Рабочая программа воспитателя средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа воспитателя средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_srednyaya_gruppa_-.docx | 107.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Киселевского городского округа
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 30 августа 2016г. | Утверждаю Заведующий ДЕТСКИЙ САД 8 __________О.Н. Козик Приказ № от 30.08.2016 г. |
Рабочая программа воспитателя средней группы.
Срок реализации: 1 год.
Составители: Бауэр Наталья Николаевна
Павлова Светлана Александровна
Киселевский городской округ, 2016.
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка…………………………………………………..…3
- Цели и задачи реализуемые рабочей программой воспитателя …..….4
- Принципы и подходы формирования рабочей программы воспитателя……………………………………………………………….….5
- Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы воспитателя………………………………………………….…7
- Планируемые результаты освоения воспитанников рабочей программы воспитателя……………………………………………………………….....9
- Содержательный раздел
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях)………………………....…11
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателя…………………………………………………..20
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик………………………………………………………………………22
- Способы и направления поддержки детской инициативы……….……..23
- Особенности взаимодействия педагогического коллектива с воспитанниками дошкольного учреждения………………………..……24
- Иные характеристики содержания рабочей программы воспитателя...............................................................................................29
- Организационный раздел
- Материально- техническое обеспечение рабочей программы воспитателя…………………………………………………………………..31
- Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения рабочей программы воспитателя……………………………………….….72
- Режим дня…………………………………………………………..………..78
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий……...80
- Организация развивающей предметно-пространственной среды………81
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа средней группы спроектирована в соответствии:
- Основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 Киселевского городского округа;
- Положением о рабочей программе педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 Киселевского городского округа от 30.08.2016 года №96.
Программа соответствует нормам Федерального закоООДательства:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Рабочая программа средней группы является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности.
- Цели и задачи рабочей программы
Целью программы является создание социальных ситуаций развития личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция,творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Цели Программы реализуются через решение следующих задач:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
1.3. Принципы и подходы к организации образовательного процесса
В соответствии со ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного детства),
обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активноеучастие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации
программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что
Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров,
музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного
консультирования и др.).
8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы,
мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и
склонности.
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДОПрограмма предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности иориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основнуюобразовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в
современном мире, разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
1.4.Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы воспитателя
Средняя группа состоит из 27 воспитанников, при составлении ИОМ были выявлены нарушения в звукопроизношении, недостаточно развита мелкая моторика. Поэтому за основу разработки основной рабочей программы воспитателя были взяты следующие значимые характеристики.
Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность ребенка 4-5 лет |
На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. | Возраст 4 – 5 лет – это этап активного формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа), а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются речевые процессы, обучение математике, языку, чтению и письму. В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще недоступно), с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Влияние игры на личность ребенка огромна - формируется стиль взаимоотношений с другими людьми, проявляются определенные черты характера (активность-робость, склонность к лидерству, конфликтность, последовательность, упорство и т.п.). В игре раскрываются все коммуникативные качества ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая потом станет ведущей. Ребенок начинает учиться играя, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление.К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становиться предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу; совершенствованием восприятия; развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи; появлением познавательной мотивации. |
1.5. Планируемые результаты освоения воспитанников рабочей программы воспитателя
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях).
Социально-коммуникативное развитие.
В области социально- коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- развития компетентности в виртуальном поиске.
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям.
Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения-уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Способствуют развития у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод ( иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения , расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности.
У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально- коммуникативное развитие детей.
Взрослые создают в дошкольном образовательном учреждении различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно- развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развития у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.
Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения , исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитие речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принять на себя ответственность в соответствии с уровнем развития. Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе , веру в свои силы. Возможность внести свой в клад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия или действия детей комментариями.
В сфере развития игровой деятельности.
Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых , дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
Познавательное развитие.
В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
- развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей.
Взрослые создают насыщенную предметно- пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, а в возрасте 3-5 лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открыть явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если…то..». Уже в своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы- воздухом, водой, огнем, землей, светом, различными объектами живой и неживой природы и т.п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие природные явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере.
Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У ребенка формируются понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, пред ребенком открывается познавательная перспективадальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.
Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности.
Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и представляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.
Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названием улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.
Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.
Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах. Испытывая положительные эмоции от обращения с формами, количествами, числами, а так же с пространством и временем, ребенок не заметно для себя начинает еще до школы осваивать их математическое содержание.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями -радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связанно с социально- коммуникативно и речевым развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «с начала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и истории, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия ( спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т.п., осуществляя при этом речевое сопровождение.
Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движения спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами « две ноги и две руки» , «встать парами», « рассчитаться на первый и второй» , «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; « встаем в круг» и др.
Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), прилепки, конструирование и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль- о домике улитке, квадратный, треугольный-о рисунке дома с окнами и т.п.).
У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад, и т.п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности количества и величины: выявлять различные соотношения ( например, больше-меньше, толще-тоньше, длиннее-короче, тяжелее-легче и др.); применять основные понятия структурирующие время (например, до-после, вчера-сегодня-завтра, название месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов( например круглый, с углами, с таким-то количеством вершин и граней), о геометрических телах ( например, куб, цилиндр, шар).
У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т.п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития.
Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса, времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и маркировки числа( например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута автобуса).
Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно», устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше») использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»).
Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6-10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).
Развивается способность применять математические знания и умения в практических ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки сахара), в различных видах образовательной деятельности( например, чтобы разделить кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных областях.
Развитию математических представлений способствуют наличие соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения, сортировки, выкладывания последовательностей и т.п.
Речевое развитие.
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной деятельности является создание условий для:
- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка;
- приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
В сфере совершенствования разных сторон речи ребенка
Речевое развитие ребенка связано с умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умение слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т.д.
Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации6во время обсуждения детьми ( между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образовательной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество.
В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений.
Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.
У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно- эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий , различия и сходства, причинно- следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает «Это береза. Посмотри, у нее набухли почки и уже скоро появятся первые листочки».
Детям с низким уровнем речевого развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словом , но и с помощью жестикуляции или специальных средств. Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным произведениям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных произведений и песен, а также других материалов.
Художественно-эстетическое развитие.
В области художественно- эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.
Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности в воплощении художественного замысла.
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепка) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности ( танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре- языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации, передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Физическое развитие.
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения положительными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни.
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек , нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории ( горки, качели т.п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия , координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба здоровью выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия , организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.
- Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы воспитателя
Образовательная область |
Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности |
средний дошкольный возраст | ||
«Физическое развитие» | двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная | Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации проектов |
«Социально-коммуникативное" | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная | Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд |
«Познавательное развитие»
| Познавательно-исследовательская игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая | Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов |
«Речевое развитие» | Коммуникативная познавательно- исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения |
«Художественно-эстетическое развитие» | Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая | Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники, развлечения |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
В течение всего дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разныхвидах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого идетей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповойхарактер.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащениесодержания творческих игр, освоение детьми игровых умений.
Ситуации общения и накопления положительного социально-
эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненнуюпроблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой онипринимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербальногохарактера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) иимитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитательобогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает
детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытомдетей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявлениязаботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах(«Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на
события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающихпроблем.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и
применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике,
содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («Вгостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформлениехудожественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерскаякнигопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Началомастерской — это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета,воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом,звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательновключение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов
(«Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы втворческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов,составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, созданиепродуктов детского рукоделия и пр.
Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)—
форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающаяорганизацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческуюдеятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном илимузыкальном материале.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сегрегационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественнополезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельностидетей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшимисточником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельнаядеятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и вовторой половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в формесамостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору
детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно
соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;
постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие
сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих
небрежность, торопливость, равООДушие к результату, склонных не завершать работу;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок
действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто
намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с воспитанниками дошкольного учреждения.
Во взаимодействии педагогического коллектива с семьями воспитанников могут быть выделены следующие задачи:
— формировать у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей;
— согласовывать представления родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в ДОО и семье в процессе проведение проблемных семинаров;
— поставить специфические проблемы педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и подгрупповых консультаций;
— обучить родителей и воспитателей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения;
— развивать интеллектуальную и творческую инициативу детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Вышеперечисленные задачи реализуются в процессе разработке программы сотрудничества с родителями. При этом используется схема работы, предложенная А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.
Они делят всю работу с родителями на 5 этапов.
1. Моделирование взаимодействия. При этом необходим учет особенностей каждой семьи, т.е.
индивидуальный подход. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:
— проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;
— изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
— использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
— изучение запросов, нужд, интересов родителей;
— выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
— изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Благодаря этому смягчается жесткость управляющей системы во взаимодействии семьи и детского сада — педагогов и руководителей ДОО.
2. Установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с
установкой на деловое сотрудничество.
3. Формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.
4. Изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании
дошкольника.
5. Объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и клубов.
В ходе такого взаимодействия создается и отрабатывается модель включения родителей в воспитательно-образовательное пространство ДОО. Она опирается на следующие принципы.
Единства педагогического просвещения и самообразования родителей. Педагогическое просвещение предлагает родителям лишь общие знания о закономерностях развития и становления личности, предлагает доступные формы и методы эффективного взаимодействия с детьми. Педагогическое самообразование родителей позволяет выбрать наилучший способ общения с ребенком, усовершенствовать на практике приемы и способы взаимодействия в семье.
Многообразия форм работы с родителями. Суть данного принципа заключается в логическом дополнении коллективных форм повышения педагогической культуры семьи групповой и индивидуальной работой с родителями на основе дифференцированного и индивидуального подходов.
Опоры ____________на положительный опыт семейного воспитания. Педагог в работе с семьей должен учитывать имеющийся в семье опыт и традиции воспитания, национальные и религиозные особенности, и только на них строить программу дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
Предлагаю следующие формы работы детского сада с родителями.
День открытых дверей проводится совместными усилиями всех работников ДОО, родителей идетей и поэтому сплачивает их в единый коллектив.
Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Например: «Индивидуальные особенности детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать». Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно.
Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно донести до родителей необходимую педагогическую информацию. Всегда с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, представленные на специальной выставке: рисунки, лепка, аппликации и т.п.
Обзоры педагогической литературы. Родители чаще всего выступают в роли слушателей лекций и бесед. Очень важно приобщать их к первоисточникам знаний, раскрывать богатство психолого-педагогических мыслей, которые в них содержатся.
В работе с родителями следует учитывать, что только теоретических знаний недостаточно для успешного воплощения их в жизнь. Необходимо научить их не только правильно ориентироваться
в сложных педагогических ситуациях, находить способы педагогического взаимодействия и воздействия на детей, но и продуктивно применять уже имеющиеся педагогические знания, самим создавать необходимую в каждом конкретном случае педагогическую ситуацию, формирующую новый характер взаимоотношений родителей и ребенка в семье.
Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по самым разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко
переходят в заинтересованное обсуждение. Значимость таких вечеров состоит не только в самих ответах, но также и в форме проведения. Они должны проходить как непринужденное , равноправное общение родителей и педагогов.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляют о проведении вечера. В течение этого времени педагоги, методисты, социально-психологическая служба ДОО собирают вопросы, группируют их, распределяют в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На таких вечерах желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и педагоги используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. Заранее сообщается время проведения вечера, предоставляется возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также родители могут сформулировать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Индивидуальное консультирование. Основной задачей этого метода взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.
Групповое консультирование назначается педагогом для родителей, чьи дети имеют общие особенности развития, поведения, состояния здоровья и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение педагога по теме консультации и ответы на вопросы родителей.
В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми.
Групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Они могут быть предложены и педагогом, например в соответствии со следующими
темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей»,
«Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той или иной
жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.
Родительский семинар-практикум. Основная задача этой формы работы — расширение знаний
родителей о психологии воспитания, педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Супруги учатся воспринимать друг друга более адекватно, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. На семинарах-практикумах
родители вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Родительские конференции. Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом
воспитания. Мысли, высказанные на конференции родителями и подкрепленные их же опытом,
приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических
вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.
Определив тему конференции, воспитателю следует выяснить у родителей, кто из них имеет положительный опыт в воспитании, и помочь им подготовиться к обсуждению вопроса, дать возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе, отобрать факты, составить план выступления, порекомендовать литературу.
Круглый стол. Встречи за круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Помещение, где будет проводиться круглый стол, следует особо украсить, специально расставить мебель, выбрать музыкальное оформление, располагающее к откровенности.
Тематика встреч может быть различной. Можно предложить для обсуждения ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей.
Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне,
почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая практические советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Семейная гостиная — направление совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и детей с целью создания содружества единомышленников, которое будет способствовать
формированию взаимопонимания, толерантности, положительного эмоционального настроя всех
участников образовательного процесса. Такая форма работы направлена на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребенок — педагог
— семья»; атмосфера сотрудничества и сотворчества способствует повышению родительской компетентности, закреплению социального поведения семей.
Проектная деятельность. Комплексная, интегрированная деятельность, участники которой по достижению цели автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах
жизни: производственных, личностных, социально-политических. Такая деятельность состоит из нескольких этапов, в которых распределяется участие родителей и детей:
— определение цели проекта;
— разработка плана движения к цели;
— сбор, накопление материала;
— включение в план проекта занятий, игр и других видов деятельности детей;
— разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения (как детьми, так
и взрослыми);
— презентация проекта.
При этом следует отметить, что изготовление детьми коллективных проектов создает условия для формирования и развития коммуникативных и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности, что воспитывает ответственность, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения, помогать тем, кому трудно что-либо сделать или найти способ самовыражения.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со взрослыми. Оценивается каждый этап реализации проекта. Учитывая, что проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, в книге о проекте отмечается участие в его реализации каждого ребенка и взрослого. При обсуждении проекта детям задают много вопросов, таких, как: «Узнали вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали вы что-нибудь, что вас удивило?». Постепенно такие проекты становятся традицией детского сада. При этом очень важно, что совместная проектная деятельность детей,
воспитателей и родителей может быть ориентирована на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс своих детей и на формирование настоящего сотрудничества с детским садом.
2.6. Иные характеристики содержания рабочей программы воспитателя.
В средней группе ДОО реализуется программа, разработанная на основе общей образовательной программы детского сада,направленная на успешную социально-педагогическую адаптацию детей в условиях группы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
- Материально- техническое обеспечение рабочей программы воспитателя.
Центр конструирования:
Крупный строительный конструктор;
Средний строительный конструктор;
Деревянный, средних размеров конструктор;
Тематический строительный набор: замок, город, ферма.
Алгоритмы построения построек из конструктора.
Центр ПДД:
Светофор и элементарные дорожные знаки.
Макет детского сада с прилежащей территорией. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов.
Средний транспорт.
Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.
Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).
Центр художественного творчества:
Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (6 цветов), гуашь, пластилин, цветная и белая бумага, картон, кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.
Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы. Готовые формы для выкладывания и наклеивания. Магнитная доска, фланелеграф.
Альбом по ДПИ
Центр математического развития:
Крупная, средняя мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.
Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.
Цифры от 1 до 5
Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».
Доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).
Разрезные предметные картинки, разделенные на 4-6 частей (по вертикали и горизонтали).
Набор табличек для сравнения.
Центр развития речи:
Наборы картинок для группировки, до 6 - 8 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
Серии из 6 - 8 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку (сказочной, социобытовой).
Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Книжный уголок: детская литература, подборки картинок.
Центр музыки:
Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.
Магнитофон.
Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты.
Физический центр:
Мячи большие, средние, малые.
Обручи.
Толстая веревка или шнур.
Флажки.
Гимнастические палки.
Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.
Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.
Кегли.
Мешочки с грузом малые (для бросания).
Скакалка.
Доска ребристая или дорожка ребристая.
Нетрадиционное спортивное оборудование.
Театральная зона:
Ширма большая; маленькая для настольного театра.
Картинки и фланелеграф.
Набор масок сказочных животных.
Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).
Центр сюжетно – ролевых игр:
кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.
Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.
Куклы: крупные, средние.
Коляска для кукол.
Машины: крупные, средние. Разные виды транспорта (воздушный, водный, наземный).
Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Строители», «Парикмахерская».
Экологический центр:
Комнатные растения подбираются с учетом следующих требований:
- поверхность и размер листьев (гладкие, опущенные, мелкие, с небольшими зубчиками и др.);
- способы очищения листьев (гладкие протирают тряпкой, мелкие опрыскивают, опущенные протирают влажной кисточкой и др.);
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива.
Рекомендованные растения: бегония, бальзамин, традесканция, алоэ, аспарагус, фикус.
Календарь наблюдения за погодой.
Игротека экологических развивающих игр.
Муляжи овощей и фруктов.
Реалистические игрушки-животные, иллюстрации животных (домашние и дикие их детеныши).
Необходимый материал для развития трудовых навыков (лейки для полива, пластмассовые ведерки и др.).
Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Кто, где живет», «Времена года», «Что растет на огороде, что на дереве».
Коллекция сюжетных и предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Игрушки», иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания.
Игры и иллюстрации со сменой времен года. Альбомы и макеты: из чего сделаны предметы, цирк, зоопарк, достопримечательности родного города, российская армия, город, деревня, животные, рыбы, птицы, насекомые, фрукты, овощи, ягоды, грибы, комнатные растения, деревья.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения рабочей программы воспитателя.
Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми среднего возраста представляется на основе учебно-методического комплекса реализуемой в ДОО основной образовательной программы
- Формирование элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Ознакомление с предметным и социальным окружением О.В. Дыбина М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Ознакомление с природой в детском саду О.А. Соломенникова М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Развитие речи детей 4-5 лет. Программа методичнские рекомендации, конспекты занятий игры и упражнения. Авторы составители О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. –М.: Вентана –Граф, 2008.
- Занятия по развитию речи В.В. Гербова М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Конструирование из строительного материала Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2015
- Т.А.Тарасова, Л.С.Власова .Я и мое здоровье. Программа, методические рекомендации и практические разработки по воспитанию здорового образа жизни детей дошкольного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2009.
- Физическая культура в детском саду. Средняя группа. Пензулаева Л.И. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Занятия по изобразительной деятельности Т.С.Комарова, М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Серия «Цветные ладошки».И.А.Лыкова М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
- Развитие игровой деятельности Н.Ф.Губанова М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3.3. Режим дня.
Дошкольное образовательное учреждение работает по пятидневной рабочей недели. Группа функционирует в режиме полного дня ( 12 часового пребывания).
Теплый период времени.
Время | Основная деятельность |
7.00-8.30 8.30-8.55 8.55-9.00 9.00-11.40 11.40-12.40 12.40-15.00 15.00-15.20 15.20-15.50 15.50-16.50 16.50-17.20 17.20-19.00 | Прием детей, самостоятельная деятельность.Утренняя гимнастика на свежем воздухе Подготовка к завтраку. Завтрак. Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к прогулке Прогулка (образовательные ситуации, игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры, самостоятельная деятельность детей). Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду, обед. Подготовка ко сну, дневной сон. Постепенный подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна. Подготовка к полднику, полдник. Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах). Непосредственная образовательная деятельность (художественное творчество, игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность. Подготовка к ужину, ужин. Подготовка к прогулке, прогулка ( индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность) Уход домой. |
Холодный период времени
Время | Основная деятельность |
7.00-8.30 8.30-8.55 8.55-9.00 9.00-9.50 9.50-11.50 11.50-12.00 12.00-13.00 13.00-15.00 15.00-15.10 15.10-15.40 15.40-16.05 16.05-17.00 17.00-17.20 17.20-17.50 17.50-19.00 | Прием детей, самостоятельная деятельность. Подготовка к завтраку. Завтрак. Самостоятельная игровая деятельность Организованная образовательная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, водные процедуры Обед Подготовка к дневному сну, сон. Пробуждение, гимнастика после сна. Подготовка к полднику, полдник. Самостоятельная деятельность Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах). Возвращение с прогулки, водные процедуры Подготовка к ужину, ужин Непосредственная образовательная деятельность (художественное творчество, игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность. Уход домой. |
Объем образовательной нагрузки воспитанников в соответствии СанПин
ООД | Средняя группа 4-5 лет. | |
Максимальная продолжительность непрерывной ООД | 20 минут | |
Макимальный объем ООД в день | 1-я половина | 40 минут |
2-я половина | После дневного сна Не допускается | |
Максимальное количество ООД в неделю | 12 | |
Максимальные перерывы между ООД | 10 минут | |
Проведение физкультурных минуток | Проводятся в середине ООД статического характера и между ООД |
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Музыкальное развлечение «День знаний» |
Октябрь | Театральное представление «Дорога на мельницу» Музыкальное развлечение «Ритмы осени» |
Ноябрь | День матери «Мама – мой самый лучший друг!» |
Декабрь | Музыкальный праздник «Волшебный Новый год» |
Январь | Музыкальное развлечение «Зимняя сказка» |
Февраль | Музыкальный праздник «Это мой папа!» |
Март | Праздник, посвященный Дню 8 Марта «Говорю тебе спасибо, Мама!» |
Март | Театрализованное представление «Широкая масленица» |
Апрель | Неделя театра «Театральная палитра» |
Апрель | Музыкальное развлечение «Полет в космос» |
Май | Праздник, посвященный Дню Победы «Великий День Победы» |
Май | Отчетный концерт |
Июнь | Праздник, посвященный Дню защиты детей «Планета Детства» |
Июль | Развлечение «Страна сказок» |
Август | Спортивное развлечение «Будущие Олимпийцы» |
Постоянно | Традиция поздравления детей с днем рождения «День Рождения!» |
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории
развития.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательно-насыщенной – включать средства обучения(в том числе технические и информационные), материалы(в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
2) трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС(например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.
Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области необходимо следующее.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создаются условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Дети должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
В Организации должна быть обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для детей с ограниченными возможностями в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования.
Предметно-пространственная среда Организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей.
Для этого в групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.
В Организации должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.
В Организации могут быть созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.
Предметно-пространственная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...
Рабочая программа воспитателя средней группы (образовательный паспорт группы).
Рабочая программа воспитателясредней группы (образовательный паспорт группы) СодержаниеI. Общая информация1. Сведения о группе...