ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ группы дошкольногообразования МБОУ Алгачинская СОШ на 2015-2020г.г.
рабочая программа на тему

Фатеева Светлана Александровна

Программа здоровья разработанная педагогическим коллективом и медицинским работником в помощь дошкольным учреждениям 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа здоровья в ДОУ66.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАННО:

Педагогический коллектив

Протокол № 1 от 20.09.2015

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ Алгачинской СОШ

____________ В.В. Крещеновская

«22»  сентября  2015г.

                        

Программа  здоровья

 группы дошкольного образования МБОУ Алгачинской СОШ

на 2015-2020г.г.

РАЗРАБОТЧИКИ:

старший воспитатель Фатеева Светлана Александровна

воспитатель Цыпышева Ирина Янисовна

медсестра Пермякова Екатерина Владимировна

п. Алгач 2016г.

Содержание

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…..……………………………..........................

2

Оздоровительно-закаливающие процедуры …………………………………………….

3

Направление «Физическое развитие» ……………………………………………….......

3

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ……………..

4

Воспитание культурно-гигиенических навыков ………………………………………..

4

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни …………………

4

Образовательная область «Безопасность» ………………………………………………

4

Образовательная область «Здоровье» …………………………………………………...

5

Система медико-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной ООП дошкольного образования …………………..

5

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГДО МБОУ АЛГАЧИНСКОЙ СОШ ……………...………………………………..

6

Условия реализации программы оздоровления детей ………………………………….

7

Условия реализации задач …………………………………………………………….....

8

Формы взаимодействия с педагогами и приобщении дошкольников к ЗОЖ ………..

9

Формы работы с детьми …………………………………………………………………..

10

Формы взаимодействия ГДО с родителями ……………………………………………..

10

Обеспечение реализации основных направлений программы …………………………

11

Лечебно-профилактическая работа ……………………………………………………...

12

Психологические мероприятия на занятиях в режиме дня младшей подгруппы …….

13

Психологические мероприятия на занятиях в режиме дня старшей подгруппы …….

16

Режим двигательной активности ………………………………………………………...

19

Оздоровительные мероприятия …………………………………………………………..

19

Летние оздоровительные мероприятия ………………………………………………….

20

Формы и методы оздоровления детей …………………………………………………...

21

Контроль оздоровительной работы ……………………………………………………...

22

План на ближайшие пять лет …………………………………………………………….

23

Ожидаемые результаты реализации программы ………………………………………..

24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Состояние здоровья современного человека обусловлено целым рядом факторов: стрессы, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нарушение режима дня, экологическое неблагополучие среды.

Современная система физического воспитания, направлена на профессиональную подготовку, а не на комплексный подход к реализации всех ценностей физической культуры. Создавшееся противоречие между пониманием необходимости формирования физической культуры дошкольников и недостаточно разработанной технологией реализации этого процесса определяет проблему, характерную для современной системы физического воспитания детей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

        Охрана и укрепление здоровья ребёнка всегда были ключевыми целями работы нашего дошкольного учреждения.

        Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, состоящих перед обществом, заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги ГДО совместно с семьёй должны стремительно сделать счастливым детство каждого ребёнка.

        Поэтому исходя из принципа «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считаем невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей.

        Исходя из вышесказанного , в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяем создание здоровьесберегающей среды в условиях ГДО.

Мы определяем три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ:

  1. Информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и культуры физической, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.
  2. Личностный, свидетельствующий о сформированности эмоционального положительного отношения ребёнка к содержанию занятий (эмоционально-мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
  3. Деятельностный, характеризующий активную включённость ребёнка в деятельность по организации ЗОЖ.

Основной предлагаемой нами технологии, является комплекс занятий как традиционных, так и специфических средств физической культуры к традиционным относятся упражнения, соответствующие базовое содержание программы по физической культуре – это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребёнка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции физического развития. Традиционные средства физическойкультуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные навыки и умения, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к ЗОЖ, поэтому с учётом анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста нами используются специальные игры и игровые упражнения (специфические средства). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а так же практические действия по организации здоровой жизнедеятельности.

        Хочется отметить, что педагоги не в состоянии решить эту проблему без помощи медицинских работников, поэтому целесообразно будет рассмотреть основные направления работы совместной деятельности педагогов и медицинской сестры:

  1. Физическое состояние детей, посещающих ГДО.
  2. Оптимизация двигательного режима.
  3. Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности.
  4. Профилактика заболевания.
  5. Формирование у детей представлений о ЗОЖ.

Важную роль в решении задач предлагаемойтехнологии играет семья, которая совместно с ГДО является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщении их к ценностям ЗОЖ.

Ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценные результаты, если её задачи не решаются совместно с семьёй.

Оздоровительно-закаливающие процедуры

  1. Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+ 21, 22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойная.
  2. Во время сна поддерживать прохладную температуру (+15,16 °С).осуществлять закаливание детей во время одевания после дневного сна и при переодевании в течение дня.
  3. Одним из эффективных мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 3 – 3,5 часов (в зимнее время до температуры -15 °С – можно гулять детям младшей подгруппы, и до -20°С – с детьми старшей подгруппы). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры.
  4. В тёплое время года на прогулке предусматривается кратковременное (5-7 мин.) пребывание под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить (4-6 мин) босиком по тёплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности) и по ковру из зелёной травы.
  5. После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребёнка и степень его привыкания к воздействию воды. Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинскими работниками ГДО с учётом пожелания родителей.

Содержание психолого-педагогической работы

Направление «Физическое развитие»

Образовательная область «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направленно на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  3. Формирование начальных представлений о ЗОЖ.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Продолжать работу по укреплению и закаливанию организма совершенствуя его функции. Осуществлять под руководством медицинского работника закаливающие мероприятия и использовать природные факторы (солнце, воздух и вода). Обеспечивать пребывание на воздухе в соответствии с режимом дня.

Организовывать и проводить подвижные игры (зимой – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период – катание на велосипедах, родители приносят из дома).

        Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-10 мин.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расчёской и носовым платком. При чихании и кашле приучать отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и после еды полоскать рот.

Формирование начальных представлений о здоровом образе

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. Закреплять умения выполнять ведущую роль в подвижных играх, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Приучать детей к самостоятельному творческому использованию физического инвентаря и атрибутов для подвижных игр на прогулке.

Один раз в три месяца проводить физкультурные досуги; два раза в год – физкультурные праздники (в зимний и летний период).

Учить развивать активность в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по команде, по сигналу.

Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Образовательная область «Безопасность»

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности, собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решения следующих задач:

  1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах проведения в них.
  2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
  3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Образовательная область «Здоровье»

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости мыть руки с мылом, пользоваться расчёской, носовым платком при кашле и чихании приучать отворачиваться, прикрывать нос и рот носовым платком).

        Обращаться за помощью к взрослым при заболевании и травме. Соблюдать элементарные правила приёма пищи и правилами пользования столовыми приборами и полоскание рта после приёма пищи.

Система медико-педагогического мониторинга

  • Определение возраста ребёнка.
  • Оценка физического развития детей по антропометрическим показателям.
  • Оценка функциональных возможностей организма по физиометрическим данным.
  • Оценка физической подготовленности двигательными навыками и умениями.
  • Оценка двигательной активности.
  • Оценка состояния здоровья по количеству заболеваний органов дыхания.
  • Оценка уровня биологической зрелости.
  • Оценка функционального состояния ЦНС.
  • Оценка овладения необходимыми двигательными навыками и умениями.

ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ГДО МБОУ АЛГАЧИНСКОЙ СОШ

Организационное

  • Организация здоровьесберегающей среды ГДО.
  • Изучение передового педагогического, медицинского и психологического опыта по оздоровлению детей.
  • Отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
  • Формирование у сотрудников ГДО и родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать ЗОЖ.
  • Систематическое повышение квалификации педагогических кадров.

Профилактическое

  • Проведение доврачебных обследований и выявление патологий развития детей.
  • Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ГДО.
  • Обеспечение комфортности и безопасности обстановки в группах ГДО.
  • Проведение специальных санитарных мер по профилактики и распространению инфекционных заболеваний.
  • Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

Лечебное

  • Создание благожелательной психологической атмосферы в межличностных отношениях.
  • Пропаганда здорового психологического климата в семье и ГДО.
  • Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.
  • Оказание первой медицинской помощи.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ГДО МБОУ АЛГАЧИНСКОЙ СОШ

Условия реализации программы

  1. Наличие системы работы ГДО (по основным направлениям приобщения к ЗОЖ).
  2. Компетентность педагогов (в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников).
  3. Дифференцированный подход (к роботе с родителями)

        

Физические, соматические аспекты

- Система физкультурно-оздоровительной работы в ГДО (педагогический блок)

- Система лечебно-профилактической оздоровительной работы в ГДО по индивидуальным показателям (медицинский блок)

Социально-нравственный аспект

- Воспитательно-оздоровительная работа в ГДО (воспитание культуры поведения, межличностных отношениях, валеологическое образование, формирование половой идентификации и т.д.)

        Для реализации задач, намеченных программой «Здоровье», в ГДО созданы следующие условия:

  1. Имеется зал для музыкальных и физкультурных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: велотренажёр, силовой тренажёр, гребля, батут, сухой бассейн, тренажёр лыжный ход, гимнастическая скамейка, спортивный мат, гимнастическая стенка, наклонные и ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, нестандартное оборудование для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата (диски здоровья), мячи, обручи, мешочки с песком, лыжи, канат, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий.
  2. Спортивная площадка для занятий на воздухе, частично оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: ямой для прыжков в длину, полосой препятствий для развития выносливости, гимнастические стенки, бревном, бумом, карусель и качели (для развития вестибулярного аппарата), ступеньки (из пеньков), различные дуги («радуга», «шалаш»).
  3. Имеется картотека подвижных игр с необходимыми шапочками и др. атрибутами.
  4. Имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физминуток и пальчиковых игр.
  5. На территории имеется экологическая тропа с обширной лесной зоной, где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники, развлечения. На тропе дети наблюдают за животным миром, ухаживают за растениями, проводят опытническую и поисковую деятельность.
  6. В спальной комнате имеется зона уединения для снятия эмоционального напряжения.
  7. Закаливающие мероприятия различаются как по форме, так и интенсивности.
  8. Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности (на занятиях и др. режимных моментов).
  9. Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.
  10. Постепенно расширяются зоны воздействия, увеличивается время проведения закаливающих процедур.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГАМИ И ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ

  1. Информационно-наглядные
  1. материалы на стендах.
  2. папки-передвижки.
  3. рекомендации.
  4. фотовыставки.
  1. Коллективные
  1. тематические консультации.
  2. педагогические советы.
  1. Индивидуальные
  1. беседа.
  2. консультации.
  3. анкетирование 

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинскими работниками. Работа включает в себя 10 разделов:

  1. Диагностика.
  2. Полноценное воспитание.
  3. Система эффективного закаливания.
  4. Организация рациональной двигательной активности.
  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
  6. Создание представлений о ЗОЖ.
  7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
  8. Коррекционная работа.
  9. Лечебно-профилактическая работа.
  10. Летние оздоровительные мероприятия.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

        

Принципы

  1. Ориентация всех субъектов оздоровительного процесса на здоровье ребёнка как ценности.
  2. Единство требований.
  3. Преемственность.
  4. Природосообраность (учёт индивидуальных особенностей ребёнка).
  5. Гуманистическая направленность.
  6.  Культуосообразность.

Уровень взаимодействия:

Группа дошкольного образования – родитель.

Психологический (психологический аспект):

  1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  2. Успешная адаптация.
  3. Поддержание благоприятного психологического климата в группе, в ГДО и т.п. через оптимизацию стиля взаимодействия между детьми, педагогами и родителями (законными представителями).

Цель взаимодействия:

Единые подходы ДОУ и семьи в воспитании здорового ребёнка.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

Наименование мероприятия

Ответственные

Техническое и кадровое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования: медицинского (частично) и спортивного.

Директор, ст.воспитатель

2

Осуществление ремонта комнат учреждения ГДО.

Ст.воспитатель, завхоз, директор

3

Оборудование помещений учреждения ГДО

Ст.воспитатель,завхоз, медсестра

4

Пополнение среды нестандартными пособиями.

Воспитатель, ст.воспитатель

5

Обеспечение условий для предупреждения и травматизма ГДО (соблюдение техники безопасности при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели и оборудования ГДО).

Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра, завхоз

6

Контроль за получаемыми и поступающими на кухню продуктами.

Завхоз, медсестра, повар

7

Контроль за соблюдением теплового режима, режима проветривания, проведение специальных закаливающих процедур, проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Медсестра

Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка и апробация  базовой программы по оздоровлению дошкольников.

Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра

2

Разработка и организация здоровьесберегающих методик в педагогическом процессе.

Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра

3

Повышение педагогической культуры, педагогической компетенции родителей в воспитании здорового ребёнка.

Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра

4

Создать оптимальные условия для разностороннего развития дошкольников: активизации мыслительной деятельности, поиски адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Воспитатель

5

Поиск изучения и внедрения эффективных технологий и методик оздоровления:

  • элементы точечного и общеукрепляющего массажей.
  • игрового самомассажа, игропластики.
  • пальчиковой гимнастики.
  • дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  • психогимнастика, релаксация, психологический тренинг.
  • фитотерапия.
  • витоминотерапия.

Воспитатель, медсестра

6

Разработка уровней и методик диагностики физической подготовленности дошкольников по возрастным группам

Воспитатель

7

Проведение здоровьесберегающих технологий через все виды деятельности (психологический, фонд знаний, длительность занятий, методы и формы, санитарно-гигиенические условия).

Воспитатель

8

Оптимизация двигательного режима детей ГДО

Воспитатель

 

Лечебно-профилактическая работа

Работа направлена на профилактику заболеваемости дошкольников. В профилактике ГРИППа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляции неспецифических факторов защиты организма.

Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения о ребёнке при поступлении в ГДО через анкету и личную беседу. После тщательного изучения карты индивидуального развития, условий жизни, особенностей поведения и развития, с учётом желания родителей (законных представителей) намечается план мероприятий по оздоровлению каждого ребёнка индивидуально: годовой план лечебно-профилактических мероприятий.

Лечебно-профилактическая работа связана с физкультурно-оздоровительной и осуществляется в ГДО в тесном взаимодействии между медсестрой, которая осуществляет работу ГДО и педагогом, который осуществляет работу согласно плану.

Физкультурно-оздоровительную работу осуществляет воспитатель и включает в себя:

  • физкультурные занятия босиком.
  • подвижные игры и физические упражнения на улице и в помещении.
  • утренняя гимнастика на улице (в летний период) и в помещении с обязательным бегом на выносливость и дыхательные упражнения.
  • хождение на лыжах зимой.
  • дыхательную гимнастику после сна.
  • спортивные игры и соревнования.
  • интенсивное закаливание стоп.
  • элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
  • общеукрепляющие упражнения.
  • элементы психогимнастики, релаксация.

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЗАНЯТИЯХ И В РЕЖИМЕ ДНЯ ГДО (младшая подгруппа)

Содержание

Организационно-методические указания

1

Утренний приём:

-  функциональная музыка

-  элементы слова-арттерапии и сказко-арттерапии

-  использование оксолиновой мази, витаминотерапии

Педагогический блок:

-  успокаивающая музыка

Использование художественного слова: потешки, сказки, стихотворения, шуток-прибауток, поговорок; театров: кукольного, пальчикового, настольного.

-  голос воспитателя ласковый, спокойный, выражение лица доброжелательное.

Медицинский блок:

- профилактическая работа по заболеваниям

2

Умывание и утренняя гимнастика:

-  мытьё рук с произнесением потешек

-  комплекс ОРУ

Педагогический блок:

-  использование потешек, стихотворений, побуждающие производить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа

-  подбор комплексов ОРУ игрового характера, использование атрибутов.

3

Завтрак:

-  эстетическое оформление блюд

- спокойный тон воспитателгигиенические полоскания ротовой полости

Приём витаминов, чеснока, лука.

Педагогический блок:

-  приучение к эстетическому оформлению блюд работниками пищеблока

-  пояснение, какие блюда на столе, чем полезны. При необходимости докармливать детей

Медицинский блок:

- рассказ о необходимости , пользе полоскания ротовой полости

-  профилактика простудных заболеваний

4

Свободная деятельность:

- словотерапия

-  арттерапия

-  игровая деятельность

-  индивидуальная деятельность

Педагогический блок:

-  беседы с детьми, чтение сказок, стихотворений

-  обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение

-  показ театров: пальчиковый, настольный, кукольный

-  настольные игры, игры с любимыми игрушками

-  использование художественного слова

5

Занятия:

-  занятия по всем видам деятельности.

Педагогический блок:

-  занятия с сюжетом, игровые занятия (создание благоприятного эмоционального фонда)

-  использование элементов сказкотерапии, физкультминуток, динамических пауз, зарядка для глаз, психогимнастика (достичь эффекта радости от участия)

6

Сокотерапия, фитотерапия:

Медицинский блок:

-  в течение всего года

7

Подготовка к прогулке:

-  одевание

-  наблюдение

-  игры (подвижные, индивидуальные)

Педагогический блок:

-  успокаивающая, спокойная, ласковая музыка, звучание тихое

-  использование потешек, стихов, шуток, поговорок, использование различных атрибутов и игрушек – голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

-  обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, ряженье

-  употребление естественной биологической потребности ребёнка в движении

-  использование сюжетно-игровой ситуации, разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия

-  закрепление двигательных навыков и умений

-  хождение по ранее знакомым тропинкам, общение с живой и не живой природой

-  в летнее время пребывание на солнце дозируется согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей

-  игры со снегом, катание на санках, на подушках, скольжение по ледяным дорожкам

-  обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений (строго дозируется в соответствии с возрастом, временем года, состоянием здоровья каждого ребёнка)

-  умелое использование всех раннее перечисление методов и приёмов

8

Возвращение с прогулки

Педагогический блок:

-  использование сказок, потешек, стихов, поговорок, шуток, кукольного, пальчикого, настольного театров

-  голос воспитателя ласковый, выражение лица воспитателя доброжелательное

9

Свободная деятельность

Педагогический блок:

-  использование сказок, потешек, беседы с детьми

-  настольные игры с любимыми игрушками

-  игры на развитие навыков общения

10

Подготовка к обеду, обед

Педагогический блок:

-  совершенствовать навыки правильного пользования приборами

-  использование потешек, стихов пробуждающих производить гигиенические процедуры

-  самомассаж

-  привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

-  пояснение – чем полезны блюда

11

Подготовка ко сну

 

Педагогический блок:

-  использование сказок, рассказов

-  успокаивающая тихая музыка

-  укладывание с проговариванием ласковых слов

12

Постепенный подъём, воздушные и закаливающие процедуры

Педагогический блок:

-  пробуждение и подъём с учётом индивидуальных особенностей детей

-  гимнастика после сна в постели, профилактика плоскостопия, нарушение осанки, дыхательно-звуковая гимнастика

-  создать положительный эмоциональный фонд (звучит плавная музыка, громкость которой нарастает)

-  чтение стихов, потешек, шуток

13

Подготовка к полднику, полдник

Педагогический блок:

- использование стихов, потешек побуждающих производить гигиенические процедуры

-  самомассаж

-  привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

-  пояснение – чем полезны блюда

-  профилактика и рассказ о пользе полоскания ротовой полости

14

Самостоятельная игровая деятельность

Педагогический блок:

-  сюжетно-ролевые, настольные игры

-   активизировать детскую самостоятельность

15

Вечер

Педагогический блок:

-  индивидуальная работа с детьми

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В РЕЖИМЕ ДНЯ И НА ЗАНЯТИЯХ В ГДО (старшая подгруппа)

Содержание

Организационно-методические указания

1

Утренний приём:

-  функциональная музыка

-  элементы слова-арттерапии и сказко-арттерапии

-  беседы, игровая деятельность

-  использование оксолиновой мази, витаминотерапии

Педагогический блок:

-  успокаивающая музыка

-  использование художественного слова: потешки, сказки, стихотворения, шуток-прибауток, поговорок; театров: кукольного, пальчикового, настольного.

-  голос воспитателя ласковый, спокойный, выражение лица доброжелательное.

Медицинский блок:

- профилактика ГРИППа

-  осмотр детей, беседы об отношении к ЗОЖ

  Элементы сказкотерапии, психодраммы, игры на развитие общения

2

Умывание и утренняя гимнастика:

-  мытьё рук с произнесением потешек

-  комплекс ОРУ

Педагогический блок:

-  продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за собой и своим внешним видом

-  самомассаж биологически-активных точек (оказание благотворного воздействия на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник)

-  нахождение точек и правильное массирование с минимальным надавливание на определённую зону

-  программировать оптимальный объём, продолжительность и интенсивность двигательной активности, распределить её с учётом состояния здоровья детей

-  подбор сюжетно-игровых комплексов, дыхательных упражнений, оздоровительной гимнастики, упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия

3

Завтрак:

-  эстетическое оформление блюд

- спокойная обстановка во время еды

- гигиеническое полоскание ротовой полости

-  приём витаминов, чеснока, лука.

Педагогический блок:

-  приучение к эстетическому оформлению блюд работниками пищеблока

-  пояснение, какие блюда на столе, чем полезны и как пища взаимодействует со здоровьем человека

-  совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи

Медицинский блок:

- рассказ о необходимости , пользе полоскания ротовой полости

-  продолжать обучать правильному полосканию ротовой полости и профилактика простудных заболеваний

4

Свободная деятельность:

-  игровая деятельность

-  индивидуальная деятельность

Педагогический блок:

-  свободная игровая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами

-  развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занять себя интересной деятельностью: мастерить, рисовать, лепить и т.д.

-  использование элементов арт-слова, сказкотерапии

5

Занятия:

-  занятия по всем видам деятельности.

Педагогический блок:

-   включение в занятия элементы психологической напрвленности: дыхательные упражнения, звукоподражание, арттерапия, психогимнастические этюды, пальчиковая гимнастика, элементы релаксации и аутотренинга, создание положительного настроения

6

Сокотерапия, фитотерапия:

Медицинский блок:

-  в течение всего года

7

Подготовка к прогулке, прогулка:

-  одевание

-  наблюдение

-  игры (подвижные, индивидуальные)

-  трудовые поручения, коллективный труд

-  игровые упражнения направленные на активную деятельность

Педагогический блок:

-  воспитывать у детей опрятность, привычку следить за собой и своим внешним видом

-  успокаивающая, спокойная, ласковая музыка, звучание тихое

-  использование потешек, стихов, шуток, поговорок, использование различных атрибутов и игрушек – голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное

-  обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, ряженье

-  употребление естественной биологической потребности ребёнка в движении

-  использование сюжетно-игровой ситуации, разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия

-  закрепление двигательных навыков и умений

-  хождение по ранее знакомым тропинкам, общение с живой и не живой природой

-  в летнее время пребывание на солнце дозируется согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей

-  игры со снегом, катание на санках, на подушках, скольжение по ледяным дорожкам

-  обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений (строго дозируется в соответствии с возрастом, временем года, состоянием здоровья каждого ребёнка)

-  развивать психологические качества, пространственную ориентировку (применять элементы туризма, создание игровых зон, переносное оборудование)

-  умелое использование всех раннее перечисление методов и приёмов

Медицинский блок:

-  хождение по траве, камушкам, песку (закливание, профилактика плоскостопия, элементы рефлексотерапии)

-  дозированное прибывание на солнце

-  дыхательные упражнения

-  игры с водой летом

8

Возвращение с прогулки

Педагогический блок:

-  использование сказок, потешек, стихов, поговорок, шуток, кукольного, пальчикого, настольного театров

-  создание положительного эмоционального фона

9

Спокойные игры, самостоятельная деятельность

Педагогический блок:

-  создать обстановку эмоционального благополучия

-  совершенствовать тактильные ощущения детей

-  формировать дружелюбие, взаимопомощь

-  использование художественное слово

10

Подготовка к обеду, обед

Педагогический блок:

-  совершенствовать навыки правильного пользования приборами

-  использование потешек, стихов пробуждающих производить гигиенические процедуры

-  самомассаж

-  привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

-  пояснение – чем полезны блюда

11

Подготовка ко сну

 

Педагогический блок:

-  использование сказок, рассказов

-  успокаивающая тихая музыка, которая помогает нормализовать артериальное давление, стимулирует дыхание, происходит эмоциональное расслабление

12

Постепенный подъём, воздушные и закаливающие процедуры

Педагогический блок:

-  пробуждение и подъём с учётом индивидуальных особенностей детей

-  гимнастика после сна в постели, профилактика плоскостопия, нарушение осанки, дыхательно-звуковая гимнастика

-  создать положительный эмоциональный фонд (звучит плавная музыка, громкость которой нарастает)

-  чтение стихов, потешек, шуток

13

Подготовка к полднику, полдник

Педагогический блок:

- использование стихов, потешек побуждающих производить гигиенические процедуры

-  самомассаж

-  привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока

-  пояснение – чем полезны блюда

-  профилактика и рассказ о пользе полоскания ротовой полости

14

Самостоятельная игровая деятельность

Педагогический блок:

-  сюжетно-ролевые, настольные игры

-   активизировать детскую самостоятельность

15

Вечер

Педагогический блок:

-  индивидуальная работа с детьми

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ГДО

Младшая подгруппа ()от 1,5 до 4 лет

Время (минуты)

Старшая подгруппа (от 4 до 7 лет)

Время (минуты)

1

Физкультурные занятия

10-15 (2 раза в неделю)

Физкультурные занятия

20-30 (2 раза в неделю)

2

Утренняя гимнастика

5-8

Утренняя гимнастика

8-10

3

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

10-15

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

30-40

4

Бодрящая гимнастика

6-8

Бодрящая гимнастика

10

5

Физминутки

2-3

Физминутки

3-5

6

Физкультурный досуг

30-45 (2 раза в месяц)

7

Физкультурный праздник

60-80 (2-3 раза в год)

8

День здоровья

1 раз в квартал

День здоровья

1 раз в месяц

9

Самостоятельная двигательная деятельность детей

ежедневно

Самостоятельная двигательная деятельность детей

ежедневно 30 мин

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, их физическому и психическому развитию на всех этапах дошкольного детства; формировании:
  • основного ЗОЖ, двигательных умений и навыков
  • оптимальной двигательной активности в коллективных и самостоятельных видах деятельности.
  1. Внедрять в практику работы новые технологии и вариативные программы по физическому воспитанию детей.
  2. Один раз в год проводить диагностическое обследование физического развития и психического здоровья детей.
  3. Соблюдать санитарно-гигиенические требования и режим физической нагрузки во время проведения всех видов занятий и физкультурно-оздоровительной работы.
  4. Проводить работу по освоению детьми правил поведения за столом, культурно-гигиенических навыков.
  5. Выполнять режим питания:
  • сервировка стола
  • аппетит детей и их эмоциональное состояние
  • общение воспитателя с детьми во время приёма пищи (умение преподнести блюдо)
  1. Строго соблюдать режим дня, двигательную и зрительную нагрузку детей.
  2. Систематически проводить базисные оздоровительные мероприятия:
  • закаливающие мероприятия
  • физическое воспитание
  • рефлексопрофилактику (самомассаж)
  • полоскание горла прохладной водой
  • сон с открытыми окнами, дверями
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе
  1. Обращать внимание на создание оптимального теплового режима.
  2. В летний период проводить занятия и утреннюю гимнастику на свежем воздухе.
  3. Взаимодействовать с родителями воспитанников и проводить:
  • дни открытых дверей
  • дни здоровья
  • родительские собрания
  • индивидуальные беседы с родителями
  • анкетирование и др.
  1. помочь в приобретении практических навыков родителям элементарных приёмов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья.

ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость заболевания, создания положительных эмоций.

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух и вода. Сон в трусиках, ходьба босиком
  • физкультурные занятия и утренняя гимнастика в природных условиях
  • туризм
  • физкультурные досуги, развлечения и праздники
  • интенсивное закаливание стоп
  • витаминизация: соки, фрукты, ягоды

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Обеспечение ЗОЖ

-  щадящий режим (адаптационный период)

-  гибкий режим

Гигиенические и водные процедуры

-  умывание

-  умывание рук

-  игры с водой

-  обеспечение чистоты – среды

Психогимнастика

-  игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

-  игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятия невротических состояний

-  коррекция поведения

Дыхательная гимнастика

-  упражнения, укрепляющие дыхательную систему

-  упражнения, повышающая сопротивляемость организма к простудам

Корригирующая гимнастика

-  игры и упражнения, формирующие навык правильной осанки

-  упражнения, развивающие физические качества (выносливость, силу, равновесие)

-  профилактика плоскостопия

Витаминизация

-  организация рационального питания

-  сокотерапия

-  витаминизация блюд

Фитотерапия

-  фитопитание (чайный напиток, морс)

Активный отдых

-  развлечения, досуги, праздники, игры, забавы

-  дни здоровья, походы

-  каникулы

Закаливание

- хождение босиком по траве, песку, камушкам

-  закаливание водой

-  контрастные воздушные ванны

КОНТРОЛЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объект контроля

Содержание контроля

Периодичность

Ответственный

Санитарное состояние и содержание участка

Оборудование всех зон участка: соответствие гигиеническим нормам, режим уборки

Ежедневно

Ст.воспитатель, завхоз, медсестра

Санитарно-гигиеническое состояние помещений

Чистота, температурный режим, проветривание

Ежедневно

Медсестра, воспитатель

Организация питания

Согласованность в работе сотрудников по организации питания: реализация готовой пищи, суточный рацион, выполнение норм питания, правила личной гигиены персонала. Выполнение режима питания: сервировка стола, общение воспитателя с детьми во время приёма пищи (умение преподнести блюдо, обучение правилам поведения за столом)

Ежедневно

Медсестра, воспитатель, ст.воспитатель

Соблюдение питьевого режима

Безопасность качества питьевой воды, соответствие  требованиям санитарных правил

Ежедневно

Ст.воспитатель, воспитатель, медсестра

Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей

Утренний фильтр: опрос родителей о поведении ребёнка дома. Наблюдение за поведением и состоянием детей в течение дня.

Ежедневно

Воспитатель

Состояние здоровья

Комплексный осмотр

1 раз в неделю

Медсестра

Состояние одежды и обуви

Соблюдение требования к одежде в помещении и на прогулке в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей

Ежедневно

Воспитатель, медсестра

Соблюдение двигательного режима

Объём двигательной активности в течении дня, соответствие возрастным требованиям, разнообразие форм двигательной деятельности в режиме дня.

Ежедневно

Воспитатель,

Ст.воспитатель, медсестра

Организация прогулки

Соблюдение требований к проведению прогулки, питьевой режим, содержание и состояние выносного материала.

Ежедневно

Ст.воспитатель, воспитатель

Осуществление системы закаливания

Используемые формы и методы

Ежедневно

Воспитатель,

Ст.воспитатель, медсестра

Проведение физкультурных занятий

Санитарно-гигиеническое состояние места проведения, методика проведения (адекватность поведения, эмоциональное состояние наличие внешних признаков утомления).

Ежедневно

Ст.воспитатель, воспитатель

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня

Утренняя гимнастика, подвижные игры, двигательная разминка, спортивные упражнения, гимнастика после сна, индивидуальная работа, трудовая деятельность и т.д.

Ежедневно

Воспитатель,

Ст.воспитатель, медсестра

Организация дневного сна

Санитарно-гигиеническое состояние помещения, подготовка детей ко сну с учётом индивидуальных способностей детей, пассивная коррекция нарушений осанки положением во время сна, гимнастика пробуждения.

Ежедневно

Воспитатель,

Ст.воспитатель,  

Организация физкультурно-оздоровительных праздников, развлечений

Состояние и содержание выносного материала , двигательная активность детей (эмоциональное состояние детей, наличие внешних признаков утомления).

По плану

Воспитатель,

Ст.воспитатель,  

ПЛАН НА БЛИЗЖАЙШИЕ 3-4 ГОДА

Обеспечение здоровья и ЗОЖ дошкольников

  1. Улучшение качества медицинского обслуживания:
  • соблюдение правил личной гигиены работников ГДО
  • проведение оздоровительных процедур
  • осмотр детей врачами
  1. Организация рационального питания:
  • утверждение 10-ти дневного меню
  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей:
  • наличие спортивной одежды у детей при проведении физкультурных занятий
  • расстановка и техническая исправность спортивного инвентаря и оборудования
  • уровень искусственного освещения
  1. План-график  физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  2. Коррекционная работа:
  • занятия воспитателя с тревожными детьми
  • работа с родителями тревожных детей
  1. Санитарное состояние помещений:
  • режим проветривания
  • соблюдение частоты проведения генеральных уборок и их качество
  1. Игровой участок:
  • содержание малых форм
  • наличие песка для игр
  • обработка песка водой в летний период
  • отсутствие травмоопасных объектов
  1. Выполнение оздоровительных и закаливающих мероприятий:
  • анализ заболеваемости детей
  • анализ посещаемости детей
  • анализ эффективности оздоровительной работы с детьми
  1. Использование учебной нагрузки:
  • длительность занятий и перерыва между ними
  • соблюдение максимального допустимого количества учебного времени в день и в неделю
  • оценка сетки занятий, наличие занятий с разной степенью трудности в течении дня и недели
  • наличие развлечений, праздников в плане работ воспитателя
  • организация и длительность проведения прогулок с детьми
  • оценка составления двигательного режима детей по возрастным категориям и его соблюдение
  1. Создание комфортной пространственной среды:
  • температура воздуха в группе
  • набор и расстановка мебели
  • эстетическое оформление в группе

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Создание комплексного мониторинга состояния здоровья воспитанников.
  2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном  детстве заболеваний.
  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
  4. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
  5. Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации  индивидуального подхода.
  6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  7. Повышение заинтересованности работников  ГДО и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
  8. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.
  9. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, рациональной двигательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ АРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫ НА 2015 – 2020г.г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯМУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯАРХИПОВОЙ ЗУЛЬФИИ РУСТЯМОВНЫНА 2015 – 2020г.г....

Программа развития педагога на 2015-2020г.

Обеспечение оптимальных условий для развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы «Ягодки» структурного подразделения -дошкольные группы МБОУ «Лицей №17» (от 6 до 7 лет)

В пособии представлена модель рабочей  программы  деятельности воспитателя,разработанная по премерной основной общеобразовательной программе"От рождения до школы" для подготовитель...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» на 2019/2020 учебный год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Излучинская общеобразовательная начальная школа»РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАДошкольной группы общеразвивающей направленности детей 6-г...

Рабочая программа подготовительной группы МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" (дошкольное отделение) 2020-2021 учебный год

Рабочая программа подготовительной группы МБОУ "Шурышкарская СОШ "ОЦ" (дошкольное отделение) 2020-2021 г.г....