Проект «От конфликта к культуре педагогического общения»
методическая разработка на тему

Корченко Елена Петровна

Данный проект будет интересен для администрации детского сада, старшего воспитателя, психолога. Он поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ot_korchenko_e.p.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областной центр диагностики и консультирования

Курсы повышения квалификации

педагогических работников:

«Психолого-педагогические основы взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях»

Долгосрочный

практико-ориентированный проект

«От конфликта к культуре педагогического общения»

Выполнила:

старший воспитатель, педагог-психолог

МБДОУ-детский сад «Медвежонок»

Корченко Елена Петровна

г. Новосибирск

2014г

Паспорт проекта

Проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе.

1. Тема: «От конфликта к культуре педагогического общения».

2. Тип проекта: практико-ориентированный.

3. Характер проекта: творческо-исследовательский.

4. По характеру контактов (участники проекта): педагоги.

5. По количеству участников: групповой.

6. По продолжительности: долгосрочный.

7. Предмет исследования: педагоги, родители и их взаимоотношения.

8. Место проведение проекта: МБДОУ – детский сад «Медвежонок»

  1. Обоснование проекта

Актуальность

Детский сад, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Конфликты в педагогическом коллективе – проблема известная и распространенная. Основную часть дня педагоги проводят на работе, взаимодействуя друг с другом. Большая загруженность, несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами. Возникновение конфликтов приводит не только к недовольствам и разногласиям, но может иметь позитивное значение. Противостояние конфликтующих сторон, как правило, выявляет проблемы в управлении ДОУ, а также стимулирует работников к положительным внутренним изменениям и профессиональному росту

С тех самых пор, когда возникло общество, появилось общение между людьми, возникли и первые конфликты, которые разрешались спорами, скандалами, войнами и другими способами разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержаться многочисленные и порой довольно глубокие знания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Актуальность исследования - умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. В наше время конфликты не исчезли, они имеют место в нашем социуме и среди взрослых и в детском обществе. Поэтому и появилась такая наука как конфликтология, которая призвана осмыслить природу социального конфликта, рассмотреть основные проблемы конфликтологии, изучить технологии предупреждения и разрешения социальных конфликтов.

Детский сад, школа - наиболее конфликтогенная среда. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями- возникает противоборство. Поэтому вопрос о конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной культуре педагога является очень актуальным.

Данный проект поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст воспитателям рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов, а поскольку бесконфликтное общение априори невозможно, то существуют механизмы минимизировать любой конфликт. С ними, как и другими базовыми понятиями (конфликтологическая и человековедческая компетентность, конфликтная ситуация, постконфликтная ситуация, структура конфликта, виды, функции конфликта), познакомит данный проект, который позволит сделать общение конструктивным.

Общение сопровождает человека всю его жизнь. Каждый человек – личность со своими взглядами, позицией, привычками, устремлениями, ценностями, ориентациями и т.п. И не всегда мы готовы принять чужую точку зрения. В принципе, все люди конфликтогенны (это изначально нам присуще). Бесконфликтного общения невозможно, ведь мы такие разные. Но люди все равно пытаются найти общий язык, компромисс друг с другом. Порой люди находят этот компромисс интуитивно, чаще всего подсказывает выход из конфликта - воспитание человека, его внутренняя культура. А вот технологии упреждения и разрешения конфликта большинству людей и педагогам (как ни прискорбно) не знакомы. Поэтому я вижу в этом большую проблему, которую и призван решить данный проект.

Форма работы выбрана не случайно. В виде семинаров-практикумов и тренингов, так как навыки позитивного поведения в конфликтной ситуации более эффективно формировать на практике. Ведь теория и инструкции навыков не сформируют.

Цель проекта:

Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «Воспитатель – родитель», «воспитатель – воспитатель». Научить педагога находить наиболее безболезненный выход из конфликта.

Задачи проекта:

1. Познакомить педагогов с наукой конфликтологией, ее базовыми понятиями: понятием структуры конфликта или слагаемых конфликта, с типологией конфликта, видами конфликта, понятием человековедческой и конфликтологической компетентностью.

2. Выработать умение у педагогов определять конструктивные и деконструктивные функции конфликта.

3. Научить педагогов структурировать конфликт, уметь отличать причину конфликта от повода.

4. Обучить различным способам и технологиям упреждения и разрешения конфликта и конфликтной ситуации, умению педагогов перевести практически любой конфликт в позитивное русло, технологиям поведения в постконфликтной ситуации.

 

  1. План реализации проекта

 

Месяц

неделя

Название

мероприятия

Цель мероприятия

Форма и место проведения

1. Подготовительный этап

1 месяц

Подбор и изучение литературы по конфликтологии. Изучение интернет ресурсов.

Подготовить теоретическую и практическую базу для реализации проекта.

Методический кабинет.

 

2 месяц

Составление плана проекта (подбор мероприятий с педагогами).

Привести в систему материал для реализации проекта.

Методический кабинет.

 

3 месяц

Изучение через анкетирование и тестирование уровня личностной конфликтности.

Для более эффективной и продуктивной работы с педагогами.

Методический кабинет.

2. Исследовательско-информационный этап

4 месяц

Консультация с педагогами о науке конфликтологии в России и за рубежом. Интегрированность и технологичность конфликтологии. Конфликтоведческой компетентности педагога.

Познакомить педагогов с наукой конфликтологией и ее основными понятиями.

Методический кабинет.

 

5 месяц

Консультация с педагогами о структуре, слагаемых конфликта, функциях конфликта. Видах и типологиях конфликта. Позиции педагога во время конфликта.

Дать теоретические и практические знания о слагаемых конфликта, его основных функциях. Опорных базовых понятиях для дальнейшей успешной работе педагога.

Методический кабинет.

 

6 месяц

Семинар-практикум для воспитателей «Причины и поводы конфликтов в педагогической среде».

Помочь педагогам разобраться в умении определять и отделять причину от повода конфликта.

Методический кабинет.

 

7 месяц

Семинар-практикум для воспитателей

«Техники эффективного слушания и открытого разговора. Какие условия должен создать педагог для разрешения конфликтов с родителями».

Презентация «Техника безопасного поведения в разговоре с родителями»

Помочь педагогам обозначить и установить свои позиции для успешного взаимодействия с родителями.

Методический кабинет.

 

8 месяц

Игры-тренинги по разрешению конфликтов с родителями и между педагогами.

Обучить педагогов в игровой форме техникам упреждения и разрешению конфликтов любого типа.

В музыкальном зале.

 

  1. Ожидаемые результаты и способы оценки эффективности проекта

Ожидаемые результаты: повысить конфликтологическую компетентность педагогов для конструктивного разрешения или недопущения конфликтных ситуаций.

Проект должен стимулировать педагогов к самоанализу:

  • к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми.
  • к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.

  • обучить навыкам неконфликтного взаимодействия в сложных ситуациях;
  • развить способность к анализу и оценке возникающих конфликтных ситуаций, пониманию причин возникновения конфликтов;
  • выработать конструктивное отношение к конфликтам;
  • сформировать умение прогнозировать возможные негативные последствия конфликтов;
  • обучить навыкам эффективного урегулирования противоречий.

Предупреждение конфликтов требует от человека  напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом. Таким образом, реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современном ДОУ, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.

Для оценки эффективности проекта использовать задания для определения индивидуальных особенностей поведения (анкета). С их помощью можно выяснить уровень конфликтности педагогического коллектива перед проектом и по завершению. Проанализировав и сравнив результаты увидеть результат.

 

Список литературы

1. Степанова Е.И. «Конфликты в современной России», М. 2000г.

2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1999г.

3. Данакин Н.С., Сперанский В.И., Дятченко Н.Я. «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгород, 1994г.

4. Дмитриев А.В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов,М.2003г.

5. Анцупов, А.Я. ,А.И. Шипилов. «Российская конфликтология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.

8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.

9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.

10. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. -320 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.

12. Шепель В.М. «Управленческая антропология или человековедческая компетентность менеджера» М., 2000г.

13. Джими Скотт «Сила ума: способы разрешения конфликта», СПб, 1994г.

  1. Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Задания для определения индивидуальных особенностей поведения (анкета).

С их помощью можно выяснить уровень конфликтности педагогического коллектива перед проектом и по завершению.

Определите привычный для Вас способ поведения. Для этого внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении: 5 баллов - типично для поведения, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично, 0 - не понял смысла пословицы. Результат занесите в бланк. Полученные оценки суммируйте по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.

Список пословиц

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Один ум хорошо, а два - лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и правее.
  8. Не подмажешь - не поедешь.
  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
  10. Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
  12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своих добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты мне - я тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит  - гроша не стоит.
  22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый  - ни одной.
  24. Кто дарит, друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
  33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Номер пословицы

1

2

3

4

5

Оценка в баллах

Номер пословицы

6

7

8

9

10

Оценка в баллах

Номер пословицы

11

12

13

14

15

Оценка в баллах

Номер пословицы

16

17

18

19

20

Оценка в баллах

Номер пословицы

21

22

23

24

25

Оценка в баллах

Номер пословицы

26

27

28

29

30

Оценка в баллах

Номер пословицы

31

32

33

34

35

Оценка в баллах

Сумма баллов

I

II

III

IV

V

Бланк для ответов

Интерпретация значений

По мнению Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т.д. и создания хороших взаимоотношений с другими людьми.

Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.

Тип I «Черепаха» - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

Тип II «Акула»  - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

Тип III «Медвежонок» - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

Тип IV «Лиса» - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

Тип V «Сова»  - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).

Типичный для Вас стиль поведения определяется по максимальному количеству баллов, набранных Вами по одной из указанных стратегий поведения. В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культура педагогического общения

культура педагогического общения...

«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Практикум для педагогов) занятие 1

Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующи...

Коммуникативная культура педагогического общения с родителями

Мастер класс для педагогов  по педагогическому общению с родителями с тренингами, коллективными играми, индивидуальной работой и анализом конфликтных ситуаций....

Презентация для педагогов "Культура педагогического общения"

Педагог как участник образовательного процесса общается с коллегами, родителями и детьми. Поэтому важно владеть культурой педагогического общения для эффективного взаимодействия с собеседником....

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

   Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно!». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время в...

Культура педагогического общения.

В презентации даются определения общения, педагогического общения и культуры ощения, описаны все функции педагогического общения. Подробно рассмотрены. понятия готовности к педагогическому общению и к...