Результаты управленческой деятельности по теме: «Инновации в ДОУ как условие повышения качества образования».
статья по теме

Челомова Любовь Валентиновна

Результаты управленческой деятельности по теме: «Инновации в ДОУ как условие повышения качества образования» заведующего МБДОУ № 83 "Утиное гнездышко" города Сургута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_upravlencheskoy_dneyatelnosti.docx72.41 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты управленческой деятельности по теме:

«Инновации в ДОУ как условие повышения качества образования».

В последние годы происходят  изменения в системе дошкольного образования. Появилось много существенно значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет дошкольное образование как первую ступень общего образования и впервые регулирует правовые  отношения в части содержания  образовательной деятельности дошкольной организации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, отмечено  возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования   является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Согласно Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.

В Стратегии развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года, общей целью развития образования является подготовка человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося к повышению уровня экономического и социального развития общества и государства в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами.

        Потребность в инновационной деятельности в дошкольном учреждении продиктована стратегическими целями в области образования.

        Поэтому стратегической целью моей управленческой деятельности является совершенствование открытого образовательного пространства учреждения как среды детства, обеспечивающей условия для развития личности ребенка, удовлетворение современных запросов участников образовательного процесса, а также обеспечивающей доступность и качество дошкольного образования.

Для достижения этой цели работа велась по следующим направлениям:

  • Обновление содержания образования;
  • Обновление образовательной среды;
  • Формирование инновационного потенциала и профессиональной компетентности педагогов;
  • Организационно – методическое сопровождение педагогов;
  • Развитие внутренней системы оценки качества дошкольного образования;
  • Расширение форм взаимодействия с родительской общественностью;
  • Развитие социального партнерства.

Работая по этим направлениям, нам удалось достичь следующих результатов.

Инновационная деятельность педагогов дошкольного учреждения их профессиональный рост, отношение к работе, способность выявлять потенциальные возможности своих воспитанников позволяют нашим воспитанникам демонстрировать высокие результаты  освоения основной образовательной программы ДОУ, готовность к успешному освоению образовательных программ начального общего образования.

Готовность воспитанников
к освоению программ начального общего образования

                           

высокий

средний

низкий

2011-2012

86%

14%

0%

2012-2013

82%

18%

0%

2013-2014

51%

45%

4%

Степень освоения воспитанниками образовательной программы

При совместном взаимодействии всех участников образовательного процесса наши воспитанники являются активными участниками мероприятий различного уровня, что является основой для развития их творческого начала, формирования инициативности и социальной успешности, способствует быстрой адаптации в окружающем социуме.

Развитие ребенка – это свобода мышления, воображения. Наши воспитанники не только участвуют в конкурсах и мероприятиях различного уровня, но и становятся победителями и призерами:

  • муниципальный уровень  – 24 победителя;
  • федеральный уровень – 2 победителя.

Одной из моих главных задач как руководителя является создание условий для творческой самореализации личности педагога, оказание помощи воспитателям в обретении неповторимой индивидуальности, раскрытии творческого начала каждого педагога, поиска своего стиля деятельности, профессиональной смелости. 

Динамика

прохождения курсовой подготовки педагогов

                                 

        В дошкольном учреждении повышают свою квалификацию не только педагогические работники, но и весь коллектив – 100% младших воспитателей обучились на курсах повышения квалификации, повысили свою квалификацию шеф-повар и 2 повара детского питания, на сегодняшний день – 8 человек обучаются в высших учебных заведениях, при этом используются различные формы повышения квалификации (очная, заочная, дистанционная).

Система повышения уровня квалификации, организованная в ДОУ,  позволила значительно увеличить заинтересованность педагогов в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность.

Динамика

повышения уровня квалификации педагогов

                           

Важным показателем управленческой деятельности в кадровой политике учреждения является стабильность коллектива с одновременным обновлением молодыми специалистами. В период с 2011 г. по 2015 г. в учреждение было принято 8 молодых специалистов, работа с которыми была направлена на их профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие.

        Осваивая коммуникативно-информационные технологии, педагоги создают персональные веб-сайты и страницы в сети Интернет, на которых систематически транслируют опыт инновационной  деятельности, что подтверждает формирование их активной  профессиональной позиции.

                Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Потребность в инновации в данной ситуации необходимо понимать  как  нововведение – целенаправленное изменение, которое внесет в  организацию работы  дошкольного учреждения, новые  относительно стабильные  элементы.  

Процесс перевода дошкольного учреждения в инновационный режим  заключался в создании организационно – управленческих условий введения  федеральных государственных требований в образовательный процесс МБДОУ, а именно:

  • разработка  плана, финансово – ресурсного обеспечения;
  • контроль  хода создания и внедрения, новых относительно стабильных элементов;
  • изучение и оценка инновационных  проектов, координация их реализации;
  • формирование мобильных групп.

                Мобильность и способность педагогов реагировать на изменения (преобразования) в системе образования  способствовали  изменению педагогического воздействия на формирование личности ребенка, что послужило обновлению содержания образования в дошкольном учреждении.  

                В учреждении успешно внедряются современные образовательные технологии (технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, разноуровневое обучение, проектная деятельность), педагоги разрабатывают и реализуют авторские программы и проекты.

                На сегодняшний день в дошкольном учреждении реализуются 14 проектов различной направленности.

                Проекты – победители конкурсных мероприятий различных уровней:

  • муниципальный уровень
  • "Играй - веселись, уму - разуму учись";
  • "Словоречье";
  • "Маленькими шагами в прекрасный мир";

  • региональный уровень:
  • "Мы - друзья природы";
  • федеральный уровень:
  • "Азбука безопасности";
  • "Мой край родной";
  • "У меня есть права!"

                Обеспечением мотивации творческой инициативы педагогов являются моральное и материальное стимулирование.

Сформированная организационно – методическая система сопровождения обеспечивает реальную возможность для создания ситуации успеха каждого педагога и готовность активно транслировать опыт инновационной деятельности на муниципальном, окружном и федеральном уровнях. Опыт работы педагогов признан педагогическим сообществом и отмечен наградами различного уровня,   9 (33%) педагогов стали участниками конкурсов и 13 педагогов (48%) – победителями и призерами мероприятий  различного уровня.

Эффективное использование финансовых ресурсов позволило осуществить модернизацию предметно – развивающей среды, что в целом способствовало успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

        В целях модернизации предметно – развивающей среды учреждения приобретена новая детская мебель, игровые модули, стенки, комплекты мягкой мебели, мягкие конструкторы, сухие бассейны, и многое другое. Многое еще необходимо сделать для переоснащения среды, но, проведя анализ, можно сказать, что она стала мобильной, доступной, постоянно меняющейся, комфортной для детей, эстетичной, о чем свидетельствуют отзывы родителей.

        Кроме того, в 2013 году освоены средства (субвенция) на ковровые изделия из средств резервного фонда правительства Тюменской области в размере  300 000,00 руб.

        В 2014 году выделена субвенция на приобретение мягкого инвентаря на сумму 350 000,00 руб. из того же источника финансирования.

Дошкольное учреждение, учитывая современные требования, находит особые подходы, нестандартные решения, которые в полной мере удовлетворяют запросы и потребности родителей и социального окружения.

Расширяя формы взаимодействия с родительской общественностью, активно вовлекаем их в партнерские взаимоотношения с включением в жизнедеятельность дошкольного учреждения.

В учреждении накоплен положительный опыт привлечения родителей к разработке проектов по различным направлениям деятельности, помогающий активизировать большое количество участников, привлечь специалистов из других общественных институтов (например, для просветительской деятельности), организовать контроль, делегировать полномочия. При этом родители становятся активными участниками в реализации проектной деятельности.

         Родители являются участниками  управляющей  структуры, что позволяет формировать  ответственность, повышает статус родителя  как непосредственного участника образовательного  процесса.  В учреждении разработана  нормативно – правовая   база  и организована работа Управляющего совета.

Обязательным  условием успешности социального партнерства  является  информированность родителей воспитанников о результатах деятельности, открытость, отчетность, подведение итогов, поощрение. На современном этапе используются  различные формы отчетности: средства массовой информации, информационные технологии (сайт образовательного учреждения), ежегодная  публикация публичного  доклада и др., что в целом является фактором повышения уровня педагогической культуры родителей.

        Являясь  открытой социальной системой, дошкольное учреждение оперативно  реагирует на изменения внутренней и внешней среды, осуществляя взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования.  

Привлечение социальных партнеров конструктивно меняет взаимоотношения с социумом. Социальные партнеры становятся участниками в  реализации образовательной программы, что в свою очередь повышает качество образования.

                В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и воспитанников, совершенствования качества педагогического образования заключено соглашение о сотрудничестве с ГОУ ВПО  СурГПУ, что  позволило дошкольному учреждению стать базой для проведения педагогических практик студентов педагогического университет

                Социальными партнерами дошкольного учреждения являются:

  • Департамент образования Администрации города Сургута;
  • Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольными образовательными учреждениями»;
  • Муниципальное казенное учреждение «Информационно-методический центр»;
  • Муниципальное казенное учреждение «Центр диагностики и консультирования»;
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13;
  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38;

        Профессиональный труд коллектива дошкольного учреждения отмечен наградами разного уровня.

Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых муниципальных услуг дошкольным образовательным учреждением выражена в диаграмме:

                         

Результаты анкетирования по оценке качества  работы образовательного учреждения в целом и по отдельным направлениям деятельности (от 1 до 10 баллов) составили 8,55 балла.

Результатом участия дошкольного учреждения во Всероссийском рейтинге детских садов – 2013, организованном Центром социальных рейтингов РИА Новости, стало 11 место в Российской Федерации и 5 место в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Несмотря на достаточно высокую оценку деятельности дошкольного учреждения родителями наших воспитанников особого внимания требуют вопросы заболеваемости воспитанников. Объективными факторами повышения заболеваемости являются:

  • наличие двух групп для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет);
  • ежегодное приостановление функционирования  дошкольного учреждения;
  • социально – бытовые условия проживания воспитанников; большое количество неполных, многодетных семей;
  • наличие детей мигрантов.

Для решения этого вопроса разработан комплекс мер (план мероприятий) по снижению заболеваемости, направленных, в том числе, на повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья через внедрение проектов по здоровьсбережению.

        Повышение заболеваемости воспитанников существенно повлияло на снижение сводного индекса мониторинга результатов деятельности дошкольного учреждения в итоговом рейтинге детских садов города (8,18).

        В соответствии со ст. 64 Федерального закона 273-ФЗ «Об образовании в Российской         федерации» целевыми ориентирами дошкольного образования являются формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

        В условиях меняющегося законодательства и имеющихся результатов деятельности определены перспективы дальнейшего развития дошкольного образовательного учреждения:

  • Разработка новой образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта  дошкольного образования;
  • Разработка программы развития в соответствии с законодательством РФ;
  • Получение статуса городского опорного образовательного учреждения – методической площадки;
  • Расширение спектра образовательных услуг;
  • Повышение педагогической культуры родительской общественности в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного  стандарта  дошкольного образования;
  • Повышения профессионализма педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагогов;
  • Обновление оценки качества деятельности педагогических работников дошкольного учреждения.

        Представленные результаты дают право утверждать, что дошкольное учреждение сегодня является открытым образовательным пространством, средой детства, обеспечивающей условия для развития личности ребенка, удовлетворение современных запросов участников образовательного процесса, а также обеспечивающей доступность и качество дошкольного образования, что говорит о стабильной образовательной политике, осуществляемой  руководством и коллективом дошкольного учреждения. Сформированная мобильная работоспособная команда учреждения, способна профессионально совершенствоваться, действовать в условиях современного законодательства и успешно реализовать перспективы дальнейшего развития дошкольного образовательного учреждения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.  «Технология исследовательской деятельност...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...