Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"
учебно-методический материал на тему
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_kak_govorit_s_detmi.odt | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум «Искусство говорить с детьми»
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культура речи как наука – языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Компоненты культуры речи педагога:
- Грамотность построения фраз - грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
- Простота и ясность изложения: немногословие.
- Выразительность:
- интонация и тональность;
- темп речи, паузы;
- динамика звучания голоса;
- словарное богатство;
- образность речи;
- дикция.
- Правильное использование специальной терминологии:
- исключение режущих слух фразеологических оборотов;
- исключение лишних слов.
Культура профессионального общения педагога
Педагогическое общение - это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности воспитанников
- стимулировать их творческую активность;
- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ребёнка;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
- Неуместное использование звукоподражательных слов;
- Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Практикум: «Искусство говорить с детьми»
1. Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.
У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса)
2. Игра «Правильно ли мы говорим?»
- Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».
- Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя
2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр
3 команда - верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент
Произнесите правильно:
1 команда - конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки)
2 команда – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор), несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)
3 команда – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай), килограмм (сахар), много (шум)
Прочтите правильно:
- Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)
1 команда.
Это ваша (роспись или подпись) на справке?
Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.
2 команда.
Я (надеваю, одеваю) шапку
Воспитатель (надевает, одевает) Машу
3 команда
Мальчик (надел, одел) свою младшую сестру
Я (надела, одела) пальто на Свету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы....
Консультация"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
консультация...
"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает...
Консультация «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
Консультация для родителей...
"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Дети не всегда хотят рассказывать о том, что в саду было. Расспрашивать не надо, если видите, что ребенок не рассказывает. А если вы начнете рассказывать о том, как у вас день прошел и "втян...
Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили
Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили...