Семинар "Люблю я Пушкина творенье..."
методическая разработка по теме

Левчук Оксана Николаевна

Цель: активизация познавательной деятельности педагов.

Данный семинар поможет педагогам совершить увлекательное путешествие в волшебный мир добра, любви и дружбы, который отражается в произведениях А.С.Пушкина. Педагоги узнают много нового и интересного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Орешек»

Семинар

«Люблю я Пушкина творенья….»

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

Педагоги делятся на две команды: «Лукоморье» и «Синеморье».

1 часть. Теоретическая.

Энциклопедия фактов

     * Пушкин происходил из дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к  современнику Александра Невского. Прадед Пушкина по матери - африканец Абрам Петрович Ганнибал, слуга и воспитанник Петра I, ставший потом военным инженером и генералом. Мать Пушкина - Надежда Осиповна - внучка Ганнибала.
     * У Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных было восемь детей. Пятеро умерли в малолетстве. Остались трое: Ольга, Александр и Лев. Они были очень дружны между собою. Своим первым другом Александр Сергеевич называл сестру Ольгу. «Друг бесценный» - так он обращался к ней.
     * До семи лет Саша был молчаливым, робким и малоподвижным мальчиком. Он не любил шумных игр, дальних прогулок и беготни со сверстниками, а охотнее проводил время с бабушкой и няней.
     * Отец Александра, Сергей Львович, слыл знатоком французской классической литературы, сам писал стихи и каламбуры, а родной дядя Василий Львович был известным в то время поэтом.
     * В восемь лет Саша уже сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы. Сам поэт считал, что он начал писать с тринадцатилетнего возраста.
     * А.С. Пушкин знал французский и английский, немецкий и итальянский, испанский, латинский, греческий, славянские языки - одни в совершенстве, другие не переставал изучать всю жизнь. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках.
     * Александр Сергеевич не был привередлив в еде: любил печеный картофель, клюкву с сахаром, моченые яблоки, бруснику, варенья, особенно крыжовенное, домашний суп и кашу. Любил собирать грибы. А еще он любил, чтобы его окружали цветы.
     * Пушкин сравнительно неплохо играл в шахматы, но если проигрывал, очень горячился.
     * У Пушкина было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья, но только двое из них - Александр и Наталья, оставили потомство. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии, Бельгии… Порядка пятидесяти человек живет в России.

     *Александр Сергеевич Пушкин был завзятым дуэлянтом. С ранних лет будущий великий поэт отличался непростым характером. Чрезмерная гордость, стремление к независимости и юношеская горячность служили причиной ссор с другими молодыми людьми. Заканчивались они часто дуэлями. Впрочем, в то время это было обычным явлением в дворянской среде, несмотря на запреты подобных поединков со стороны государства.

* Знакомство Натальи Николаевны с Дантесом произошло в конце 1834 года. Надо отметить, что жена Пушкина вовсе не была ветреной и легкомысленной красавицей. Женщина очень хорошо играла в шахматы, что указывает на аналитический склад её ума. В то же время она не любила мужа, а лишь испытывала к нему уважение и симпатию. Многие исследователи допускают, что у Жоржа и Натальи после знакомства возникло взаимное влечение. Сам же Пушкин на первых порах относился к Дантесу абсолютно нейтрально, никак не выделяя француза из многочисленной когорты поклонников своей жены.

Однако Наталья Николаевна видимо не отличалась должной сообразительностью, смекалкой и чувством такта. Она часто бывала в светском обществе без мужа, а затем делилась с ним своими впечатлениями и рассказывала об ухаживаниях Дантеса. Думается, что новоиспечённый корнет о таких откровениях не догадывался, иначе он вёл бы себя осторожнее.

Это породило в душе Александра Сергеевича подозрения, которые переросли в ревность. Усугубило ситуацию анонимное послание, полученное поэтом 4 ноября 1836 года. Представляло оно собой "диплом рогоносца" и было написано на французском языке. В этом пасквиле содержался намёк на связь Натальи Николаевны с императором и Дантесом.

*Последняя дуэль Пушкина состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня.

     *Перед дуэлью с Дантесом Пушкин не вспомнил о предсказании гадалки, которая напророчила ему смерть от белого человека на 37 году жизни. 29 января 1837 г.- день смерти поэта. 38 ему еще не исполнилось. А Дантес красивый блондин. Убийца Пушкина, так и не осознал, кого он убил. Приговор ему вынесла дочь, Леония- Шарлотта. Живя во Франции, девушка выучила русский язык и зачитывалась произведениями Пушкина, а отца называла «убийцей Пушкина».

     * Пушкину в России посвящёны памятники, ряд музеев, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации - драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.
     * В 1943 году на деньги, собранные на Урале писателем И.А. Новиковым и его друзьями на пушкинских вечерах, был построен боевой самолет «Александр Пушкин». Истребитель был передан командиру эскадрильи Юрию Горохову. Он сбил на нем девять фашистских бомбардировщиков.
     * В Музее Пушкина в Москве хранится пробитый осколком снаряда томик пушкинских стихов. Его читали бойцы на фронте. Многие из них погибли. А книгу прислал в 1943 году в Москву своим дочерям бывший секретарь дивизионной газеты «За Родину» лейтенант с прямо-таки «пушкинской» фамилией - Онегин.
     * В 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта, Царское Село  было переименовано в город Пушкин.
     * Имя Пушкина носит малая планета «2208 Pushkin».
    *  В честь Пушкина назван кратер на планете Меркурий.

2 часть. Практическая. КВН.

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

                               (И. Акулинина)

Педагоги делятся на две команды: «Лукоморье» и «Синеморье».

В клуб пришли, не хмурьте лица,
Весёлитесь  до конца.
Вы не зрители,  не гости,
А программы нашей гвозди.
Не стесняйтесь, не ломайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!

 Итак, друзья, начнём играть.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!

Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сказки нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей . Всё   это очень интересно!
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Александра Сергеевича Пушкина и пригласим в гости героев сказки.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто там живёт.
(Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?»)

1 конкурс: «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ГЕРОЙ?»

Каждая команда получает список сказочных героев, где они должны угадать, из каких сказок эти герои.
Команда «Лукоморье»: старик со старухой; царь Дадон, колдун, три девицы;

 Команда «Синеморье»: царица-мачеха, чёрт, шамаханская царица, белка.

 Педагоги  называют героев:
(1 команда: старик со старухой- «Сказка о рыбаке и рыбке»; царь Дадон – «Сказка о Золотом петушке», колдун – «Руслан и Людмила», три девицы – «Сказка о царе Салтане»;
2 команда: царица-мачеха – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», чёрт – «Сказка о попе и о работнике его Балде», шамаханская царица, белка)

2 конкурс: «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК А.С. ПУШКИНА?»

- А сейчас проведём конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина». Вы должны вспомнить строчки из сказок и прочитать их.

Команда «Лукоморье»:
1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

2. Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку»)

3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)

4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)

Команда «Синеморье»:

1. Какими слова обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)

2. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)

3. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.)


4. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке»?

(Сказка ложь да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

3 конкурс: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
 Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.
Команда «Лукоморье»:
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.


Команда «Синеморье»:

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

4 конкурс: «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»

-
Вот я только что получила телеграммы, но вот беда они не подписаны. Командам предлагается узнать, кто отправил телеграммы.

Команда «Лукоморье»:

1. – Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить! (Балда)

2. Вижу я, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет мне обидно! (Молодая царевна)

Команда «Синеморье»:

1. В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют все мне
Государевой жене… (Третья сестрица)

2. Подарите мне девицу,
Шамаханскую царицу! (Мудрец)

5 конкурс: ВИКТОРИНА «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ ПУШКИНА?»

Команда «Лукоморье»:
1. Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» (Золотая рыбка)
2. С помощью какого предмета, царица-мачеха умертвила молодую царевну? (Яблока)
3. Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый остров в бочке? (князь Гвидон)

4. За какую плату нанялся работать Балда у попа? (3 щелчка)

5. Кого подарил царю Дадону Мудрец? (Золотого петушка).

6. В одной из сказок А.С.Пушкина и в одной  его известной поэме есть герой и одним и тем же именем. В сказке он является носителем добрых начал, а в поэме- злых. Имя этого героя? (Черномор).

7. Сколько встреч было у рыбака и рыбки? (шесть).

8. С чем пришел невод у старика во второй раз? ( С травою морскою)

Команда «Синеморье»:

1. Кто так говорил: «Дурачина ты, простофиля!» (Старуха)
2. К кому обращался за помощью королевич Елисей, чтоб отыскать молодую царевну? (солнце, месяц, ветер)
3. Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
4. К кому послал поп Балду за оброком?? (к чертям)

5. Кого нёс колдун через леса, через поля? (Руслана)
6. Какое полное название сказки «Сказка о царе Салтане»? ( Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре- князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди).

7. Кого шмель укусил в нос в «Сказке о царе Салтане?» (Бабариху).

8. Как звали пса, который сторожил дом семи богатырей? (Соколка)
 6 конкурс: КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ

Кроссворд

 ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
2. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
3. Как звали работника у попа? (Балда)

4. Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
5. Под кого бесенок залез? (под кобылу)
6. С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
8. За что работал Балда? (щелчки)
9. Что не заплатила бесы попу? (оброк)
10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)

 ПО ВЕРТИКАЛИ:
11. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
12. Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
13. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
14. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
15. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
16. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
17. Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
18. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
19. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
20. Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

7 конкурс «ВИКТОРИНА- ТЕСТ»

Команда «Лукоморье»:
Нужно выбрать единственно правильный ответ из четырех предложенных вариантов.
1. Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился...

1. в Москве (+)
2. в Михайловском
3. в Петербурге
4. в Болдино

2. Скoлькo бoгaтырей былo в "Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe"?

1. 3
2. 7 (+)
3. 12
4. 33

3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в "Скaзке o цaрe Сaлтaнe"?

1. в глаз
2. в лоб
3. в нос (+)
4. в ухо

4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ
2. на острове Буяне (+)
3. на острове невезения
4. на острове погибших кораблей

5. Людмилa, герoиня пoэмы "Руслaн и Людмилa", былa дoчeрью...

1. Владимира Мономаха
2. Ярослава Мудрого
3. Всеволода Большое Гнездо
4. Владимира Красное Солнышко (+)

6. Цaрь Дaдoн - пeрсoнaж кaкoй скaзки?

1. "Сказки о царе Салтане"
2. "Сказки о золотом петушке" (+)
3. "Сказки о попе и работнике его Балде"
4. "Сказки о рыбаке и рыбке"

7. Во второй раз князь Гвидон превратился в:
А. муху. (+)
Б. комара.
В. слепня.
Г. шмеля.

18. Царица грозила Чернавке:
А. палкой.
Б. дубинкой.
В. плеткой.
Г. рогаткой (+)

Команда «Синеморье»:

Нужно выбрать единственно правильный ответ из четырех предложенных вариантов.

1. Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла:
А. на север.
Б. на юг.
В. на запад. (+)
Г. на восток.

2. Поп велел Балде взять с чертей оброк за:
А. два года.
Б. три года. (+)
В. полгода.
Г. год.

3. Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из:
А. горностая.
Б. белки.
В. соболя. (+)
Г. чернобурки.

4. В "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" пса звали:
А. Соколко. (+)
Б. Голубок.
В. Воронок.
Г. Палкаша.

5. Шамаханская царица уложила Дадона отдыхать на:
А. пуховую кровать.
Б. парчовую кровать. (+)
В. тесовую кровать.
Г. шелковую кровать.

6. Князь Гвидон сделал себе лук из:
А. дуба. (+)
Б. осины.
В. тополя.
Г. ясеня.

7. Царица разбила волшебное зеркальце об:
А. стол.
Б. пол. (+)
В. стул.
Г. лоб.

8. Бесенок, разговаривая с Балдой,:
А. заворчал, как медвежонок.
Б. замяукал, как котенок. (+)
В. завизжал, как поросенок.
Г. поскакал, как жеребенок.

8 конкурс. «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ».

Каждой команде инсценировать отрывок из сказок:

Команда «Лукоморье»- «Сказка о рыбаке и рыбке».

Команда «Синеморье»- «Сказка о царе Салтане».

Подведение итогов КВН.

 Награждение.

Список используемой литературы: 

  1. Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
  2. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
  3. Пушкина Г., Эткин И.Комплект открыток “Государственный музей А.С.Пушкина в Москве” Москва “Планета” 1983г..
  4. Тархова Н.А. “Литературная сказка пушкинского времени” Москва “Правда” 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная «Люблю я Пушкина творенья!»

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность).Продолжать учить ...

Конспект НОД "Люблю я Пушкина творения" в старшей группе

Конспект НОД по речевому развитию "Люблю я Пушкина творения" в старшей группе...

«Люблю я Пушкина творенья!»

Конкурс чтецов(для старшего дошкольного возраста)  Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом...

Сценарий литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина с детьми и родителями I подготовительной группы № 6 Тема: «Сказок Пушкина прекрасное творенье»

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества.Развивающие задачи:- учить вслушиваться в ри...

Конспект Литературный вечер, посвященный А.С. Пушкину "Люблю я Пушкина творенья"...

Продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина....

«Люблю я Пушкина творенья..»

Воспитание у детей интереса к жизни и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызвать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знания детьми сказок А.С  .Пушкина....

Музыкально-поэтическая гостиная "Мы любим Пушкина творения"

Музыкально-поэтическая гостиная для детей 5-6 лет...