опыт
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» посёлка Псебай
муниципального образования Мостовский район
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной
культуры через русские народные игры».
Автор:
Н.Г. Голикова,
воспитатель первой квалификационной категории
п.г.т. Псебай, 2015г.
Содержание
Глава 1. Пояснительная записка
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ……………………………….3 стр.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении ..5 стр.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…. …………6-7 стр.
Глава 2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………………8 -9стр.
Глава3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………………………………… 10-13стр.
3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………………………………... 14стр.
3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………… ……………..15стр.
3.4. Результативность педагогического опыта…………………………………………..16стр.
3.5. Новизна представляемого педагогического опыта…………………. ……………..16стр.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………………….16стр.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………………17-20стр.
Заключение………………………………………………………..……………………….21стр.
Библиографический список………………………………………………. ……………..22стр.
Глава 1. Пояснительная записка.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать, необходимо изучать детей, их духовный мир, запросы, а также своевременно замечать происходящие изменения в их развитии.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Дошкольники, прежде всего, должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости. Качества я взаимосвязаны. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим людям, к коллективу, к Родине. Призывая воспитывать граждан Отечества, я должна знакомить детей в доступной форме с важнейшими событиями современности, возбуждать интерес к людям другой национальности.
Обязательное условие успешного влияния на детей – это искренняя любовь к ним. Любовь – творец всего доброго, сильного, теплого и светлого.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем оно жило в прошлом.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем возрасте, именно в тот период развития ребенка, который отличается особый восприимчивостью.
Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных игр в современных условиях.
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности народных игр, как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движение со словом, образность содержания.
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью ребенка, началом рождения личности.
1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
В своей работе уделяю большое внимание народной игре и фольклору с детьми. В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
1.«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками;
2.«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами;
3.Речевой уголок «Сборники произведений устного народного творчества»;
4.Народные костюмы в уголке ряженья, атрибуты для народных игр;
Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка через рефлексию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.
Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального состояния.
Детское творчество – создание детьми новых по замыслу культурных ценностей, в которых проявляются фантазия, стиль, воображение, память и мышление.
Пословицы и поговорки – это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны более старшего дошкольного возраста.
Загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи – получили свое признание в работе с детьми.
Сказка - это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии.
Театрализованная игра – один из видов игровой деятельности, оказывающий существенное влияние на ход развития личности ребенка.
Социальная компетентность – умение и готовность взаимодействовать с разными людьми в разных социальных ситуациях.
Глава 2.Психолого-педагогический портрет воспитанников,
являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Игра как средство эстетического воспитание в моей работе, творческое развитие ребёнка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности. Освоение детьми пространства и среды выстроено с учётом региональных, этнокультурных традиций, формирования способности воссоздать в облике те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям.
Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
Играя в народные игры, одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами, поэтому на групповых занятиях такие дети проявляют себя в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке индивидуальных ролей или там, где необходимо роль ведущего. Ведь радость от хорошо исполненного номера разделят все участники поровну, но при этом сложность исполнения будет различной.
Для того, чтобы способствовать развитию одаренных детей работа в нашем ДОУ идет по следующим направлениям:
• индивидуальная работа с детьми (планируется постепенное усложнение разучиваемого материала для дальнейшего развития ребенка, предлагаются ведущая роль в игре, подготавливаются сольные выступления на праздниках и других мероприятиях);
• организация художественно-эстетической творчески развивающей среды ( систематически происходит обновление атрибутов для игры, создаются декорации, изготавливаются костюмы).
• взаимодействие с родителями (родителям предлагаются консультации и беседы, мамы и папы привлекаются к изготовлению костюмов и декораций, проходит анкетирование);
Работа с детьми предполагает определенные аналитические мероприятия:
• проведение анализа диагностического исследования детей;
• выявление детей со скрытой одаренностью, осуществление дифференцированного подхода в воспитании и развитии детей;
• оценка эффективности используемых форм, методов, средств в игровой деятельности (достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса);
Для организации деятельности с детьми соблюдаются принципы:
• учет индивидуальных и возрастных особенностей ( предоставление права выбора, создание творческой атмосферы);
• поиск зоны психологического комфорта (учет предпочтений видов деятельности, снятие стресс образующих факторов, позитивный эмоциональный настрой);
• интеграция различных видов деятельности (образовательная и театрализованная деятельность и др.);
• расширение возможностей (положительная самооценка - вера в себя, ориентация на успех, вариативность реализации творческих способностей).
Практика по приобщению детей к истокам русской народной культуре в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке индивидуальных номеров и групповых выступлений, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.
Проблема организации работы с одаренными детьми актуальна и значима для педагога. Но не менее важной остается проблема занятости других детей. Совместная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры предоставляет уникальную возможность реализовать способности одаренных детей и способствовать раскрытию потенциала всех ее участников.
Глава 3.Педагогический опыт
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом опыте
Большинство парциальных программ предлагает осуществлять работу по приобщению детей к истокам народной культуре по нескольким разделам.
1.Знакомство с художественным произведением, что способствует расширению представлений об окружающем, развитию познавательных интересов, любознательности ребенка. Народные игры учат детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером; развивают зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение,; упражняют в четком произношении слов.
2.Культура техники и речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие речевого аппарата. Используются упражнения для развития речевого дыхания, четкой дикции, разнообразной интонации. Пополняется словарный запас.
3..Музыкальное искусство. Музыка положительно влияет на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. Дети слушают музыку, учатся создавать образы с помощью выразительных пластических движений, у дошкольников развивается умение произвольно реагировать на смену музыкального звучания, готовность действовать согласованно, одновременно или последовательно. Дети сами придумывают танцевальные движения, исполняют музыкально-пластические импровизации. В особом внимании со стороны педагогов, нуждаются дети с явно выраженными артистическими данными. Такие дети легче усваивают материал, они непринужденно справляются с заданиями. Необходима правильная стратегия взаимодействия с ними на групповых занятиях, чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям.
Изучив программу О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой разработала и внедрила систему работы по теме: «Приобщение к истокам русской народной через народную игру»
В работе с детьми по данной теме мною были отобраны следующие приоритеты:
1.Создания атмосферы национального быта.
2.Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок).
3.Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
4.Знакомство с народным искусством.
Были определены цель и задачи.
Цель
Сохранение, возрождение и применение русских народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду.
Задачи
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
В процессе работы над темой «Приобщение к истокам русской народной культуры через народную игру» использовались разнообразные формы работы: комплексная, интегрированная НОД, по музыкальному воспитанию и речевому развитию, изобразительная деятельность. Во время НОД, развлечений, в самостоятельной деятельности происходило создание творческих работ, иллюстраций к произведениям, стихам и сказкам. Яркой кульминацией перечисленного стали развлечения и досуги вместе с родителями. Среди множества факторов, обусловливающих развитие ребенка дошкольника, наиболее мощным является искусство. В процессе продуктивной творческой деятельности, знакомства с народными играми, у ребенка развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека. Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Гармония личности ребенка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта», как писал Л.С. Выготский. Организуя жизнь дошкольников в группе, эффективно использую весь комплекс методов и приемов: наглядный, словестный, практический. Приоритетное значение в организации работы отвожу практическим методам, среди которых считаю необходимым выделить игру. Игра способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и психическому развитию дошкольников (развитию внимания, сообразительности, памяти, речи). Наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность: дети приучаются уступать, помогать друг другу, делиться своими радостями. Передо мной стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей в старшем возрасте. Организуя работу с воспитанниками своей группы, активно использую творческие, дидактические, подвижные, народные игры. Игровые упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат у детей дошкольного возраста. Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной форме познакомить детей с разнообразными детскими произведениями (фольклорными, авторскими). Игровая деятельность в работе с детьми пронизывает все режимные моменты.
Во время НОД использую игру как игровой прием и форму обучения детей. В НОД ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые в НОД, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В народной игре активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был создан клуб «Сударушка», раз в квартал выходит журнал «Сударушка», составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи:
1) расширять и углублять знания родителей по теме «Приобщение к истокам народной культуры и обогащение эмоционального восприятия детьми через народную игру»
2) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
3) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам. 4) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
Репертуар литературных произведений подбираю сама в соответствии с возрастными особенностями детей, перспективным планом, ориентируясь на программу «Детство».
Перспективное планирование (Приложение №1) является начальным этапом работы. Планирование позволяет сформулировать и распределить задачи, которые предстоит решить за определенный период, проследить, взаимопроникновение разнообразных видов деятельности детей, а также взаимосвязь различных видов искусства.
В перспективном планировании данного опыта работы представлена педагогическая деятельность по нескольким направлениям:
- работа с детьми – комплексная и интегрированная НОД, праздники и развлечения;
- работа с воспитателями – консультации, тренинги, практикумы.
- работа с родителями – выступление на родительских собраниях, консультации, развлечения, информация, беседы.(Приложение 4)
В перспективное планирование данного опыта входят авторские разработки: НОД (Приложение 2)
В опыте представлены авторские сценарии праздников (Приложение 3 ).
Главными помощниками и союзниками педагогов являются родители. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешного развития ребенка.
Живой интерес у родителей вызывают выставки детских творческих работ: иллюстрации к прочитанным сказкам, к музыкальным произведениям, аппликации, макеты, нетрадиционное виды прикладного творчества – все это привлекает внимание детей и родителей, развивает творческие проявления, создает ситуацию творческого общения детей и взрослых.
Фотоотчеты – одна из наиболее привлекательных для родителей форм информации о текущей жизни детского сада. На фотографиях родители видят своих детей другими, деятельными и самостоятельными. Это способствует повышению статуса ребенка в семье, укреплению чувства уважения родителей к детям, и, как следствие повышение самооценки самого ребенка, данное качество личности стало очень важным в настоящее время.
Предполагаемый результат
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные игры позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства. Предоставляемая детям возможность пробовать себя в самых разных ролях воспитывает ответственность и самостоятельность. Очень важно сосредоточить внимание на выразительности исполнения, умении ребенка по-своему передать понравившийся музыкальный или театральный образ. Ориентация на творчество – это один из основных принципов развития индивидуальности ребенка, раскрытия и накопления его творческого потенциала.
Эмоциональность – это важный показатель душевного благосостояния ребенка, о котором необходимо постоянно помнить, а также стараться создавать благоприятные условия для его положительного развития
Сопутствующие показатели гармоничного развития эмоциональной сферы детей:
- психологическая комфортность;
- эмоциональная выразительность;
- двигательно-звуковая творческая активность.
3.2 Актуальность педагогического опыта
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и вес что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте
Значение и специфика народной игры заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.
Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и вбирали в себя опыт целого народа. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы:
• художественное образование и воспитание детей;
• формирование эстетического вкуса;
• нравственное воспитание;
• развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
• воспитание воли, тренируют реакцию и координацию движений, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций через игру.
3.4 Результативность педагогического опыта
По результатам диагностического исследования у детей, по приобщению к истокам русской народной культуре в течение двух лет, отмечена положительная динамика развития навыков и умений. Достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса.
Результатом работы явились следующие достижения:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Работа по приобщению к истокам русской народной культуры позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые во время игровых ситуаций , но и в самостоятельной деятельности.
Народная игра даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
3.5 Новизна представляемого педагогического опыта
В предлагаемых материалах представлены авторские разработки:
- комплексные занятия;
- сценарии развлечений для детей старшего дошкольного возраста;
- дидактический материал по фольклору: музыкально-пластические композиции, координационно-речевые игры, картотека народных (подвижных) игр.
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта
Представленный материал – это апробированный, практический опыт работы. Опыт способствует социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, основан на принципах интеграции, взаимосвязи различных видов искусства (литература, музыка, народная игра), взаимодействии педагогов дошкольного образовательного учреждения.
3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта
Фольклор позволяет разнообразить процесс ознакомления с народной игрой.
С большим интересом ребята знакомятся с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Была разработана серия народных игр с использованием пословиц, поговорок и загадок. В содержании которых есть название русского быта (Приложение 5)
- «Мал золотник, да дорог»;
- «Волков боятся – в лес не ходить»;
- «Долг платежом красен»
- «Родимая сторона – мать, чужая - мачеха»;
- «Птица радуется весне, а младенец – матери»
Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что ребята окружает и близко им с момента рождения:
- «С родной земли – умерев не сходи»;
- «Родная сторона – мать, а чужая - мачеха».
Так же пословицы и поговорки важны в физическом воспитании детей, прежде всего в формировании активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен:
- «Береги платье снова, а здоровье смолоду»;
- «Здоровье всему голова, всего дороже».
Работу начала в первой младшей группы (с 2 до 3 лет) и заметила, что встреча со сказочным персонажем, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Я сделала куклу в образе - Бабушки своей помощницей в работе с детьми. Бабушка для ребят самый близкий друг, ребята с большим удовольствием слушают «бабушкина сказки, песни и т.д» .И действительно, кукла помогла мне установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно малыш быстрее идет на контакт, чем с взрослыми. Когда Бабушка разговаривает с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку, и поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном), чем с взрослыми. Затем Бабушка предлагает детям поиграть с ней. Дети с удовольствием с ней играют, забывают о своих комплексах. В знакомстве с куклой-Бабушкой я не использую ширму специально, чтобы дети видели мои руки, действия с куклами, и поэтому кукла могла присутствовать с детьми в любом уголке группы. Я заметила, что дети охотно отвечают на вопросы, просьбы, задаваемые куклой. Постепенно они становятся раскрепощенные, смелее. Я наблюдаю, как свободно малыш вступает в общение через игровой персонаж, он проявляет добрые чувства по отношению к игрушкам (приласкать зайчика, накормить куклу), участвует в разрешении проблемно-игровых ситуаций («Наш зайчик заболел»; «Мишутка потерял свои сапожки»; «У меня нет домика»…)
Постепенно я меняю персонажей, вношу различных героев. Они присутствуют на НОД и в режимных моментах, проговаривая различные стишки, потешки, напевая песенки. Таким образом, дети привыкают к сказочным персонажам, многие дети становятся жизнерадостнее, бодрее, увереннее в себе, проявляя дружеское отношение к сверстникам и взрослым. Малыши охотнее читают знакомые стихи, поют песенки для куклы, зверюшки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение, развивает память, интерес к окружающему. Чтение народных потешек, песенок сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Большую роль в развитии творческих способностей детей оказывает театр картинок - фланелеграф. Фланелеграф я использую для того, чтобы ребенок не только слушал потешку, сказку, но и видел их героев. Первоначально я использую этюды с картинками на фланелеграфе, к русской народной потешке «Наши уточки с утра». В процессе чтения потешки я выкладываю на фланелеграфе поочередно картинки с изображением птиц, согласно тексту. Интонационно я выделяю характер каждой птицы: уточки добрые, гуси строгие, индюк важный, петушок храбрый. Наблюдая за картинками, ребенок легче запоминает потешку. И при повторном чтении и выкладывании картинок, я предлагаю детям индивидуально или хором изобразить звукоподражанием как разговаривают птицы используя средства образной выразительности - интонацию. В игре «Найди свою маму» использую те же картинки и картинки с изображением птенцов этих птиц (утят, гусят, индюшат, голубят) Выкладывая на фланелеграфе какую-либо птицу и ее птенца, я предлагаю детям изобразить голосом, как поет мама (более низкое звучание) и как поет птенец (более высокое звучание). Эти упражнения способствуют развитию силы голоса.
Если при чтении потешки «Наши уточки» детям повторяли отдельные слоги, использовали звукоподражание, то в потешке «Курочка-рябушка» проявляли умение производить ритм потешки, используя правильное дыхание (говорить на выдохе), отвечать на вопросы предложениями из текста. Именно через эту потешку я подвожу детей к тому, что с помощью мимики и силой голоса можно выразить свои чувства (цыплята плачут, радуются). Одну и ту же потешку я обыгрываю разными способами: сопровождаю чтение действием игрушки, куклы би- би- ба- бо, вносила шапочки персонажей.
Развитию интереса у детей к возможностям своей руки способствуют пальчиковые игры и речевые упражнения! Они позволяют улучшить координацию движения кисти, а чувство ритма помогает улучшить звукопроизношение, запоминать и повторять знакомые фразы, предложения из потешки. Играя вместе с взрослыми в такие пальчиковые игры, как «Вышла курочка гулять», «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?», «Коза рогатая, ребенок овладевает ценными навыками общения, развивает воображение.
В своей работе я использую, как речевые, так и подвижные народные игры, которые способствуют обучению еще одному средству образной выразительности - позам. В игре «Петушки и цыплята» Саша был в роли петушка (мальчик стеснительный, робкий), а курочкой Настя (бойкая, подвижная, эмоциональная). В таком сравнении двух характеров детей, у Саши появилось желание преодолеть стеснение, обыграть свою роль ярче. Наблюдая за детьми в играх, я сделала вывод, что именно такие игры способствуют раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умению детей действовать синхронно.
В течение года я, учила ребят слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки открыли новую страницу эмоциональной жизни ребенка. Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей культуры. По сравнению с потешками, песенками, прибаутками сказки более объемные произведения. Для восприятия и понимания не требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в них действует три-пять персонажей, происходит смена их действия. Ребенок должен быть подготовлен к восприятию сюжета самой простой сказки. Вот здесь подготовительную роль и играют потешки, помогающие воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова.
Проделанная мною работа позволила сделать следующий вывод: одним из наиболее эффективных путей развития детей является взаимосвязь фольклора и музыкального искусства. На таких занятиях дети с большим удовольствием откликаются на любое мое предложение, более самостоятельны и отзывчивы. Занятия происходят очень интересно и плодотворно. Уже в первой младшей группе закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы, и величие человеческого духа.
Продолжая работу в последующих группах при отборе фольклорного материала, я должна учитывать возрастные возможности детей. Для детей младшего возраст более доступным являются малые фольклорные формы- потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все больше место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседа. Читая, рассказывая, показывая сказки, пришла к выводу, что нет равнодушных детей, которые без замирания сердца, без интереса воспринимали бы сказку. Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна не умственная деятельность, ни любая творческая. Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании.
Помимо перечисленных форм работы включаю народную игру и в физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.
Включение народной игры в процессе физического воспитания требует выполнения определенных условий:
- Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни, пляски и народные игры.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
Совместно с инструктором проводим игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр
Изучение календарного детского фольклора осуществляю через участие в календарных праздниках. В Рождество с детьми ходили со «звездой», на Святки поздравляли детей из соседней группы колядками, играли народные игры, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. Были составлены сценарии обрядовых праздников, посвященные разным циклам земледельческого календаря (Приложение 3)
Особая роль в системе работы с детьми по ознакомлению с народной игрой отводится искусству. Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства начинаю с младшей группы. Ставлю перед собой задачу познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать, но и научиться рисовать. Для этого использую народные игрушки. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную игрушку, расписывают силуэты игрушек, вырезанных из бумаги. Большую радость приносят детям всех возрастов яркие матрешки. Малышам рассказываю о красоте и особенностях этой игрушки. Старших знакомлю с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах. Дети очень любят дидактические и хороводные игры с участием этой игрушки. Наличие в детском саду множества игрушек и других предметов украшенных Городецской, Хохломской, Дымковской, Жостовской росписью помогают в работе.
Детскими работами оформляются выставки. Знакомство с дымковской игрушкой начинаю с младшей группы. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная работа для самых маленьких. В старших группах осваивают дети технику дымковской росписи и начальные этапы лепки игрушек. Регулярно пополняется работами детей выставка декоративной лепки, лучшими работами оформляется группа.
Работая по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные игры» я добилась того, что бы выйдя из стен детского сада, ребенок знал и понимал, что каждый человек, независимо от возраста часть своего рода, народа. Что у каждого человека есть Родина, близкие и дорогие ему места, где живет он, родственники. Что жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что взаимосвязано. Поэтому с большой гордостью отмечаю, что наблюдения и рассказы учителей начальной школы, преподавателей МУДОД ДДТ п.Псебай, преподавателей МОУ ДОД «Псебайская ДШИ» подтверждает положительный результат моей работы. Дети в своей жизни широко продолжают использовать фольклор. Любят читать сказки, петь русские песни, частушки, играть в народные игры. Всегда с большим удовольствием принимают участие в календарно-обрядовых праздниках, привлекают к участию сверстников и родителей на школьных посиделках. Не забывают о правилах гостеприимства, угощения. Одним словом, осталось желание углубленно изучать художественное наследие, посещать музеи, выставки и самим свои работы. Ребята активно принимают участие в жизни школы, поселка, посещают кружки.
Заключение
Я считаю актуальным возрождение народных традиций воспитания в дошкольном учреждении и семье, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы. Основными источниками народного воспитания являются народные игры, праздники, обряды, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Продолжив работу по теме ««Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные игры» я ставлю цель организовать совместно с родителями мини- музей (подворье). Чтобы в дальнейшем использовать героев «подворья» (домашних животных) для совместных игр. Это творческое объединение нескольких семей и педагогов. Мой опыт работы по приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные игры показывает: что в процессе участие в изготовлении народных костюмов, головных уборов, атрибутов к русским народным играм, приобретении музыкальных инструментов для календарных праздников, в подготовки к совместным (посиделкам )устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.
Библиографический список:
1.И.Д.Агеева 500 новых детских частушек. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
2.Л.Ю.Андреева Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: «Паритет», 2006г.
3.В.П. Аникин Старинные русские пословицы и поговорки. – М.: «Детская литература», 1984г.
4.О.А.Ботякова Солнечный круг. Детский народный календарь. – СПб: «Детство- Пресс», 2004 г.
5.А.Б.Гончар Детские музыкальные праздники.
6.Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова, Л.С.Куприна, О.А Маркеева. И.В.Харитонова, Е.И. Яковишина Знакомим детей с русским народным творчеством /издание 3/. – СПб: «Детство - Пресс». 2001г.
7.Дошкольное воспитание. Фольклор для маленьких.
№ 7-10 – 1990г.
№ 2, 6, 7 – 1991 г.
№ 5 – 1993г.
8.Народное искусство в воспитании детей. – М.: Педагогическое общество России, 2000 г. (под реакцией Комаровой Т.С.).
9.О.Л.Князева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детство - Пресс».
10.Л.А.Лялина Народные игры в детском саду. Творческий Центр «Сфера» Москва 2008
11.М.А.Михайлова Поем, играем танцуем дома и в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
12. Л.И.Мельникова Детский музыкальный фольклор. – М.: Издательство «Лайда», 1994 г. (Приложение к курсу).
13. Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина Детский музыкальный фольклор в ДОУ. – Гном-Пресс, 2000г.
14.Г.М.Науменко Фольклорный праздник. – М.: ТЦ «Сфера», 1998 г.
15.С.Р. Николаева. И.Б. Катышева, В.А. Хомченко, Г.Н. Комборова, Е.Г. Калиновская. Н.А. Смотрова, Т.К. Булгакова, И.В. Куровская народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. – СПб: «Детство - Пресс», 2004 г.
16.И.А.Панкеев Русские народные игры. – Яуза, 1998г.
17.В.М. Петрова Серия праздников. Игр и забав для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998г.
18.В.М. Петрова, Г.Н. Гришина. Л.Д. Короткова Весенние праздники, игры. Забавы для детей. Осенние праздники, игры, забавы для детей. Летние праздники, игры, забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999г.
19.И.Ю. Рябцева приходите к нам на праздник. – Ярославль «Академия развития», 1999г.
20.Сборник «Фольклорная школа»
Приложение № 2
Перспективный план работы
(образовательная деятельность,
работа с родителями, работа с воспитателями)
Занятие | Календарно- обрядовые праздники | Народные игры | Фольклорная работа в повседневной жизни | Работа с родителями воспитателями | |
сентябрь | «Жихарка» Цель: продолжать прививать любовь к народной культуре, песням, сказкам. Уметь отгадывать загадки о предметах народного быта | «Салки - догонялки», «Прятки» | Игры на музыкальных инструментах. Разучивание плясовых движений «Водит Ваня» | 1.Выпуск журнала «Сударушка» | |
октябрь | «Капустница» Цель: расширять представление об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью. Загадывать загадки об овощах. | «Кто позвал» - угадай по голосу «Заинька» | Просмотр мультфильма «Теремок», игра на народных инструментах (ложки). Рассматривание картинок «Утварь» | 2.Подготовка к осеннему празднику «Веселая ярмарка» 3.Подготовка к обрядовому празднику «Капустник» | |
ноябрь | «Из прошлого ложки» Цель : познакомить с кухонной утварью – ложкой, с ее возникновением и использованием. Активизировать речь новыми словами, способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков | «Капустник» | «Огуречик, огуречик», «Дедушка Мазай», «Мыши водят хоровод» Пальчиковая игра «Капуста» | Чтение сказки «Жихорка», прослушивание кассеты, заучивание потешеки «Зайчишка - трусишка» | Заседание клуба «Сударушка» |
декабрь | «Матушка печка укрась своих детушек» Цель: познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. | Новый год | Народная игра «Наседка и цыплята», «Жуки», «Идет козел» | Пение песни «Петушок», заучивание потешек «Петушок», «Солнышко». Прослушивание на кассете «Колыбельные». Рассматривание сюжетных картинок «Подворье» | 2-й выпуск журнала «Сударушка», Подготовка к Новогоднему празднику |
январь | «Пришла коляда, отворяй ворота» Цель: познакомить с праздником народного календаря и православными (Рождество, Святки Коляда); развивать активный и пассивный словарь на основе полученных уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни и их обычаям, традициям. | Коляда открывай ворота | «Бабушка Маланья», «Идет козел рогатый» | Просмотр мультфильма «Мороз Иванович». Прослушивание Разучивание движений к игре «Бабушка Маланья». Рассматривание иллюстраций как играли и праздновали на Руси | Подготовка к фольклорному празднику «Пришла коляда» |
февраль | «Путешествие в прошлое одежды» Цель: познакомить с изменением и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас, развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к прошлому. | Масленица | «Ай – тари – тари - тари», «Ручеек», «Жмурки с колокольчиком» | Разучивание хоровода «А я по лугу гуляла». Просмотр мультфильма «Храбрый Олененок». Игра на музыкальных инструментах (ложки) | Посиделки в клубе «Сударушка» Подготовка к празднику «Масленица» |
март | «Госпожа честная Масленица» Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленица; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. | «Золотые ворота», «Скок - поскок», «Плетень». | Прослушивание по аудиозаписи «Пение птиц». Разучивание движений к танцу «Плетень», игра на ложках и свистульках. Просмотр мультфильма «Колосок» | Заседание клуба «Сударушка» | |
апрель | «Народная игрушка- Матрешка» Цель: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства; расширять словарный запас; развивать интерес к народным игрушкам. | Пасха | Народная игра «Не выпустим», «Карусель» | Прослушивание и заучивание песни «Матрешки», разучивание пляски «Матрешка». Просмотр мультфильма «Кошкин дом». Рассматривание сюжетных картинок «Чудесная хохлома» | 3-й выпуск журнала «Сударушка» |
май | «Свети, да не греет Цель: Формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа). Обогащать словарный запас новыми словами; развивать ретроспективный взгляд на вещи. | «Гуси - гуси» | Прослушивание народной песни «Уж, как я ль мою коровушку люблю», заучивание частушек. Просмотр мультфильма «Три медведя». Игра на музыкальных инструментах. Просмотр сюжетных картинок «Как жили люди на Руси» | Подготовка к фольклорному празднику «Пасха» |
приложение
Анкета для родителей
«Как мы играем с ребенком дома»
ФИО _______________________________________________________________
Состав семьи________________________________________________________
- Есть ли друзья у Вашего ребенка?
- Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируюсь на автора, цену)?
- Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочку, глиняные свистульки)?
- В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
- С кем он играет дома?
- Убирает ли ребенок игрушки (сам, вместе с Вами)?
- Как часто Вы покупаете игрушки?
- Что делаете, если игрушка сломалась?
- Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)?
- В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)?
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
1.Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа:
а) как жили наши предки?
б) какими занимались ремеслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2.Знаете ли Вы русские праздники?
3.Нужно ли ребенку давать толкования старословянских слов?
4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6.Надо ли знать народные сказки и былины?
7.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
8.Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знаете ли об этот малыш?
9.Какие народные игры Вам известны?
10.Играете ли Вы в них с ребенком?
11.Ходите ли Вы в музее (исторический, краеведческий и др.).
Приложение
Анкета для воспитателей
«Что такое народная игра»
- Что такое народная игра?
- Что такое народная игрушка?
- Что Вам известно о возникновении народных игр?
- Знакомы ли Вы с классификацией народных игр?
- Как народная игра влияет на нравственное воспитание?
- Познавательны ли народные игры?
- Помогает ли народная игра развивать эмоциональную сферу ребенка?
- С какого возраста можно играть с детьми в народные игры?
- Любят ли дети народные игры и за что?
- Назовите любимые игры детей в своих группах
- Кто является инициатором в проведении народных игр?
- Влияет ли игра на характер детей?
- Сколько времени вы отводите на народные игры?
- Сколько по времени дети играют в народные игры?
- Как Вы дополняете народные игры?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы "Влияние общения детей 3-го года жизни на успешность адаптации к условиям ДОУ"
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением, с новыми отношениями....
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...
«Опыт введения и реализации ФГОС нового поколения» Опыт на тему: «Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит е...
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе. Опыт: «Сладости, опасные для здоровья» (опыт с конфетами «Скитлс»)
Жевательные конфеты, "Чупа-чупсы", "Скитлс" в яркой упаковке - все это, без сомнения, вредные продукты. Они содержат не только огромное количество сахара, но и химические добавки, ...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникативных компетенций".
Статья "Опыт организации образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков (разные роли: умение работать в команде, быть лидером). Успешный опыт формирования коммуникатив...