Альтернативные формы проведения комплекса мероприятий по оздоровительной работе с дошкольниками.
материал (старшая группа) на тему
ЗДОРОВЬЕ- это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativa.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Альтернативные формы проведения комплекса мероприятий по оздоровительной работе с дошкольниками
ЗДОРОВЬЕ- это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка.
Здоровье детей полностью зависит от следующих факторов:
- Социально-экономическое состояние страны;
- Условия воспитания, образования детей;
- Их жизнь в семье;
- Качество окружающей среды;
- Степень развития медицинской помощи. В конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
Одним из действенных средств, в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в основном по типовой программе, т.е. по классической форме организации обучения.
И, вместе с тем, все чаще имеют место различные нетрадиционные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.
Поэтому, тема моей углубленной работы:
«Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы, как средство физического и психического развития детей».
Приоритетным направлением моей деятельности является сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, развитие его потенциала в физическом и общем развитии во всех видах детской деятельности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, обучения воспитанников;
- Определение физического и психического здоровья воспитанников.
Эта задача решается в сотрудничестве со специалистами: инструктором по физическому воспитанию и психологом
- Разработка профилактических, коррекционных и оздоровительных мероприятий.
- Педагогическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты:
1.Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья; 2.Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды; 3.Овладение навыками оздоровления; 4.Снижение уровня заболеваемости; 5.Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду.
Для достижения этих результатов я разработала комплекс нетрадиционной оздоровительной работы с детьми, которую могут использовать родители в семье.
1.Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Ее необходимо включать в физические занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки.
С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.
У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.
Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.
В младшем возрасте дыхательные упражнения выполняются ежедневно в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5раз) количеством повторений два раза в день утром и вечером.
Для упражнений дыхательной гимнастикой я использую пособия: 1.Бутылочки с серпантином. 2.Шарики и трубочки. 3.Летающие снежинки, бабочки, листики, цветы, птички ( на зонте, на трубочке, на картоне). 4.Платочки. 5.Игровые упражнения в стихах. 6.Звуковые упражнения. 7.Кораблики на воде. 8.Мыльные пузыри.
2. Пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Регулярные упражнения с предметами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два – три раза в день. Начиная с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут). Постепенно необходимо добавлять упражнения мелкой моторики рук.
1.Игры с палочками, восьмигранными карандашами.
2.Рисование по крупе, песку.
3.Катание грецких орехов, камней в ладошках.
4.Игры с использованием прищепок. 5.Игры с использованием губки, пипетки. 6.Игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа, мелкие предметы).
7.Мячи с пуговками.
8.Мячи массажные.
9.Использование музыкально – ритмических упражнений.
3.Точечный массаж для профилактики и лечения насморка.
(по А. А. Уманской).
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды.
Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения.
Чаще применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки.
Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон.
4.Релаксация перед сном.
Сон - естественный отдых организма. Он предохраняет клетки головного мозга от истощения и разрушения, восстанавливает энергию, расходуемую при бодрствовании. Во время сна нормализуются все обменные процессы. Систематическое недосыпание ведет к нарушению в здоровье, поэтому, большое значение нужно уделять для организации засыпания детей. Можно использовать спокойную мелодию для релаксации или произносить в образах формулу аутогенной тренировки, а также использовать маятники и ароматизированные подушечки.
5. Гимнастика после сна.
Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. Проснувшись, улыбнуться. Затем, лежа на спине, дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями поглаживают живот.
Затем дети отбрасывают одеяло и закрываются одеялом (элемент оздоровительного закаливания). Убирается из-под головы подушка, одеяло откидывается, и выполняются упражнения, лежа на спине, темп медленный и (или) средний.
6. Использование массажных дорожек.
Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.
7.Игры в сухом бассейне.
«Сухой» бассейн представляет собой емкость из плотного поролона, обтянутого дерматином, диаметром около 2м и глубиной около 80см, которая заполнена пластмассовыми шариками.
Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела, развивается координация движений, связочно-мышечный аппарат. Упражнения, выполняемые в бассейне, способствуют более быстрому освоению основ техники плавательных движений.
8. Гимнастика для глаз.
Гимнастика помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Большинство детей в семье проводят время у компьютера или телевизора, при этом, очень сильно снижается зрение. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности, о мероприятиях направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз, которую мы проводим в детском саду ежедневно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками"
Консультация для педагогов...
Релаксация – как форма профилактических и психогигиенических мероприятий физкультурно – оздоровительной работы ДОУ.
наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять негативные эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело....
СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного образовательного учреждения для создания условий повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития двигательной активности д...
Альтернативные формы проведения физкультурных занятий
Альтернативные формы проведения физкультурных занятий...
Консультация для воспитателей "Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками"
Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками...
Статья: Оздоровительный бег, как форма оздоровительной работы с дошкольниками.
Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточ...