Консультация для педагогов "Основы ФГОС в дошкольном образовании"
консультация на тему

Филонова Юлия Валерьевна

Федеральный государственный образовательноый стандарт ДО: требования к условиям реализации программы ДО. 

Стандарт предъявляет требования к следующему:

-  психолого-педагогическим условиям;

-  кадровым условиям;

- материально-техническим условиям;

-  финансовым условиям; 

-  развивающей предметно-пространственной среде  (п. 3.1 ФГОС ДО).

    Условия реализации Программы согласно ФГОС ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

 -  социально-коммуникативное развитие; 

- познавательное развитие;

 - речевое развитие; 

- художественно-эстетическое развитие; 

-  физическое развитие.

   Психолого-педагогические условия реализации Программы: 

- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; 

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка; 

- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

-  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

-  защита детей от всех форм физического и психического насилия;  

 - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.  Кадровые условия реализации Программы:

 - квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»); 

-  при организации инклюзивного образования в группу детей с ОВЗ можно привлечь дополнительных педагогических работников (дополнительно предусмотреть должности) с соответствующей квалификацией для работы с такими детьми.  Материально-технические условия реализации Программы:  - требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;   

 -    требования правил пожарной безопасности;

-  требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

-  оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

 - требования к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).

Финансовые условия реализации Программы:

-  обеспечение возможности выполнения требований стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

 -  обеспечение реализации обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

-  отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизмов их формирования.

  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО). 

1. Содержательно-насыщенная среда  Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

 -  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

-  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемая среда  Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональная среда 

Она подразумевает:

-  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; 

-  наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности.

 

 

 4. Вариативная среда 

В группе должны быть различные пространства (для игры, конструирования, уединения и прочего), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей.  Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступная среда 

Она предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования.

 6. Безопасная среда

  Все элементы среды должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В Стандарте также предъявляются требования, направленные на создание образовательной среды, которая:

 - гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 -  обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 

 -  способствует профессиональному развитию педагогических работников;

-   создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

 - обеспечивает открытость дошкольного образования;

 - создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Таким образом, условия могут выступать объектом мониторинга, проводимого в рамках самообследования и реализации ВСОКО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.pptx197.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования», воспитатель Перминова В.Н.

Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости....

Консультация для родителей о ФГОС в дошкольного образования

Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .Что т...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....

Консультация для воспитателей: "Реализация ФГОС в дошкольном образовании"

Консультация для воспитателей:Реализация ФГОС вдошкольном образовании...

Консультация для родителей "Значение ФГОС в дошкольном образовании".

Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ....

Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС».

Материал будет полезен для педагогов ДОО. Цель - познакомить педагогов с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе...