Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО» «Творческая педагогическая лаборатория» /Деловая игра – путешествие/
статья ( группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya_16_fevralya_-_kopiya.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Родничок» города Алатыря Чувашской Республики
Методическая разработка
педагогического конкурса старших воспитателей
«Педагог-практик -2016 года».
«Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО»
«Творческая педагогическая лаборатория»
/Деловая игра – путешествие/
Подготовила
Власова Светлана Анатольевна,
старший воспитатель.
2016г.
«Речевое развитие дошкольников в реализации ФГОС ДО»
«Творческая педагогическая лаборатория»
Деловая игра – путешествие.
Цель :
-повышение профессиональной компетентности педагогов, для обеспечения качества образования и содействие инновационному развитию образовательного процесса.
Вхождение в игру. «Наши ожидания»
-мотивация педагогов на постановку и достижение цели данного мероприятия.
- «Внимание- ФГОС ДО»
Задание.
Теория и практика реализации задач образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
в разных видах деятельности детей в соответствии с принципом интегративного и комплексного подхода
/работа в парах/
Содержание образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи,
- фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Игра «БАГАЖ»
Цель : выявить соответствие профессиональным требованиям к речи педагога, поиск путей её развития и совершенствования.
/Работа в микрогруппах/
Вывод:
- Речь педагога –его визитная карточка,
- образец для подражания,
- показатель степени образованности и воспитанности, нравственной позиции показатель соответствия коммуникативной компетентности
- важная составляющая профессионального и культурного облика педагога.
Игра «Творческая педагогическая лаборатория»
- Цель: выявление положительного опыта в работе педагогов, по реализации программ и технологий речевого развития дошкольников, овладение методом «дидактический Синквейн»
Содержание:
- Парциальная программа О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста»
- Авторская программа О.А. Шороховой «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками».
- Технология «Логоритмика», авторов Алябьевой Е.А., Картушиной М.Ю.
- Динамическая пауза
- обмен мнениями: выступление с разных позиций: «педагогов» и «родителей»
Программа посвящена вопросам развития речи дошкольников.
Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности речи детей.
Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дается материал для занятий, на развитие всех сторон речи ребенка – фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи.
Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития, методики мониторинга речевого развития детей.
В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач речевого развития: фонетической, лексической, грамматической, и на их основе - развитие связной речи.
В данную методику включены игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему.
Шорохова О.А. авторская программа «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками».
Программа представляет два направления работы с дошкольниками: игровая сказкотерапия и занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.
Цель программы: развитие языковой личности ребенка.
Задачи программы:
развитие связной монологической речи, словесного творчества дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.
Метод здоровьесберегающей технологии речевого развития.
Логоритмическое занятие – это сочетание пения, движения и речи.
Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие, необходимые для успешного обучения в школе
Задачи:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
- формирование навыка релаксации;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
- Структура занятия:
- ходьба и маршировка в разных направлениях;
- упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодикламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения
«Дидактический Синквейн» -эффективный метод развития речи ребенка.
- Актуальность
Правильная речь-главное условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и точнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- «Дидактический синквейн» появился в начале ХХ века в США.
- Слово синквейн происходит от французского слова «пять», означает «стихотворение из пяти строк», записывается по определенным правилам.
- Самое главное - смысловое содержание и часть речи, которая в каждой строке.
Основные правила составления синквейна:
- 1 строчка- ключевое слово
(тема, заголовок-существительное);
- 2 строчка- два слова
(прилагательные или причастия).
Описание признаков предмета или его свойства, с союзами, предлогами;
- 3 строчка- три слова (глаголы).
Действия по теме.
- 4 строчка- четыре слова (1предложение). Фраза, отношение автора к теме.
- 5 строчка- одно-два слова - обычно существительное (синоним, ассоциация).
Образец синквейна,
«Зима»
1.Снег.
2.Холодный, рассыпчатый.
3.Падает, кружится, тает.
4.Я рисую зимний пейзаж.
5.Зима.
Метод носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
- «Синквейн сочиняем – речь развиваем».
Упражнение для педагогов:
-тренируем языковые навыки и умения, речевые возможности.
/Индивидуальная творческая работа/
Образец синквейна
«Зима»
1.Снег.
2.Холодный, рассыпчатый.
3.Падает, кружится, тает.
4.Я рисую зимний пейзаж .
5.Зима.
Возможные варианты работы с синквейном:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну
(с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
(например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
«Высказывания мнений с позиции педагогов и родителей»
Выводы:
-метод можно использовать как индивидуально с ребенком, так и с подгруппой;
-можно предложить схему с условными знаками (слова-предметы, слова-действия, слова признаки)
-работа требует осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли.
-составление синквейнов -источник творчества для детей и взрослых (родителей);
- составление нерифмованных стихотворений – увлекательная игра и занимательное занятие.
Рефлексия:
-Подтвердились ваши ожидания ?
-Насколько комфортно было общаться друг с другом?
«Аплодисменты».
Поблагодарим друг друга за работу.
- Успехов и творчества в речевом развитии детей! Спасибо за сотрудничество.
Литература.
- Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод.пособие. Ростов н/Д.,2008.
- Душка Н.С. Синквейн в работе с дошкольниками// Логопед.2005.№5.
- Козаченко И.И. Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками//Управление ДОУ,2015.№8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"
Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольник...
«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/
В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
Педагогический совет-деловая игра «Театрализованная деятельность в современном ДОУ с учётом ФГОС ДО»
Иногда, когда старший воспитатель готовится к данным мероприятиям очень сложно найти нужный материал. В данной статье вы можете увидеть и справку по тематическому контролю, и презентации, и сам проток...
ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».
Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...
Педагогический совет: «Деловая игра «Путешествие в художественно - эстетический мир».
Педагогический совет: «Деловая игра «Путешествие в художественно - эстетический мир»....