ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
материал на тему
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка
Паспорт программы развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Раздел I. Информационная справка о МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Раздел II. Проблемно-ориентированный анализ деятельности
МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда:
2.1. Анализ профессионального уровня педагогов
2.2. Анализ воспитательно-образовательного процесса
2.3. Анализ заболеваемости детей
2.4. Анализ работы с семьями воспитанников
2.5. Сведения о состоянии материально-технической базы
Раздел III. Концепция и стратегия развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
3.1. Концепция развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
3.2. Ожидаемые результаты.
3.3. «Модель» будущего первоклассника-выпускникаМБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
3.4. Содержание и организация образовательного процесса в МБДОУ
д/с «Соловушка» г.Зернограда
3.5. Создание системы управления качеством образовательного процесса
3.6. Условия, обеспечивающие внедрение Программы развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Раздел IV.План мероприятий по реализации Программы развития
МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Пояснительная записка
В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. Изменения претерпевает и Российское образование. «Модернизация системы образования является основой экономического роста и социального развития общества…» (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.).
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»(№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года), является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в МБДОУ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155) направлен на повышение социального статуса дошкольного образования.Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».
С утверждением Профессионального стандарта педагога подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость.
В связи с постоянными политическими и экономическими изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития.
Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным. Эффективное решение этих проблем возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МБДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапно поставленных целей.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса мы
учитывали тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
Программа развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда, - это система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса (детей, педагогов, руководителя учреждения, родителей), направленную на повышение качества воспитания и обучения в ДОУ.
Необходимость разработки данной программы обусловлена не только рядом причин указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности учреждения.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников.
Паспорт
Программы развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения д/с «Соловушка» г.Зернограда
на 2016-2021 годы
Наименование программы | «Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с «Соловушка» г.Зернограда |
Статус Программы | Нормативный документ ДОУ. Стратегический план, направленный на осуществление нововведений в образовательном учреждении, на реализацию актуальных, перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа. |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Закон Ростовской области от 14 ноября 2013 года №26-ЗС "Об образовании в Ростовской области" Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) Приказы по МБДОУ д/с «Соловушка» от 28.04.2016 г. №22 «О создании рабочей группы по разработке программы развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда», от 05.03.2015 г. №30 «Об утверждении Программы развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда |
Заказчик Программы | Управление образования Администрации Зерноградского района |
Социальный заказ | 1. Качественный присмотр и уход за детьми. 2. Качественное дошкольное образование (предоставление муниципальных услуг) – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание здоровьесберегающих условий. 4. Предшкольная подготовка. 5. Повышение эффективности расходования ресурсов. |
Руководитель Программы | Заведующий МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда Алексенко Е.В. |
Разработчики программы | Заместитель заведующего, творческая группа, в состав которой вошли представители администрации, педагогов и специалистов МБДОУ |
Цель программы | Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения: физически развитых, любознательных, активных, способных управлять своим поведением и планировать действия, имеющих представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе, овладевших предпосылками учебной деятельности, высоконравственных, социально адаптированных, способных осознавать ответственность за свою деятельность. |
Задачи программы | 1. Повысить качество дошкольного образования через совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения, основанного на требованиях ФГОС ДО. 2.Внедрить комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. 3.Совершенствовать систему работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности через использование ИКТ. 4. Повысить профессиональную компетентность педагогов как носителей образования через курсовую переквалификацию по направлению «Дошкольное образование» и аттестацию на установление квалификационных категорий. 5.Усовершенствовать взаимодействие МБДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе. 6.Привести в соответствие нормативно-правовую базу, локальные акты МБДОУ. 7. Ввести дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги. |
Сроки и этапы реализации программы I этап Апрель-сентябрь 2016г. - Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы). II этап (реализация Программы развития) 2016-2021г.г. -практический, основной (работа по преобразованию существующей системы). III этап Сентябрь-декабрь 2021 г. - Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении). | Программа рассчитана на 5 лет с 2016 по 2021 годы. Задачи:
Задачи: 1. Внедрение всех проектов программы развития детского сада на всех уровнях жизнедеятельности. Запуск механизмов саморазвития детского сада. 2. Отслеживание результатов образовательного процесса и пространства, своевременная его корректировка. 3. Создание системы управления качеством на основе системного проведения исследований востребованности и качества предоставляемых образовательных услуг. Задачи: 1. Изучение и обобщение итогов реализации программы развития.
3.Трансляция передового опыта в муниципалитете. |
Исполнители программы (подпрограмм и основных мероприятий) | Администрация, педагогический коллектив, коллектив воспитанников ДОУ, родительская общественность, социальные партнёры ДОУ. |
Объем и источники финансирования | Бюджетные и внебюджетные средства |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО; - кадровая обеспеченность, соответствующая современным требованиям; - оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей с ОВЗ; - успешная социализация выпускников ДОУ в условиях школы, усвоение образовательной программы школы; - обновлённая система взаимодействия с семьями воспитанников; - обновлённая система социального партнёрства; - широкий спектр вариативных форм дополнительного образования детей в ДОУ; - эффективная реализация образовательных программ, учитывающих особые познавательные способности и потребности обучающихся; |
Система организации контроля реализации Программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов | - Отчеты предоставляются: ежегодно (в составе годового плана работы учреждения, публичного отчета, анализа образовательной деятельности) в районный отдел образования и на сайте МБДОУ; - в обязанности МБДОУ входит периодическое информирование родителей воспитанников о ходе реализации программы (посредством сайта, родительских собраний, отчетных концертов и т.д.) |
Раздел I. Информационная справка о МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Общие сведения о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда расположено по адресу: Ростовская область, г.Зерноград, ул.Научный городок, д.15.
Телефоны: 8(86359)34-4-54.
E-mail: ds.solov.20011@yandex.ru
Сайт в интернете: дс_соловушка.рф
Заведующий МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда: Алексенко Елена Владимировна
Здание ДОУ типовое, двухэтажное.
Согласно специфике дошкольного учреждения режим пребывания детей в детском саду пятидневный, длительность пребывания воспитанников 10,5 часов с 7.30 - 18.00.
Проектная мощность -7 групп, 180 детей.
Фактическая мощность -7 групп:
Первая младшая группа - 1,
Вторая младшая группа - 1,
Средняя группа - 2,
Старшая группа - 2,
Подготовительная группа-1.
Общая численность детей - 187 человек.
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Краткая история дошкольной образовательной организации
Здание детского сада функционирует с 1992 года.
Характеристика социального окружения ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение находится в научном городке, что способствует удовлетворению потребности родителей в образовательных услугах. Дошкольное учреждение взаимодействует с объектами социального окружения на основании взаимных договоров и содержательных планов работы через разные формы и виды совместной деятельности.
В ближайшем окружении от детского сада находятся: ЦРБ г. Зернограда и Всероссийский научно — исследовательский институту зерновых культур имени Калиненко. Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты и мероприятия социального характера.
Характеристика состава воспитанников
В 2015- 2016 учебном году в МБДОУ функционируют 7 групп:
Общее количество воспитанников в МБДОУ – 187 детей.
Возрастная группа | Возраст детей | Количество групп | Количество детей | |||
мальчиков | девочек | всего | ||||
1 младшая | 2-3 года | 1 | 16 | 14 | 30 | |
2 младшая | 3-4 года | 1 | 11 | 18 | 29 | |
средняя | 4-5 лет | 2 | 25 | 28 | 53 | |
старшая | 5-6 лет | 2 | 29 | 17 | 46 | |
подготовительная | 6-7 лет | 1 | 13 | 16 | 29 |
Характеристика семей воспитанников
Общее число семей - 187 сем.
Общее число родителей (лиц, их заменяющих) - 338 чел.
Полные семьи | Неполные семьи | Многодетные семьи | Опекунские семьи |
169 сем — 90,37% | 18 сем — 9,63% | 23 сем — 12,29% | 1 сем — 0,5% |
Социальный статус семей
Работники бюд- жетной сферы | Работники ЧП | Служащие | Пенсионеры (военные) | Не работают |
115 чел. - 34,02% | 90 чел. - 26,62% | 89 чел. - 26,33% | 6 чел. - 1,77% | 38 чел. - 11,24% |
Образовательный уровень родителей
Имеют высшее образование | Имеют среднее специальное образование | Имеют среднее образование | Имеют основное образование |
168 чел. - 49,7% | 134 чел. - 39,64% | 26 чел. - 7,69% | 10чел. - 2,95% |
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Педагогический коллектив состоит из 20 человек, из них:
Заведующий- 1;
Заместитель заведующего - 1;
Старший воспитатель - 1;
Воспитатели - 11;
Учитель-логопед - 1 чел;
Музыкальный руководитель -2 чел;
ПДО - 1 чел;
Педагог - психолог - 1 чел;
Инструктор по физической культуре - 1 чел.
Укомплектованность:
- общая - 100%;
- штатная - 100%;
- наличие совместителей - 3 чел.
Уровень квалификации педагогических работников МБДОУ:
Высшая квалификационная категория — 5 чел., 27,7 %
Первая квалификационная категория — 7 чел., 38,8 %
Без категории - 6 чел., 33,5 %
Образовательная деятельность дошкольного учреждения
Основной целью деятельности МБДОУ является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, через обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ) в получении качественного дошкольного образования.
Задачи:
- Создать условия, способствующие охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Обеспечить преемственность целей, задач реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
- Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.
- Создать систему воспитательно-образовательной работы, объединяющую обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формировать общую культуру личности детей, в том числе привитие ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечить вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через различные формы сотрудничества с семьёй.
Приоритетными направлениями деятельности детского сада являются:
- обеспечение всем воспитанникам детского сада равных стартовых возможностей для обучения, развития и воспитания;
- формирование нравственно-патриотических чувств и национальной гордости за свою родину.
Преемственность программ, реализуемых во всех возрастных группах, обеспечивается единым комплексно-тематическим планированием, цикличностью прохождения программного материала с усложнением в каждой последующей возрастной группе.
Раздел II. Проблемно-ориентированный анализ деятельности
МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
2.1. Анализ профессионального уровня педагогов
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в Стратегии развития российского образования до 2021 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования., Профессиональным стандартом педагога.
В соответствии с п.3.2.6. ФГОС ДО в целях эффективной реализации основной общеобразовательной Программы ДОУ должны быть созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования.
В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем образования педагогических работников, необходимым для реализации этих направлений углубляется.
С момента открытия учреждения в 1992 году удалось сформировать педагогически грамотный, работоспособный, стабильный, инициативный, доброжелательный коллектив. Повышение компетентности, профессионализма воспитателей и специалистов – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения стала потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте. Так, среди педагогического состава МБДОУ д/с «Соловушка» высшую квалификационную категорию имеют 5 человек, что составляет 27,7 %, первую категорию имеют 7 человек, что составляет 38,8%. Исходя из вышеизложенного следует, что в рамках реализации программы развития, 6 сотрудников, что составляет 33,3 %, должны получить квалификационную категорию, либо установить соответствие занимаемой должности.
Основная часть педагогов нацелена на активное участие в планомерном
развитии ДОУ. Трудовой коллектив испытывает потребность в повышении
уровня профессиональных знаний и умений, а значит, способен перевести
дошкольное учреждение на качественно новый уровень его развития: построение новой - современной модели МБДОУ.
2.2. Анализ воспитательно-образовательного процесса
МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда работает по комплексной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» (авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик).
Программа направлена на достижение следующей цели -создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обогащение (амплификация) детского развития в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, через обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ) в получении качественного дошкольного образования.
Наряду с комплексной программой в своей работе педагоги используют ряд парциальных программ:
Л.Г. Петерсон «Мир открытий», С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.Н. Кондратьева «Мы», О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет», Л.Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам», И.А. Новоскольцева, И. М. Каплунова «Ладушки», И.А.Лыкова «Цветные ладошки», Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина«Основы безопасности жизнедеятельности», Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН и ОНР», Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Е.А.Платохина «Родники Дона», О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В детском саду реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Воспитательно-образовательный процесс подразделяется на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организаации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Обязательным условием для нашего ДОУ является активное познание воспитанников окружающего мира через деятельность (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - как сквозные механизмы развития ребенка). При этом содержание форм меняется в зависимости от возраста.
Тематические планы специалистов и воспитателей скоординированы с
учетом места, времени проведения образовательной деятельности и режимных моментов.
Обеспечивается координация различных направлений педагогического
процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной
направленности и других сотрудников: проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания. С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педагогические советы, работа творческих групп набирает активность, дискуссионные столы, решаются проблемные задачи и практические ситуации, консультации, открытые просмотры, семинары.
Повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми способствует также рационально организованная в группах предметно-пространственная развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагога. Эффект и поддержка эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений – как групповых комнат, так и системы функциональных кабинетов, отражающих содержание разнообразных видов детской деятельности. Педагоги стараются обращать внимание детей на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявить себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям.
Большое внимание уделяется творческому подходу педагогов к планированию и проведению непосредственной образовательной деятельности с детьми, их творческому слиянию с игрой, проводимых занятий в группах, на прогулках, где достигаются поставленные цели.
Анализ выполнения программы отслеживается с помощью регулярной диагностики. Её данные анализируются с целью индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребёнка, построение его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога, а также для оптимизации работы с группой детей. Диагностика позволяет педагогу осуществить своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость. Результаты уровней усвоения детьми программного материала за предыдущие 2 года представлены в таблице.
Освоение образовательной программы (в целом по МБДОУ)
Учебный год | Всего детей | Усвоили образовательную программу | Не усвоили образовательную программу |
2015 - 2016 | 187 | 98,00% | 2,00% |
Уровень готовности детей к обучению в школе
Учебный год | 2015/2016 |
Общее количество выпускников | 29 |
Количество выпускников, готовых к обучению в школе | 29 |
Высокий уровень | 38,00% |
Средний и выше среднего уровень | 60,00% |
Ниже среднего уровень | 2,00% |
Уровень психического развития детей
Учебный год | 2015/2016 |
Общее количество воспитанников | 187 |
Количество воспитанников, имеющих средний и высокий уровень развития | 174 |
Высокий уровень | 48,00% |
Средний уровень | 45,00% |
Ниже среднего уровень | 7,00% |
Из таблицы видно, что результаты диагностики уровня усвоения разделов программы детьми достаточно хорошие, прослеживается стабильная динамика роста уровня развития дошкольников по всем разделампрограммы.
Однако проблема устранения нарушений речи у дошкольников остаётся актуальной из года в год, что обусловлено большой численностью детей, имеющих различные нарушения речи.
Проблема развития речи дошкольников остается одной из основных проблем современной дошкольной педагогики. Все чаще в детский сад приходят дети с различными видами речевых нарушений. Если не обращать внимания, и не корректировать эту проблему, то в дальнейшем ребенку будет трудно реализоваться в социальном мире: в школе, во взрослой жизни, так как формирование коммуникативных навыков не возможно без хорошо усвоенных норм речи. Необходимо целенаправленно формировать интерес и потребность детей к художественной литературе, приобщать к словесному искусству, развитию литературной речи.
Анализ образовательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в МБДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни - школьному. Актуальной остается задача - повышение эффективности образовательного процесса по достижению задач приоритетных направлений развития ребенка. В этой связи требуется решение следующих проблем:
1. Дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО; (приобретение необходимых научно-методических материалов).
2. Активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь игровых, в образовательном процессе;
3. Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития МБДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно. Программа развития ДОО на 2016 – 2021 г.г. призвана осуществить переход от актуального развития ДОО к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности. Тем самым, делая этот переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса.
2.3. Анализ заболеваемости детей (по состоянию на 2015-2016 уч. г)
В своей работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
первостепенной задачей считаем совершенствовать систему мероприятий по
оздоровлению детей дошкольного возраста.
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. МБДОУ «Соловушка» работает над проблемой формирования и сохранения психофизического здоровья ребенка дошкольного возраста.
В результате анализа заболеваемости мы выявили:
¬ значительный рост общей заболеваемости связан с адаптационным
периодом у большинства детей раннего возраста и детей, ранее не посещавших ДОУ;
¬ недостаточную квалификацию педагогических кадров по вопросам
оздоровления дошкольников.
Из-за недостаточной квалификации педагоги порой не могут грамотно
организовать режим двигательной активности в течение дня, не всегда правильно выполняют закаливающие процедуры.
Группы здоровья
I группа | 113 детей - 62% |
II группа | 69 детей - 37,5% |
III группа | 1 ребенок - 0,5% |
Проанализировав физкультурно-оздоровительную работу, мы пришли к выводу о необходимости:
¬ разработки и внедрения Программы оздоровительной деятельности для детей 2-7 лет «В здоровом теле, здоровый дух»;
¬ организации просветительской работы с педагогами и родителями по охране и укреплению здоровья детей;
¬ обучения медицинского работника с целью повышения квалификации.
2.4. Анализ работы с семьями воспитанников
Педагогический коллектив МБДОУ д/с«Соловушка» строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. Большое внимание в ДОУ уделяется изучению контингента родителей, социального и образовательного статуса членов семей воспитанников детского сада.
По результатам анонимного опроса, из всего состава родителей 95% имеют высокую степень интереса к уровню развития и воспитания своего ребенка, среднюю степень интереса испытывают 5% родителей, семьи, которые равнодушны к судьбе собственного ребенка, составляют 0%. Большое внимание мы уделяем изучению образовательных потребностей родителей.
По результатам анкетирования родители дали следующую оценку работе ДОУ:
¬ высокую — 95%
¬ хорошую — 5%
Полученные результаты показали, что контингент родителей неоднороден, имеет различные цели и ценности. Так как одной из основных задач ДОУ является удовлетворение потребностей родителей, то для ее успешного решения необходимо создать разнообразные сегменты образовательных услуг. Одним из таких решений являются дополнительные платные образовательные услуги, которые ДОУ планирует ввести в период реализации Программы развития и реализовывать в дальнейшем в зависимости от социального заказа родителей.
В организации сотрудничества педагогов и родителей ДОУ придерживается следующих принципов:
¬ партнерство;
¬ деятельностный подход (постепенное вовлечение родителей в самые разнообразные формы);
¬ дифференцированный подход;
¬ разные формы в работе с родителями:
¬ беседа;
¬ взаимообучение (педагог-родитель, родитель-педагог);
¬ совместная деятельность;
¬ «Круглый стол»;
¬ индивидуальная работа;
¬ инструктивная работа (информационные родительские уголки, стенды);
¬ собрания;
¬ общение через сайт;
Однако остается проблемой привлечение родителей к совместной проектной деятельности. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь детскому саду в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
2.5. Сведения о состоянии материально-технической базы
В МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно-развивающей пространственной среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в хорошем состоянии. В связи с увеличением списочного состава воспитанников и открытием новой группы было приобретено дополнительно:
- мебель в группу (шкафчики для одежды, кровати, столы, стулья и др.);
- мягкий инвентарь в группу (ковры, матрасы, покрывала, занавески);
- игрушки и методические пособия.
Во всех 7 групповых комнатах спальные комнаты отделены друг от друга. В детском саду имеются:
- групповые помещения - 7
- кабинет заведующего - 1
- методический кабинет - 1
- кабинет учителя - логопеда - 1
- кабинет педагога-психолога - 1
- музыкальный/ физкультурный зал- 1
- пищеблок - 1
- прачечная - 1
- медицинский кабинет -1
- изолятор - 1
Все кабинеты оформлены. При создании предметно-развивающей пространственной среды учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Групповые комнаты зонированы, включают игровую, учебную, обеденную зоны. Группы регулярно пополняются современным игровым оборудованием, новой мебелью. ППРС всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребёнка, стимулирующее процесс его развития и социализации.
Имеется следующее техническое оборудование:
- Экран для мультимедиа - 2
- Музыкальный центр - 2
- Компьютер - 3
- Телевизор - 2
- МФУ - 3
Несмотря на то, что сделано многое, одной из главных задач по усовершенствованию материально-технической базы остаётся приобретение мультимедийного проектора, ноутбука, замены оконных блоков и входных дверей, ремонта помещения бассейна с переоборудованием его под спортивный зал и кабинеты специалистов.
Из вышеизложенного анализа работы следует, что система работы нашего детского сада требует создания такой модели, где должны быть предусмотрены все внутренние преобразования, способствующие развитию и
воспитанию детей. Для этого необходимо иметь высококвалифицированный коллектив педагогов и специалистов, реализующих на высоком уровне основную общеобразовательную программу МБДОУ. В тоже время, у родителей должны быть сформированы потребность и готовность к конструктивному сотрудничеству с детским садом, желание участвовать в организации образовательного процесса. В МБДОУ должна быть создана материально-техническая база, соответствующая современным требованиям.
На сегодняшний день мы имеем огромный потенциал и считаем, что у нас есть все основания для устранения имеющихся недостатков. Мы будем стремиться открывать новые дополнительные кружки и расширять образовательные услуги для построения новой модели своего учреждения – детского сада.
Раздел III. Концепция и стратегия развития МБДОУ д/с«Соловушка» г.Зернограда
3.1. Концепция развития МБДОУ д/с «Соловуша» г.Зернограда
Концепция (от лат. conceptic) - понимание, система, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Концепция развития МБДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования.
В этой связи перед работниками детского сада встала задача создания единой системы воспитательно-образовательного процесса, построенной на интегративной основе. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется концепцией развития, заключающейся в следующем – разработать модель учреждения, осуществляющего деятельность в режиме обновления содержания (реализация ФГОС ДО, современных здоровьесберегающих технологий) и его организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс дополнительных образовательных услуг).
Главная стратегическая цель МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда - создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, запросов семьи, городского сообщества и государства, путем предоставления широкого спектра качественных образовательных и оздоровительных услуг для воспитания человека и гражданина.
Проектирование личностно-ориентированной образовательно-оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием целостного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития направлена на построение развивающего воспитательно-образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, является субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования), в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Механизмы реализации программы
Программу развития МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях:
Уровень реализации | Потребитель (участник) |
Персональный (индивидуальный) уровень | Ребенок, педагог, родители |
Институциональный уровень | Группы детского сада, ПМПк, администрация ДОУ |
Социальный уровень | Учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта |
3.2. Ожидаемые результаты.
- Нормативно-правовая база, локальные акты приведены в соответствие с требованиями.
- Апробирована и успешно применяется в практике инновационная программа «В здоровом теле, здоровый дух», направленная на сохранение и укрепление здоровья детей от 2 до 7 лет.
- Усовершенствованная система работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
- 100% педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категории.
- Усовершенствованная система взаимодействия МБДОУ с родителями воспитанников.
- Обновлённая и расширенная система социального партнёрства.
- Широкий спектр дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.
- Значительно пополнен банк научно-методической литературы, обеспечивающей деятельность МБДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
- Заменены все оконные и дверные блоки.
Возможные риски и потери.
- Недостаточный опыт педагогов работы в МБДОУ будет способствовать торможению реализации Программы развития.
- Не все педагоги выдержат высокий уровень работы педагогического коллектива
- Недостаточное финансовое обеспечение
3.3. «Модель» будущего первоклассника-выпускника МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и знаниями на других ступенях образования.
Модель будущего первоклассника - выпускника МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда разработана с учётом Требований Стандарта к результатам освоения Программы. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок овладевает следующими социально - нормативными возрастными характеристиками возможных достижений:
- ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом.
Таким образом, модель ребенка-выпускника отражает приоритеты в развитии МБДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
3.4. Содержание и организация образовательного процесса в МБДОУ
д/с «Соловушка» г.Зернограда
Образовательная деятельность строится в соответствии с ООП «Соловушка», разработанной на основе примерной комплексной программы «Радуга» авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Н. Якобсон, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Учебный план составлен на следующем нормативно-правовом основании:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 29.06.2013)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273 - ФЗ.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155.
- Устав МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда.
Учебный план составлен в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей на основе реализуемых в ДОУ программ.
Учебно-воспитательный процесс строится с использованием комплексных и парциальных программ и технологий по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому направлениям развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО.
Учебный план состоит из базовой части (инвариантной) и вариативной.
Инвариантная часть учебного плана предусматривает реализацию комплексной образовательной программы:
Комплексная:
Радуга: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т(авторы Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Н. Якобсон).
Вариативная часть учебного плана включает парциальные программы, которые позволяют обеспечивать целостность педагогического процесса ДОУ, дополняя тематически содержание основных комплексных программ.
Парциальные программы и педагогические технологии, используемые в МБДОУ:
- Программа дошкольного образования «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- Программа дошкольного образования «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой.
- Программа дошкольного образования «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
- Программа дошкольного образования «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной.
- Программа дошкольного образования «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
- Программа дошкольного образования «Ладушки» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.
- Программа дошкольного образования «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стёркиной.
- Региональный компонент представлен программой «Родники Дона» авторы Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь и др.
- Программа «Мир открытий»
Мониторинг (диагностика) уровней освоения программы проводился 2 раза в год (сентябрь, май).
В качестве основных компонентов, влияющих на качество образовательного процесса в детском саду, мы выделили:
- Кадровая обеспеченность;
- оснащенность педагогического процесса учебно-методическими материалами;
- взаимодействие участников образовательного процесса;
- формирование предметно-пространственной развивающей среды.
Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет педагогам проводить воспитательно-образовательный процесс на достаточно хорошем уровне, что подтверждается результатами ежегодной диагностики уровней освоения детьми образовательной программы. Детский сад располагает учебно-методической литературой для реализации основной комплексной воспитания и обучения в детском саду по следующим направлениям развития ребёнка:
Речевое развитие
Физическое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Однако стоит отметить, что с введением ФГОС ДО встала необходимость приобретения учебно-методических материалов, переработанных и соответствующих требованиям государственного стандарта.
Имеется достаточно литературы по организации взаимодействия с родителями. В системе взаимодействия участников педагогического процесса помогают действующие в детском саду семинары, семинары-практикумы, которые проводятся педагогом-психологом по наиболее актуальным и проблемным вопросам.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Образовательный процесс реализуется в адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми.
В МБДОУ созданы организационно-методические условия для решения задач по охране жизни и укрепления здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Дополнительные образовательные услуги в форме кружковой работы.
В учреждении созданы условия для организации кружковой работы по следующим приоритетным направлениям: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.
Разработаны планы кружковой работы, ведется анализ их эффективности.
Содержание образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
3.5. Создание системы управления качеством образовательного процесса
Задачи | Направление деятельности | Сроки исполнения |
1.Система трехуровневого управления коллективом (воспитанники, сотрудники, родители (законные представители)) | 1.1. Координация деятельности детского сада по вопросам удовлетворенности образовательных запросов воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей). | Ежегодно с 2016 г. по 2021г. |
| 2016-2021 г.г. | |
2. Управление базисными основаниями жизнедеятельности организации | 2.1. Создание оптимальных условий жизнедеятельности детского сада (удобное расписание, оборудование кабинетов, приобретение дидактических и учебных материалов пополнение фонда методической литературы, аттестация рабочих мест и т.д.) | 2016-2021 г.г. |
2.2. Создание комплекса управленческих действий руководителя детского сада, направленного на конечный результат в развивающем режиме. | 2016-2020 г.г. | |
2.3. Создание системы моральной и финансовой заинтересованности педагогов в освоении и использовании инновационных педагогических технологий (в т. ч. ИКТ и метода проектов). | 2016-2019 г.г. | |
3.Создание системы контроля, анализа и регулирования педагогической деятельности. | 3.1. Мониторинг образовательного процесса и детского развития | ежегодно 2 раза в год |
3.2. Оценка методического обеспечения основной образовательной программы организации | 2016-2017 г.г. | |
3.3.Анализ эффективности системы моральной и финансовой заинтересованности педагогов в освоении и использовании инновационных педагогических технологий. | 2020 г. | |
3.4. Анализ уровня сформированности образовательной среды нового детского сада. | 2020-2021 г.г. |
3.6. Условия, обеспечивающие внедрение Программы развития МБДОУ д/с«Соловушка» г.Зернограда
Для внедрения программы развития в деятельность МБДОУ необходимо создать условия:
Перечень условий, необходимых для реализации Программы
- Наличие в МБДОУ нормативно-правового и методического обеспечения, соответствующего новым образовательным стандартам.
- Наличие кадровой обеспеченности, соответствующей современным требованиям.
- Достаточное финансовое обеспечение.
На данный момент в МБДОУ имеется нормативно-правовая база по организации образовательного процесса, которая требует доработки и внесения корректив. В дошкольном учреждении имеется методическая база, но в тоже время не хватает материально-технических средств, для создания полноценной предметно-пространственной развивающей среды. Анализ показал и недостаточное финансовое обеспечение, для создания желаемой развивающей образовательной среды.
Раздел IV. План мероприятий по реализации Программы развития
МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
наименование мероприятия | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | 2020-2019 | 2020-2021 |
Создание и приведение в соответствие нормативно-правовой базы и локальных актов | + | ||||
Обучение медицинского работника с целью повышения квалификации. | + | ||||
Апробация и внедрение инновационной программы «В здоровом теле, здоровый дух» | + | + | + | + | + |
Оптимизация программного обеспечения в соответствии с ФГОС ДО | + | + | + | + | + |
Внедрение развивающих технологий, в первую очередь игровых, в образовательном процессе. | + | + | + | + | + |
Совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. | + | + | + | + | + |
Аттестация педагогических работников с целью установления квалификационных категорий | + | + | + | + | + |
Расширение системы социального партнёрства | + | + | |||
Приобретение игрового оборудования на участки | + | + | + | + | + |
Расширение спектра бесплатных дополнительных образовательных услуг | + | + | + | + | + |
Предоставление платных образовательных услуг | + | + | + | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа средняя группа программа"Развитие"
Данная программа разработана с учетом современных требований ФГТ. Программа предназначенна для среднегодошкольного возраста....
"Играй - ка" программа развития и фото к программе
"Играй - ка" программа развития интеллектуальных спосбностей через использовние развивающих игр...
Программа действий воспитателя МБДОУ №2. По реализации Программы развития ДОУ на 2012-2014 года.
Программа разработана на основе Программы развития ДОУ на 2012-2014 года в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов,определяющих приорететные направления развития качества образован...
Рабочая программа по реализации основной общеразвивающей программы "Развитие" Л.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей среднего возраста 4-5 лет
Цель программы: создание условий для становления познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физически развитой личности, через создание единого образовательного простран...
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера
Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией В.А. Венгера группы общеразвивающей направленности для детей старшего возраста 5-7 лет (II год обу...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...