Рабочая программа воспитателя средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Бауэр Наталья Николаевна

Рабочая программа воспитателя средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitatelya_srednyaya_gruppa_-.docx107.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 8 Киселевского городского округа

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1  от 30 августа  2016г.

Утверждаю

Заведующий ДЕТСКИЙ САД 8

__________О.Н. Козик

Приказ №     от 30.08.2016 г.

Рабочая программа воспитателя средней группы.

Срок  реализации: 1 год.

Составители: Бауэр Наталья Николаевна

Павлова Светлана Александровна

Киселевский городской округ, 2016.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………………..…3
  2.  Цели и задачи реализуемые рабочей программой воспитателя …..….4
  3. Принципы и подходы формирования рабочей программы воспитателя……………………………………………………………….….5
  4. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы воспитателя………………………………………………….…7
  5. Планируемые результаты освоения воспитанников рабочей программы воспитателя……………………………………………………………….....9
  1. Содержательный раздел
  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)………………………....…11
  2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателя…………………………………………………..20
  3. Особенности образовательной деятельности разных видов  и культурных практик………………………………………………………………………22
  4. Способы и направления поддержки детской инициативы……….……..23
  5. Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с воспитанниками  дошкольного учреждения………………………..……24
  6.  Иные характеристики содержания рабочей программы воспитателя...............................................................................................29
  1.  Организационный раздел
  1.  Материально- техническое обеспечение рабочей программы воспитателя…………………………………………………………………..31
  2. Обеспеченность методическими  материалами  и средствами  обучения  рабочей программы воспитателя……………………………………….….72
  3. Режим дня…………………………………………………………..………..78
  4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……...80
  5. Организация развивающей предметно-пространственной среды………81

I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа средней группы спроектирована в соответствии:

- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детского сада № 8 Киселевского городского округа;

- Положением о рабочей программе педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детского сада № 8 Киселевского городского округа от 30.08.2016 года №96.

Программа  соответствует нормам Федерального закоООДательства:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Рабочая программа средней группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Она представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности.

  1. Цели и задачи рабочей программы

Целью программы является создание социальных ситуаций развития личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач:

  • Создавать условия для развития творческого воображения.
  • Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества  правил.
  • Создавать условия для проявления познавательной активности.
  • Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
  • Создавать условия для перехода детей  от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса

В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной  специфики,  социокультурной  ситуации  развития  каждого  ребенка,  его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение  уникальности  и  самоценности  детства  как  важного  этапа  в  общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является  подготовкой  к  последующей  жизни.  Этот  принцип  подразумевает  полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного детства),

обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми,  приобщение  к  традициям  семьи,  общества,  государства  происходят  в  процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к

полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий  и  гуманистический  характер взаимодействия  взрослых (родителей (законных  представителей),  педагогических  и  иных  работников  Организации)  и детей.  Такой  тип  взаимодействия  предполагает  базовую  ценностную  ориентацию  на

достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной  ситуации  развития  ребенка  в  организации,  условием  его  эмоционального

благополучия и полноценного развития.

5. Содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание  ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активноеучастие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации

программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,  занятия,  проекта,  обсуждения,  в  планирование  образовательного  процесса,  может проявить  инициативу.  Принцип  содействия  предполагает  диалогический  характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность  высказывать  свои  взгляды,  свое  мнение,  занимать  позицию  и  отстаивать  ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество  Организации  с  семьей.  Сотрудничество,  кооперация  с  семьей, открытость  в  отношении  семьи,  уважение  семейных  ценностей  и  традиций,  их  учет  в образовательной  работе  являются  важнейшим  принципом  образовательной  программы. Сотрудники  Организации  должны  знать  об  условиях  жизни  ребенка  в  семье,  понимать проблемы,  уважать  ценности  и  традиции  семей  воспитанников.  Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование  ресурсов  местного  сообщества  и  вариативных  программ  дополнительного образования  детей  для  обогащения  детского  развития.  Программа  предполагает,  что

Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями  и  лицами,  которые  могут  способствовать  обогащению  социального  и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров,

музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать  проведению  совместных  проектов,  экскурсий,  праздников,  посещению концертов,  а  также  удовлетворению  особых  потребностей  детей,  оказанию  психолого-педагогической  и/или  медицинской  поддержки  в  случае  необходимости (центры  семейного

консультирования и др.).

8.  Индивидуализация  дошкольного  образования  предполагает  такое  построение образовательной  деятельности,  которое  открывает возможности  для  индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными  для  данного  ребенка  спецификой  и  скоростью,  учитывающей  его  интересы,

мотивы,  способности  и  возрастно-психологические  особенности.  При  этом  сам  ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных  о  нем,  анализ  его  действий  и  поступков;  помощь  ребенку  в  сложной  ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.  Важно  использовать  все  специфические  виды  детской  деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,

обеспечивающую  художественно-эстетическое  развитие  ребенка), опираясь  на  особенности возраста  и  задачи  развития,  которые  должны  быть решены  в  дошкольном  возрасте. Деятельность  педагога  должна  быть  мотивирующей  и  соответствовать  психологическим законам  развития  ребенка,  учитывать  его  индивидуальные  интересы,  особенности  и

склонности.

10.  Развивающее  вариативное  образование.  Этот  принцип  предполагает,  что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает  работу  педагога  с  ориентацией  на  зону  ближайшего  развития  ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота  содержания  и  интеграция  отдельных  образовательных  областей.  В соответствии  с ФГОС ДОПрограмма  предполагает  всестороннее  социально-коммуникативное,  познавательное,  речевое,  художественно-эстетическое  и  физическое развитие  детей  посредством  различных  видов  детской  активности.  Деление  Программы  на образовательные  области  не  означает,  что  каждая  образовательная  область  осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между  отдельными  разделами  Программы  существуют  многообразные  взаимосвязи: познавательное  развитие  тесно  связано  с  речевым  и  социально-коммуникативным,

художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности  в  одной  конкретной  области  тесно  связано  с  другими  областями.  Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

12. Инвариантность  ценностей  и  целей  при  вариативности  средств  реализации  и достижения  целей  Программы.  Стандарт  и  Программа  задают  инвариантные  ценности  иориентиры,  с  учетом  которых Организация  должна  разработать  свою  основнуюобразовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в

современном  мире,  разнообразия  и  неопределенности.  При  этом Программа  оставляет  за Организацией  право  выбора  способов  их  достижения,  выбора  образовательных  программ, учитывающих  многообразие  конкретных  социокультурных,  географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и  интересов,  запросов  родителей  (законных  представителей),  интересов  и  предпочтений педагогов и т.п.

1.4.Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы воспитателя

Средняя группа состоит из 27 воспитанников, при составлении  ИОМ были выявлены нарушения в звукопроизношении, недостаточно развита мелкая  моторика. Поэтому за основу разработки основной рабочей программы воспитателя были взяты следующие значимые характеристики.

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность ребенка 4-5 лет

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями.

Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

   Возраст 4 – 5 лет – это этап активного формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму.

       В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще недоступно), с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Влияние игры на личность ребенка огромна - формируется стиль взаимоотношений с другими людьми, проявляются определенные черты характера (активность-робость, склонность к лидерству, конфликтность, последовательность, упорство и т.п.). В игре раскрываются все коммуникативные качества ребенка.

    Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая потом станет ведущей. Ребенок начинает учиться играя, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.

    Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление.К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться  произвольное  запоминание:   дети  способны   принять  задачу   на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут.

Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации.

1.5.        Планируемые результаты освоения воспитанников рабочей программы воспитателя

1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях).

Социально-коммуникативное развитие.

В области  социально- коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
  • развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
  • развития игровой деятельности;
  • развития компетентности в виртуальном поиске.

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

     Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения-уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Способствуют развития у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод ( иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости  от их социального происхождения , расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности.

        У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально- коммуникативное развитие детей.

Взрослые создают в дошкольном образовательном учреждении различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно- развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развития у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию  у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.

        Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения , исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного  самовыражения играют ключевую роль в развитие речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принять на себя ответственность в соответствии с уровнем развития. Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе , веру в свои силы. Возможность внести свой в клад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.

        Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия или действия детей комментариями.

В сфере развития игровой деятельности.

        Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых , дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические  игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Познавательное развитие.

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
  • развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей.

        Взрослые создают насыщенную предметно- пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность  и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открыть явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если…то..».        Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы- воздухом, водой, огнем, землей, светом, различными объектами живой и неживой природы и т.п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие природные явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.

         Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируются понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, пред ребенком открывается  познавательная перспективадальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

        Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.

        Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и представляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

        Знакомство  с социокультурным окружением предполагает знакомство с названием улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.

        Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

        Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а так же с пространством и временем, ребенок не заметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.

        Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями -радостью и удовольствием.

        Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.

        В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связанно с социально- коммуникативно и речевым развитием. Развитие математического  мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

        Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «с начала это, потом то…»  (ход времени, развитие сюжета в сказках и истории, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного  восприятия ( спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

        Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движения спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами « две ноги и две руки» , «встать парами», « рассчитаться на первый и второй» , «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; « встаем в круг» и др.

        Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), прилепки, конструирование и др. видах детской  творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль- о домике улитке, квадратный, треугольный-о рисунке дома с окнами и т.п.).

        У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад, и т.п.);  сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности количества и величины: выявлять различные соотношения ( например, больше-меньше, толще-тоньше, длиннее-короче, тяжелее-легче и др.); применять основные понятия структурирующие время (например, до-после, вчера-сегодня-завтра, название месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов( например круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах ( например, куб, цилиндр, шар).

        У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т.п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.

Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа( например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).

        Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно», устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).

        Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6-10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

                Развивается способность  применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности( например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях.

        Развитию математических представлений способствуют наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т.п.

Речевое развитие.

В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:

  • формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
  • приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.

В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка

        Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее  средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя  при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т.д.

        Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации6во время обсуждения детьми ( между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.

        Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образовательной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений.

        Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

        У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно- эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий , различия и сходства, причинно- следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки».

        Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словом , но и с помощью жестикуляции или специальных средств. Речевому развитию способствуют наличие в развивающей  предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным произведениям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.

Художественно-эстетическое развитие.

В области художественно- эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
  • развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
  • приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.

        Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.

        Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

        Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности в воплощении художественного замысла.

        Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

        В изобразительной деятельности (рисовании, лепка) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и  средства. В музыкальной деятельности ( танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре- языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации, передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Физическое развитие.

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

  • становления у детей ценностей здорового образа жизни;
  • развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
  • приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
  • формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения положительными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни.

        Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек , нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

        Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

        Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории ( горки, качели т.п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

        Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия , координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба здоровью выполнения основных движений.

        Взрослые проводят физкультурные занятия , организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателя

Образовательная область

 

Виды

детской

деятельности

Формы образовательной деятельности

средний дошкольный возраст

«Физическое развитие»

двигательная,

коммуникативная,

познавательно-

исследовательская,

игровая, музыкальная

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации проектов

«Социально-коммуникативное"

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-

исследовательская,

музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная

Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд

«Познавательное развитие»

 

Познавательно-исследовательская

игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая

Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов

«Речевое развитие»

Коммуникативная

познавательно-

исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная,

двигательная

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения

«Художественно-эстетическое развитие»

Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая

Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения

2.3.        Особенности образовательной деятельности разных видов  и культурных практик.

В течение всего дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разныхвидах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого идетей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповойхарактер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащениесодержания творческих игр, освоение детьми игровых умений.

Ситуации общения и накопления положительного социально-

эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненнуюпроблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой онипринимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербальногохарактера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) иимитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитательобогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает

детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытомдетей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявлениязаботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах(«Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на

события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающихпроблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и

применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,

содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («Вгостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформлениехудожественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерскаякнигопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Началомастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета,воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом,звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательновключение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов

(«Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы втворческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов,составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, созданиепродуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)

форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающаяорганизацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческуюдеятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном илимузыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы  сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов  интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сегрегационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги  «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественнополезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.4.        Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельностидетей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшимисточником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельнаядеятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и вовторой половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в формесамостоятельной инициативной деятельности:

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

— развивающие и логические игры;

— музыкальные игры и импровизации;

— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору

детей;

— самостоятельные опыты и эксперименты и др.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно

соблюдать ряд общих требований:

— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к

получению новых знаний и умений;

— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к

активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;

постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие

сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,

доводить начатое дело до конца;

— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих

небрежность, торопливость, равООДушие к результату, склонных не завершать работу;

— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок

действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто

намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных

самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого

ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

2.5.        Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с воспитанниками  дошкольного учреждения.

Во взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников могут быть выделены следующие задачи:

— формировать у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей;

— согласовывать представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОО и семье в процессе проведение проблемных семинаров;

— поставить специфические проблемы педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;

— обучить родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;

— развивать интеллектуальную и творческую инициативу детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.

Вышеперечисленные задачи реализуются в процессе разработке программы сотрудничества с родителями. При этом используется схема работы, предложенная А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.

Они делят всю работу с родителями на 5 этапов.

1. Моделирование взаимодействия. При этом необходим учет особенностей каждой семьи, т.е.

индивидуальный подход. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:

— проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;

— изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

— использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;

— изучение запросов, нужд, интересов родителей;

— выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

— изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Благодаря этому смягчается жесткость управляющей системы во взаимодействии семьи и детского сада — педагогов и руководителей ДОО.

2. Установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с

установкой на деловое сотрудничество.

3. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

4. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании

дошкольника.

5. Объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и клубов.

В ходе такого взаимодействия создается и отрабатывается модель включения родителей в воспитательно-образовательное пространство ДОО. Она опирается на следующие принципы.

Единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Педагогическое просвещение предлагает родителям лишь общие знания о закономерностях развития и становления личности, предлагает доступные формы и методы эффективного взаимодействия с детьми. Педагогическое самообразование родителей позволяет выбрать наилучший способ общения с ребенком, усовершенствовать на практике приемы и способы взаимодействия в семье.

Многообразия форм работы с родителями. Суть данного принципа заключается в логическом дополнении коллективных форм повышения педагогической культуры семьи групповой и индивидуальной работой с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подходов.

Опоры ____________на положительный опыт семейного воспитания. Педагог в работе с семьей должен учитывать имеющийся в семье опыт и традиции воспитания, национальные и религиозные особенности,  и только на них строить программу дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

Предлагаю следующие формы работы детского сада с родителями.

День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников ДОО, родителей идетей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.

Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Например: «Индивидуальные особенности детей»,  «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать». Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно.

Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке: рисунки, лепка, аппликации и т.п.

Обзоры педагогической литературы. Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.

В работе с родителями следует учитывать, что только теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Необходимо научить их не только правильно ориентироваться

в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, но и продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, самим создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко

переходят в заинтересованное обсуждение. Значимость таких вечеров состоит не только в самих ответах, но также и в форме проведения. Они должны проходить как непринужденное , равноправное общение родителей и педагогов.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляют о проведении вечера. В течение этого времени педагоги, методисты, социально-психологическая служба ДОО собирают вопросы, группируют их, распределяют в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На таких вечерах желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и педагоги используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. Заранее сообщается время проведения вечера, предоставляется возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также родители могут сформулировать вопросы дома и вручить педагогу позже.

Индивидуальное консультирование. Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности развития, поведения, состояния здоровья и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение педагога по теме консультации и ответы на вопросы родителей.

В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.

Групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Они могут быть предложены и педагогом, например в соответствии со следующими

темами: «Нравственные основы  родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей»,

«Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной

жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.

Родительский семинар-практикум. Основная задача этой формы работы — расширение знаний

родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах

родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Родительские конференции. Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом

воспитания. Мысли, высказанные на конференции родителями и подкрепленные их же опытом,

приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических

вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.

Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.

Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности.

Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.

Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне,

почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.

Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать

формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех

участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог

— семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.

Проектная деятельность. Комплексная, интегрированная деятельность, участники которой по достижению цели автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах

жизни: производственных, личностных, социально-политических. Такая деятельность состоит из нескольких этапов, в которых распределяется участие родителей и детей:

— определение цели проекта;

— разработка плана движения к цели;

— сбор, накопление материала;

— включение в план проекта занятий, игр и других видов деятельности детей;

— разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения (как детьми, так

и взрослыми);

— презентация проекта.

При этом следует отметить, что изготовление детьми коллективных проектов создает условия для формирования и развития коммуникативных и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности, что воспитывает ответственность, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения, помогать тем, кому трудно что-либо сделать или найти способ самовыражения.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со взрослыми. Оценивается каждый этап реализации проекта. Учитывая, что проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, в книге о проекте отмечается участие в его реализации каждого ребенка и взрослого. При обсуждении проекта детям задают много вопросов, таких, как: «Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали вы что-нибудь, что вас удивило?». Постепенно такие проекты становятся традицией детского сада. При этом очень важно, что совместная проектная деятельность детей,

воспитателей и родителей может быть ориентирована на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс своих детей и на формирование настоящего сотрудничества с детским садом.

2.6.  Иные характеристики содержания рабочей программы воспитателя.

В средней группе ДОО реализуется программа, разработанная на основе общей образовательной программы детского сада,направленная на успешную социально-педагогическую адаптацию детей в условиях группы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

  1. Материально- техническое обеспечение рабочей программы воспитателя.

Центр конструирования:

Крупный строительный конструктор;

Средний строительный конструктор;

Деревянный, средних размеров конструктор;

Тематический строительный набор: замок, город, ферма.

Алгоритмы построения построек из конструктора.

Центр ПДД:

Светофор и элементарные дорожные знаки.

Макет детского сада с прилежащей территорией. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов.

Средний транспорт.

Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

Центр художественного творчества:

Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (6 цветов), гуашь, пластилин, цветная и белая бумага, картон, кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.

Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы.   Готовые формы для выкладывания и наклеивания. Магнитная доска, фланелеграф.

Альбом по ДПИ

Центр математического развития:

Крупная, средняя мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

Цифры от 1 до 5

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».

Доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

Разрезные предметные картинки, разделенные на 4-6 частей (по вертикали и горизонтали).

Набор табличек для сравнения.

Центр развития речи:

Наборы картинок для группировки, до 6 - 8 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

Серии из 6 - 8 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку (сказочной, социобытовой).

Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Книжный уголок: детская литература, подборки картинок.

Центр музыки:

Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.

Магнитофон.

Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты.

Физический центр:

Мячи большие, средние, малые.

Обручи.

Толстая веревка или шнур.

Флажки.

Гимнастические палки.

Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.

Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.

Кегли.

Мешочки с грузом малые (для бросания).

Скакалка.

Доска ребристая или дорожка ребристая.

Нетрадиционное спортивное оборудование.

Театральная зона:

Ширма большая; маленькая для настольного театра.

Картинки и фланелеграф.

Набор масок сказочных животных.

Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

Центр сюжетно – ролевых игр:

кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

Куклы: крупные, средние.

Коляска для кукол.

Машины: крупные, средние. Разные виды транспорта (воздушный, водный, наземный).

Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Строители», «Парикмахерская».

Экологический центр:

Комнатные растения подбираются с учетом следующих требований:

- поверхность и размер листьев (гладкие, опущенные, мелкие, с небольшими зубчиками и др.);

- способы очищения листьев (гладкие протирают тряпкой, мелкие опрыскивают, опущенные протирают влажной кисточкой и др.);

- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

- способов полива.

Рекомендованные растения: бегония, бальзамин, традесканция, алоэ, аспарагус, фикус.

Календарь наблюдения за погодой.

Игротека экологических развивающих игр.

Муляжи овощей и фруктов.

Реалистические игрушки-животные, иллюстрации животных (домашние и дикие их детеныши).

Необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.).

 Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве».

Коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания.

Игры и иллюстрации со сменой времен года. Альбомы и макеты: из чего сделаны предметы, цирк, зоопарк, достопримечательности родного города, российская армия, город, деревня, животные, рыбы, птицы, насекомые, фрукты, овощи, ягоды, грибы, комнатные растения, деревья.

3.2.        Обеспеченность методическими  материалами  и средствами  обучения  рабочей программы воспитателя.

Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми среднего возраста представляется на основе учебно-методического комплекса реализуемой в ДОО основной образовательной программы

  • Формирование элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина М.: Мозаика-Синтез, 2015
  • Ознакомление с предметным и социальным окружением  О.В. Дыбина М.: Мозаика-Синтез, 2015
  • Ознакомление с природой в детском саду О.А. Соломенникова М.: Мозаика-Синтез, 2015
  •  Развитие речи детей 4-5 лет. Программа методичнские рекомендации, конспекты занятий игры и упражнения. Авторы составители О.С.Ушакова,  Е.М. Струнина. –М.: Вентана –Граф, 2008.
  • Занятия по развитию речи  В.В. Гербова М.: Мозаика-Синтез, 2010
  • Конструирование из строительного материала  Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2015
  • Т.А.Тарасова, Л.С.Власова .Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2009.
  • Физическая культура в детском саду. Средняя группа. Пензулаева Л.И.  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  • Занятия по изобразительной деятельности Т.С.Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2008
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Серия «Цветные ладошки».И.А.Лыкова М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
  • Развитие игровой деятельности Н.Ф.Губанова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3.3.        Режим дня.

Дошкольное образовательное учреждение работает по пятидневной рабочей недели. Группа функционирует  в режиме полного дня ( 12 часового пребывания).

Теплый период времени.

Время

Основная деятельность

7.00-8.30

8.30-8.55

8.55-9.00

9.00-11.40

11.40-12.40

12.40-15.00

15.00-15.20

15.20-15.50

15.50-16.50

16.50-17.20

17.20-19.00

Прием детей, самостоятельная деятельность.Утренняя гимнастика на свежем воздухе

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к прогулке

Прогулка (образовательные ситуации, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность детей).

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, обед.

Подготовка ко сну, дневной сон.

Постепенный подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна.

Подготовка к полднику, полдник.

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах).

Непосредственная образовательная деятельность (художественное творчество, игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность.

Подготовка к ужину, ужин.

Подготовка к прогулке, прогулка ( индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность)

Уход домой.

Холодный период времени

Время

Основная деятельность

7.00-8.30

8.30-8.55

8.55-9.00

9.00-9.50

9.50-11.50

11.50-12.00

12.00-13.00

13.00-15.00

15.00-15.10

15.10-15.40

15.40-16.05

16.05-17.00

17.00-17.20

17.20-17.50

17.50-19.00

Прием детей, самостоятельная деятельность.

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Самостоятельная игровая деятельность

Организованная образовательная деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка.

Возвращение с прогулки, водные процедуры

Обед

Подготовка к дневному сну, сон.

Пробуждение, гимнастика после сна.

Подготовка к полднику, полдник.

Самостоятельная деятельность

Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах).

Возвращение с прогулки, водные процедуры

Подготовка к ужину, ужин

Непосредственная образовательная деятельность (художественное творчество, игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность.

Уход домой.

Объем образовательной нагрузки воспитанников  в соответствии СанПин

ООД

Средняя группа  4-5 лет.

Максимальная продолжительность непрерывной ООД

20 минут

Макимальный объем ООД в день

1-я половина

40 минут

2-я половина

После дневного сна

Не допускается

Максимальное количество ООД в неделю

12

Максимальные перерывы между ООД

10 минут

Проведение физкультурных минуток

Проводятся в середине ООД статического характера и между ООД

  1. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

     Музыкальное развлечение

            «День знаний»

Октябрь

Театральное представление

«Дорога на мельницу»

Музыкальное развлечение

«Ритмы осени»

Ноябрь

День матери

«Мама – мой самый лучший друг!»

Декабрь

Музыкальный праздник

«Волшебный Новый год»

Январь

Музыкальное развлечение

 «Зимняя сказка»

Февраль

Музыкальный праздник

«Это мой папа!»

Март

Праздник, посвященный Дню 8 Марта

«Говорю тебе спасибо, Мама!»

Март

Театрализованное представление

«Широкая масленица»

Апрель

Неделя театра

«Театральная палитра»

Апрель

Музыкальное развлечение

«Полет в космос»

Май

Праздник, посвященный Дню Победы

«Великий День Победы»

Май

Отчетный концерт

Июнь

Праздник, посвященный Дню защиты детей «Планета Детства»

Июль

Развлечение «Страна сказок»

Август

Спортивное развлечение «Будущие Олимпийцы»

Постоянно

Традиция поздравления детей с днем рождения

«День Рождения!»

3.5.        Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и

интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории

 развития.

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

1)  содержательно-насыщенной  –  включать  средства  обучения(в  том  числе технические  и  информационные), материалы(в  том  числе  расходные), инвентарь,  игровое, спортивное  и  оздоровительное  оборудование,  которые  позволяют  обеспечить  игровую, познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность  всех  категорий  детей, экспериментирование  с  материалами,  доступными  детям;  двигательную  активность,  в  том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

2)  трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3)  полифункциональной  –  обеспечивать  возможность  разнообразного  использования составляющих РППС(например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4)  доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными  возможностями  здоровья)  к  играм,  игрушкам,  материалам,  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5)  безопасной  –  все  элементы  РППС  должны  соответствовать  требованиям  по обеспечению  надежности  и  безопасность  их  использования,  такими  как  санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

При  проектировании  РППС  необходимо  учитывать  целостность  образовательного процесса  в  Организации,  в  заданных  Стандартом  образовательных  областях:  социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном,  спортивном  залах,  зимнем  саду,  изостудии,  театре  и  др.),  создаются условия  для  общения  и  совместной  деятельности  детей  как  со  взрослыми,  так  и  со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры  Организации,  а  также  к  играм,  игрушкам,  материалам,  пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

В  Организации  должна  быть  обеспечена  доступность  предметно-пространственной среды  для  воспитанников,  в том  числе  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и детей-инвалидов.

Для детей с ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования.

Предметно-пространственная  среда  Организации  должна  обеспечивать  условия  для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.

Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

В Организации должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В  Организации  могут  быть  созданы  условия  для  проведения  диагностики  состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная  среда  в  Организации  должна  обеспечивать  условия  для эмоционального  благополучия  детей  и  комфортной    работы  педагогических  и  учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры.  В  групповых  помещениях  и  на  прилегающих  территориях  должны  находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период

Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...

Рабочая программа воспитателя средней группы

рабочая программа составлена по ФГОС...

Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС

Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного  образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...

Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.

Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в  соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...