Метод "Деловая игра" (информационный материал)
консультация по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15»
457000, Россия, Челябинская область, Увельский район, п. Увельский, улица Советская дом 62,
тел 8351(66) 3-17-87; ds15 74332@mail.ru
Использование метода «Деловая игра» в проведении педагогического совета.
Старший воспитатель
Радыгина Т.А
2017 г
Содержание
1. Характеристика метода « Деловая игра»……………………………………3
2. Классификация деловых игр…………………………………………………7
3. Список используемой литературы…………………………………………...9
I. Характеристика метода «деловая игра»
«ИГРА – одно из замечательнейших явлений жизни,
деятельность, как будто бесполезная
и вместе с тем необходимая»
С.П. Рубинштейн
В последнее время активные методы обучения, а именно игровые методы находят все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, и конечно в образовании. Стремление преодолеть пассивность педагогов приводит к поиску новых эффективных методов обучения, к которым относятся активные методы. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.
Теоретические и методические основы проблемы использования данных методов обучения изложены в работах А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, А.М. Смолкина, В.Ф.Комарова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и др.
Одним из наиболее эффективных методов обучения, является деловая игра.
Вначале определимся, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления – с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому ограничимся указанием на несколько существенных признаков игры:
1. Игра происходит отдельно от всего остального. То есть игра обязательно отделена от жизни, от текущих повседневных событий.
2. Игра обязательно предполагает собственную активность участников игры. То есть в игре человек действует не по заданию, не по инструкции, а только сам, на свой страх и риск, по собственному желанию.
3. Игра – это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.
4. Игра обязательно предполагает наличие "игрового" ("или игрушечного") производства. В игре должно быть производство, которое не производит ничего значимого.
5. Игра обязательно предполагает двойственность отношений игроков: есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей.
Таким образом, мы будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям.
Деловая игра – это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я.М., БернштейнМ.М..)
Деловые или имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а так же для решения задач, исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Суть ее заключается в активизации мышления педагогов отвечающих на вопрос: «Что было бы, если бы…?».
Использование терминов «деловая игра» связана с выделением существенных характеристик этого метода.
Принципы организации деловой игры:
- Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирования реальных условий профессиональной деятельности специалистов во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;
- Принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
- Принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способны породить по истине творческую работу. Всесторонне коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов всей деятельности;
- Принцип двухплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых» игровых условиях.
- Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности (Вербицкий А.А..)
Цели использования
- Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.
- Воспитание системного мышления специалистов, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире.
- Передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментов с учетом эмоционально-личностного восприятия;
- Обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков индивидуального и совместного принятия решений;
- Воспитание ответственного отношения к делу, уважение к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
- Обучение методам моделирования в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
Признаки деловой игры.
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим образом (Бельчиков Я.М., Бернштейн М.М.)
- Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческий решений;
- Реализация процесса «цепочки решений». По сколько в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет ее исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры;
- Распределение ролей между участниками игры
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;
- Наличие управляемого эмоционального напряжения;
- Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива;
- Коллективная выработка решений участниками игры;
- Многоальтернативность решений. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Структура деловой игры.
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве моделей могут выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тд. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели) имитационная модель формирует проблемное содержание игры. Действующими лицами являются участники игры, организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст, имитируемый в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель. Система воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Вся игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровая модель деятельности, система оценивания, действия игротехника, и все то, что служит обеспечением достижения цели игры.
II. Классификация деловых игр
Деловые игры можно классифицировать по разным признакам. Они могут быть:
- поисковые,
- организационные,
- ролевые,
- контрольные,
- диагностические,
- конкурсные и т.д.
- Организационная
Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между участниками, возникновение чувства «нам хорошо вместе». Используется в начале любого мероприятия, для активизации деятельности участников.
- Ролевая игра
Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:
1. В ролевой игре обязательно предполагается наличие организатора игры (общепринятый термин "мастер").
2. В ролевой игре основным механизмом "запуска" игры является "роль" – комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре.
Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как и что они сыграют, то и получится. К ролевым играм относится и деятельно-ролевая игра.
Деятельно-ролевые игры имитируют педагогические ситуации и профессионально-педагогическую деятельность, участники играют роли, реально существующие в воспитательном процессе. Основная направленность таких игр – приобретение опыта педагогической деятельности.
Деятельно- ролевая игра состоит из трех этапов:
- Введение в правила игры,
- Контроль за подготовкой к игре,
- Итоговое занятие.
3. Контрольные игры предназначены для определения уровня усвоения знаний, овладения умениями и навыками, позволяют в интересной форме с активным участием каждого обучаемого провести эту проверку. Важную роль они играют и в процессе самооценки и самокорректирования деятельности.
4. Диагностические игры помогают:
- изучить деловые и профессиональные качества дошкольных работников, стиль их работы, уровень подготовки и знание современных требований к воспитательному процессу;
- выявить причины неудач в работе, оказать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается;
- овладеть умением организовывать коллективную деятельность в детском саду; формировать творческое мышление, культуру общения, этику дискуссий;
- полученные в процессе игры знания переносятся в практику своей работы.
Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта в силу жесткости ее конструкции.
Обучающая функция игры реализуется путем выработки навыков действий в стандартных ситуациях, которые могут появляться в профессиональной деятельности. Психологические особенности ролевых игр, восприятие моделируемого мира, может нести педагогическую нагрузку, оставаясь при этом игровым процессом.
Деловую игру рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Их цель -закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на особенно важном понятии. Условия таких упражнений должны содержать противоречие, элемент проблемности. После имитационных упражнений следует переходить непосредственно к деловой игре. Ее социальная значимость состоит в том, что в процессе решения задач не только активизируются знания, но и развиваются коллективные формы общения. Каждая деловая игра строится на принципах демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и практически неограниченной перспективы творческой деятельности. Она должна включать в себя все то новое, что появляется в педагогической теории и практике.
Игровые формы обучения используются с различными категориями образовательного процесса: в работе с молодыми педагогами (проблемная лекция, беседа, учебная дискуссия); с педагогами, имеющими большой стаж работы (коллективная деятельность, моделирование, игровые и неигровые методы), с родителями, с детьми.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. – М.: Творческий центр, 2008г.
- Давыдова О.И . Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2008 г
- Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогич6еских советов в ДОУ.// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2008г, №9, с.20
- Зебзеева В.Активные методы обучения на методических объедениях.// Дошкольное воспитание – 2008г, №12, с.10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся играя" Информационный уголок логопеда. Работа с родителями
Этот материал поможет логопедам в оформлении логопедического уголка для родителей. В нем отображены основные направления работы логопеда в коррекционном детском саду для детей с общим недоразвитием ре...
«День матери» Сценарий праздника в детском саду, посвященного дню матери. Совместная деятельность родителей с детьми старшей группы.
«День матери»Сценарий праздника в детском саду, посвященного дню матери....
В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!
В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Презентация деловой игры к педсовету, посвященному использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОО...
Материал для теоретической и практической подготовки студентов по специальности "Дошкольное образование" на тему "Овощи" Лексический материал Лексический материал
Лексический материал "Овощи"...
Деловая игра" Информационно-коммуникативные технологии"
Деловая игра" Информационно-коммуникативные технологии"...