Метод "Деловая игра" (информационный материал)
консультация по теме

Радыгина Татьяна Александровна

Метод "Деловая игра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_delovaya_igra.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»

457000, Россия, Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, улица Советская дом  62,  

тел 8351(66) 3-17-87; ds15 74332@mail.ru

Использование метода «Деловая игра» в проведении педагогического совета.

Старший воспитатель

Радыгина Т.А

2017 г            

                         

Содержание

1. Характеристика метода « Деловая игра»……………………………………3

2. Классификация деловых игр…………………………………………………7

3. Список используемой литературы…………………………………………...9

I. Характеристика метода «деловая игра»

«ИГРА – одно из замечательнейших явлений жизни,

 деятельность, как будто  бесполезная  

 и вместе с тем необходимая»

С.П. Рубинштейн

    В последнее время активные методы обучения, а именно игровые методы находят все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, и конечно в образовании. Стремление преодолеть пассивность педагогов приводит к поиску новых эффективных методов обучения, к которым относятся активные методы. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.

Теоретические и методические основы проблемы использования данных методов обучения изложены в работах А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, А.М. Смолкина, В.Ф.Комарова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.

Одним из наиболее эффективных методов обучения, является деловая игра.

 

Вначале определимся, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому  ограничимся указанием на несколько существенных признаков игры:  

1.     Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий.

2.     Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию.

3.     Игра – это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.

4.     Игра обязательно предполагает наличие "игрового" ("или игрушечного") производства. В игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого.

5.     Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей.

Таким образом, мы будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям.

 Деловая игра – это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я.М., БернштейнМ.М..)

Деловые или имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а так же для решения задач, исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Суть ее заключается в активизации мышления педагогов отвечающих на вопрос: «Что было бы, если бы…?».

Использование терминов «деловая игра» связана с выделением существенных характеристик этого метода.

Принципы организации деловой игры:

  • Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирования реальных условий профессиональной деятельности специалистов во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;
  • Принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
  • Принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способны породить по истине творческую работу. Всесторонне коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов всей деятельности;
  • Принцип двухплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых» игровых условиях.
  • Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности (Вербицкий А.А..)

Цели использования

  • Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.
  • Воспитание системного мышления специалистов, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире.
  • Передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментов с учетом эмоционально-личностного восприятия;
  • Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • Воспитание ответственного отношения к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
  • Обучение методам моделирования в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Признаки деловой игры.

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим образом (Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М.)

  • Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческий решений;
  • Реализация процесса «цепочки решений». По сколько в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры;
  • Распределение ролей между участниками игры
  • Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения;
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;
  • Коллективная выработка решений участниками игры;
  • Многоальтернативность решений. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

Структура деловой игры.

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве моделей могут выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тд. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели) имитационная модель формирует проблемное содержание игры. Действующими лицами являются участники игры, организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст,  имитируемый в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель. Система воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровая модель деятельности, система оценивания, действия игротехника, и все то, что служит обеспечением достижения цели игры.

II. Классификация деловых игр

Деловые игры можно классифицировать по разным признакам. Они могут быть:

- поисковые,

- организационные,

- ролевые,

- контрольные,

- диагностические,

- конкурсные и т.д.

  1. Организационная

Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между участниками, возникновение чувства «нам хорошо вместе». Используется в начале любого мероприятия, для активизации деятельности участников.

  1. Ролевая игра

 Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

1.     В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер").

2.     В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.

Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как и что они сыграют, то и получится. К ролевым играм относится и деятельно-ролевая игра.

Деятельно-ролевые игры имитируют педагогические ситуации и профессионально-педагогическую деятельность, участники играют роли, реально существующие в воспитательном процессе. Основная направленность таких игр – приобретение опыта педагогической деятельности.

 Деятельно- ролевая игра состоит из трех этапов:

  1. Введение в правила игры,
  2. Контроль за подготовкой к игре,
  3. Итоговое занятие.

3. Контрольные игры предназначены для определения уровня усвоения знаний, овладения умениями и навыками, позволяют в интересной форме с активным участием каждого обучаемого провести эту проверку. Важную роль они играют и в процессе самооценки и самокорректирования деятельности.

4. Диагностические игры помогают:

- изучить деловые и профессиональные качества дошкольных работников, стиль их работы, уровень подготовки и знание современных требований к воспитательному процессу;

- выявить причины неудач в работе, оказать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается;

- овладеть умением организовывать коллективную деятельность в детском саду; формировать творческое мышление, культуру общения, этику дискуссий;

- полученные в процессе игры знания переносятся в практику своей работы.

Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта в силу жесткости ее конструкции.

Обучающая функция игры реализуется путем выработки навыков действий в стандартных ситуациях, которые могут появляться в профессиональной деятельности. Психологические особенности ролевых игр, восприятие моделируемого мира, может нести педагогическую нагрузку, оставаясь при этом игровым процессом.

Деловую игру рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Их цель -закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на особенно важном понятии. Условия таких упражнений должны содержать противоречие, элемент проблемности. После имитационных упражнений следует переходить непосредственно к деловой игре.  Ее социальная значимость состоит в том, что в процессе решения задач не только активизируются знания, но и развиваются коллективные формы общения. Каждая деловая игра строится на принципах демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и практически неограниченной перспективы творческой деятельности. Она должна включать в себя все то новое, что появляется в педагогической теории и практике.

Игровые формы обучения используются с различными  категориями образовательного процесса: в работе с молодыми педагогами (проблемная лекция, беседа, учебная дискуссия); с педагогами, имеющими большой стаж работы (коллективная деятельность, моделирование, игровые и неигровые методы), с родителями, с детьми.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2008г.
  2. Давыдова О.И . Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008 г
  3. Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогич6еских советов в ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008г, №9, с.20
  4. Зебзеева В.Активные методы обучения на методических объедениях.// Дошкольное воспитание – 2008г, №12, с.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся играя" Информационный уголок логопеда. Работа с родителями

Этот материал поможет логопедам в оформлении логопедического уголка для родителей. В нем отображены основные направления работы логопеда в коррекционном детском саду для детей с общим недоразвитием ре...

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Презентация деловой игры к педсовету, посвященному использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОО...

Деловая игра" Информационно-коммуникативные технологии"

Деловая игра" Информационно-коммуникативные технологии"...