детей Медицинский блок: - рассказ о необходимости , пользе полоскания ротовой полости - профилактика простудных заболеваний |
4 | Свободная деятельность: - словотерапия - арттерапия - игровая деятельность - индивидуальная деятельность | Педагогический блок: - беседы с детьми, чтение сказок, стихотворений - обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение - показ театров: пальчиковый, настольный, кукольный - настольные игры, игры с любимыми игрушками - использование художественного слова |
5 | Занятия: - занятия по всем видам деятельности. | Педагогический блок: - занятия с сюжетом, игровые занятия (создание благоприятного эмоционального фонда) - использование элементов сказкотерапии, физкультминуток, динамических пауз, зарядка для глаз, психогимнастика (достичь эффекта радости от участия) |
6 | Сокотерапия, фитотерапия: | Медицинский блок: - в течение всего года |
7 | Подготовка к прогулке: - одевание - наблюдение - игры (подвижные, индивидуальные) | Педагогический блок: - успокаивающая, спокойная, ласковая музыка, звучание тихое - использование потешек, стихов, шуток, поговорок, использование различных атрибутов и игрушек – голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное - обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, ряженье - употребление естественной биологической потребности ребёнка в движении - использование сюжетно-игровой ситуации, разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия - закрепление двигательных навыков и умений - хождение по ранее знакомым тропинкам, общение с живой и не живой природой - в летнее время пребывание на солнце дозируется согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей - игры со снегом, катание на санках, на подушках, скольжение по ледяным дорожкам - обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений (строго дозируется в соответствии с возрастом, временем года, состоянием здоровья каждого ребёнка) - умелое использование всех раннее перечисление методов и приёмов |
8 | Возвращение с прогулки | Педагогический блок: - использование сказок, потешек, стихов, поговорок, шуток, кукольного, пальчикого, настольного театров - голос воспитателя ласковый, выражение лица воспитателя доброжелательное |
9 | Свободная деятельность | Педагогический блок: - использование сказок, потешек, беседы с детьми - настольные игры с любимыми игрушками - игры на развитие навыков общения |
10 | Подготовка к обеду, обед | Педагогический блок: - совершенствовать навыки правильного пользования приборами - использование потешек, стихов пробуждающих производить гигиенические процедуры - самомассаж - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – чем полезны блюда |
11 | Подготовка ко сну
| Педагогический блок: - использование сказок, рассказов - успокаивающая тихая музыка - укладывание с проговариванием ласковых слов |
12 | Постепенный подъём, воздушные и закаливающие процедуры | Педагогический блок: - пробуждение и подъём с учётом индивидуальных особенностей детей - гимнастика после сна в постели, профилактика плоскостопия, нарушение осанки, дыхательно-звуковая гимнастика - создать положительный эмоциональный фонд (звучит плавная музыка, громкость которой нарастает) - чтение стихов, потешек, шуток |
13 | Подготовка к полднику, полдник | Педагогический блок: - использование стихов, потешек побуждающих производить гигиенические процедуры - самомассаж - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – чем полезны блюда - профилактика и рассказ о пользе полоскания ротовой полости |
14 | Самостоятельная игровая деятельность | Педагогический блок: - сюжетно-ролевые, настольные игры - активизировать детскую самостоятельность |
15 | Вечер | Педагогический блок: - индивидуальная работа с детьми |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В РЕЖИМЕ ДНЯ И НА ЗАНЯТИЯХ В ГДО (старшая подгруппа)
№ | Содержание | Организационно-методические указания |
1 | Утренний приём: - функциональная музыка - элементы слова-арттерапии и сказко-арттерапии - беседы, игровая деятельность - использование оксолиновой мази, витаминотерапии | Педагогический блок: - успокаивающая музыка - использование художественного слова: потешки, сказки, стихотворения, шуток-прибауток, поговорок; театров: кукольного, пальчикового, настольного. - голос воспитателя ласковый, спокойный, выражение лица доброжелательное. Медицинский блок: - профилактика ГРИППа - осмотр детей, беседы об отношении к ЗОЖ Элементы сказкотерапии, психодраммы, игры на развитие общения |
2 | Умывание и утренняя гимнастика: - мытьё рук с произнесением потешек - комплекс ОРУ | Педагогический блок: - продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за собой и своим внешним видом - самомассаж биологически-активных точек (оказание благотворного воздействия на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник) - нахождение точек и правильное массирование с минимальным надавливание на определённую зону - программировать оптимальный объём, продолжительность и интенсивность двигательной активности, распределить её с учётом состояния здоровья детей - подбор сюжетно-игровых комплексов, дыхательных упражнений, оздоровительной гимнастики, упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия |
3 | Завтрак: - эстетическое оформление блюд - спокойная обстановка во время еды - гигиеническое полоскание ротовой полости - приём витаминов, чеснока, лука. | Педагогический блок: - приучение к эстетическому оформлению блюд работниками пищеблока - пояснение, какие блюда на столе, чем полезны и как пища взаимодействует со здоровьем человека - совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи Медицинский блок: - рассказ о необходимости , пользе полоскания ротовой полости - продолжать обучать правильному полосканию ротовой полости и профилактика простудных заболеваний |
4 | Свободная деятельность: - игровая деятельность - индивидуальная деятельность | Педагогический блок: - свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами - развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занять себя интересной деятельностью: мастерить, рисовать, лепить и т.д. - использование элементов арт-слова, сказкотерапии |
5 | Занятия: - занятия по всем видам деятельности. | Педагогический блок: - включение в занятия элементы психологической напрвленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, пальчиковая гимнастика, элементы релаксации и аутотренинга, создание положительного настроения |
6 | Сокотерапия, фитотерапия: | Медицинский блок: - в течение всего года |
7 | Подготовка к прогулке, прогулка: - одевание - наблюдение - игры (подвижные, индивидуальные) - трудовые поручения, коллективный труд - игровые упражнения направленные на активную деятельность | Педагогический блок: - воспитывать у детей опрятность, привычку следить за собой и своим внешним видом - успокаивающая, спокойная, ласковая музыка, звучание тихое - использование потешек, стихов, шуток, поговорок, использование различных атрибутов и игрушек – голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное - обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, ряженье - употребление естественной биологической потребности ребёнка в движении - использование сюжетно-игровой ситуации, разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия - закрепление двигательных навыков и умений - хождение по ранее знакомым тропинкам, общение с живой и не живой природой - в летнее время пребывание на солнце дозируется согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей - игры со снегом, катание на санках, на подушках, скольжение по ледяным дорожкам - обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений (строго дозируется в соответствии с возрастом, временем года, состоянием здоровья каждого ребёнка) - развивать психологические качества, пространственную ориентировку (применять элементы туризма, создание игровых зон, переносное оборудование) - умелое использование всех раннее перечисление методов и приёмов Медицинский блок: - хождение по траве, камушкам, песку (закливание, профилактика плоскостопия, элементы рефлексотерапии) - дозированное прибывание на солнце - дыхательные упражнения - игры с водой летом |
8 | Возвращение с прогулки | Педагогический блок: - использование сказок, потешек, стихов, поговорок, шуток, кукольного, пальчикого, настольного театров - создание положительного эмоционального фона |
9 | Спокойные игры, самостоятельная деятельность | Педагогический блок: - создать обстановку эмоционального благополучия - совершенствовать тактильные ощущения детей - формировать дружелюбие, взаимопомощь - использование художественное слово |
10 | Подготовка к обеду, обед | Педагогический блок: - совершенствовать навыки правильного пользования приборами - использование потешек, стихов пробуждающих производить гигиенические процедуры - самомассаж - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – чем полезны блюда |
11 | Подготовка ко сну
| Педагогический блок: - использование сказок, рассказов - успокаивающая тихая музыка, которая помогает нормализовать артериальное давление, стимулирует дыхание, происходит эмоциональное расслабление |
12 | Постепенный подъём, воздушные и закаливающие процедуры | Педагогический блок: - пробуждение и подъём с учётом индивидуальных особенностей детей - гимнастика после сна в постели, профилактика плоскостопия, нарушение осанки, дыхательно-звуковая гимнастика - создать положительный эмоциональный фонд (звучит плавная музыка, громкость которой нарастает) - чтение стихов, потешек, шуток |
13 | Подготовка к полднику, полдник | Педагогический блок: - использование стихов, потешек побуждающих производить гигиенические процедуры - самомассаж - привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока - пояснение – чем полезны блюда - профилактика и рассказ о пользе полоскания ротовой полости |
14 | Самостоятельная игровая деятельность | Педагогический блок: - сюжетно-ролевые, настольные игры - активизировать детскую самостоятельность |
15 | Вечер | Педагогический блок: - индивидуальная работа с детьми |
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ГДО
№ | Младшая подгруппа ()от 1,5 до 4 лет | Время (минуты) | Старшая подгруппа (от 4 до 7 лет) | Время (минуты) |
1 | Физкультурные занятия | 10-15 (2 раза в неделю) | Физкультурные занятия | 20-30 (2 раза в неделю) |
2 | Утренняя гимнастика | 5-8 | Утренняя гимнастика | 8-10 |
3 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 10-15 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | 30-40 |
4 | Бодрящая гимнастика | 6-8 | Бодрящая гимнастика | 10 |
5 | Физминутки | 2-3 | Физминутки | 3-5 |
6 | Физкультурный досуг | 30-45 (2 раза в месяц) | ||
7 | Физкультурный праздник | 60-80 (2-3 раза в год) | ||
8 | День здоровья | 1 раз в квартал | День здоровья | 1 раз в месяц |
9 | Самостоятельная двигательная деятельность детей | ежедневно | Самостоятельная двигательная деятельность детей | ежедневно 30 мин |
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, их физическому и психическому развитию на всех этапах дошкольного детства; формировании:
- основного ЗОЖ, двигательных умений и навыков
- оптимальной двигательной активности в коллективных и самостоятельных видах деятельности.
- Внедрять в практику работы новые технологии и вариативные программы по физическому воспитанию детей.
- Один раз в год проводить диагностическое обследование физического развития и психического здоровья детей.
- Соблюдать санитарно-гигиенические требования и режим физической нагрузки во время проведения всех видов занятий и физкультурно-оздоровительной работы.
- Проводить работу по освоению детьми правил поведения за столом, культурно-гигиенических навыков.
- Выполнять режим питания:
- сервировка стола
- аппетит детей и их эмоциональное состояние
- общение воспитателя с детьми во время приёма пищи (умение преподнести блюдо)
- Строго соблюдать режим дня, двигательную и зрительную нагрузку детей.
- Систематически проводить базисные оздоровительные мероприятия:
- закаливающие мероприятия
- физическое воспитание
- рефлексопрофилактику (самомассаж)
- полоскание горла прохладной водой
- сон с открытыми окнами, дверями
- ежедневные прогулки на свежем воздухе
- Обращать внимание на создание оптимального теплового режима.
- В летний период проводить занятия и утреннюю гимнастику на свежем воздухе.
- Взаимодействовать с родителями воспитанников и проводить:
- дни открытых дверей
- дни здоровья
- родительские собрания
- индивидуальные беседы с родителями
- анкетирование и др.
- помочь в приобретении практических навыков родителям элементарных приёмов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья.
ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость заболевания, создания положительных эмоций.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух и вода. Сон в трусиках, ходьба босиком
- физкультурные занятия и утренняя гимнастика в природных условиях
- туризм
- физкультурные досуги, развлечения и праздники
- интенсивное закаливание стоп
- витаминизация: соки, фрукты, ягоды
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Обеспечение ЗОЖ - щадящий режим (адаптационный период) - гибкий режим |
Гигиенические и водные процедуры - умывание - умывание рук - игры с водой - обеспечение чистоты – среды |
Психогимнастика - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы - игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний - коррекция поведения |
Дыхательная гимнастика - упражнения, укрепляющие дыхательную систему - упражнения, повышающая сопротивляемость организма к простудам |
Корригирующая гимнастика - игры и упражнения, формирующие навык правильной осанки - упражнения, развивающие физические качества (выносливость, силу, равновесие) - профилактика плоскостопия |
Витаминизация - организация рационального питания - сокотерапия - витаминизация блюд |
Фитотерапия - фитопитание (чайный напиток, морс) |
Активный отдых - развлечения, досуги, праздники, игры, забавы - дни здоровья, походы - каникулы |
Закаливание - хождение босиком по траве, песку, камушкам - закаливание водой - контрастные воздушные ванны |
КОНТРОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объект контроля | Содержание контроля | Периодичность | Ответственный |
Санитарное состояние и содержание участка | Оборудование всех зон участка: соответствие гигиеническим нормам, режим уборки | Ежедневно | Ст.воспитатель, завхоз, медсестра |
Санитарно-гигиеническое состояние помещений | Чистота, температурный режим, проветривание | Ежедневно | Медсестра, воспитатель |
Организация питания | Согласованность в работе сотрудников по организации питания: реализация готовой пищи, суточный рацион, выполнение норм питания, правила личной гигиены персонала. Выполнение режима питания: сервировка стола, общение воспитателя с детьми во время приёма пищи (умение преподнести блюдо, обучение правилам поведения за столом) | Ежедневно | Медсестра, воспитатель, ст.воспитатель |
Соблюдение питьевого режима | Безопасность качества питьевой воды, соответствие требованиям санитарных правил | Ежедневно | Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра |
Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей | Утренний фильтр: опрос родителей о поведении ребёнка дома. Наблюдение за поведением и состоянием детей в течение дня. | Ежедневно | Воспитатель |
Состояние здоровья | Комплексный осмотр | 1 раз в неделю | Медсестра |
Состояние одежды и обуви | Соблюдение требования к одежде в помещении и на прогулке в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей | Ежедневно | Воспитатель, медсестра |
Соблюдение двигательного режима | Объём двигательной активности в течении дня, соответствие возрастным требованиям, разнообразие форм двигательной деятельности в режиме дня. | Ежедневно | Воспитатель, Ст.воспитатель, медсестра |
Организация прогулки | Соблюдение требований к проведению прогулки, питьевой режим, содержание и состояние выносного материала. | Ежедневно | Ст.воспитатель, воспитатель |
Осуществление системы закаливания | Используемые формы и методы | Ежедневно | Воспитатель, Ст.воспитатель, медсестра |
Проведение физкультурных занятий | Санитарно-гигиеническое состояние места проведения, методика проведения (адекватность поведения, эмоциональное состояние наличие внешних признаков утомления). | Ежедневно | Ст.воспитатель, воспитатель |
Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня | Утренняя гимнастика, подвижные игры, двигательная разминка, спортивные упражнения, гимнастика после сна, индивидуальная работа, трудовая деятельность и т.д. | Ежедневно | Воспитатель, Ст.воспитатель, медсестра |
Организация дневного сна | Санитарно-гигиеническое состояние помещения, подготовка детей ко сну с учётом индивидуальных способностей детей, пассивная коррекция нарушений осанки положением во время сна, гимнастика пробуждения. | Ежедневно | Воспитатель, Ст.воспитатель, |
Организация физкультурно-оздоровительных праздников, развлечений | Состояние и содержание выносного материала , двигательная активность детей (эмоциональное состояние детей, наличие внешних признаков утомления). | По плану | Воспитатель, Ст.воспитатель, |
ПЛАН НА БЛИЗЖАЙШИЕ 3-4 ГОДА
Обеспечение здоровья и ЗОЖ дошкольников
- Улучшение качества медицинского обслуживания:
- соблюдение правил личной гигиены работников ГДО
- проведение оздоровительных процедур
- осмотр детей врачами
- Организация рационального питания:
- утверждение 10-ти дневного меню
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей:
- наличие спортивной одежды у детей при проведении физкультурных занятий
- расстановка и техническая исправность спортивного инвентаря и оборудования
- уровень искусственного освещения
- План-график физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Коррекционная работа:
- занятия воспитателя с тревожными детьми
- работа с родителями тревожных детей
- Санитарное состояние помещений:
- режим проветривания
- соблюдение частоты проведения генеральных уборок и их качество
- Игровой участок:
- содержание малых форм
- наличие песка для игр
- обработка песка водой в летний период
- отсутствие травмоопасных объектов
- Выполнение оздоровительных и закаливающих мероприятий:
- анализ заболеваемости детей
- анализ посещаемости детей
- анализ эффективности оздоровительной работы с детьми
- Использование учебной нагрузки:
- длительность занятий и перерыва между ними
- соблюдение максимального допустимого количества учебного времени в день и в неделю
- оценка сетки занятий, наличие занятий с разной степенью трудности в течении дня и недели
- наличие развлечений, праздников в плане работ воспитателя
- организация и длительность проведения прогулок с детьми
- оценка составления двигательного режима детей по возрастным категориям и его соблюдение
- Создание комфортной пространственной среды:
- температура воздуха в группе
- набор и расстановка мебели
- эстетическое оформление в группе
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Создание комплексного мониторинга состояния здоровья воспитанников.
- Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
- Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
- Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
- Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение заинтересованности работников ГДО и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
- Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
- Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, рациональной двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫ НА 2015 – 2020г.г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯАРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫНА 2015 – 2020г.г....
Программа развития педагога на 2015-2020г.
Обеспечение оптимальных условий для развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)
В пособии представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...
Долгосрочный индивидуальный план саморазвития учителя - логопеда Бредихиной Оксаны Петровны на 2015-2020 г. по реализации программы «МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик» на 2015-2020г.г.»
План по саморазвитию...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» на 2019/2020 учебный год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская общеобразовательная начальная школа»РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-г...
Рабочая программа подготовительной группы МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" (дошкольное отделение) 2020-2021 учебный год
Рабочая программа подготовительной группы МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" (дошкольное отделение) 2020-2021 г.г....