Патриотическое воспитание дошкольников на примере родного края
статья на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»-структурное подразделение детский сад.
«Патриотическое воспитание дошкольников на примере
истории родного края »
Подготовила: воспитатель
Спицына Оксана Борисовна.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Раньше уделялось большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, в последнее время, к сожалению, вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Наша задача, как педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, родному селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.
В нашем детском саду мы осуществляем тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В этом нам помогают спортивные и фольклорные праздники с участием родителей.
Мы знакомились с родословной семьи. Так возникли семейные проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Происхождение фамилии». Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, в благоустройстве территории детского сада.
Детский сад - вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. Мы воспитываем у детей уважение к труду тех, кто их лечит, кормит, воспитывает, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, мы стараемся помочь детям понять смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Также учим беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.
Необходимо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.
Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному селу. Мы знакомимся с достопримечательностями нашего села, памятными местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами.
Любить своё село – значит и любить природу .Через экскурсии и прогулки в парк, на стадион мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства мы организовываем их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами.
Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной. Мы расширяем представления детей о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
В нашей группе есть уголок национальной культуры, в котором собран материал по ознакомлению детей с родным краем, селом, страной, с иллюстрациями и фотографиями. Дети с удовольствием играют с куклами в национальных костюмах, играют в дидактические игры.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводим детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками старшего возраста мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев Великой Отечественной войны. Доброй традицией стало проводить конкурс рисунков, поделок к празднику День Победы. Ребята из цветной бумаги изготавливают цветы для возложения к памятнику погибшим воинам. А также принимаем активное участие в праздниках, которые проходят сельском ДК.
В своей работе я широко использую все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает у дошкольников любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"
В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....
Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...
Патриотическое воспитание дошкольника через природу родного края (старшая группа).
Его весной и летомМы видели одетым,А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки,Но зимние метелиВ меха его одели.О чем эта загадка?Это дерево....
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»
Воспитание начинается с дошкольного возраста...
«Патриотическое воспитание дошкольников на примере родного края».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. В связи с этим проблема патриотического воспитания д...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...