Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ».
консультация на тему

Федорова Ирина Вячеславовна

           Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

           В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним  предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А  о здоровье можно говорить не только  при  отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

          Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospititatelzdorovesber_sreda_v_dou.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающая среда в ДОУ».

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

           В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним  предъявляются весьма высокие требования, соответствовать  которым могут только здоровые дети. А  о здоровье можно говорить не только  при  отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

          Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. 

        Здоровье – не все, но ВСЕ без здоровья ничто! Если есть здоровье – ребенок радуется, спокойно живет, ходит в детский сад.

        Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.

        От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей .
       Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
     
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и  благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
     
Приоритетным направлением  деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является:

  • создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка;
  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

        Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание.
  3. Организация оздоровительной  работы с детьми.
  4. Создание здоровьесберегающего пространства.
  5. Использование  здоровьесберегающих технологий.

  1. При проведении педагогического процесса важно  соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Проводится влажная уборка,  организуется сквозное  проветривание (в отсутствие детей), поддерживается температурный режим воздуха. Основные помещения дошкольных групп имеют естественное и искусственное  освещение.   Мебель для воспитанников подобрана в соответствии  их росту и промаркирована.

  1. Режим дня детей в дошкольных группах разрабатывается  с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). Расписание НОД составляется для каждой группы детей в соответствии с возрастом. Продолжительность перерывов между занятиями составляет 10 мин.  На каждом занятии обязательно проводятся физминутки или динамические паузы.

В детском саду соблюдается рациональный двигательный режим; физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений. 

 Но в этом году не проводится час двигательного творчества, хотя зал занят не во все дни. Гимнастика после дневного сна в старших группах, которая всегда проводилась в прошлые годы, также благополучно забыта.
 Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе.

     3.  В детском саду проводятся оздоровительные мероприятия:

- правильная организация прогулок и их длительность (прогулки должны проходить в любую погоду, за исключением сильного дождя, ветра, Т ниже 15 ). Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате дети одевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей;

- соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями);

- облегченная одежда в детском саду.

      Питание детей 4-х разовое, осуществляется на основании 10-ти дневного меню. Продукты всегда свежие, поступают с сертификатами качества, хранятся в соответствии с инструкцией по хранению продуктов. Создана бракеражная комиссия, которая отвечает за качество приготовленной пищи.

4. Здоровьесберегающая среда создана с учетом индивидуально-дифференцированного  подхода.  В учреждении функционируют физкультурный зал,  игровые комнаты,    медицинский и процедурный кабинеты,спортивная площадка.  В каждой  группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности.

        Уголки оснащены оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Все приобретенное и изготовленное самостоятельно оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, эстетично выполнено и безопасно в использовании.

В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

        Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в группах используется  нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия.  Дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. 

6. Особое внимание необходимо уделять обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных здоровьесберегающих приемов и технологий:

Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – воспитатели. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем, учителем-логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна, во время гимнастики.  

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели.

Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,  в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизниНа занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. 
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая среда ДОУ согласно ФГОС ДО».

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество....

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Воспитатель: Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Лялюшкина А.П.МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...