Тематический контроль "Взаимодействие с семьёй"
методическая разработка на тему
МАтериал предназначен для старших воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План тематического контроля | 14.02 КБ |
Карта анализа | 12.97 КБ |
Анкетирование | 29.58 КБ |
Анализ уровня проведения родительского собрания | 12.01 КБ |
Аналитическая справка | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
тематического контроля
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве ДОУ»
Цель: определить уровень взаимодействия детского сада и семьи в формировании взрослых отношений, основанных на принципах гуманно-личностной педагогики, через реализацию современной модели образования.
Срок проведения: с 20 марта 2017г. по 24 марта 2017г.
План-график тематической проверки
№ п/п | Вопросы контроля | Методика | Дата |
1 | Содержание, оформление наглядной информации для родителей | Посещение групп. Анализ информации в родительских уголках | 20 марта |
2 | Планирование работы с семьёй | Анализ календарных и перспективных планов работы с родителями | 21 – 22 марта |
3 | Родительские собрания | Анализ протоколов родительских собраний | 23 марта |
4 | Содержание работы по взаимодействию детского сада и семьи | Наблюдение различных форм взаимодействия с родителями (бесед, консультаций и т.д.) | III-IV неделя месяца |
5 | Паспорт семьи | Анализ работы с семьями по созданию паспорта семьи. Беседа с педагогами | 23 марта |
6 | Анализ эффективности взаимодействия детского сада и семьи | Анкетирование родителей и педагогов | 21 марта |
7 | Принятие педагогами родителей | Тестовый опрос педагогов | 24 марта |
Материалы тематического контроля:
- Анкеты.
- Тест.
- Протокол посещения.
- Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы.
Участники:
Группа №1 «Теремок» (1-1,6). Воспитатели: Слободчикова Л.В., Карташова И.А.
Группа №2 «Колобок» (1,6-2). Воспитатель: Цыпкало О.М.
Группа №3 «Заюшки» (2-3). Воспитатели: Григорьева Л.В., Панина Е.И.
Группа №4 «Радуга» (2-3). Воспитатели: Пашнина А.В., Екименкова Н.В.
Группа №5 «Солнышко» (1.6-2). Воспитатели: Аккужина А.А., Старицына Е.В.
Группа №6 «Капельки» (2-3). Воспитатели: Трекина Е.Н., Елизарова С.В.
Музыкальный руководитель: Шевелёва Т.Н.
Предварительный просмотр:
КАРТА
наличие наглядно-информационных материалов для родителей
№ | Основные критерии | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | Муз.рук |
1 | Уголок для родителей (режим, особенности возраста) | |||||||
2 | Уголок (рубрика) здоровья | |||||||
3 | Меню | |||||||
4 | Чем сегодня занимались | |||||||
5 | Наличие статей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей) | |||||||
6 | Презентация детских творческих работ | |||||||
7 | Отражение темы годовых задач |
КАРТА
проверки плана воспитательно-образовательной деятельности
Период проверки: _________________________________________
Критерии: 0 баллов – параметр отсутствует
1 балл – присутствует частично
2 балла – присутствует в полном объёме
Взаимодействие с родителями пот реализации образовательной программы
Группа | Индивидуальные беседы | Консультации | Совместные практические мероприятия | Вариативная деятельность |
№1 | ||||
№2 | ||||
№3 | ||||
№4 | ||||
№5 | ||||
№6 | ||||
Специалист |
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам подумать о возможных причинах нежелания родителей общаться с педагогами, о факторах, сдерживающих их активность.
Прочитайте высказывания и обведите те номера, с которыми Вы согласны. Зачеркните номера суждений, с которыми Вы не согласны. Остальные оставьте без пометок.
1.Родителям всегда приятна встреча с нами - воспитателями группы, возможность искреннего общения по вопросам развития и воспитания их детей.
2.Часто родители не приходят на собрания потому, что им не хватает времени. Они разрываются между ребенком, работой и домашними делами.
3.Родители приходят на встречи, потому что им интересно общение друг с другом, важно узнать, как другие семьи решают интересующие их вопросы.
4.Родители безответственно относятся к посещению родительских собраний.
5.Родители приходят в детский сад, чтобы узнать что - то новое о своем ребенке или семейной педагогике.
6.Большинство родителей приходят в детский сад с удовольствием, чтобы увидеть, в чем их ребенок успешен, как развит по сравнению с другими детьми группы, а иногда чтобы понять причины отставания в развитии своего ребенка.
7.Желание родителей прийти в детский сад нередко сдерживает то, что они опасаются публичной критики в адрес своего ребенка со стороны педагогов.
8.Родителей привлекает возможность присутствовать на занятии или других мероприятиях, так как они понимают важность эмоциональной поддержки своего ребенка.
9.Родителей удерживает от визита в детский сад опасение оказаться неуслышанными или неверно понятыми, если они выскажут свою точку зрения по поводу жизни ребенка в группе.
10.Посещение родителей детского сада привлекает родителей возможностью общения не только со своими детьми, но и с их сверстниками.
11.Нередко родители избегают присутствовать на занятиях, боясь, что их ребенок будет смущаться, шалить или капризничать. Они хотят, чтобы он чувствовал себя свободнее. Иногда им не хочется лишний раз видеть, что их ребенок менее успешен, чем его сверстники.
Благодарим Вас за сотрудничество и искренность!
Тестовый опрос воспитателя
Цель – изучение особенности понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями.
Уважаемый коллега!
Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными суждениями.
Если Вы согласны с ними – обведите порядковый номер суждения в кружок, если не согласны – зачеркните его.
Если суждение недостаточно полное и верное – поставьте знак вопроса рядом с соответствующим номером. Формулировку суждений изменять не стоит.
1.Считаю, что родители полностью удовлетворены моей работой с детьми.
2. Родители уверены в моём хорошем отношении к их ребёнку.
3. Общаясь с родителями, я постоянно приглашаю их в группу для знакомства и участия в различных видах деятельности, режимных моментах.
4. Содержание повседневного общения с родителями я строю преимущественно на информации об успехах и затруднениях в развитии и обучении ребёнка.
5. Родители моих воспитанников получают от меня много полезных советов.
6. Семью воспитанников я рассматриваю только как источник знаний о ребёнке.
7. В проблемных ситуациях с родителями, как правило, пытаюсь склонить их к своей точке зрения как к более оправданной.
8. Если обнаруживаю ошибки родителей в воспитании ребёнка, я всегда говорю о своём несогласии с их педагогической позицией.
9. В общении с аудиторией родителей я постоянно использую различные методы и приёмы активизации, повышения их интереса к обсуждению проблемы. Чаще всего это такие методы, как ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
10. Приглашая родителей в детский сад на встречи, ставлю своей задачей дать им педагогические знания.
ОБРАБОТКУ РЕЗУЛЬТАТОВ СМЕСТИТЬ НА ВТОРУЮ СТРАНИЦУ, В ЭТОМ ДОКУМЕНТЕ 2 СТРАНИЦЫ
№ суждения | Правильный ответ |
1 | ? |
2 | О |
3 | О |
4 | ? |
5 | О |
6 | Х |
7 | Х или ? |
8 | ? |
9 | О, указать методы |
10 | Х или ? |
Обработка результатов
Анкета для воспитателей ДОУ
«Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»
Цели: самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями и определение актуальной тематики для консультативной помощи.
Уважаемые педагоги!
Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в детском саду. Ваше согласие с суждениями отразите в графе «да», несогласие – в графе «нет». Если Вы не можете оценить суждение однозначно, обведите его порядковый номер кружком.
Опросник
Фамилия И. О. педагога________________________________
№ п/п 1 | Перечень суждений В содержании общения с родителями учитываю условия семейного воспитания, структуру семьи, опыт родителей | Да | Нет |
2 | Регулярно знакомлю родителей с организацией и содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка | ||
3 | В общении с родителями удаётся находить индивидуальный подход к членам семьи ребёнка, устанавливать доверительные, партнёрские отношения | ||
4 | Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах | ||
5 | Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями глазами отцов и матерей, понять чувства родителей и смысл их поведения | ||
6 | Проявляю гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях с родителями | ||
7 | Как правило, с пониманием отношусь к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребёнка | ||
8 | Владею способами общения с аудиторией родителей, умением вовлечь их в активное слушание, обсуждение проблем | ||
9 | Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию ребёнка, осознанное отношение к своим обязанностям | ||
10 | Помогаю родителям овладеть навыками анализа их собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в развитии малыша | ||
11 | Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных ситуациях дома и в детском саду, размышлять над мотивами его поведения | ||
12 | Обогащаю опыт родителей умениями организовать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье | ||
13 | Владею методами изучения семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальной и дифференцированной работе с родителями | ||
14 | Развиваю интерес родителей к чтению научно-популярной, художественной литературы по семейному воспитанию | ||
15 | Учитываю мнения и просьбы родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе, опираясь на их точку зрения в принятии педагогических и организационных решений | ||
16 | Удаётся объединять и сплачивать родителей для помощи в решении различных вопросов, создавать атмосферу сопричастности, общности интересов | ||
17 | Использую в контактах с родителями наглядно-текстовые средства с оперативной информацией о жизни в группе и её перспективах |
Анкета для родителей «Рейтинг воспитателя»
Уважаемые родители! Просим Вас внимательно прочитать вопросы и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа (нужное подчеркните или обведите, конкретизируйте И.О. педагога по необходимости) или дополните.
1. Нравится ли Вам, что с вашим ребенком занимается этот воспитатель?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
2. Можете ли Вы доверить педагогу личные проблемы, связанные с воспитанием Вашего ребенка?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
3. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в группу, если работает этот педагог?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
4. Может ли педагог дать совет по воспитанию Вашего ребенка?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
5. Как Вы оцениваете качество педагогического процесса, предложенное этим воспитателем?
А) отлично Б) хорошо В) не все устраивает
6. Обращаетесь ли Вы за помощью именно к этому воспитателю?
А) всегда Б) иногда В) никогда
7. Считаете ли Вы, что этот воспитатель
А) строгая Б) демократическая В) справедливая
8. Как Вы думаете, осуществляет ли воспитатель индивидуальный подход к Вашему ребенку?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
9. Проявляет ли воспитатель заботу и чуткость к детям?
А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить
10. Доброжелательна ли в отношениях с родителями?
А) нет Б) не всегда В) да, всегда Г) довольно часто
11. Устраивает ли Вас психологический климат в группе?
А) устраивает Б) считаю, что есть проблемы В) хочу перевести ребенка в другую группу, не устраивает
12. Какие формы работы, проводимые воспитателем Вам нравятся больше?
А) практикум Б) родительские собрания В) досуги, праздники Г) проекты
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей по взаимодействию детского сада и семьи
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нам проанализировать состояние работы учреждения по данному направлению, узнать ваше мнение по ее совершенствованию.
1. Оцените по пятибалльной шкале следующие критерии:
А) Состояние и качество оформления информационного уголка для родителей в приемной группе___
Б) Актуальность информации, представленной в информационном уголке___
В) Тактичность и культура поведения педагогов с родителями___
Г) Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед___
Д) Уровень проведения родительских собраний___
Е) Умение воспитателя ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний ___
2. Как часто Вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях (подчеркнуть нужное)
Всегда Часто Редко Никогда
3. От чего зависит Ваше участие/неучастие в жизни ДОУ (подчеркнуть нужное)
От наличия свободного времени От тематики встреч От собственных интересов/затруднений
4. Отметьте формы Вашего участия в жизни детского сада в таблице Отметка (V)
Помощь в развитии материальной базы группы
Участие в подготовке и проведении праздников и утренников
Оформление помещений детского сада
Пошив костюмов
Изготовление декораций
Подготовка подарков детям
Посещение родительских собраний Присутствие
Внесение предложений по совершенствованию работы группы, д/с
Активное участие в обсуждении вопросов
Участие в развлекательных мероприятиях, досугах, спортивных праздниках
5. Ваш ребенок ходит в детский сад (подчеркнуть нужное)
С удовольствием Через силу Редко с удовольствием Со слезами
6. Работа педагогов в группе (подчеркнуть нужное)
Устраивает вас полностью Устраивает вас частично Не устраивает совсем
7. Ваша осведомленность о работе детского сада (подчеркнуть нужное)
Полная Вообще не имею информации Частичная Не интересуюсь
8. Информацию о детском саде получаю (подчеркнуть нужное)
Из наглядной информации в дошкольном учреждении Со слов педагогов
От других родителей На сайте ДОУ На собраниях
От заведующего От ребенка Не получаю вообще
9. Спокойно ли ходите на работу, оставляя ребенка (подчеркнуть нужное)
Да Нет Частично
10. Отношение Вашего ребенка к воспитателю (подчеркнуть нужное)
Положительное Переменчивое Отрицательное
11. Хотели бы Вы, чтобы в детском саду (подчеркнуть нужное)
Улучшилась материальная база Повысилась эстетика быта
Изменилось отношение к детям Возросло уважение к сотрудникам д/с
12. Хотели бы Вы больше знать о своем ребенке, его трудностях и успехах
Да Нет, я и так хорошо знаю своего ребенка
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
Цель: выявить удовлетворённость родителей работой музыкального руководителя.
Критерии оценки деятельности музыкального руководителя | Оценка деятельности | ||
да | нет | незнаю | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
_______________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
Цель: выявить удовлетворённость родителей работой музыкального руководителя.
Критерии оценки деятельности музыкального руководителя | Оценка деятельности | ||
да | нет | незнаю | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Предварительный просмотр:
Анализ уровня подготовки и проведения
родительских собраний
№ | Критерии анализ | Возрастные группы | |||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | ||
1 | Наличие информации о родительском собрании в уголках для родителей | ||||||
2 | Грамотное представление данной информации (тема, цель, дата, время и т.д.) | ||||||
3 | Готовность воспитателя к родительскому собранию. | ||||||
4 | Использование нетрадиционных интерактивных форм проведения собрания | ||||||
5 | Демократический стиль общения педагога с родителями в ходе собрания | ||||||
6 | Использование методов активизации родителей | ||||||
7 | Присутствие на собрании более 50% родителей | ||||||
8 | Достижение запланированной цели собрания |
Условные обозначения: - - низкий уровень
= - средний уровень
+ - высокий уровень
Рекомендации: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам тематического контроля по теме «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ»
МБОДОУ ДС №1 СП «Ладушки»
В период с 20 марта 2017 г. по 24 марта 2017 г. был проведен тематический контроль «Взаимодействие с родителями в едином воспитательно-образовательном пространстве ДОУ», основной целью которого явилась оценка готовности ДОУ к работе с детьми на разном возрастном этапе детей в соответствии с требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду с активным привлечением родителей. Данный тематический контроль включал следующие направления:
- содержание и оформление наглядной информации для родителей (20.03.17);
- планирование работы с семьёй (21.03-22.03.17);
- родительские собрания (протоколы 23.03.17);
- содержание работы по взаимодействию детского сада и семьи (3-4 неделя месяца);
- наличие паспорта группы (23.03.17);
- анализ эффективности взаимодействия детского сада и семьи (21.03.17);
- принятие воспитателями родителей (24.03.17)
Материалы тематического контроля:
- карта анализа проведения родительского собрания;
- анкеты для родителей;
- карта проверки плана работы с родителями;
- карта наличия наглядно-информационного материала для родителей;
- тестовый опрос воспитателей.
В ДОУ с 20 по 24 марта прошёл тематический контроль. В группах были представлены эстетически оформленные родительские уголки. В основном наглядно-информационные материалы представлены в соответствии с требованиями к содержанию информационного поля: режим, особенности возраста детей, уголок здоровья, меню, чем сегодня занимались, статьи на актуальные темы, презентация детских работ, отражение темы годовых задач (углублённой темы). Однако отмечены недостатки: группа №1 – отсутствие информации по углублённой теме «Нетрадиционные техники рисования»; группа №3 – нет рубрики по здоровью, отражение годовых задач, чем сегодня занимались; группа №4 – отсутствует «особенности возраста», отражение годовых задач; группа №6 – на момент проверки не было меню, чем сегодня занимались, презентации детских работ. Музыкальный руководитель каждой группе предоставила материал для родителей: «Первые ритмы» - группы №5, особенности возраста №1,№4,№6; «Поющие дети – здоровы и уравновешены» № 5; «Пойте с нами» - гр.№1, №6; «Песня-игра» - гр. №2; «Дети и музыка» - гр.№3, №2; кружковая деятельность (памятки) – гр.№6.
В планировании отражены разные формы взаимодействия воспитателей и семьи: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации (устные, письменные), совместные практические мероприятия, вариативная деятельность – группы №1, №2, №4, №5, музыкальный руководитель. Родительские собрания проводятся в соответствии с годовым планом родительских собраний. Протоколы оформляются своевременно. Только группе №3 отсутствуют протоколы родительских собраний. В группе №6 по кружковой деятельности информации не достаточно. Музыкальному руководителю выходить на родительские собрания, знакомить взрослых с кружковой деятельностью и возрастными требованиями по музыкальному воспитанию малышей. Так же в родительских уголках имеются всевозможные ширмы, стенды, газеты, папки-передвижки с консультациями специалистов (логопеда, психолога, доктора). В каждой группе созданы паспорта семей, что позволило воспитателям при выборе форм сотрудничества учитывать возможности и условия конкретных семей, их интересов. В группах педагоги создают особую творческую атмосферу по организации календарных (тематических) мероприятий, конкурсов, выставок, досугов. Педагоги группы №4, №5, №6 используют интерактивную форму взаимодействия с родителями (мастер-класс, открытый просмотр, творческая мастерская). Взаимосвязь воспитателей с родителями реализуется в процессе ежедневных непосредственных контактов (когда ребёнка приводят или забирают), неформальных бесед.
Из анализа родительских анкет, было опрошено 39 человек, можно сделать следующий вывод: у педагогов с родителями сложились доверительные, дружелюбные отношения, наблюдается взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей. Доверие семей воспитатели завоёвывает неравнодушным отношением к детям, великодушием и милосердием, умением развивать в них положительные качества. Педагоги проявляют компетентность в вопросах воспитания. Родители ценят за личностные качества (заботу, внимание, доброту, чуткость). Параллельно было запущено анкетирование родителей «Удовлетворённость работой музыкального руководителя» (опрошено 50 человек). В целом оценка деятельности специалиста высокая. Тем не менее, родители выражают желание о тесном контакте – это проведение мастер-класса, индивидуальных бесед, выступлений на собрании, чаще выставлять (менять) папки-ширмы или информацию на актуальные темы (кружковая деятельность, творческие отчёты).
Тестовый опрос «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» (опрошено 9 человек, 2 о/о, 1 б/л) воспитателей показал, что педагоги в основном не испытывают затруднений в общении с родителями. Однако, отдельные педагоги (Панина Е.И., Елизарова С.В., Трекина Е.Н.) с родителями используют уважительный, доброжелательный тон, но, тем не менее, личному контакту с родителями предпочитают «заочное консультирование», т.е. не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы работы с семьёй из-за недостаточного уровня коммуникативных умений.
Выводы: Для формирования сотрудничества детей, родителей и педагогов детского сада созданы оптимальные условия. Содержание, организация и методика сотрудничества включают в себя:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- Взаимное доверие;
- Установление отношений на основе принципов гуманно-личностной педагогики;
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей;
- Изучение лучшего семейного опыта;
- Использование разнообразных форм сотрудничества;
- Индивидуальные и групповые формы взаимодействия.
Педагоги и родители в детском саду являются равноправными партнёрами. Основой такого взаимодействия является единство стремлений, взглядов на образовательный процесс. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители поддерживают стремления педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. В свою очередь, воспитатели исключают во взаимодействии с родителями дидактизм, не поучают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются о совместных действиях.
Рекомендации:
- Активнее использовать инновационные формы во взаимодействии с родителями (турнир знатоков, викторины, семейные праздники, спартакиады и т.д.)
- Больше уделять внимания изучению контингента семей по национальным признакам.
- Для реализации преемственности детского сада и семьи включать в практику взаимодействия организацию совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в которой родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
- Продумать дополнительные формы подачи наглядной информации для родителей по жизнедеятельности детей в группе.
- Своевременно и в соответствии с разработанными требованиями проводить родительские собрания и оформлять протоколы к ним.
- Рекомендовать воспитателям для индивидуального изучения литературу по данной теме.
- Каждому педагогу проанализировать проделанную работу по данному направлению за прошедший учебный год и наметить перспективы дальнейшей деятельности на следующий учебный год.
Зам. зав.: ______________/Лифаненкова И.В/
С приказом ознакомлены ______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
- Анализ создания условий для воспитания ЗКР детей в группах
Объект | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 | Группа №5 | Группа №6 |
Слуховое внимание, восприятие | В полном объёме | Пополнить | В полном объёме | Пополнить | В полном объёме | В полном объёме |
Речевое дыхание | В полном объёме | В полном объёме | В полном объёме | В полном объёме | В полном объёме | В полном объёме |
Картотека | Имеется | Нет | Имеется | Имеется | Имеется | Имеется |
Игры и пособия | Не на всех играх таблички и цель | Сделать таблички, указать цель | Сделать таблички, указать цель | Сделать таблички, указать цель | + | + |
Взаимодействие с родителями | В системе (папки-ширмы, консультации (разные), изготовление игр и пособий родителями) | Достаточно. Активнее привлекать родителей к изготовлению игр и пособий | Достаточно информации для детей данного возраста | Имеются консультации. Не привлекаются к изготовлению д\и и пособий. | В системе, в полном объёме | Достаточно. Активнее привлекать родителей к изготовлению игр и пособий |
Методическая литература | Имеется | Имеется | Имеется | Имеется + интернет-ресурсы | Имеется + интернет-ресурсы | Имеется |
Вывод: 1. Пополнить игры на развитие слухового внимания гр. №2, №4. 2. На дидактические игры и пособия в группах №1,№2, №3, №4 имеются, но необходимо сделать таблички и указать цель игры. 3. Разнообразная работа с родителями проводится в группах №1, №5, в группах №2, №4, №6 не достаточно проводится работа по привлечению родителей к изготовлению д/игр и пособий по воспитанию звуковой культуры речи. 4. Методическая литература во всех группах имеется, в группе №5 используются интернет-ресурсы (пользуются литературой в методическом кабинете). 5. Пополняется педагогическая копилка воспитателями в группах №1, №2, №5.
- Система планирования работы с детьми
Система планирования работы с детьми по воспитанию звуковой культуры речи предполагает наличие в плане игр-занятий, совместной деятельности и индивидуальной работы. Реализация темы должна проходить через образовательную и совместную деятельность, режимные моменты, через работу с родителями. Хорошо прослеживается планирование игр-занятий, подгрупповых и индивидуальных игр в группах № 1, №5, №6. Планируется работа по развитию речевых навыков через рассматривание картинок, иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, действие с предметами, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Вместе с тем развивают восприятие ребёнка и формируют представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, а так же развивают чувственное восприятие мира, посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания.
Необходимо отметить, что система всего планирования наблюдается в группах №1, №5, №6. В этих же группах прослеживается планирование работы с родителями: консультации, беседы, советы родителям «Возрастные особенности речевого развития детей», «Давайте почитаем», «Азбука для малышей», «Шаг за шагом», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Родителям о речи ребёнка», «Библиотека детского сада». Воспитатели привлекают родителей к изготовлению игр для развития дыхания, слухового восприятия, д/и для звукоподражания.
В остальных группах система планирования не прослеживается. Недостаточно индивидуальной работы с детьми в группах № 2, №3, №4, в совместной и игровой планируются однообразные, повторяющиеся методы и приёмы, не прослеживается развивающий принцип воспитания и обучения в группах № 2, №3, №4. Слабо отражена работа с родителями.
Вывод: при планировании необходимо учитывать годовые задачи ДОУ, а также отражать тему углублённой работы педагога, чтобы прослеживалась система в планировании и не было упущений в работе.
1. В группах №2, №3, №4 план не полный. Рекомендации: а) Воспитателям смотреть требования и задачи программы. б) Соблюдать развивающий принцип в планировании д/и и д/упражнений, в) Использовать разнообразные методы и приёмы в воспитании и обучении детей. 2.План соответствует возрастным особенностям детей, но чётко знать и планировать программные задачи – группа №2, №3, №4. 3. Индивидуальная работа по воспитанию звуковой культуры речи планируется в системе в группах №1, №5, №6, в группе №2 – 1 раз дыхание, в группе №3 – не планируется на дыхание и развитие слухового восприятия, в группе №4 не достаточно – 1 раз дыхание, 3 звукоподражание, 1 раз слуховое восприятие. 4. Работа с родителями в системе: в группах №1, №5, №6, не достаточно активно работают группы №2, №3, №4.
Работа с родителями по данной теме не достаточно отражается в планировании. Чаще педагоги решают с родителями текущие, злободневные вопросы. Что же касается общения с родителями по теме воспитания звуковой культуры речи, то работа могла бы проводиться более глубоко, так как эта проблема родителей все же интересует. Это показывают результаты анкетирования родителей.
Анализ анкетирования родителей по теме «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам воспитания звуковой культуры речи детей»
В анкетировании приняли участие 40 семей. Родителям было предложено 7 вопросов по теме воспитания звуковой культуры речи детей.
1. Понимание важности воспитания звуковой культуры речи осознают: 36 семей – 84%; второстепенное значение 4 – 16%.
2. Считают важной работу над:
- Речевым дыханием: 0 - 0%;
- Выразительностью речи: 3 семьи – 7%;
- Правильным звукопроизношением: 32 – 68%;
- Культурой речи – 3 – 7%;
- ЗКР не является проблемой: 2 – 5%.
- Есть ли нарушения у ребёнка:
- Да: 16 – 40%;
- Нет: 19 – 47%;
- Не обращаю внимания: 5 – 13%.
- При проблеме как решать?:
- Обратиться к воспитателю: 12 - 30%;
- Самостоятельно справлюсь: 4 – 10%;
- За консультацией к логопеду: 21 - 52%;
- Не обращать внимания: 1 – 2%
- Другое: 2 – 6 %.
- Влияние неправильной речи на уровень развития ребёнка:
- Нет: 4 - 7%;
- Затруднит общение со сверстниками: 12 - 30%;
- Помешает общению с людьми в будущем – 14 - 35%;
- Послужит грамматическим ошибкам в школе: 11 – 28%
- Кто должен заниматься с детьми:
- Воспитатель и логопед: 4 – 10%
- Родители иногда: 2 - 5%;
- Родители по рекомендациям специалиста: 34 - 85%
- Кукую помощь хотели бы получить:
- Всё устраивает: 7 – 18%;
- Консультация специалиста: 9 – 23%;
- Не знаю: 21 – 53%;
- Психолога: 1 – 3%;
- Инструктора по физ. культуре: 1 – 3%.
Вывод: Результаты анкетирования показали, что родители имеют смутное представление о звуковой культуре речи, но заинтересованы в правильном развитии речи детей.
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по воспитанию ЗКР
Объект | Группа №1 | Группа №2 | Группа №3 | Группа №4 | Группа №5 | Группа №6 |
Полнота плана | План полный, развёрнутый. | Работа планируется не в полном объёме (см. требования программы). | Занятия не написаны, игры однообразные, не планируются игры на развитие дыхания, редко на слуховое восприятие | Не достаточно игр на развитие речевого дыхания, силу голоса. Нет названий игр по речевому развитию. | План, полный, развёрнутый. | План полный, развёрнутый. |
Соответствие возрасту | Соответствует возрасту и требованиям программы. | Соответствует, но нет развивающего направления (игры, методы и приёмы однообразные) | Соответствует, но нет развивающего направления (игры, методы и приёмы однообразные) | Соответствует, но не по всем программным задачам ведётся работа. | Соответствует возрасту и требованиям программы. | Соответствует возрасту и требованиям программы. |
Индивидуальная работа | В системе (план-таблица) | Не в системе (1 раз по речевому развитию) | Не планируется. | Не в системе. | В системе (план-таблица) | В системе. |
Работа с родителями | В системе: план, разнообразные консультации (по теме), папки-ширмы, анкета, изготовление игр и пособий родителями. | Не достаточно активно: нет консультаций по теме, информации в родительском уголке, родители к изготовлению игр и пособий не привлекаются. | Не достаточно активно: нет консультаций по теме, информации в родительском уголке, не привлекаются к изготовлению игр и пособий. | Не достаточно активно: нет консультаций по теме, информации в родительском уголке, родители к изготовлению игр и пособий не привлекаются. | В системе: план, разнообразные консультации (по теме), папки-ширмы, анкета, изготовление игр и пособий родителями. | В системе: план, разнообразные консультации (по теме), папки-ширмы, анкета, изготовление игр и пособий родителями. |
Вывод по тематическому контролю
Проведенный тематический контроль показал, что проблема воспитания звуковой культуры в раннем возрасте актуальна, но она в ДОУ решается не в полном объёме. Это показал анализ планирования воспитательно-образовательной деятельности, анализ предметно-развивающей среды в группах и анкетирование родителей.
Как показал смотр-конкурс «Звуковичок», в группах созданы условия для речевой деятельности детей: отражение в зонах, в дидактических и развивающих играх, в театрализованной деятельности. Накоплен иллюстративный наглядный материал, оформлены тематические папки, созданы картотеки пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, на развитие слухового внимания. Изготовлены дидактические игры и пособия по речевому развитию, обновлены совместно с родителями уголки ряжения и т.д. Однако очень важный раздел речевого развития как воспитание звуковой культуры речи используется в работе не достаточно эффективно.
Необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми, разнообразить методы и приёмы по звуковому развитию, воспитанию слухового внимания и силы голоса;
- продолжить обмен опытом между педагогами;
- решать задачи по развитию звуковой культуры речи у детей: в системе проводить артикуляционную гимнастику; использовать в работе приёмы развития речевого дыхания, силы голоса; воспроизводить ритмический рисунок речи.
В целях улучшения работы учреждения по воспитанию звуковой культуры речи детей рекомендую:
Педагогам групп №2, №3, №4 предоставить планы воспитательно-образовательной работы с детьми
(срок – до середины апреля, ответственные: воспитатели).
Педагогам групп №1,№2, №3, №4 сделать таблички и указать цель на играх по речевому развитию.
(срок – до 14 апреля, ответственные: воспитатели).
Старшему воспитателю включить в годовой план и провести консультацию по воспитанию звуковой культуры речи с педагогами.
(срок – июль, ответственная – Мачинская Т.В.).
Пригласить учителя-логопеда по обследованию речи у детей с трудностями в речевом развитии за I полугодие. Результаты проверки представить в виде справки, о результатах проверки доложить на педагогическом совете.
(срок – педсовет за I полугодие, ответственные – Мачинская Т.В., воспитатели).
Старшему воспитателю организовать взаимопосещение коллег по обмену опытом работы по воспитанию звуковой культуры речи среди педагогического сообщества города.
(срок – 5 февраля, ответственные Слободчикова Л.В., Мачинская Т.В.).
Зам. зав. по УВР : __________________________
ФИО
С приказом ознакомлены ______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
______________________________________________________________________________
ФИО, число
_______________________________________________________________________________
ФИО, число
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда с семьёй
Материал создан, как напоминание родителям о их роли по выполнению домашних заданий с детьми. Можно использовать для информационного стенда или как памятку в папку для домашних заданий....
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....
Работа с семьёй в детском саду
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга...
Тематическое планирование мероприятий по взаимодействию с семьёй старшая возрастная группа
Жизнь, здоровье - главная ценность, которой обладает человек. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Поэтому одной из тем мероприятий по взаимодействию с семьей я взяла тем...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...