Инновационные формы и методы в системе методической работы с воспитателями в соответствии с ФГОС ДО
статья на тему
Методическая работа в ДОО – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, - для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать, то что они еще не умеют.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
- целями и задачами ДОУ;
- количественным и качественным составом коллектива;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями;
- передовым опытом и научными рекомендациями;
- анкетированием, опросами, экспресс - обсуждениями и педагогическими тестами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные формы и методы в системе методической работы с воспитателями в соответствии с ФГОС ДО
Потапенко С.В. – старший воспитатель
Методическая работа в ДОО – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определенной системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, - для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать, то что они еще не умеют.
В современных условиях педагоги должны обладать не только высоким профессионализмом, но и глубоко понимать принципы общения. Обеспечение оптимального эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами требует от него коммуникативно-речевых умений.
Процесс формирования коммуникативно-речевых умений длительный и будет эффективным только в случае активной речевой деятельности педагогов в детском саду, где необходимо создавать оптимальные условия.
Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы и методы работы, которые позволяют раскрыть их возможности.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:
- целями и задачами ДОУ;
- количественным и качественным составом коллектива;
- сравнительной эффективностью форм и методов работы;
- особенностями образовательного процесса;
- материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальными возможностями;
- передовым опытом и научными рекомендациями;
- анкетированием, опросами, экспресс - обсуждениями и педагогическими тестами.
Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей:
- диагностика успешности воспитателя;
- диагностика профессиональной подготовки;
- листок самооценки педагога;
- карта профессиональной деятельности педагога.
Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По классификации, предложенной С.Г. Молчановым, инновационные формы методической работы делятся на следующие:
-репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, тренинги);
-репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции);
-эвристические (проблемные, проблемно-проекторные семинары, организационно - деятельностные игры);
-эвристико - продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок);
-продуктивные (научные конференции, семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих, рабочих групп).
По формам методическая работа делится на традиционные и инновационные.
Наиболее эффективными традиционными формами (коллективные и индивидуальные) организации методической работы являются: педсовет, семинары, семинары-практикумы; открытые просмотры, конкурсы, выставки; мастер-классы; методические часы; консультации; работа творческой группы по инновационной деятельности; работа рабочей группы по ФГОС ДО; интернет-час на сайте ДОУ, методические объединения, круглый стол, наставничество, взаимопосещения, самообразование и др.(см. Приложение).
Инновационные формы (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), такие как площадка успешности, проектный совет, служба мониторинга, интернет час на сайте ДОО, обмен опыта, педагогическая гостиная, экспедиция, портфолио, банк педагогических идей и др.
Передовой опыт (ПО) представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
ПО – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.
Изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы. Открытый показ, работа в паре, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, дни открытых дверей, мастер-классы - это формы распространение педагогического опыта.
Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
Электронные презентации формируют информационную культуру педагогов и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.
Успешной формой работы с педагогами можно считать и смотр-конкурс, выставку — это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, работа по преобразованию развивающей среды в группах. Разнообразные конкурсы: по подготовке к новому учебному году, уголков экспериментальной деятельности, по созданию условий для творческой деятельности детей, смотр-конкурс уголков в группах.
Педагогический ринг, дискуссия, дебаты, решение педагогических ситуаций — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, эти формы дают возможность выслушать разные точки зрения, обсудить какую-либо идею.
Деятельность педагогов в активных формах позволит подготовить педагогов нового типа, способных активно содействовать реализации различных образовательных проектов.
Таким образом, вышеназванные формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.
Педагог является ключевой фигурой в обновлении дошкольного образования, а методическая работа в ДОУ — это неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методической работы старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС
План методической работы старшего воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального районаРеспублики Мордовия...
Индивидуальный план на 2015 – 2020 учебный год. Тема: «Работа старшего воспитателя в соответствии с ФГОС»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 268»Авиастроительного района г.Казани Индивидуальный план на 2015 – 20...
Сибгатуллина Ольга Николаевна- Индивидуальный план на 2015 – 2020 учебный год. Тема: «Работа старшего воспитателя в соответствии с ФГОС»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 268»Авиастроительного района г.Казани Индивидуальный план на 2015 – 20...
Сибгатуллина Ольга Николаевна- Индивидуальный план на 2015 – 2020 учебный год. Тема: «Работа старшего воспитателя в соответствии с ФГОС»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 268»Авиастроительного района г.Казани Индивидуальный план на 2015 – 20...
Система методической работы с воспитателями
Система методической работы с воспитателями...
Инновационные формы и методы в организации методической работы старшего воспитателя
Cодержание статьи отражает организацию разнообразных форм методической работы с воспитателями и оказанием консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развит...
Семинар для воспитателей "Использование инновационных технологий "Утренний круг", "Клубный час" в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО"
Педагогическая технология «Клубный час» - это технология успешной социализации дошкольников, которую наш детский сад использует в своей работе первый год. Данную технологию...