Консультация для педагогов "Основы ФГОС в дошкольном образовании"
консультация на тему
Федеральный государственный образовательноый стандарт ДО: требования к условиям реализации программы ДО.
Стандарт предъявляет требования к следующему:
- психолого-педагогическим условиям;
- кадровым условиям;
- материально-техническим условиям;
- финансовым условиям;
- развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1 ФГОС ДО).
Условия реализации Программы согласно ФГОС ДО должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Психолого-педагогические условия реализации Программы:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Кадровые условия реализации Программы:
- квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
- при организации инклюзивного образования в группу детей с ОВЗ можно привлечь дополнительных педагогических работников (дополнительно предусмотреть должности) с соответствующей квалификацией для работы с такими детьми. Материально-технические условия реализации Программы: - требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- требования правил пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).
Финансовые условия реализации Программы:
- обеспечение возможности выполнения требований стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
- обеспечение реализации обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;
- отражение структуры и объема расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизмов их формирования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО).
1. Содержательно-насыщенная среда Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемая среда Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональная среда
Она подразумевает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности.
4. Вариативная среда
В группе должны быть различные пространства (для игры, конструирования, уединения и прочего), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступная среда
Она предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасная среда
Все элементы среды должны отвечать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. В Стандарте также предъявляются требования, направленные на создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Таким образом, условия могут выступать объектом мониторинга, проводимого в рамках самообследования и реализации ВСОКО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos.pptx | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования», воспитатель Перминова В.Н.
Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный, чем школьный этап. Это – уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости....
Консультация для родителей о ФГОС в дошкольного образования
Уважаемые родители! С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .Что т...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования....
Консультация для воспитателей: "Реализация ФГОС в дошкольном образовании"
Консультация для воспитателей:Реализация ФГОС вдошкольном образовании...
Консультация для родителей "Значение ФГОС в дошкольном образовании".
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ....
Консультация для педагогов "Основная образовательная программа дошкольного образования".
Презентация для педагогов....
Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС».
Материал будет полезен для педагогов ДОО. Цель - познакомить педагогов с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе...