Проект «От конфликта к культуре педагогического общения»
методическая разработка на тему
Данный проект будет интересен для администрации детского сада, старшего воспитателя, психолога. Он поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_korchenko_e.p.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной центр диагностики и консультирования
Курсы повышения квалификации
педагогических работников:
«Психолого-педагогические основы взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях»
Долгосрочный
практико-ориентированный проект
«От конфликта к культуре педагогического общения»
Выполнила:
старший воспитатель, педагог-психолог
МБДОУ-детский сад «Медвежонок»
Корченко Елена Петровна
г. Новосибирск
2014г
Паспорт проекта
Проект предназначен для реализации в педагогическом коллективе.
1. Тема: «От конфликта к культуре педагогического общения».
2. Тип проекта: практико-ориентированный.
3. Характер проекта: творческо-исследовательский.
4. По характеру контактов (участники проекта): педагоги.
5. По количеству участников: групповой.
6. По продолжительности: долгосрочный.
7. Предмет исследования: педагоги, родители и их взаимоотношения.
8. Место проведение проекта: МБДОУ – детский сад «Медвежонок»
- Обоснование проекта
Актуальность
Детский сад, как и всякая педагогическая среда, конфликтогенна. Конфликты в педагогическом коллективе – проблема известная и распространенная. Основную часть дня педагоги проводят на работе, взаимодействуя друг с другом. Большая загруженность, несовпадение целей, интересов, позиций и точек зрения являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций. Административные, межличностные конфликты возникают, время от времени в коллективе: среди педагогов, между администрацией и подчиненными, между родителями воспитанников и педагогами. Возникновение конфликтов приводит не только к недовольствам и разногласиям, но может иметь позитивное значение. Противостояние конфликтующих сторон, как правило, выявляет проблемы в управлении ДОУ, а также стимулирует работников к положительным внутренним изменениям и профессиональному росту.
С тех самых пор, когда возникло общество, появилось общение между людьми, возникли и первые конфликты, которые разрешались спорами, скандалами, войнами и другими способами разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. В мифах и преданиях, идеях и высказываниях философов, историков, писателей прошлых веков содержаться многочисленные и порой довольно глубокие знания о причинах конфликтов и путях их преодоления. Актуальность исследования - умение разрешать конфликты - часть социально-психологической компетентности любого человека. Для профессионального педагогического образования ставится задача обучения педагогов конструктивному регулированию конфликтов, проявляющихся в нарушениях дисциплины. В последнее десятилетие конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Решение этих практических вопросов при разрешении конфликтов будет эффективным при наличии конфликтологических знаний. Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими. В наше время конфликты не исчезли, они имеют место в нашем социуме и среди взрослых и в детском обществе. Поэтому и появилась такая наука как конфликтология, которая призвана осмыслить природу социального конфликта, рассмотреть основные проблемы конфликтологии, изучить технологии предупреждения и разрешения социальных конфликтов.
Детский сад, школа - наиболее конфликтогенная среда. Конфликты возникают между педагогами, между педагогами и родителями- возникает противоборство. Поэтому вопрос о конфликтологической компетенции как составляющей профессиональной культуре педагога является очень актуальным.
Данный проект поможет разобраться в вопросах упреждения и разрешения конфликтных ситуаций, даст воспитателям рычаги управления конфликтом, подскажет технологии и способы разрешения и упреждения конфликтов, а поскольку бесконфликтное общение априори невозможно, то существуют механизмы минимизировать любой конфликт. С ними, как и другими базовыми понятиями (конфликтологическая и человековедческая компетентность, конфликтная ситуация, постконфликтная ситуация, структура конфликта, виды, функции конфликта), познакомит данный проект, который позволит сделать общение конструктивным.
Общение сопровождает человека всю его жизнь. Каждый человек – личность со своими взглядами, позицией, привычками, устремлениями, ценностями, ориентациями и т.п. И не всегда мы готовы принять чужую точку зрения. В принципе, все люди конфликтогенны (это изначально нам присуще). Бесконфликтного общения невозможно, ведь мы такие разные. Но люди все равно пытаются найти общий язык, компромисс друг с другом. Порой люди находят этот компромисс интуитивно, чаще всего подсказывает выход из конфликта - воспитание человека, его внутренняя культура. А вот технологии упреждения и разрешения конфликта большинству людей и педагогам (как ни прискорбно) не знакомы. Поэтому я вижу в этом большую проблему, которую и призван решить данный проект.
Форма работы выбрана не случайно. В виде семинаров-практикумов и тренингов, так как навыки позитивного поведения в конфликтной ситуации более эффективно формировать на практике. Ведь теория и инструкции навыков не сформируют.
Цель проекта:
Выработать у педагогов умение позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать конфликтные ситуации в процессе взаимодействия «Воспитатель – родитель», «воспитатель – воспитатель». Научить педагога находить наиболее безболезненный выход из конфликта.
Задачи проекта:
1. Познакомить педагогов с наукой конфликтологией, ее базовыми понятиями: понятием структуры конфликта или слагаемых конфликта, с типологией конфликта, видами конфликта, понятием человековедческой и конфликтологической компетентностью.
2. Выработать умение у педагогов определять конструктивные и деконструктивные функции конфликта.
3. Научить педагогов структурировать конфликт, уметь отличать причину конфликта от повода.
4. Обучить различным способам и технологиям упреждения и разрешения конфликта и конфликтной ситуации, умению педагогов перевести практически любой конфликт в позитивное русло, технологиям поведения в постконфликтной ситуации.
- План реализации проекта
Месяц неделя | Название мероприятия | Цель мероприятия | Форма и место проведения | |
1. Подготовительный этап | ||||
1 месяц | Подбор и изучение литературы по конфликтологии. Изучение интернет ресурсов. | Подготовить теоретическую и практическую базу для реализации проекта. | Методический кабинет.
| |
2 месяц | Составление плана проекта (подбор мероприятий с педагогами). | Привести в систему материал для реализации проекта. | Методический кабинет.
| |
3 месяц | Изучение через анкетирование и тестирование уровня личностной конфликтности. | Для более эффективной и продуктивной работы с педагогами. | Методический кабинет. | |
2. Исследовательско-информационный этап | ||||
4 месяц | Консультация с педагогами о науке конфликтологии в России и за рубежом. Интегрированность и технологичность конфликтологии. Конфликтоведческой компетентности педагога. | Познакомить педагогов с наукой конфликтологией и ее основными понятиями. | Методический кабинет.
| |
5 месяц | Консультация с педагогами о структуре, слагаемых конфликта, функциях конфликта. Видах и типологиях конфликта. Позиции педагога во время конфликта. | Дать теоретические и практические знания о слагаемых конфликта, его основных функциях. Опорных базовых понятиях для дальнейшей успешной работе педагога. | Методический кабинет.
| |
6 месяц | Семинар-практикум для воспитателей «Причины и поводы конфликтов в педагогической среде». | Помочь педагогам разобраться в умении определять и отделять причину от повода конфликта. | Методический кабинет.
| |
7 месяц | Семинар-практикум для воспитателей «Техники эффективного слушания и открытого разговора. Какие условия должен создать педагог для разрешения конфликтов с родителями». Презентация «Техника безопасного поведения в разговоре с родителями» | Помочь педагогам обозначить и установить свои позиции для успешного взаимодействия с родителями. | Методический кабинет.
| |
8 месяц | Игры-тренинги по разрешению конфликтов с родителями и между педагогами. | Обучить педагогов в игровой форме техникам упреждения и разрешению конфликтов любого типа. | В музыкальном зале. |
- Ожидаемые результаты и способы оценки эффективности проекта
Ожидаемые результаты: повысить конфликтологическую компетентность педагогов для конструктивного разрешения или недопущения конфликтных ситуаций.
Проект должен стимулировать педагогов к самоанализу:
- к анализу своего поведения и взаимодействия с другими людьми.
- к выработке адекватной положительной самооценки, к стимулированию процессов самовосприятия.
- обучить навыкам неконфликтного взаимодействия в сложных ситуациях;
- развить способность к анализу и оценке возникающих конфликтных ситуаций, пониманию причин возникновения конфликтов;
- выработать конструктивное отношение к конфликтам;
- сформировать умение прогнозировать возможные негативные последствия конфликтов;
- обучить навыкам эффективного урегулирования противоречий.
Предупреждение конфликтов требует от человека напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом. Таким образом, реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в современном ДОУ, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.
Для оценки эффективности проекта использовать задания для определения индивидуальных особенностей поведения (анкета). С их помощью можно выяснить уровень конфликтности педагогического коллектива перед проектом и по завершению. Проанализировав и сравнив результаты увидеть результат.
Список литературы
1. Степанова Е.И. «Конфликты в современной России», М. 2000г.
2. Баныкина С.В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1999г.
3. Данакин Н.С., Сперанский В.И., Дятченко Н.Я. «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгород, 1994г.
4. Дмитриев А.В. «Конфликтология», учебное пособие для студентов вузов,М.2003г.
5. Анцупов, А.Я. ,А.И. Шипилов. «Российская конфликтология», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Базелюк, В.В. Разрешение педагогических конфликтов: учебное пособие / В.В. Базелюк. Челябинск: ЧГПУ, 2005.
8. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. -М.: «Академия», 2005.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999.
10. Громова, О.Н. Конфликтология. Курс лекций / О.Н. Громова. М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2000. -320 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь. - М: БРЭ, 2003. - 528 с.
12. Шепель В.М. «Управленческая антропология или человековедческая компетентность менеджера» М., 2000г.
13. Джими Скотт «Сила ума: способы разрешения конфликта», СПб, 1994г.
- Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
Задания для определения индивидуальных особенностей поведения (анкета).
С их помощью можно выяснить уровень конфликтности педагогического коллектива перед проектом и по завершению.
Определите привычный для Вас способ поведения. Для этого внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По пятибалльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использованию в своем обычном поведении: 5 баллов - типично для поведения, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично, 0 - не понял смысла пословицы. Результат занесите в бланк. Полученные оценки суммируйте по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения.
Список пословиц
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Один ум хорошо, а два - лучше.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
- Кто сильнее, тот и правее.
- Не подмажешь - не поедешь.
- С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
- Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чём все болтают.
- Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
- Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
- Убивай врагов своих добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
- Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Ты мне - я тебе.
- Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
- Кто спорит - гроша не стоит.
- Кто не отступает, тот обращает в бегство.
- Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - ни одной.
- Кто дарит, друзей наживает.
- Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
- Лучший способ решать конфликты - избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Кротость торжествует над гневом.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
- Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
- Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.
Номер пословицы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Оценка в баллах | |||||
Номер пословицы | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Оценка в баллах | |||||
Сумма баллов | I | II | III | IV | V |
Бланк для ответов
Интерпретация значений
По мнению Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т.д. и создания хороших взаимоотношений с другими людьми.
Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.
Тип I «Черепаха» - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
Тип II «Акула» - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
Тип III «Медвежонок» - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
Тип IV «Лиса» - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
Тип V «Сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество).
Типичный для Вас стиль поведения определяется по максимальному количеству баллов, набранных Вами по одной из указанных стратегий поведения. В случае, если сумма баллов равна по нескольким типам, можно говорить об использовании нескольких стратегий взаимодействия с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
культура педагогического общения
культура педагогического общения...
«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» (Практикум для педагогов) занятие 1
Проблеме общения и, в частности, педагогического общения всегда уделялось значительное внимание в педагогической теории и практике. В общении складывается важная система взаимоотношений, способствующи...
Коммуникативная культура педагогического общения с родителями
Мастер класс для педагогов по педагогическому общению с родителями с тренингами, коллективными играми, индивидуальной работой и анализом конфликтных ситуаций....
Презентация для педагогов "Культура педагогического общения"
Педагог как участник образовательного процесса общается с коллегами, родителями и детьми. Поэтому важно владеть культурой педагогического общения для эффективного взаимодействия с собеседником....
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: «Да, конечно!». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время в...
Культура педагогического общения.
В презентации даются определения общения, педагогического общения и культуры ощения, описаны все функции педагогического общения. Подробно рассмотрены. понятия готовности к педагогическому общению и к...