Организация платных услуг в ДОУ
статья на тему
Данный реферат поможет вам принять решение о целесообразности предоставления платных дополнительных услуг в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
реферат | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
Тема: «Организация платных дополнительных услуг в ДОУ»
Оглавление
Введение
Организация платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [4, с.92].
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.
Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Теоретической основой изучаемой проблемы являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена требованием разрешения противоречия: рассмотрением необходимости оказания платных дополнительных услуг в ДОУ, и недостаточным использованием для этого ресурсов в практике работы дошкольного образовательного учреждения.
Глава 1. Состояние проблемы дополнительных образовательных услуг дошкольных образовательных
учреждений на современном этапе
Платные дополнительные услуги – это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью дополнительных услуг является передача знаний, умений, формирование навыков и освоение их детьми. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице педагогического состава, дети и родители, желающие получить образование определенной направленности [1, с.512].
Понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Принятый в 1992 году закон « Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельность образовательных учреждений, которая приносила дополнительную прибыль. В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.2001г., от1.04.2003г.).
В законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги». При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в Уставе образовательного учреждения.
Сегодня система образования представляет собой рынок услуг. По определению ГОСТ Р 50646-94 и стандарта ИСО 9004-2, услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги [1,с.512].
Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг [4, с. 93]. Оказываются ли образовательные услуги на коммерческой или на некоммерческой основе, они в любом случае относятся к категории общественных благ. И потребитель таких услуг, и общество имеют от них выгоды. Общество через систему образования поддерживает свой культурный, научный потенциал, формирует и совершенствует трудовые ресурсы. Индивид, получающий образовательные услуги, имеет возможность включения в систему общественных связей и личностного развития.
В функции образовательного учреждения входит:
-оказание обучающимся платных дополнительных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
-производство и оказание сопутствующих дополнительных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
-оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др. [1,с.513].
Особенности платных дополнительных услуг в ДОУ:
1.Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
2.Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос.
3.Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более – образовательных. Особенность последних в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
4.Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство дополнительных образовательных услуг имеет еще одну причину – изменчивость "исходного материала" – обучающегося.
5.Услуги не сохраняемы. Для образовательных услуг не сохраняемость, имеет два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у услуг образования эта черта выглядит смягченной, т. к. по крайней мере, учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательных услуг действует другая сторона не сохраняемости – естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды[4, С. 93-94].
В ходе анализа литературы были также рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги.
Платные дополнительные услуги в детском саду могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка [4, с.95].
В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные дополнительные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета [3]. Но, тем не менее, нормативная база организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.
Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в дошкольных образовательных учреждениях — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Дополнительное образование необходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья [1,с.518].
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.
К необходимым составляющим платной дополнительной образовательной услуги относятся: потребитель, исполнитель, устав, лицензия, федеральный государственный образовательный стандарт, качество, нормативно-правовая база (договор на оказание платных образовательных услуг, платные образовательные услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, права потребителей образовательных услуг[2,с.296].
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.
Не все дошкольные учреждения равно успешны в организации платных дополнительных образовательных услуг .
Причины разные:
-отсутствие комплексного видения руководителями некоторых образовательных учреждений специфики дополнительных образовательных услуг, вытекающей из действующего законодательства;
-желание многих заведующих решать новые (рыночные) задачи по старому, исходя из имеющегося у них опыта, что может быть губительным в условиях рынка.
Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения в первую очередь предназначены для организации бесплатного общего образования, гарантированного гражданам России Конституцией РФ (ст.43) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 50). И только сверх основных образовательных программ, определяющих их статус, они вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») [3]. Данные услуги они вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям на платной основе, но за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ст. 35 Закона РФ «Об образовании») [3].
Виды платных дополнительных услуг, которые может реализовывать дошкольное образовательное учреждение, устанавливаются различными нормативными актами. Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые дошкольное учреждение может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, относятся:
1.Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;
в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение; по изучению иностранных языков;
г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, вязанию, танцам и т. д.;
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.) [2,с.298].
Анализ литературы свидетельствует о том, что на современном этапе детские сады чаще всего выбирают направления художественного цикла, обучение иностранным языкам, чтению и письму. Набор платных дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, — шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, — спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.
Таким образом, организация платных дополнительных услуг образовательными учреждениями на современном этапе имеет большое значение. Платные дополнительные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов.
Глава 2. Теоретические основы организации платных дополнительных услуг в ДОУ |
2.1. Особенности организации платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях |
Платные дополнительные образовательные услуги организуются администрацией дошкольного образовательного учреждения совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства. Предоставление дошкольными образовательными учреждениями платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых дошкольное учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам [4,с.28].
Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оказание платных дополнительных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.
Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие моменты:
-предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;
-сроки оказания услуг;
-все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора заказчик вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для него значение [1,с.329].
Необходимость развития платных дополнительных услуг диктует выполнение следующих позиций:
-ассортимент образовательных услуг должен быть достаточно широк и интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса, потенциала дошкольного образовательного учреждения;
-процессы и технологии оказания образовательных услуг должны быть гибкими, легко переналаживаемыми;
-ценовая политика учреждения должна выступать в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителя на использование, потребление образовательных услуг, включая процессы их освоения;
-продвижение и продажа образовательных услуг должны быть децентрализованы, как включение в предпринимательскую деятельность[1,с.212].
Для организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях необходимо:
1.Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент.
2.Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей.
3.Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.
4.Получить лицензию на виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде услуг с учетом запросов родителей детей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов.
5.Заключить договор с заказчиком на оказание услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые услуги должна производиться только через учреждения банков.
6.На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение услуг, учебные планы и штаты.
7.Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг [1,с.213].
Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спец налога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.
Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении [4, с.28].
В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных уставом учреждения [3].
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. Это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Не только педагоги дошкольного учреждения могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но и педагоги других образовательных учреждений. Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями и будет ими востребована [2,с.54].
Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в дошкольном учреждении, но и в микрорайоне, районе, городе.
Для успешной реализации платных дополнительных образовательных услуг необходимо провести полный комплекс мер по их изучению и организации, который предполагает действия:
-изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;
-анализ платёжеспособности родителей, установление цены;
-анализ возможностей дошкольного образовательного учреждения (кадры, помещение, программы);
-сбор информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги;
-формирование перечня намечаемых услуг;
-предварительный расчёт себестоимости;
-организации рекламы;
-анализ изменения спроса на предлагаемые услуги [4, с.74].
Практическая деятельность педагогов дополнительного образования в дошкольном учреждении осложняется еще и тем, что некоторые из них не являются специалистами в области дошкольного образования.
Не менее важным условием является определение время проведения занятий. Это наиболее сложный вопрос организации дополнительного образования: нужно соблюсти нагрузку детей по продолжительности занятий и нагрузку по дням недели. Дополнительные занятия должны сочетаться с основными. Например, нерационально проводить в один день занятие по математике и кружковое занятие по развивающим играм. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают.
В начале учебного года медики должны предоставить педагогам дополнительного образования информационный лист по группам здоровья с конкретными рекомендациями (в зависимости от заболевания). Психологи - аналитическую справку «О результатах проведения первичной диагностики по определению уровней развития психических процессов».
На основе полученных данных для каждого ребенка составляется карта индивидуального образовательного маршрута. Такая карта способствует открытию новых перспектив его развития, обогащению личности, социализации; поддержанию в нем жажды открытий и уверенности в своих силах, поощрению и стимулированию интересов и развитию способностей. При этом не должны быть забыты и родители. Они активно вовлекаются в творческий процесс как партнеры педагога. Первый маршрут разрабатывается для детей, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе, второй – для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями, третий — для одаренных. Главная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми первого маршрута — создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях в кружках и студиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специальных коррекционных и психотерапевтических игр для нормального психического развития и личностного роста. На занятиях в студии педагог ставит перед ними только посильные задачи (задания репродуктивного типа). Похвала в присутствии других детей приносит им уверенность в своих силах и действиях. Рекомендуется использовать формы индивидуальной работы.
Дети, «идущие» по второму маршруту, в основном работают в подгруппах. Педагог поддерживает их увлечения. Дети третьего маршрута, обладающие высоким интеллектом, креативностью и уникальными способностями, требуют на занятиях дополнительного образования особых условий. Педагог включает в индивидуальную работу с ними задания психотерапевтического характера, специально подобранные игры и упражнения, которые помогают формировать навыки коммуникаций со сверстниками и решать некоторые личностные проблемы, укреплять психологическое здоровье. На занятиях создается атмосфера самостоятельного поиска для саморазвития, свободного выражения и воплощения нестандартных замыслов [2, с.99].
Практика показывает, что родители традиционно хотят, чтобы дети готовились к школе, учили иностранный язык и танцевали. Поэтому необходимо убеждать родителей в необходимости разнообразия кружков. А для этого детский сад должен организовать рекламу своего дополнительного образования. Очень эффективно включать на родительских собраниях пап и мам в спортивные игры, танцы, изготовление поделок.
Таким образом, система дополнительного образования на современном этапе характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Чтобы детский сад выжил в современных условиях, необходимо учитывать запросы родителей, выстраивать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
2.2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении
Превращение дошкольного образовательного учреждения в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает осознание его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям: психологические особенности контингента детей; стратегические и тактические цели образовательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога [1, с.48].
Образовательная услуга – единица содержания образования, представленная в образовательной программе, включающей учебный план и расписание занятий. Объект управления в образовании - реализация образовательной программы.
Решение следующих задач имеет целью максимальное удовлетворение образовательных потребностей ребенка:
1.Формирование образовательных потребностей у детей.
2.Формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи.
3.Планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
4.Организация сопровождения образовательной услуги.
5.Мониторинг удовлетворенности потребителя [1,с.59].
Решение первой – важнейшей – задачи предполагает осуществление ряда мероприятий, для проведения которых требуется действенное сотрудничество педагогов и администрации образовательного учреждения («команда специалистов») .
Образовательный процесс выстраивается как путь достижения результатов образования. Для этого на этапе ознакомления родителей с возможностями образовательного учреждения (перечнем оказываемых услуг) предъявляются результаты образования в виде фрагмента календарно-тематического планирования.
При определении потребительской ценности конкретной образовательной услуги осуществляют диагностику сформированности желаний в получении образования, определение качества внутренней мотивации к получению выбранного направления образования и на этой основе определение ожиданий от результатов образования [1, с.55].
Решая вторую задачу: формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи, администрация дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие шаги:
1.Исполнение функции просвещения родительской общественности (тенденции развития образования, перспективы , возрастные особенности детей и проч.).
2.Планирование работы с родителями и семьей на все время пребывания ребенка в образовательном учреждении и отдельные периоды (год/полугодие/цикл).
3.Вовлечение родителей в процесс образования ребенка через совместные (совместно с ребенком, совместно с педагогом) проекты (исследовательские, экскурсионные и проч.)
Следующая задача- планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
Администрация дошкольного учреждения продумывает: наименование услуги;
форму проведения – секция, кружок, студия, мастер-класс, мастерская, экскурсия, семинар, семинар-практикум; периодичность – количество занятий в единицу времени (неделю, месяц, год); потребительскую ценность – мотивация потребителя; цель, удовлетворяемая потребителем при приобретении данной услуги; которая может быть представлена как ожидаемый результат. Определение потребительской ценности – основа для продвижения данной услуги, то есть выбора мер воздействия на потребителя (информирование, реклама, определение цены, привлечение посредников, усовершенствование и т.д. [1, с.55].
Задача-организация сопровождения образовательной услуги решается следующим образом:
-разработка эмблемы, символики.
-предварительное планирование и организация рекламной кампании (выбор средств распространения рекламы и рекламных мероприятий).
-реализация сервисных услуг (подвоз детей, сопровождение детей, «услуга в дом», сетевое взаимодействие, привлечение социальных партнеров и специалистов узкого профиля и т.д.).
-создание внутреннего имиджа как демонстрация «приобретаемого блага» от образовательной услуги (пропаганда образовательной ценности услуги через показ ее эффектов – материальных и духовных - в жизни ребенка).
-создание внешнего имиджа образовательной услуги через выставочную, презентационную деятельность, организацию участия детей в конкурсных мероприятиях муниципального и регионального уровней [1, с.56].
Заключительная задача - мониторинг удовлетворенности потребителя реализуется через:
-включение в план работы образовательного учреждения мероприятий по диагностике удовлетворенности потребителей качеством образования.
-разработку единого на весь период работы диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники…).
-включение консультативных часов в циклограмму работы администраторов и педагогов.
-проведение общественно-значимых акций в стенах учреждения, ориентированных на неформальное общение родителей, детей и педагогического коллектива [1, с.58].
В этой связи дошкольному образовательному учреждению важно четко определить задачи, наметить пути развития образовательных услуг: 1.Аналитический. Анализ возможностей и ресурсов ДОУ.
Изучение внешних (культурное, демографическое, политическое и др. пространство) и внутренних (потребители образовательных услуг, конкуренты, сотрудничество с другими организациями и т.д.); факторов, оказывающих влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения.
2.Рекламный. О своей деятельности дошкольное образовательное учреждение информирует жителей микрорайна, педагогическую общественность.
3.Деятельностный. Какие имеющиеся у дошкольного образовательного учреждения сильные стороны могут быть усилены еще больше и что для этого нужно сделать, какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно, как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах дошкольного учреждения, как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам [1, с.64].
Организацию дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении можно выстроить по следующему алгоритму:
1.Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.
2.Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.
3.Проведение исследований по изучению запросов населения в сфере дополнительных образовательных услуг.
4.Подготовка проекта организационного приказа по организации образовательных услуг и документов, утверждаемых данным приказом.
5.Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».
6.Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.
7.Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.
8.Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.
9.Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).
10.Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).
11.Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.
12. Разработка смет по ПДО услугам.
13.Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств [1, с.66].
Можно сделать вывод, что введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Таким образом, планирование системы платных дополнительных услуг в ДОУ, должно осуществляться в соответствии с интересами детей, их индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.
Заключение
Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.
Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Поэтому детский сад должен вводить новые формы работы с детьми, предоставляя разнообразные образовательные услуги. Современному детскому саду необходимы системные изменения, которые должны произойти в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Системные изменения требуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными. Для этого необходимо общее видение и стратегия ДОУ, а так же определенная последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным результатам.
Дополнительное образование в детскому саду необходимо также для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях. Во-вторых, это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья. Набор дополнительных услуг в каждом дошкольном учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, — шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, — спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.
Чаще всего, в ДОУ педагоги работают за счет единиц бюджетного штатного расписания. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. И это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается Методическим советом, а при отсутствии последнего – заведующей. Целесообразнее взять парциальную программу дополнительно к основной, по которой работает учреждение.
Список использованной литературы:
1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно - метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2012.
2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2009.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. №273 - ФЗ
4. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о временном творческом коллективе по организации платных дополнительных образовательных услуг
Положение о временном творческом коллективе по организации платных дополнительных образовательных услуг....
Алгоритм организации дополнительных платных услуг в ГБДОУ
Алгоритм действий при организации платных дополнительных образовательных услуг в детском саду....
Положение об организации платных услуг
Положение об организации платным образовательных услуг в ГБДОУ...
Положение об организации платных образовательных услуг
В положении представлен порядок организации платных образовательных услуг...
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...
Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""
Выступление - презентация на педсовете: "Организация платных услуг в МАДОУ ДС №34 "Дюймовочка""...
Организация работы по оказанию дополнительных платных услуг в дошкольной образовательной организации
Развитие образовательного рынка идёт параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего спроса на образовательные усл...