МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Основная задача методической службы - придать педагогической деятельности инновационную направленность, включить педагогов в творческий процесс передачи или использования передового опыта воспитания, обучения и развития дошкольников.
С целью создания творческой команды педагогов, готовой к инновационной педагогической деятельности в ДОУ был проведен управленческий проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsiya.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение ФГОС дошкольного образования обусловило возрастающие требования к качеству образования и педагогическому профессионализму педагогов. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в соответствии с новой образовательной системой. В связи с этим, основная задача методической службы - придать педагогической деятельности инновационную направленность, включить педагогов в творческий процесс передачи или использования передового опыта воспитания, обучения и развития дошкольников.
С целью создания творческой команды педагогов, готовой к инновационной педагогической деятельности в ДОУ был проведен управленческий проект.
Процесс вовлечения педагогов в инновационную деятельность строился с учетом уровня их образования, стажа работы, квалификации, степени готовности к нововведениям, испытуемых затруднений.
На подготовительном этапе с педагогами была проведена «Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива». Результаты проведенного мониторинга показали, что уровень восприятия педагогическим коллективом новшеств - допустимый. Однако его квалификационная готовность к освоению новшеств находилась на критическом уровне, К=0,33 (38 % педагогов имели опыт работы 1-2 года и всего 33% педагогов имели квалификационную категорию). Вместе с тем, педагогический коллектив мотивирован на освоение нововведений, однако у некоторых педагогов имеются антиинновационные барьеры, препятствующие освоению новшеств. 10% педагогов воспринимают новое только тогда, когда его воспринимает большинство. Остальные педагоги интересуются новшествами, считают внедрение нововведений целесообразными или воспринимают их умеренно, и в тоже время не хотят быть в числе последних.
Исследование уровня профессионального «выгорания» показало, что у нас нет педагогов в состоянии эмоционального истощения, хотя для 15 % педагогов характерно проявление в легкой форме признаков – деперсонализации, т.е. они переживают отсутствие эмоциональной вовлеченности в отношения с коллегами, в профессиональные творческие дела, но не ищут способы включения в них.
С учетом полученных результатов был разработан управленческий проект и определены задачи: вовлечь в инновационную деятельность как можно больше педагогов, совершенствовать их профессиональную и ИКТ – компетентность.
На первом этапе работы по проекту мы изучили теоретические основы инновационных процессов, составили Программу развития инновационного потенциала педагогического коллектива МБДОУ, спрогнозировали результаты и возможные риски, создали информационное поле в методическом кабинете, обеспечили педагогов дошкольного учреждения доступом к Интернету, что позволило им во время самоподготовки использовать «всемирный опыт во всемирной паутине».
На втором этапе работы по проекту провели апробацию системы методов мотивации к инновационной деятельности, а так же провели педсоветы, консультации, семинары, мастер-классы по инновационным формам работы.
Чтобы найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть формализм и пассивность многих педагогов использовали инновационные активные формы проведения методических мероприятий, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог. Эффективной формой работы с педагогами стало проведение семинаров в нетрадиционной форме: деловой игры, методического театра, аукциона педагогических идей.
На семинаре в форме аукциона педагогических идей педагоги выступили в роли аукционеров и представили свои лоты – педагогические идеи, заранее подготовленные, по формированию здоровья у воспитанников. Лоты - творение авторов: разработки проектов, конспектов непосредственно образовательной деятельности, родительских собраний в нетрадиционной форме; изготовили нестандартное физкультурное оборудование, дидактические пособия и другое. Педагоги могли приобрести лоты друг у друга, ответив на вопросы аукционера. За торгами следил аукционист – заведующая и определяла победителя торгов.
Семинар, проведенный в такой нетрадиционной форме, стимулировал педагогов к творчеству и саморазвитию, а основной результат аукциона – их профессионально-личностный рост, появление новых идей, установление деловых и творческих контактов с коллегами.
Особого интереса заслуживают творческие личностно-ориентированные технологии – методические театры, суть которых состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного документа, события. Во время работы по проекту в детском саду прошел семинар – практикум в форме методического театра, на котором педагоги представили сказку «Планирование тематической недели в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Чтобы научить педагогов мыслить, во время проведения деловых игр я использовала Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (мысленно) педагог играл определенную роль, которая ей соответствовала, смотрел на себя со стороны, а на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, менялись роли, ракурс рассмотрения вопроса. Метод этот тем хорош, что его можно применять при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций), как удобный способ управлять мышлением и переключать его.
На втором этапе работы по проекту были созданы творческие группы для решения различных воспитательно-образовательных вопросов:
Постоянно действующие. 1.Создание и выпуск внутрисадовской газеты для родителей «Тополек – территория счастливого детства». 2.Ведение сайта ДОУ.
Временно созданные. 1.Подготовка к конкурсу педагогического мастерства. 2.Проектная группа. 3. Группа информационной поддержки. (Так как ИК технологиями владели лишь 20% педагогов).
Делегирование полномочий в творческих группах позволило поднять уровень самооценки некоторых педагогов, дало им возможность проявить свои организаторские способности.
После проведенной консультационной работы, посещения мастер-класса, на котором изучили этапы проектной деятельности с детьми разных возрастных групп, был проведен конкурс на лучший образовательный проект среди всех педагогов ДОУ. Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Педагогами детского сада были проведены проекты: исследовательско-творческий «Наши младшие друзья», информационно-творческий «Расти здоровым, малыш!» в младших группах; творческо-речевой «Наши добрые сказки» в средней группе; познавательно-исследовательский «Волшебный четырехугольник», познавательно-речевой «Осторожно-огонь» в старших группах; исследовательско-творческий «Удивительный мир профессий» в подготовительной к школе группе. В методическом кабинете оформлена папка с методическими паспортами и материалами вышеперечисленных проектов.
Итоги работы в данном направлении показали, что проектную деятельность освоили 90%, а применяют ее регулярно 40 % педагогов.
Работа по созданию творческой активной команды педагогов дала свои положительные результаты.
За время реализации общесадовского проекта увеличился процент педагогов, желающих представить свой опыт в публикациях, участвовать в конкурсах, проектах, педагоги стали создавать свои персональные сайты.
У педагогических работников повысилась мотивационная готовность к инновационной деятельности: появилось желание проверить инновации на практике, потребность в новизне, в достижении высоких результатов, в самовыражении и самосовершенствовании; квалификационная подготовка педагогов увеличилась в 2 раза, К=0,66, что соответствует допустимому уровню.
Одна из первых удач - это участие в республиканском конкурсе «Воспитатель года – 2015», где воспитатель Пахомова Н.А. стала призером.
В городском конкурсе «Воспитатель года -2016», воспитатель Суханова Н.Н. стала призером (II место).
Ежегодно на базе ДОУ проходят выездные практические занятия для слушателей курсов повышения квалификации ГБУ ДПО РА АРИПК, где наши педагоги демонстрируют открытые показы непосредственно образовательной деятельности, мастер-классы, делятся авторскими находками и всем тем, что помогло им достичь наилучших результатов в педагогической деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что построенная таким образом поэтапная работа с педагогическими кадрами, приводит к повышению и совершенствованию уровня мастерства педагогов, сплачивает коллектив педагогов, повышает имидж профессии педагог, вызывает поиск новых подходов в работе, желание быть увиденным и услышанным, повышает мотив для профессионального, творческого и личностного роста.
Использованная литература
1.Деркунская В.А.. Проектная деятельность дошкольников.- Москва: Центр педагогического образования, 2013.- 144с.
2. Любомирская Э.Г. Семинар-практикум в форме методического театра// Дошкольное воспитание. -2015.-№ 12-с.95.
3. Ноздрина Е. Эффективный менеджмент – залог успешного внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс.//Дошкольное воспитание.-2014.-№ 2-с.105 -110.
4. Миленко В. Как помочь воспитателю расти? //Дошкольное воспитание.-2014.-№ 2-с.111 -112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
В данной презентации проходит сравнение ФГТ и ФГОС...
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....
Доклад. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ...
СТАТЬЯ "ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
В статье рассматривается понятие детская субкультура...
Инновационный проект: «Использование конструктора «Фанкластик» в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Конструирование дает возможность объединить игру с экспериментированием, активизировать мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, расширяет кругозор, познав...