Педагогическая диагностика
статья на тему
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 49.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.
Фиксация показателей развития выражается в словесной форме:
* не сформирован;
* находится в стадии становления;
*сформирован.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Показатели развития личности ребенка в образовательных областях по возрастам
Показатели развития личности ребенка 1,6-2,6 лет (группа раннего возраста)
«Социально-коммуникативное развитие»
- Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
- После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы
- Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице
- Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
- Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек, на основе личных симпатий
- Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями
- В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому
- Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
- Проявляет доброжелательность, дружелюбие
- Откликается на эмоции близких людей и друзей. Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь ему
«Познавательное развитие»
- Знает и использует детали строительного материала
- При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки
- Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими
- Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание,)
- Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку
- Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку
- Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?)
- Ориентируется в помещении группы.
- Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей
- Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения
- Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)
- Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения
- Узнает знакомые песни
- Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки
- Рассматривает иллюстрации в книгах
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
- Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы
- Лепит различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки
- Создает изображение предметов из готовых фигур
- Пользуется инструментами для творчества
«Речевое развитие»
- Использует речь для инициирования общения, обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта. Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
- Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
- Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами.
«Физическое развитие»
- Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
- Умеет ползать, лазать, выполнять разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
- Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами
- Играет в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями
- С небольшой помощью взрослого или самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
Показатели развития личности ребенка 2,6-3,6 лет (младшая группа)
«Социально-коммуникативное развитие»
- Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
- Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки, разложить ложки, поставить салфетки и т.п.)
- Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке
- После игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные материалы
- Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице
- Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях
- Имеет первичные гендерные преставления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные, заботливые)
- Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей
- Принимает на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре
- Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры
- Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий
- Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок, историй В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты
- Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями
- В случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому взрослому
- Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого
- Понимает, что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами
- В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого
- Занимает себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью
- Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях
- Проявляет доброжелательность, дружелюбие
- Откликается на эмоции близких людей и друзей
- Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь
«Познавательное развитие»
- Знает и правильно использует детали строительного материала
- При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки
- Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивая или заменяя одни детали другими
- Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание)
- Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку
- При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы (например, собрать все крупные и найти среди них красный)
- Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку
- Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов «больше, «меньше», «столько же»)
- Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму
- Понимает смысл обозначений: вверх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под
- Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь
- Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях
- Ориентируется в помещении группы, на участке (веранде) группы
- Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал)
- Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей
- Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе
- Знает несколько семейных праздников
- Интересуется новыми предметами, ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты
«Художественно-эстетическое развитие»
- Эмоционально откликается на простые музыкальные произведения
- Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное)
- Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения
- Узнает знакомые песни
- Поет, не отставая и не опережая других
- Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки
- Называет детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др.
- Участвует в музыкальных играх-драматизациях
- Рассматривает иллюстрации в книгах
- Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
- Читает наизусть потешки и небольшие стихи
- В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит. Пользуясь различными изобразительными средствами
- Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций
- Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы
- Лепит различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки
- Создает изображение предметов из готовых фигур
- Правильно и аккуратно пользуется инструментами для творчества
«Речевое развитие»
- Использует речь для инициирования общения.
- Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта.
- Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения.
- Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.
- Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения, предложения с однородными членами.
«Физическое развитие»
- Ходит прямо, сохраняя заданное воспитателем направление
- Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей
- Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы, при беге по ограниченной плоскости
- Ползает на четвереньках произвольным способом
- Лазает по гимнастической стенке произвольным способом
- Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами
- Катит мяч в заданном направлении
- Бросает мяч двумя руками от груди
- Ударяет мячом об пол 2–3 раза и ловит
- Бросает мяч вверх 2–3 раза и ловит
- Метает предметы вдаль
- Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
- Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
- Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
- Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
Показатели развития личности ребенка 3,6-4,6 лет (средняя группа)
«Социально-коммуникативное развитие»
- Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок
- Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой
- Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, старается выполнить поручения хорошо, ответственно
- Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм).
- При распределении ролей по половому принципу практически не путает половую принадлежность игровых персонажей
- Владеет способами ролевого поведения (действует о лица роли, соблюдает ролевое соподчинение, ведет ролевые диалоги)
- Воплощается в роли, использует художественные выразительные средства: интонацию, атрибуты, мимику, жесты
- Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам простые правила игры
- В самостоятельных играх обустраивает место для игры (подбирает необходимые атрибуты, при необходимости обозначает пространство игры)
- Имеет простейшие представления о разных профессиях
- Согласовывает тему игры, распределяет роли, действует в соответствии с замыслом игры совместно с другими детьми
- Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу, предлагает новые роли, действия, обогащает сюжет игры
- Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет
- Проявляет избирательность в общении
- Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
- Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм
- Соблюдает элементарные правила поведения в быту
- Соблюдает элементарные правила поведения на улице
- Соблюдает элементарные правила поведения на дороге
- Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
- Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом диалоге, общении по поводу игры
- Подчиняется правилам, старается их соблюдать
«Познавательное развитие»
- Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств
- Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога
- Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения
- Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым
- Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
- Считает до пяти и отвечает на вопрос «Сколько всего?»
- Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар
- Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннеекороче, одинаковые, равные) способом приложения или наложения
- Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб
- Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе
- Определяет части суток
- Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи
- Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение
- Знает несколько семейных и государственных праздников
- Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят
- Называет времена года в правильной последовательности
- Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их
- Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями
«Художественно-эстетическое развитие»
- Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность
- Определяет контрастные настроения музыкальных произведений
- Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)
- Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова
- Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение
- Читает наизусть любое стихотворение или считалку
- Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию
- С интересом рассматривает иллюстрированные издания
- Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи
- Украшает элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого
- Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов
- Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке
- Создает образы предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию
- Правильно держит ножницы, вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы
- 16 Аккуратно наклеивает, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур
«Речевое развитие»
- В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения свои разнообразных потребностей
- Разговаривает на различные темы
- Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества
- Описывает предмет, картину (с помощью взрослого или самостоятельно) с помощью раздаточного дидактического материала
- Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки
«Физическое развитие»
- Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям
- Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами
- Метает предметы разными способами
- Отбивает мяч об землю двумя руками
- Отбивает мяч об землю одной рукой
- Ползает на четвереньках заданным способом
- Уверенно бросает и ловит мяч
- Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
- Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону
- Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений, следит за правильной осанкой под руководством воспитателя
- Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей
- Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы
- Лазает по гимнастической стенке заданным способом в произвольном темпе
- Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме
- Правильно пользуется столовыми приборами, моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает роль при кашле, чихании
Показатели развития личности ребенка 4,6-5,6 лет (старшая группа)
«Социально-коммуникативное развитие»
- Самостоятельно одевается, раздевается, складывает, убирает одежду, приводит ее в порядок
- Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол
- Помогает поддерживать порядок в группе и на участке детского сада
- Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы
- Соблюдает элементарные правила поведения в быту
- Соблюдает элементарные правила поведения на улице
- Соблюдает элементарные правила поведения на дороге
- Соблюдает элементарные правила поведения в общественных местах
- Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения
- Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли, объясняет правила игры сверстникам
- Договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры
- Исполняет роль не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для мужских ролей (девочек для женских) или, играя в одиночку, может играть все роли
- Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли
- В играх оценивает свои возможности и старается без обиды воспринимать проигрыш
- Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры
- Делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями
- Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, соглашается или не соглашается с мнением товарищей
- Эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
- Сам (или с помощью взрослого) оценивает свои поступки и поступки сверстников
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения
- В повседневной жизни вступает в речевое общение со сверстниками, обсуждает волнующие темы, использует речь в совместных играх, сюжетно-ролевых, режиссерских, речевых
- Использует речь для решения конфликтных ситуаций
«Познавательное развитие»
- Анализирует проект постройки
- Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме
- Владеет простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)
- Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы
- Умеет работать в коллективе, объединяет постройки/поделки в соответствии с общим замыслом
- Считает (отсчитывает в пределах 10)
- Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
- Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы)
- Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность путем наложения и приложения
- Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины
- Называет текущий день недели. Называет: утро, день, ночь, имеет представление о смене частей суток
- Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество сторон, углов, равенство/неравенство)
- Знает и называет свое имя, фамилию, имена и отчества родителей
- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны
- Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет
- Знает и называет свою страну, ее столицу
- Знает семейные праздники и традиции, государственные праздники
- Называет времена года, отмечает их особенности
- Имеет представление о значении воды, солнца, воздуха для человека, животных и растений
- Бережно относится к природе
«Художественно-эстетическое развитие»
- Более точно определяет настроение и жанр музыкального произведения (марш, песня, танец)
- Понимает содержание музыкального произведения и может рассказать о нем
- Узнает звучание отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)
- Поет без напряжения, звонко, выразительно
- Правильно воспроизводит мелодию песни в целом
- Передает основной характер и настроение музыки в различных видах основных движений (шага, бега, прыжков)
- Импровизирует в движении под музыку разного характера
- Выполняет танцевальные движения под музыку: поочередное выбрасывание ног, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении и пр.
- Играет на детских музыкальных инструментах ударной группы; исполняет мелодии, состоящие из 2–3 звуков на металлофоне
- Участвует в инструментальных импровизациях
- Проявляет активность в самостоятельной музыкальной деятельности (исполнении и инсценировании песен, хороводов и др.
- Активно участвует и творчески проявляет себя в музыкальных играх- драматизациях
- Знает наизусть 1–2 стихотворения, 1–2 считалки, 1–2 загадки
- Узнает произведения, называет любимого писателя, называет любимые сказки и рассказы, эмоционально излагает их содержание (самостоятельно или в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу)
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с продолжением, участвует в обсуждениях
- Драматизирует небольшие сказки, выразительно читает по ролям стихотворения
- Называет жанр произведения
- Украшает самостоятельно созданные игрушки и предметы
- Качественно изображает предметы (отчетливые формы, подбор цвета, аккуратное закрашивание, использование разных материалов
«Речевое развитие»
- Использует речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни. Интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера
- Составляет самостоятельно или по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок
- Пересказывает небольшие хорошо знакомые и новые литературные произведения
- Определяет место звука в слове
- Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом, сходным по значению
«Физическое развитие»
- Владеет основными движениями в соответствии с возрастом
- Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях
- Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп
- Лазает по гимнастической стенке с изменением темпа
- Запрыгивает на предмет (высота 20 см)
- Прыгает в обозначенное место с высоты 30 см
- Прыгает через короткую и длинную скакалку
- Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетает замах с броском
- Бросает мяч вверх, о землю и ловит его одной рукой
- Ведет мяч на расстояние не менее 6 м
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие
- Выполняет повороты направо, налево, кругом, следит за правильной осанкой
- Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: баскетбол, футбол, и др.
- Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье
- Имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого), владеет элементарными навыками личной гигиены и простейшими навыками поведения во время еды
Показатели развития личности ребенка 5,6-6,6 лет (подготовительная группа)
«Социально-коммуникативное развитие»
- Может самостоятельно ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде
- Следит за состоянием своего рабочего пространства до и после занятий
- Ответственно выполняет обязанности дежурного
- Проявляет трудолюбие в работе
- Доводит начатое до конца
- Планирует свою деятельность, отбирает для нее необходимые материалы
- Соблюдает правила организованного поведения в быту
- Соблюдает правила организованного поведения на улице
- Соблюдает правила организованного поведения на дороге
- Соблюдает правила организованного поведения в общественных местах
- Владеет навыками поведения в чрезвычайных ситуациях
- Владеет навыками экологически безопасного поведения
- В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем
- Самостоятельно выбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр
- Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации
- Находит новую трактовку роли и исполняет ее
- Моделирует необходимую для игры предметно-игровую среду
- Развивает сюжет на протяжении длительного времени (несколько дней, недель)
- Проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером
- В общении высказывает свою точку зрения, с уважением относится к мнению других
- Регулирует свое поведение на основе усвоенных им норм и правил, принятых в обществе
- Поведение мальчика/девочки в большинстве случаев соответствует традиционному представлению о поведении мужчины/женщины
- Стремится следовать положительному примеру
- Способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками
- В совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек
«Познавательное развитие»
- Способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения
- Создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2-3 условиям
- Создает разные конструкции из бумаги
- Создает различные образы из природного материала с учетом его фактуры, цвета и формы
- Создает и обыгрывает конструкцию, объединенную общей темой (коллективная работа)
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество, удаляет из множества отдельные его части, устанавливает связи и отношения между целым и множеством и различными его частями, находит части целого множества и целое по известным частям
- Считает до 10 и дальше (количественный и порядковый счет в пределах 20)
- Соотносит цифру (0-9) и количество предметов
- Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание
- Различает величины длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предмета), и способы их измерения
- Измеряет и сравнивает длины и объемы
- Умеет делить предмет /фигуру на равные части, сравнивает целое и часть
- Различает и называет; отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение
- Имеет представления о временных отношениях день/неделя/месяц, определяет время по часам
- Знает состав чисел первого десятка
- Умеет получать каждое число прибавлением/вычитанием единицы
- Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение и направление движения объектов, пользуется знаковыми обозначениями
- Знает о своей семье
- Имеет представление о ближайшем социальном окружении (детский сад, школа и библиотека и пр.)
- Имеет представления и некоторые признаки предметов окружающего мира
- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей
- Знает герб, флаг, Гимн России, называет главный город страны, имеет представление о родном крае, его достопримечательностях
- Знает семейные праздники и традиции, некоторые государственные праздники
- Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы и т.д.) и имеет представления об их взаимодействии с человеком
- Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений
- Знает правила поведения на природе и соблюдает их
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
«Художественно-эстетическое развитие»
- Может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с другим
- Слышит в произведении развитие музыкального образа
- Называет любимые произведения и их авторов
- Поет без напряжения, легко, звонко, выразительно
- Правильно передает мелодию в песнях с музыкальным сопровождением
- Поет сольно и в хоре
- Выполняет движения в плясках, упражнениях, играх ритмично, музыкально и выразительно
- Участвует в создании творческих этюдов
- Играет сольно и в оркестре, исполняет несложные мелодии на звуковысотных детских музыкальных инструментах, импровизирует
- Активно участвует в музыкальных инсценировках песен, придумывает свои варианты движений в играх и хороводах. Проявляет творчество, участвуя в музыкальных играх-драматизациях и театрализованных игра
- Узнает Государственный гимн РФ.
- Узнает произведения, называет 2-3 авторов, называет любимые книги, излагает их содержание, в том числе произведения большого объема (в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу)
- Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, чтение с предпочтением, участвует в обсуждениях, высказывает свою точку зрения
- С интересом рассматривает иллюстрированные издания, называет 2-3 художников-иллюстраторов
- Выразительно читает стихи, пересказывает отрывки из произведений
- Различает жанр произведения
- Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений
- Использует различные материалы и способы создания изображения
- Лепит различные предметы, выполняет декоративные композиции различными способами
- Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства
- Создает сюжетные и декоративные композиции, создает изображения, используя различные способы вырезания и обрывания бумаги различной фактуры
- Различает виды изобразительного искусства, называет основные изобразительные средства
«Речевое развитие»
- Посредством речи проявляет инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается на просьбы, беседует на различные темы (бытовые, общественные, познавательные, личностные и др.)
- Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов
- Пересказывает и разыгрывает с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу
- рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия
- Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»
- Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах
- Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове
«Физическое развитие»
- Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)
- Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции
- Участвует в играх с элементами спорта
- Выполняет прыжок на мягкое покрытие с высоты до 40 см
- Прыгает через короткую и длинную скакалку разными способами
- Лазает по гимнастической стенке различными способами
- Бросает предметы в цель из разных положений
- Попадает в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м
- Метает предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м
- Метает предметы в движущуюся цель
- Ведет мяч на расстояние не менее 10 м
- Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие
- Умеет перестраиваться в 2 колонны, в 2 круга на ходу, соблюдает интервалы во время движения
- Может следить за правильной осанкой, сформированы представления о здоровом образе жизни
- Применяет навыки личной гигиены (выполняет осознанно и самостоятельно) и культурно-гигиенические навыки (может следить за своим внешним видом и т.д.)