Воспитание у дошкольников творческих способностей средствами чувашского декоративно-прикладного искусства
учебно-методический материал на тему
Конспект педагогического совета
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект заседания Совета педагогов на тему
«Развитие у дошкольников творческих способностей средствами чувашского декоративно-прикладного искусства».
Цель. Систематизировать знания педагогов о чувашском декоративно-прикладном искусстве. Направить усилия педагогов на развитие творческих способностей детей средствами чувашского декоративно-прикладного искусства. Воспитывать культуру речевого общения.
Форма проведения – игра «Счастливый случай»
Вступительное слово старшего воспитателя:
Базис эстетической культуры человека как представление о прекрасном, стремление самому создавать его закладывается в первые годы жизни. Оптимальные условия для воспитания мотивационно-личностного и творчески преобразующего отношения к миру, полноценного развития человека, осознания им своей неповторимости и самоценности возникают в процессе творческой деятельности
Многовековой опыт человечества по воспитанию детей свидетельствует, что благодатной и надежной «почвой» для формирования у ребенка творческого начала является его общение с народным искусством. Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре другого народа, с которым он общается в непосредственном окружении. Мы с вами на протяжении ряда лет знакомим детей с культурой чувашского народа, но всегда ли мы с вами сами хорошо понимаем эту культуру? Конкретного ответа на этот вопрос нет. В нашем ДОУ назрела необходимость изучения особенностей Чувашской культуры. Для восприятия и отображения в творческой деятельности ребенка-дошкольника наиболее близка и доступна орнаментальная основа чувашского декоративно-прикладного искусства. Чтобы лучше усвоить вопросы данной темы предлагаю провести Совет педагогов в форме игры «Счастливый случай». Педагоги разделены на две команды. Оценивать работу будет жюри в составе: председатель жюри, заведующая МБДОУ Е.В. Бутырская
член жюри – медсестра Молькова И.А.
член жюри, ведущая игры - старший воспитатель Вечканова И.Е.
- Представление игроков команды.
- Первый гейм «Заморочки из бочки» Педагоги по очереди будут доставать из бочки вопросы и отвечать на них.
а) Что такое декоративно-прикладное искусство?
б) Какие виды чувашского декоративно-прикладного искусства вам известны?
в) Какие условия необходимы для приобщения ребенка в национальной культуре?
г) Что такое детское творчество?
д)Что способствует развитию детского творчества?
е) Какую творческую деятельность ребенка можно развить средствами чувашского декоративно-прикладного искусства?
ж) Какие виды чувашского декоративно-прикладного искусства наиболее доступны для развития детского изобразительного творчества?
з)Какая методическая литература помогает вам в решении вопроса развития детского творчества на основе чувашского орнаментального искусства?
и) С какого возраста нудно начинать знакомить детей с искусством чувашского орнамента?
к) Раскройте символические значения пяти любых элементов чувашской вышивки.
л) О чем говорит цвет в чувашской вышивке?
м) Какие бы элементы чувашского орнамента вы использовали, если бы создавали композицию по теме «Мир вокруг нас»?
н) Какие бы элементы чувашского орнамента вы использовали, если бы создавали композицию по теме «Любимый сердцу уголок»?
о) Какие бы элементы чувашского орнамента вы использовали, если бы создавали композицию по теме «Лето, ах, лето…»?
- Второй гейм «Поделись идеей». Педагогам предлагается на мольбертах составить эскиз оформления уголка национальной культуры.
- а) Третий гейм «Теория в практике»
Педагоги в каждой команде делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна коллективно составить план занятия по развитию детского творчества средствами чувашского декоративно-прикладного искусства (программное содержание, методические приемы, материал, пунктуальный ход непосредственно-образовательной деятельности)
б) Четвертый гейм - решение кроссвордов. Каждой команде дается кроссворд и отводится время на его решение. (приложение1)
- Пятый гейм «Глубокий смысл орнамента». Каждому педагогу предоставляются бумага, краски и темы для составления узоров (по выбору)
- «Как прекрасен этот мир»
- «Страда»
- «Подворье»
- Шестой гейм «Домашнее задание» (педагогам дано задание подготовить и показать чувашскую сказку в контексте знакомства с национальным искусством) жюри оценит наличие декораций, атрибутов, интонационную выразительность, артистизм исполнения ролей, связь с национальным искусством.
Слово старшего воспитателя. На сегодняшнем нашем заседании мы вновь убедились в нужности и важности ведения работы по знакомству детей с национальным искусством.
Представленные вами схемы конспектов непосредственно-образовательной деятельности свидетельствуют о том, что работу по знакомству с национальной культурой можно вести интересно, ярко, красочно, интригующе. Вы знаете много разнообразных методических приемов и умеете их правильно распределить, сделав непосредственно-образовательную деятельность насыщенной и колоритной.
Предлагаю следующий проект решений:
- Обогащать развивающую среду, направленную на формирование положительного отношения к национальной культуре чувашского народа на основе подбора фольклорного материала, предметов одежды, национального орнаментального, декоративно-прикладного искусства и ремесла.
Срок: систематически
Ответственные: воспитатели групп.
- В работу с родителями включать вопросы о приобщении детей к чувашской национальной культуре и развитии детского изобразительного творчества средствами чувашского декоративно-прикладного искусства.
Срок: систематически
Ответственные: воспитатели групп.
Приложение 1.
1 | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
4 | 7 | ||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
8 | 9 | 10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||
12 | 13 | 14 | |||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
16 | 17 | ||||||||||||||||||||||||
18 | |||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
20 | 21 | 22 | |||||||||||||||||||||||
23 | 24 | ||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||
32 | |||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||
34 | |||||||||||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Изделие, изготовленное способом шитья.
2. Мастер по резьбе.
3.Способ изготовления вещи из пряжи или лыка.
6. Природный материал для сказочного бычка.
8. Природный материал для плетения туеска.
9. Рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.
12. Красочный, нарядный элемент чего-то, служащий украшением.
14. То же, что и архитектура.
16. Луб молодой липы или ивы.
18. Рисунок, вырезанный на твердом материале.
20. Художник, занимающийся искусством создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки и т.д.
22. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
25. Один из элементов орнамента.
26. Один из видов красочного, радужного сочетания.
31. Художник, создающий картины.
32. Самостоятельность, чуждость в подражании.
33. Способ существования содержания.
34. Равномерное чередование каких-то элементов.
По вертикали:
1. Приспособление для прядения.
4. Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве.
5. Средство ярко что-то отображающее.
7. Творческое отображение, воспроизведение действительности.
10. Задуманный план действий, намерение.
11. Живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
13. Изделие, изготовленное тканьём.
15. Волхв, чародей, женского рода.
17. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
19. Очень умный человек .
21. Способность материала поддаваться деформации под давлением.
23. Пейзажист или портретист.
24. Нарушение симметрии.
27. Величина предмета.
28. Стоимость, важность, значение.
29. Выпуклое изображение на плоскости.
30. Художник, оформляющий сцену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей дошкольников при ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством.
Консультация для родителей...
Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»
Актуальность данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами народного декоративно-прикладное искусства
Выступление из опыта работы...
«Развитие творческих способностей младших дошкольников при ознакомлении с народным декоративно - прикладным искусством».
Формирование творческих качеств личности необходимо формировать с дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству - залог будущих успехов......
Обобщение опыта работы на тему «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народногодекоративно - прикладного искусства»...
«Формирование творческих способностей детей посредством декоративно- прикладного искусства»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста через приобщение к русскому наро...
Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного декоративно - прикладного искусства»
Теоретическая часть«Творчество является уделом всех, ...оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».Василий Васильевич Давыдов (совет. педагог и психолог)Формирование...