Психологический тренинг для педагогов "Я+ТЫ=МЫ"
план-конспект занятия ( группа) на тему
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_kolleg.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для педагогов
«Я + ТЫ = МЫ»
Составил:
Педагог- психолог
Богнюкова М.Н.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Цель: достичь хороших межличностных отношений , демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Задачи:
формирование благоприятного психологического климата в группе;
нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
развитие умения работать в команде;
сплочение группы.
Оборудование: мяч, синяя бумага, разноцветные звёзды, клей, ручки, ключи.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы с вами встречаемся и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Итак, начнем наш тренинг с упражнения
1. «Разогревки - самооценки»
Цель:
снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
- если вы считаете, что ваше преобладающее эмоциональное состояние помогает вам общению с окружающими - похлопайте в ладоши;
- если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг- улыбнитесь соседу;
- если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль проявлений эмоций - дотроньтесь до кончика носа;
- если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец - покачайте головой;
- если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами - топните ногой;
- если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
- если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
- если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете - прикройте рот рукой;
- если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия - кивните головой;
- если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы – скажите ДА.
2.Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику
Вопрос: Как вы считаете, чем полезно данное упражнение?
3.Игра на разогрев «Домики-хозяева»
Цель: подвигаться, разрядить обстановку в группе.
Все участники стоят по кругу, делятся на "тройки". Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри - "хозяин", кто держится за руки - "домикю
Ведущий может использовать три команды: "хозяева", "домики", "землетрясение". При команде ведущего "хозяева!" те, кто стоит внутри "домика", должны быстро поменять свой "домик", т.е. выскочить из "своего" и заскочить в другой. При команде "домики!" - "хозяин" остается на месте, а "домики" бросают своих "хозяев" (не отпуская рук) и находят новых "хозяев". Главное при этом - "хозяева" остаются на месте, а не носятся вместе с "домиками" (хотя все равно носятся). Третья команда - "землетрясение!" После этой команды все рушатся: "домики" отпускают руки и "тройки" должны образоваться новые. Кто кем был в "прежней жизни" - неважно, "хозяин" может стать частью "домика", "домик" может стать "хозяином". И так до всеобщего умопомрачения...
Когда людей немного, до 20 чел., игру можно построить следующим образом. Должны быть "тройки" плюс один человек - ведущий (сначала этот тренер). Ведущий при этом тоже будет участвовать в игре. Игрокам объявляется, какие команды ведущего могут быть и что делать при этом, а также говорится, что тот, кто после команды и действия остался один, становится ведущим. После своей первой команды (например, "хозяева") ведущий тоже ищет себе "домик". Кому-то "домика" не хватает, он становится ведущим, и произносит уже свою команду.
Упражнение № 4
МОЯ ГАЛАКТИКА
Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь в кресло , постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).
Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.
Выполнение практического задания тренинга.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.( клеют)
Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.
Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;
красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;
зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;
желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;
металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?
Упражнение №5
«ПОДАРОК»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Описание упражнения: Ведущий: «В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»
Обсуждение:
«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что понравилось вам в тренинге. Что полезного вынесли для себя, для группы?
Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила!
Спасибо всем за участие!
Синий - цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;
красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;
зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;
желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;
фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;
металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
Синий- цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;
красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;
зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;
желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;
фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;
металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Психологический тренинг "Психологическая культура"
Цель:- определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;- диагностировать и развивать коммуникативн...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...