МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
консультация на тему
Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_pri_zauchivanii_stihotvoreniy.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТАБЛИЦЫ
ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации.
С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Дети любят стихи, рассказы, сказки, слушают их с большим удовольствием, но не все могут их быстро запомнить, у некоторых детей запоминание вызывает трудности. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. И наша задача помочь в этом дошкольнику.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).
Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть.
Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его.
При заучивании с детьми стихов перед нами встает две задачи:
- Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворения в памяти.
- Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.
Используя в НОД прием мнемотехники, направленный на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста, мы обеспечиваем этим их эффективное запоминание.
Целью нашей работы является
введение в НОД разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей
Одним из методов, который мы используем для заучивания стихотворения в нашей работе является «мнемотехника».
Мнемотехника – «искусство запоминания», система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация в форме картинок, символов, цифр, букв, рисунков. Главное, чтобы изображения были просты и понятны детям.
Мнемотаблица быстро помогает запомнить логическую последовательность символов и заучить стихотворение, либо запомнить небольшой рассказ.
Особое место в работе с детьми по заучиванию стихотворений, занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей.
Требования к созданию мнемотаблиц:
- Таблица должна отображать обобщённый образ предмета,
- Раскрыть сущность в предмете,
- Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Этапы заучивания стихотворения по мнемотаблице которые мы проводим с детьми.
- Выразительное чтение стихотворения воспитателем (без установки на заучивание)
- Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет заучиваться наизусть.
- Вопросы по содержанию стихотворения.
- Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
- Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её.
В форме игры знакомили детей с текстом стихотворения, рассматривали с детьми таблицу и разбирали то, что изображено в каждой ячейке – клеточке.
Дети и сами могли объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.
А также могли сами рисовать в клеточках конкретные символы, во время обсуждения той или иной строчки стихотворения.
Мы использовали мнемотаблицы при заучивании стихотворений в своих проектах при изучении профессий, по различным лексическим темам.
Ребятам нравилось обсуждать, самим придумывать различные символы к стихотворению, а затем их рисовать.
ВЫВОД:
Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихотворений:
Значительно сокращается время заучивания:
Развивается ассоциативное мышление, способность к замещению:
Активизируется речь:
Появляется интерес к художественной литературе:
Дети преодолевают робость.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми выполнены педагогами и детьми группы...
Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений.
Мнемотаблицы для быстрого запоминания стихотворений. Как работать с мнемотаблицей?1 шаг В...
Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."
Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Алексея Плещеева "Скучная картина".
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости,...
Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Ну, весна, как дела?"
В этом материале Вы найдете текст стихотворения и картинки, иллюстрирующие каждую его строчку. Иллюстрации дают детям возможность разобраться в значении трудных слов и выражений, облегчают проце...
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...