Анализ условий для формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников
статья по логопедии по теме

Анализ условий для реализации педагогического процесса по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ условий для формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников

Слайд 1. Формирование правильной речи ребенка всегда являлось одной из основных задач развития дошкольника. Однако, за последние несколько лет прослеживается значительное увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами обозначился вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Слайд 2. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи. Таким местом является речевой уголок.

Слайд3:
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. Уголок

речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ему можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.

Слайд 4: При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материалов;
- возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

Слайд 5: Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Это может быть Гномик, Матрёшка, Совунья и т.п. Хорошо, если у игрушки будет подвижным язычок, с помощью которого можно показывать положение язычка при произнесении разных звуков. Также можно сделать съёмными детали одежды игрушки (на пуговицах, клёпках, замочках), что даст возможность детям тренировать моторику пальцев рук.

Слайд 6: Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям.

Слайд 7 — 10: Далее на слайдах представлены направления работы по речевому развитию в каждой возрастной группе. А с примерным содержанием речевых уголков вы можете ознакомиться, получив распечатанные рекомендации у методиста нашего ДОУ.

        Нужно отметить, что наполняемость речевых уголков зависит от уровня речевого развития детей на каждом возрастном этапе (об этом расскажет в своём выступлении педагог-психолог: на что следует обратить внимание в тот или иной возрастной промежуток) и призвано развивать и совершенствовать имеющиеся у детей речевые возможности.

         Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"

В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.  Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут по...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье рассмотрены особенности проведения фронтальных логопедических занятий,направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.Даются к...

Конспект подгруппового занятия-соревнования для детей с ТНР. Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников "Комнатные растения, звук и буква [П].

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» ЗВУК [П], БУКВА [П]ЗАНЯТИЕ – СОРЕВНОВАНИЕ Коррекцио...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...