Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников
статья на тему

Захарова Наталия Александровна

Обострение экологических проблем диктует необходимомть работы по формированию у детей экологического сознания.  Экологическое образование не должно рассматриваться как изолированное направление работы. В статье представлена модель интеграции различных форм дошкольного образования, которая позволяет решить задачи экологического образования дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествовать, наблюдать природу,

улавливать ее тайны и восторгаться

 этим счастьем – значит жить. 

                                                 Фридрих Геблер 

 

 Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. Начинать работу по формированию экологической культуры следует в дошкольном возрасте. Именно  дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.

Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

     

     Наиболее органичное сочетание представляют экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: формирование основы культуры здоровья и ценностного отношения к собственной жизни, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач.

Задачи физического воспитания

Задачи экологического воспитания

1. Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма

 1. Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе накопления и обогащении двигательного опыта детей

2. Развивать  у детей дошкольного возраста первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

 3. Воспитывать эмоционально-положительное, нравственно-ценное отношение к миру природы

В дошкольных образовательных учреждениях сегодня реализуется большое количество методик и технологий, связанных с формированием у детей знаний в области физической культуры и экологического образования как нового интегрированного направления деятельности, но практически нет конкретных программ, которые непосредственно решали бы задачи экологического образования дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

Работа в данном направлении требует  конструирования  модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей  экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе.

Вариативным компонентом может быть:

  • вариативная интегрированная оздоровительная программа
  • программа эколого-туристического кружка
  • эколого-туристический проект
  • интегрированное занятие

Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки,  отметим целесообразность и использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Реализация данных задач экологического и физического образования предполагает использование  различных видов деятельности, приемов и методов работы (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.

              Направления деятельности физкультурно-оздоровительной работы экологической направленности

  1. Оздоровительно-профилактическое направление предполагает сохранение и укрепление  здоровья детей через внедрение элементарных форм детского туризма
  2. Экологическое направление предполагает формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой
  3. Краеведение предполагает осознание принятий традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической социальной и духовной жизни города Обнинска и Калужской области; содействие проявлению инициативы и желания принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

Педагогические условия для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы экологической направленности

  • Создание эколого-оздоровительной предметно-пространственной среды

Экологические тропы, уголки природы…

  • Создание психолого-педагогических условий:

- Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным возможностям

-Построение образовательной среды на основе взаимодействия взрослых (воспитателей, специалистов, родителей и детей)

Поддержка родителей и вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность в данном направлении

  • Методическое обеспечение (подбор методической  и художественной литературы, подборка загадок, дидактических игр природоведческого содержания, видеоматериал, консультативный материал для родителей)
  • Изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, интернет-ресурсы, методическая литература)
  • Обмен опытом внутри сада( семинары, мастер-классы, выставки, конкурсы)
  • Посещение открытых мероприятий других образовательных организаций

Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.

Таким образом, учитывая все изложенное можно сделать вывод, что интеграция экологического и физического воспитания способствует решению как образовательных,  так и оздоровительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников - прямой путь к сохранению здоровья

Материалы II Всероссийской научно практической конференции "Актуальные проблемы образования: теория и практика" - моя статья...

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников - прямой путь к сохранению здоровья

Материалы II Всероссийской научно практической конференции "Актуальные проблемы образования: теория и практика" - моя статья...

«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Важные направления работы физического воспитания и речевого развития в дошкольном возрасте....

Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников через подвижные экологические игры

В последние годы остро встал  вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без ...