Консультация для воспитателей "Как повысить стрессоустойчивость педагога"
консультация на тему

Бондарева Мария Александровна

Стресс - неизбежный спутник жизни человека. Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Существуют способы, с помощью которых мы в силах ослабить как стресс, вызванный окружением, так и собственные реакции на внешние воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как повысить стрессоустойчивость педагога

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его.

 Профессиональное выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагогический работник почти не ощущает симптомов, поэтому первыми изменения в его поведении замечают коллеги. Одной из важных характеристик личности, позволяющих противостоять профессиональному выгоранию, является стрессоустойчивость.

О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей — значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается — значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» профессиональный стресс педагогов на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувства угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером. Но при этом он все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.

 Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический), а также крепкий сон. В повседневной суете важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, участвуйте в походах… Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение.

 Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.

Важно помнить, что стрессоустойчивость педагога — это врожденное качество, оно хорошо поддается тренировке. Чтобы педагогический работник не оказывал негативного влияния на тех, с кем он общается, и мог жить в мире с самим собой, ему следует разобраться со своими проблемами — то есть начать с себя. Преодолеть профессиональный стресс педагогов помогут несколько простых упражнений:

Упражнение «Проблема»

 Выберите место и время, когда никто не будет вас отвлекать. Сядьте, закройте глаза, не обращая внимания на посторонние звуки. Представьте проблемную ситуацию, которая вас беспокоит. Поместите эту ситуацию в воображаемое зеркало или на экран телевизора. Вы выступаете в качестве зрителя (хотя и можете быть в составе действующих лиц на экране или в зеркале). Если перед вами стоит неразрешимая проблема, и вы чувствуете, что не в состоянии адекватно на нее реагировать, выполняйте упражнение «Проблема» в течение 10–15 минут. Включите в «картинку» своих ближайших друзей и родственников. Постепенно расширьте экран, помещая в него соседей по площадке, подъезду. Представьте дом, в котором вы живете, затем район, поселок или город и всех его жителей. Еще расширьте картинку, охватив взглядом страну, а затем и весь земной шар — с морями и континентами, множеством людей, живущих на планете. Еще больше увеличьте фокус зрения, посмотрите, как Земля вращается вокруг Солнца вместе с другими планетами. Почувствуйте, что Солнечная система — одна из многих подобных систем в Галактике, а таких галактик во Вселенной великое множество. Удерживая в воображении картинку холодного, величественного и бесконечного космоса, вернитесь к вашей проблеме и постарайтесь ее сформулировать одним коротким предложением. Из глубин бесконечной Вселенной ваша проблема уже не кажется столь гигантской — вы в состоянии успешно ее решить и преодолеть профессиональный стресс педагогов.

Упражнение «В светлом луче»

 Представьте, что над вашей головой сквозь тучи и темноту прорезается светлый и теплый (но не обжигающий) луч. Он освещает все пространство вокруг вашей головы и макушку, затем медленно продвигается вниз, освещая и согревая ваше лицо, шею, плечи, грудь. Под его ровным теплым светом расправляется суровая складка у вас между бровей, морщинки возле глаз разглаживаются, разжимаются челюсти, исчезает напряжение в области рта, расслабляется подбородок, шея выпрямляется навстречу свету, плечи расправляются, грудь дышит легко и свободно. Когда свет и тепло достигнут области сердца, прочувствуйте, что внутри вас есть свой источник света. Оставаясь в луче верхнего света, присоединяя к нему ваш собственный свет, распространите их действие на все тело до кончиков пальцев ног. Почувствуйте, как теплая волна медленно освобождает все ваши органы от внутреннего напряжения, они становятся легкими и подвижными, а вы чувствуете уверенность в себе, спокойствие и свободу. Если вам кажется, что вас преследуют неудачи, и вы очень напряжены, упражнение «В светлом луче» поможет вам расслабиться. Выполнять его нужно в течение 3–5 минут.

Упражнение «Прощай, плохое настроение»

Возьмите лист бумаги и цветные карандаши, фломастеры или краски. Расслабленной рукой рисуйте линии, фигуры и пятна на листе, отображая цветом ваше настроение. После того как весь лист будет изрисован, переверните его на другую сторону и напишите, не задумываясь, 8–10 слов, характеризующих ваше настроение. Переверните рисунок, всмотритесь в «портрет» вашего настроения, затем перечитайте его описание. После этого разорвите лист (и вместе с ним — ваше настроение) на мелкие кусочки, скомкайте и выбросьте в корзину. Больше у вас нет плохого настроения, а хорошее не заставит себя долго ждать.

Упражнение «Браслет от негативных мыслей»

 Бывает, что вы ловите себя на пугающей мысли: «А вдруг… А что, если…». Гнетущие мысли — предвестники надвигающейся эмоциональной бури. От них нужно избавляться в целях профилактики стресса. «Но как? — спросите вы. — Они полностью мной завладевают, я не могу ни о чем другом думать». Выход есть: нужно вырабатывать позитивные рефлексы.

Если у вас профессиональный стресс педагогов, вы поссорились с коллегами, упражнение «Прощай, плохое настроение» поможет вам освободиться от неприятного осадка и успокоиться.

 Соорудите себе браслет из резинки — подойдет мягкая резинка для волос или обычная бельевая. Наденьте браслет на запястье и, как только в вашей голове начнет пульсировать тревожная мысль, посильнее оттяните резинку и, отпуская, скажите: «Не бывать этому!» Неприятные ощущения, которые вы испытаете, со временем полностью избавят вас от негативных мыслей. Не снимайте браслет сразу, пусть он вам напоминает о вашей победе над собственными страхами.

Упражнение «Полый цилиндр»

 Встаньте на пол, ноги поставьте на ширине плеч, руки вытяните вперед ладонями вверх. Поднимитесь на носки, прогибая спину и вытягивая руки вверх и назад. Вообразите внутри себя полый цилиндр и соберите в него все, что вас беспокоит: обидные замечания начальника, оскорбления в общественном транспорте, конфликты в семье, ссоры с друзьями — любую несправедливость в ваш адрес необходимо мысленно поместить в цилиндр, а затем выдохнуть через широко раскрытый рот. После этого, как правило, стресс сразу же ослабевает, вы расслабляетесь и испытываете ощущение комфорта.

Советы психолога:

  • Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции.
  • На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
  • Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе (ой, как сложно)
  • Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали.
  • Регулярно меняйте обстановку.
  • Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).

Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают. 
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.


3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.


5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.


6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.


7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.


8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.


9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что 
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутра радость.

 

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

 

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической стрессоустойчивости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов ГБДОУ детский сад №1 Выборгского района Санкт –Петербурга Подготовила: Бондарева М.А п едагог-психолог 2017

Слайд 2

Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что вызывает профессиональный стресс педагогов. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак, гипертония и различные сердечно – сосудистые заболевания.

Слайд 3

Признаки стресса физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.); эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая слезливость и т.д.); поведенческие (злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.) Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям. Научившись воспринимать даже слабые сигналы собственного организма, мы можем помочь себе лучше разобраться в источниках стрессов, не допустить появления серьёзных симптомов и облегчить себе борьбу со стрессовым состоянием.

Слайд 4

Существует теория пяти уровней защиты от стресса Первый уровень защиты – это центральная нервная система взрослого человека. Простой пример: начальник вам что-то резкое сказал, но вы в хорошем ресурсном состоянии. И вы думаете: наверное, не с той ноги встал, ну и бог с ним. То есть на уровне центральной нервной системы сработало осознание, сработал эмоциональный интеллект. Второй уровень – вегетативная нервная система. Если я истощена, на уровне центральной нервной системы защита не работает: мне что ни скажи, я в слезы! Но я могу прийти домой, погулять с собакой, пожаловаться мужу, поиграть с детьми, лечь поспать, утром просыпаюсь – все отлично! Что происходит во сне? Активируется вегетативная нервная система, включаются механизмы восстановления. Если я утром проснулась и у меня все хорошо, значит, вегетативная нервная система со стрессом справилась. И это не обязательно сон: медитация, йога, массаж – любое действие, когда мы уходим в состояние расслабления.

Слайд 5

Но если утром я чувствую, что все по-прежнему плохо? Тогда, скорее всего, стресс перешел на третий уровень , на уровень иммунной системы. Например, человек начинает болеть. Вот он живет, живет, стиснув зубы, потом раз – и грипп. Или уехал в отпуск, и вдруг температура 38. Это значит, что стресс копится, но мы его не замечаем, а когда чуть-чуть расслабляемся, например, на отдыхе, иммунитет говорит: «Вот сейчас я начну бороться со стрессом!» Это тоже еще, в принципе, неплохо. А вот два следующих уровня тяжелые. На функциональном уровне нарушается работа систем организма, возникают хронические заболевания. Нейроученый Ричард Дэвидсон и его коллеги установили, что и астма, и некоторые воспалительные процессы – именно психосоматика . А затем стресс переходит на клеточный уровень . Есть версия, что рак тоже в какой-то мере стрессовая клеточная реакция.

Слайд 6

Профессиональные стрессы Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия. В любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них: неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка; конфликт с начальником или коллегами; недостаточная квалификация; чувство перегруженности работой, переутомляемость ; слишком высокая или слишком низкая ответственность; скука и т.д.

Слайд 7

Как снять профессиональные стрессы Ослабить преподавательский стресс можно, если: Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки. Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные. Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению. Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Слайд 8

Способы борьбы со стрессом Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.). Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению. Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.). Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.). Лекарственные настои. Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных). Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием). Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

Слайд 9

Советы психолога Расходуйте свои энергетические резервы аккуратно. Избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. 2. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо. 3. Уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра. В выходные забудьте о работе 4. Соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали. 5. Регулярно меняйте обстановку. 6. Найдите себе увлечение (фитнес, танцы, языковые курсы и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Как повысить стрессоустойчивость"

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость» Цель консультации: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и ...

"Как повысить стрессоустойчивость"

Консулькация для педагогов "Как повысить стрессоустойчивость"...

Как повысить стрессоустойчивость педагогов?

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ....

Как повысить стрессоустойчивость педагогов.

Педагогическая профессия отличается высокой эмоциональной насыщенностью и сложностью межличностного общения. Чтобы избежать длительного пребывания в состоянии стресса, необходимо уметь снима...

Памятка для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость»

Памятка для педагога «Как повысить  стрессоустойчивость»        Важно помнить, что стрессоустойчивость – это врожденное качество, оно хор...