ЛЕГО-ДЕТСКИЙ САД.
статья по теме

Роговая Людмила Сергеевна

В статье описывается опыт работы  МБДОУ "Детский сад "Колокольчик" Каменского района Воронежской области по реализации инновационной образовательной модели "Лего-детский сад" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-detskiy_sad.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО-ДЕТСКИЙ САД

                                                        Роговая Л.С. – старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Каменского района, Воронежской области

      Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации образовательной деятельности.

      На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольной организации во многом зависит от инициативы и творческой активности педагогического коллектива и методической службы.

      Мы осознаем, что качественный скачок развития новых технологий повлёк за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. В условиях быстро меняющейся жизни  человеку требуются не только владение определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, уметь трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.  Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются разбираться, как это устроено, учатся конструировать, проектировать.   

        Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.  LEGO-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием. Оно активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности,  техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Кроме того, LEGO-конструкторы являются брендом детской субкультуры, отвечают потребностям дошкольников в игре и коллекционировании. Понимая всё это, мы пришли к необходимости внедрения в образовательную деятельность  ДОУ технологии  LEGO-конструирования. Силами педагогов и при поддержке родителей в детском саду был создан развивающий центр  «ЛЕГО-град».

      Наблюдая за детскими играми  с  ЛЕГО-конструкторами,   мы задались

вопросом: «А что если  по аналогии  с технологией  ЛЕГО – конструирования проектировать всю образовательную деятельность в детском саду.

      Так возникла идея создания проекта «ИГРАЕМ-ПОЗНАЁМ-ТВОРИМ». Проект построен на основе инновационной образовательной модели «ЛЕГО – детский сад». С этим проектом наша дошкольная организация приняла участие в региональном конкурсе «Детский сад – лидер образования Воронежской области» и вошла в число победителей конкурса. С января 2017 года детский сад  является региональной экспериментальной площадкой по реализации инновационной модели образования «ЛЕГО - детский сад». Данная модель содержательно и концептуально строится на основе идеи  ЛЕГО-образования, где индивидуализация образовательного процесса реализуется через возможность создания индивидуальной образовательной конструкты. Все компоненты данной модели базируются на реализации идеи трансформации, т.е. возможности реализовывать образовательную программу с помощью специально созданных конструктов, легко трансформируемых в процессе конкретной образовательной или педагогической ситуации.

      В ходе реализации проекта нами были разработаны конструкторы образовательного пространства ДОО, конструктор гибкого режима дня, конструкторы совместной образовательной деятельности и отслеживания индивидуального направления развития ребёнка. Наш проект предполагает организацию образовательной деятельности по событийному и тематическому принципу, на основе детских инициатив, банка детских вопросов, предложений педагогов и родителей. Отправной точкой образовательного процесса является ЛЕГО-событие. По случаю ЛЕГО - события собирается детский ЛЕГО-совет, который проходит в каждой возрастной группе детей.  В непринуждённой беседе на основе равноправных партнёрских взаимоотношений, с помощью модели трёх вопросов (Что мы знаем об этом? Что хотим узнать? Где или как это можно узнать, что можно сделать?) педагог выявляет имеющийся у детей опыт по данному событию, выслушивает и записывает интересующие их вопросы, поддерживает инициативы детей по предстоящей деятельности всвязи с ЛЕГО-событием, высказывает свои предложения.  Все высказывания детей и педагога вносятся в специальные листы-модели. Затем инициативы детей обсуждаются на ЛЕГО–совете педагогов, который проходит в начале и в конце реализации тематического проекта. На ЛЕГО-совете педагогов определяется спектр ЛЕГО-тем в рамках ЛЕГО-события, обсуждается план реализации тематического проекта с учётом детских вопросов и инициатив, анализируются результаты образовательной деятельности, намечаются  пути поддержки индивидуальных образовательных маршрутов.

      Одной из форм активной поддержки детской индивидуальности и самостоятельности в ДОО является вариативная система  занятий на ЛЕГО-платформах, которые дети средних, старших и подготовительных групп посещают три раза в неделю по собственному желанию и выбору.

Для определения и фиксации детских интересов  воспитатели используют доски выбора, которые имеются во всех возрастных группах. Доска выбора является пунктом отправления ЛЕГО – десанта. Ребёнок выбирает брелок с изображением ЛЕГО-человечка, совпадающего по цвету с символическим цветом ЛЕГО-платформы, на которую он отправляется, а на доске выбора оставляет брелок со своим фото у эмблемы выбранной ЛЕГО-платформы. ЛЕГО-платформы представляют собой центры развития различных видов детской деятельности.

      Работая над реализацией проекта, мы пришли к пониманию того, что ЛЕГО – технология тесно связана с технологией STEM или STEAM – образования. Сегодня развитие STEAM технологии – один из основных трендов в мировом образовании. На первый взгляд, аббревиатура кажется громоздкой и сложной, но, если разобраться, то все предельно прозрачно: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. По сути это дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире.  Эта технология изначально подразумевает смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Здесь учебный план основан на идее обучения с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того, чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.

      При таком подходе проектная деятельность дошкольников ставит ряд задач, которые необходимо решить. Единственно верного решения нет, ребёнку дается полная свобода творчества. С помощью подобных заданий ребенок не просто генерирует интересные идеи, но и сразу воплощает их в жизнь. Таким образом, он учится планировать свою деятельность, исходя из поставленной задачи и имеющихся ресурсов, что обязательно пригодится ему в реальной жизни.  

      Используя в своей работе эту технологию, мы создали STEAM- центр, куда входят пять ЛЕГО-платформ, соответствующих STEAM–образованию:

S – познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность – РЦ «Любознайки»

T – ознакомление с рукотворным миром, технология труда - РЦ «Трудовичок»;

E – ЛЕГО-конструирование, робототехника – РЦ «Легоград»;

A – творчество детей - Арт-студия «Полосатый кот» (название придумали сами дети) и студия детской мультипликации «Мульткадрики»;

M – логико-математическое развитие – РЦ «Уникум».

     Кроме этого, для всестороннего развития наших воспитанников, учитывая предложения родителей, кадровые ресурсы и традиционные приоритетные направления образовательной деятельности ДОО были созданы ЛЕГО-платформы и по другим направлениям развития: художественно-трудовое, физическое, музыкально-хореографическое, речевое, духовно-нравственное и этнографическое развитие.

      Посещая ЛЕГО-платформы по собственному выбору, дети объединяются в разновозрастные подгруппы по интересам. Это способствует активной социализации ребёнка в образовательном пространстве детского сада, расширению  круга общения с детьми других групп и с  педагогами детского сада.

      Посещение детьми ЛЕГО-платформ отслеживается в их индивидуальных «Дневничках». Дети в конце дня закрашивают в «Дневничке» ЛЕГО–человечков тем цветом, который соответствует обозначению посещённых им ЛЕГО-платформ. В «Дневничке», имеется поле для обратной связи: здесь педагог группы и руководители платформ могут поместить информацию для родителей, также родители могут задать педагогам возникающие вопросы. «Дневнички» хранятся в групповых прихожих рядом с досками выбора и информационными стендами тематических проектов.

      Реализация нашего инновационного образовательного проекта находится пока ещё в стадии эксперимента. Но мы уже отмечаем первые положительные результаты: это проявление большей самостоятельности и инициативности наших воспитанников, активность и заинтересованность родителей в совместных проектах, развитие творческого потенциала педагогов. Мы продолжаем поиски наиболее эффективных форм, технологий и методов образовательной деятельности которые помогут нам выйти на ещё более высокий уровень качества образования. Ведь как писал Л. Д. Ушинский: «Вечно изобретать, пробовать и совершенствоваться – вот единственный курс жизни педагога».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средовые решения реализации инновационной образовательной модели "ЛЕГО-детский сад"

В статье представлен и наглядно проиллюстрирован опыт работы детского сада по реализации инновационной образовательной модели "ЛЕГО-ДЕТСКИЙ САД"...