"Руководство проектной деятельностью педагогов"
консультация на тему
Раскрыта суть педагогического проектирования. Представлены объекты, виды, уровни педагогического проектирования. Раскрыты уровневые характеристики умений педагогического проектирования. Приведены примеры проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rukovodstvo_proektnoy_deyatelnostyu_pedagogov.docx | 25.21 КБ |
rukovodstvo_proektnoy_deyatelnostyu_pedagogov.pptx | 96.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Руководство проектной деятельностью педагогов»
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.
Внедрение в практику работы проектного метода в ДОУ необходимо начинать с организации работы с педагогическими кадрами. В частности с диагностики умений педагогического проектирования :
- Анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования
- Анкета «Выявление уровня владения педагогами проектным методом»
- Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение»
- Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика
- Индивидуальная карта экспертной оценки умений педагогического проектирования
Метод проекта предполагает повышение качества работы в образовательном пространстве ДОУ:
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение активность и творческо-поисковой деятельности всего педагогического коллектива;
- сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;
- пополнение программно – методическое обеспечение.
Виды педагогического проектирования в образовании (В.И.Слободчиков).
В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.
- Социально-педагогическое:
- концепции и программы их развития
- модели, структуры и т.д.
- Педагогическое проектирование:
- воспитательно-образовательного процесса
- предметно-развивающей среды ДОУ
- планов, программ и т.д.
- Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов:
- конспекты игр, занятий
- сценарии праздников, досугов
- проекты совместной деятельности (педагоги, дети, родители)
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Можно отметить, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогического проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях
Уровни педагогического проектирования
Концептуальный | Концепция деятельности ДОУ, модель и проект результата. Стратегический план, программа развития |
Содержательный | Устав ДОУ, Положения, Программы, годовые планы, сценарии, обобщение педагогического опыта |
Технологический | Планы, расписание, предписания-рекомендации, алгоритмы различных видов деятельности |
Процессуальный | Реализация ранее подготовленных проектов |
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.
Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения.
Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).
Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению. (Определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных занятий, сценарий проведения праздника и др.)
При организации проектирования педагогической деятельности можно выделить уровни реализации данного метода.
Репродуктивный уровень |
|
Продуктивный уровень |
|
Творческий уровень |
|
Уровневые характеристики умений педагогического проектирования
Высокий ( продуктивный) |
|
Средний (репродуктивный) |
|
Низкий (адаптивный) |
|
Работая над проектом, педагоги должны знать его основные структурные элементы: титульный лист, эпиграф, цель, проблемные вопросы, аннотация, тип проекта, гипотеза и задачи, этапы реализации, выводы и результативность, информационные ресурсы.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
На данном этапе работы педагогу необходимо:
- Определить направления своей деятельности, реализация которой будет осуществляться на основе проектирования;
- Поставить перед собой проблему, на основе противоречия между желанием его работать в творческом режиме и несоответствием уровня его профессионального мастерства по приоритетному направлению деятельности;
- Необходимо интегрировать свою деятельность с деятельностью коллег, проявивших интерес к теме проекта, сформировать на этой основе творческую группу педагогов;
- Разработка мини-программ педагогами творческой группы для решения обозначенной проблемы;
- Выбор форм и методов реализации мини-программ в процессе проектной деятельности;
- Принятие решение о разработке проекта и определение срока его введения в действие.
II этап - рефлексивно-диагностический:
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
- обобщение и распространение опыта работы;
- защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
- участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Примерные проекты в работе с кадрами:
- «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
- «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
- «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
- «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
- «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
- «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
- дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
- социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
Литература по теме консультации:
- Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Метод.пособие. – М.:ТЦ «Сфера», 2007
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. сост. Л.С.Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
- БлизнецоваВ.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , 2009, № 9
- Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.
- Евдокимова Е.С., Кудрявцева Е.А. Проектирование летнего отдыха дошкольников с семьей// Управление ДОУ. Научно-практический журнал. 2004 №2.
- Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.
- Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Диагностика умений педагогического проектирования Анкета определения интереса и мотивации педагогического проектирования Анкета «Выявление уровня владения педагогами проектным методом» Экспресс-опрос педагогов «Ваше мнение» Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика Индивидуальная карта экспертной оценки умений педагогического проектирования
Виды педагогического проектирования в образовании ( В.И.Слободчиков ): Социально-педагогическое концепции и программы их развития модели, структуры и т.д. Педагогическое проектирование : воспитательно-образовательного процесса предметно-развивающей среды ДОУ планов, программ и т.д. Психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов : конспекты игр, занятий сценарии праздников, досугов проекты совместной деятельности (педагоги, дети, родители)
Уровни педагогического проектирования Концептуальный Концепция деятельности ДОУ, модель и проект результата. Стратегический план, программа развития. Содержательный Устав ДОУ, Положения, Программы, годовые планы, сценарии , обобщение педагогического опыта Технологический Планы, расписание, предписания-рекомендации, алгоритмы различных видов деятельности Процессуальный Реализация ранее подготовленных проектов
Уровни реализации проектирования Репродуктив-ный уровень Предполагает использование образцов, шаблонов, алгоритмов копирования деятельности другого человека. Реализуется в процессе профессиональной подготовки педагога Продуктивный уровень Включаются элементы самостоятельного подбора и разработки отдельных средств обучения Направлена ( для данного педагога) на новый результат. В данном случае она инновационная Творческий уровень Предполагает самостоятельную разработку технологического процесса и способов его реализации с учетом личностных особенностей детей и педагога
Структурные элементы оформления проекта титульный лист, эпиграф, цель, проблемные вопросы, аннотация, тип проекта, гипотеза и задачи, этапы реализации, выводы и результативность, информационные ресурсы.
Работа над проектом происходит в несколько этапов: I этап – организационно-подготовительный: подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта; изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта; пополнение предметно-развивающей среды; подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей. II этап - рефлексивно-диагностический: анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта; выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический: коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте; определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога; реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка; обобщение и распространение опыта работы; защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ; участие в городском конкурсе педагогических проектов. IV этап - заключительный: анализ достижения целей и полученных результатов; определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Примерные проекты в работе с кадрами: «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа); «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб); «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги); «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты); «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования); «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока).
Таким образом , освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства на основе проектирования своей педагогической деятельности и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство инновационной деятельностью педагогов.Формирование перцептивного моделирования у детей старшего дошкольного возраста».
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструиров...
Методическое руководство проектной деятельностью
Ни для кого не станет открытием тот факт, что в начале XXI века для российского образования наступило время перемен, основными итогами которого сегодня являются: обеспечение вариа...
Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью"
Изучение вопросов о развитии проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существу...
Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"
В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...
Консультация для педагогов " Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Данный материал поможет педагогам в осуществлении проектной деятельности....
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
«Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении».
Методическое руководство проектной деятельностью в ДОУ - это процесс повышения компетентности и мастерства, достижение качественно высоких результатов образовательного процесса...