Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников
статья на тему
Обострение экологических проблем диктует необходимомть работы по формированию у детей экологического сознания. Экологическое образование не должно рассматриваться как изолированное направление работы. В статье представлена модель интеграции различных форм дошкольного образования, которая позволяет решить задачи экологического образования дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествовать, наблюдать природу,
улавливать ее тайны и восторгаться
этим счастьем – значит жить.
Фридрих Геблер
Начало ХХІ века ознаменовалось выраженным интересом к проблемам экологического образования как новой области педагогики. Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано обществом как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. Начинать работу по формированию экологической культуры следует в дошкольном возрасте. Именно дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.
Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.
Наиболее органичное сочетание представляют экологическое образование и физическая культура. Они имеют общую цель: формирование основы культуры здоровья и ценностного отношения к собственной жизни, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач.
Задачи физического воспитания | Задачи экологического воспитания |
1. Укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма | 1. Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире |
2. Повышать уровень физической подготовленности на основе накопления и обогащении двигательного опыта детей | 2. Развивать у детей дошкольного возраста первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе |
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | 3. Воспитывать эмоционально-положительное, нравственно-ценное отношение к миру природы |
В дошкольных образовательных учреждениях сегодня реализуется большое количество методик и технологий, связанных с формированием у детей знаний в области физической культуры и экологического образования как нового интегрированного направления деятельности, но практически нет конкретных программ, которые непосредственно решали бы задачи экологического образования дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Работа в данном направлении требует конструирования модели интеграции разных форм дошкольного образования, разработки вариативного компонента содержания экологического образования по формированию у детей экологически развитого сознания на основе овладения доступными представлениями и знаниями о природе.
Вариативным компонентом может быть:
- вариативная интегрированная оздоровительная программа
- программа эколого-туристического кружка
- эколого-туристический проект
- интегрированное занятие
Чтобы не увеличивать объем и темп учебной нагрузки, отметим целесообразность и использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.
Реализация данных задач экологического и физического образования предполагает использование различных видов деятельности, приемов и методов работы (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.
Направления деятельности физкультурно-оздоровительной работы экологической направленности
- Оздоровительно-профилактическое направление предполагает сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение элементарных форм детского туризма
- Экологическое направление предполагает формирование основ экологического сознания дошкольников, укрепление психического здоровья через общение с природой
- Краеведение предполагает осознание принятий традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической социальной и духовной жизни города Обнинска и Калужской области; содействие проявлению инициативы и желания принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
Педагогические условия для успешной реализации физкультурно-оздоровительной работы экологической направленности
- Создание эколого-оздоровительной предметно-пространственной среды
Экологические тропы, уголки природы…
- Создание психолого-педагогических условий:
- Использование разнообразных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным возможностям
-Построение образовательной среды на основе взаимодействия взрослых (воспитателей, специалистов, родителей и детей)
Поддержка родителей и вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность в данном направлении
- Методическое обеспечение (подбор методической и художественной литературы, подборка загадок, дидактических игр природоведческого содержания, видеоматериал, консультативный материал для родителей)
- Изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, интернет-ресурсы, методическая литература)
- Обмен опытом внутри сада( семинары, мастер-классы, выставки, конкурсы)
- Посещение открытых мероприятий других образовательных организаций
Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей природы. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.
Таким образом, учитывая все изложенное можно сделать вывод, что интеграция экологического и физического воспитания способствует решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников - прямой путь к сохранению здоровья
Материалы II Всероссийской научно практической конференции "Актуальные проблемы образования: теория и практика" - моя статья...
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников - прямой путь к сохранению здоровья
Материалы II Всероссийской научно практической конференции "Актуальные проблемы образования: теория и практика" - моя статья...
«Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Важные направления работы физического воспитания и речевого развития в дошкольном возрасте....
Интеграция экологического и физического воспитания дошкольников через подвижные экологические игры
В последние годы остро встал вопрос о физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть своего дня. Дошкольники еще малы и не могут без ...
Презентация проект на тему: « Интеграция экологического и физического развития дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».
Физкультурно-оздоровительный проект...