МНЕМОТАБЛИЦЫ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ
консультация на тему

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits_pri_zauchivanii_stihotvoreniy.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТАБЛИЦЫ

ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ

      Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации.

С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Дети любят стихи, рассказы, сказки, слушают их с большим удовольствием, но не все могут их быстро запомнить, у некоторых детей запоминание вызывает трудности. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. И наша задача помочь в этом дошкольнику.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

     Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность).

Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть.

Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его.

При заучивании с детьми стихов перед нами встает две задачи:

  • Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворения в памяти.
  • Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.

Используя в НОД прием мнемотехники, направленный на наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста, мы обеспечиваем этим их эффективное запоминание.

 Целью нашей работы является

введение в НОД разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей

Одним из методов, который мы используем для заучивания стихотворения в нашей работе является «мнемотехника».

 Мнемотехника – «искусство запоминания», система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация в форме картинок, символов, цифр, букв, рисунков. Главное, чтобы изображения были просты и понятны детям.

Мнемотаблица быстро помогает запомнить логическую последовательность символов и заучить стихотворение, либо запомнить небольшой рассказ.

Особое место в работе с детьми по заучиванию стихотворений, занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей.

Требования         к         созданию   мнемотаблиц:

  • Таблица должна отображать обобщённый образ предмета,
  • Раскрыть сущность в предмете,
  • Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Этапы заучивания стихотворения по мнемотаблице которые мы проводим с детьми.

  • Выразительное чтение стихотворения воспитателем (без установки на заучивание)
  • Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет заучиваться наизусть.
  • Вопросы по содержанию стихотворения.
  • Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
  • Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её.

 

В форме игры знакомили детей с текстом стихотворения, рассматривали с детьми таблицу и разбирали то, что изображено в каждой ячейке – клеточке.

Дети и сами могли объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки.

А также могли сами рисовать в клеточках конкретные символы, во время обсуждения той или иной строчки стихотворения.  

Мы использовали мнемотаблицы при заучивании стихотворений в своих проектах при изучении профессий, по различным лексическим темам.

Ребятам нравилось обсуждать, самим придумывать различные символы к стихотворению, а затем их рисовать.

ВЫВОД:

Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихотворений:

Значительно сокращается время заучивания:

Развивается ассоциативное мышление, способность к замещению:

Активизируется речь:

Появляется интерес к художественной литературе:

Дети преодолевают робость.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

•        Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;

•        Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;

•        Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);

•        Обогащает словарный запас;

•        Помогает развивать мышление;

•        Развивает фантазию;

•        Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми выполнены педагогами и детьми группы...

Мнемотаблицы по заучиванию стихотворений.

Мнемотаблицы для быстрого запоминания стихотворений.                            Как работать с мнемотаблицей?1 шаг     В...

Консультация для родителей:"Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе текста."

Консультация предназначена для ознакомления родителей с мнемотехникой.Рассказывает родителям о том,что мнемотехника способствует овладению детьми всеми компонентами речевой системы,увеличивает обьем п...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Алексея Плещеева "Скучная картина".

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости,...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Ну, весна, как дела?"

В этом материале Вы найдете текст стихотворения и картинки, иллюстрирующие каждую его строчку. Иллюстрации дают детям  возможность разобраться в значении трудных слов и выражений, облегчают проце...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...