Методические рекомендации " Развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка на тему

Верхоглядова Александра Леонидовна

 ФГОС ДО – развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала  пространства ДОУ, группы, участков,  материалов, оборудования, игрушек  и инвентаря для развития детей дошкольного возраста. Данный материал поможет грамотно спланировать работу по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответсвии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Область художественно-эстетическое развитие.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

  • П.3.3 ФГОС ДО – развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала  пространства ДОУ, группы, участков,  материалов, оборудования, игрушек  и инвентаря для развития детей дошкольного возраста:
  • В соответствии с возрастными этапами;
  • Охраны и укрепления из здоровья;
  • Учета особенностей и коррекции недостатков и их развития

Предметно- пространственная среда должна обеспечивать :

  • Возможность общения в совместной деятельности детей разного возраста и взрослых  
  • Двигательную активность детей
  • Возможность для уединения
  • Реализацию различных образовательных программ  
  • Условия для инклюзивного образования
  • Учет национально-культурных, климатических условий
  • Учет возрастных особенностей группы

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности

Ранний возраст:

  • Предметная деятельность с составными и динамическими игрушками
  • Экспериментирование с материалами и веществами
  • Общение со взрослыми и сверстниками под руководством взрослого
  • Самообслуживание и действие с бытовыми предметами
  • Восприятие сказок, музыки, стихов
  • Рассматривание картинок
  • Двигательная активность

Дошкольный возраст:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательно-исследовательская
  • Восприятие  художественной литературы и фольклора
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • Конструирование из разного материала
  • Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
  • Музыкальная

Двигательная

Принципы

Комментарии

Работа над РППС

1. Насыщенности

1. Соответствие объектов среды  возрастным возможностям детей и содержанию программы.

- Подбор  материалов и оборудования  в соответствии стемой, решаемыми образовательными задачами,ведущей деятельностью: в раннем– предметная, в дошкольном-игровая (с 3-5 лет сюжетно-ролевая,

6-7 лет игра с правилами).

2. Организация образовательного пространства иразнообразиеобъектов должны обеспечивать:

- активность в разных видах деятельности, проявлениетворчества;

-поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

- Материалы и оборудование должны быть интересны детям группы,стимулировать их активность в разных видах деятельности (от задумки до результата).

- В группе  имеются награды, подарки,  модели лесенки успеха и пр. атрибуты для оценки и самооценки.

- В РППС: уголок уединения, тишины, порфолио ребенка, предметы инд. пользования, персональные предметы и игрушки (сокровищницы), семейные фотоальбомы, стенды добрых дел, почтовые ящики для переписки с родителями, специальное место в раздевалке, где можно поблагодарить, отметить инициативных, активных родителей.

-  Для этого в средеимеютсяалгоритмы выполнения деятельности от задумки до результата (рисование, лепка, игра, конструирование и др.) для мальчиков и девочек с вариантами  выбора.

-Короткова Н. А.- пространство группы: рабочая зона (30%), активной деятельности (50%), спокойной деятельности (20%).

2.Трансфор-

мируемости

1. РППС  изменяется:

- в соответствии с  образовательной ситуацией,

- от меняющихся интересов и возможностей детей.

В младшей и средней группе (начало года) педагог сам организует пространство  в соответствии с задачами и содержанием ОП (расположение учебной зоны), учит детей организовывать пространство группы для совместной активной деятельности, учит находить место для индивидуальной спокойной деятельности (или небольшой группой), для уединения. Для этого в среде должны быть разделители (невысокие ширмы, перегородки, заборчики, коврики), маркеры среды (стационарные, меняемые).

В старшем дошкольном возрасте дети сами организуют пространство среды.

3.Поли-

функциональности

1. В РППС объекты полифункциональны, т.е. выполняют разные функции, решают разные задачи; по-разному используются в детской деятельности;

2. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Полифункциональные объекты среды должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность;  обеспечивать развитие игровой деятельности,  интеграцию разных видов деятельности.

4. Вариативности

1. Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2.Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

3.Объекты среды отражают национально-культурные, климатические  особенности региона.

- РППС структурируется и наполняется в соответствии с контингентом воспитанников,  интересами детей, их социальным опытом.

-  Объекты среды меняются в соответствии с темой или событием, включают материалы  праздников, 

выставок детского художественного творчества,  празднование знаменательных дат...

- Объекты  отражают культурно-художественные  региональные традиции:  картины, иллюстрации, фото, видеопрезентации, видеофильмы, альбомы о театрах,  о достопримечательностях родного города, об известных людях  и т.п.

- Объекты  отражают 

климатогеографические особенности природы,  труда и быта, историю родного края и т.п. (фото, картины, видеофильмы, презентации, репродукции, книги, музыкальные, литературные произведения, коллекции, гербарии, инструменты и пр.). В  группе представлены материалы и оборудование для детей в соответствии с приоритетным направлением ДОУ, методической темой педагога.

5. Доступности

1.Доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

2.Свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Наличие специальных методических пособий, специального оборудования и дидактических материалов для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1);

6. Безопасности

1. Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Игровая и издательская продукция должна быть сертифицирована,  соответствовать требованиямСанПин и др. документов, иметь психолого-педагогическую ценность, см. Приложение 3 к письму Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» (методические указания для работников дошкольных образовательных учреждений).

Восприятие художественной литературы и фольклора

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений

Развитие литературной речи

Приобщение к словесному искусству

  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми
  • Справочная литература
  • Ауди- и видеозаписи литературных произведений
  • Образно- символический материал
  • Различные виды театров
  • Ширма для кукольного театра
  • Детские театральные костюмы, атрибуты для постановок
  • Игрушки- персонажи
  • Игрушки- предметы оперирования
  • Алгоритмы для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов
  • Картотека подвижных игр со словами
  • Картотека словесных игр
  • Картотеки потешек, загадок, половиц
  • Книжные уголки
  • Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Конструирование из разного материала

Развитие навыков и умений конструктивной деятельности

  • Образно- символический материал
  • Строительный материал
  • Конструктор напольный
  • Настольный конструктор и его детали
  • Плоскостные конструкторы
  • Бумага и картон
  • Природный и бросовый материал
  •  материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Игровая деятельность

Формирование патриотических чувств

Формирование чувств к принадлежности к мировому сообществу

  • Иллюстрации, картинки, наглядный материал для рассматривания
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми
  • Дидактические наборы
  • Этнокалендарь
  • Фотоальбомы воспитанников
  • Коллекции
  • Образно-символический материал
  • Нормативно –знаковый материал
  • Художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми
  • Дидактические игры
  • Справочная литература
  • Образно-символический материал
  • Этнокалендарь
  • Фотоальбомы воспитанников
  • Коллекции
  • Нормативно- правовой материал

Музыкальная деятельность

Развитие навыков и умений музыкально-художественной деятельности

Приобщение к музыкальному искусству

  • Музыкальный центр
  • Пианино
  • Разнообразные детские музыкальные инструменты
  • Подборка аудизаписей с музыкальными произведениями
  • Пособия. Игрушки, атрибуты
  • Различные виды театров
  • Ширма для кукольного театра
  • Детские и взрослые костюмы
  • Детские хохломские стулья и стол
  • Шумовые коробочки
  • Дидактические игры
  • Иллюстрации и наглядные материалы по темам концертов артистов детской филармонии

Изобразительная деятельность

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Развитие детского творчества

Приобщение к изобразительному искусству

  • Слайды с репродукциями картин
  • Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
  • Природный, бросовый материал
  • Иллюстрации, наглядный материал
  • Настольно –печатные игры
  • Альбомы художественных произведений
  • Художественная литература с иллюстрациями
  • Изделия народных промыслов
  • Скульптуры малых форм
  • Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян и растений
  • Слайды с репродукциями картин
  • Альбомы художественных произведений
  • Иллюстрации, наглядный материал, плакаты
  • Изделия народных промыслов
  • Скульптуры малых форм

Показатели качества развивающей предметно-пространственной среды группы:

  • включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;
  • низкий уровень  шума в группе;
  • низкая конфликтность между детьми;
  • выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;
  • положительный эмоциональный настрой детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда должна: 1)обеспечивать реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия...

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для педагогов ДОУ "Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"...

Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по предметно развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО"

Основная форма работы в ДОУ является игра, поэтому развивающая среда в группе должна постоянно обновляться....

Методическая разработка «Аспекты организации предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Введение Сейчас многие педагоги и родители, зная о познавательных способностях детей,  делают акцент на их развитии. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгно...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде детского сада в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегоднящний день стоит особо актуально...