Модель образовательного процесса
материал на тему
Модель образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_obrazovatelnogoprotsessa_v_dou.docx | 61.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель образовательного процесса МАДОУ №2
Нормативно-правовая база:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 ощеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению воспитанников»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательный процесс в ДОУ строится, учитывая:
- Контингент воспитанников,
- Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников,
- Социальный заказ родителей (законных представителей).
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать таким образом цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приблежаясь к разумному «минимуму».
Образовательный процесс может быть условно подразделен на:
- Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской детельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художственой , чтения);
- Образовательная деятельность, осуществляется в ходе режимных моменто;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями по реализации ООП дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрастах формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от кантингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и охватывать определенные направления развития и образования детей:
Основные направления развития детей и образовательные области
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности:
Игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарных бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, все виды деятельности учитываются в циклограмме.
Построение образовательного процесса на комплексно—тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляется многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения.
Комплексно – тематическое планирование МАДОУ № 2
Месяц | Неделя | тема | ||||
1 младшая | 2 младшая | средняя | старшая | подготовительная | ||
Сентябрь | 1 | Мониторинг | ||||
2 | ||||||
3 | «Детский сад и я» | «Хлеб всему голова» | ||||
4 | «Моя безопасность» - основы безопасности жизни, опасные ситуации | |||||
Октябрь | 1 | «Осень золотая» | ||||
2 | «Во саду ли в огороде» - сад, огород | |||||
3 | «Царство Лешего» - лес, деревья, кустарники | |||||
4 | «У медведя во бору» - дикие животные средней полосы России | |||||
Ноябрь | 1 | «Мой дом» | «Мой город, моя страна» | «Россия – родина моя» | ||
2 | «Что за чудо эти сказки» | |||||
3 | «Предметы, которые нас окружают» - классификация посуда, мебель, игрушки | |||||
4 | «Я и моя семья» | |||||
Декабрь | 1 | «Зимушка хрустальная» | «Времена года, календарь. Зима» | |||
2 | «Человек в мире вещей» | |||||
3 | «Профессии» | |||||
4 | «Новогодние чудеса» | |||||
Январь | 1 | Каникулы | ||||
2 | «Неделя зимних игр и забав» | |||||
3 | «Зверье мое» - домашние животные | |||||
4 | «Птичий двор» - домашние птицы | |||||
Февраль | 1 | «Моя безопасность» | ||||
2 | «Водичка - водичка» | «Обитатели морей и океанов» | ||||
3 | «Я и мой папа» | «Я и мой папа», день защитника Отечества | ||||
4 | «Веселое путешествие» - транспорт, спецтехника | |||||
Март р | 1 | «Милая мама» | «Мама - слово дорогое» | |||
2 | «Знакомство с народной культурой традициями» | |||||
3 | «Цветущая Весна» | «Времена года Весна» - живая не живая природа | ||||
4 | «Крылатые друзья» - птицы | |||||
Апрель | 1 | «Будь здоров» | «Здоровье» | |||
2 | «Цветы и травы» | «Планета Земля» | «Планета Земля, космос» | «Солнечная система. Планеты. Земля. Космос» | ||
3 | «Осторожно дорога» - транспорт | «Дорожная безопасность» - улица, светофор, транспорт | ||||
4 | «Искорка» - правила пожарной безопасности | |||||
Май | 1 | «Времена года. Лето» | «Великая Победа» - история великой Отечественной войны. День Победы | |||
2 | Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся | «Скоро в школу» | ||||
3 | Мониторинг | |||||
4 | Мониторинг |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
1)Занятия (Непосредственно образовательная деятельность) Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. | Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению. |
Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности в МАДОУ № 2
Физическое развитие | Познавательное развитие- | Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие |
физическая культура | ФЭМП | чтение художественной литературы | безопасность | Художественное творчество |
здоровье | Познавательно-исследовательская деятельность | Развитие речи | социализация | музыка |
коммуникация | труд | Конструирование | ||
коммуникация |
ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
Дни недели | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
Первая половина дня | Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры | |||||
Наблюдение и трудовые поручения в уголке природы (П СК) | Формирование культурно гигиенических навыков (Ф Р СК) | Формирование навыков самообслуживания (Ф СК) | Работа с книгой: чтение познавательной литературы (Р П) | Психогимнастика (Ф СК) | ||
Индивидуальная работа по развитию (П СК ) ФЭМП | Индивидуальная- работа по развитию речи (Р СК ) | Индивидуальная работа по конструированию (Ф СК Р ) | Индивидуальная работа по ИЗО деятельности (Х СК) | Индивидуальная работа по сенсорике (Ф П) | ||
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (Ф СК Х) Самостоятельная деятельность детей | Строительно-конструктивные игры (Х СК) Самостоятельная деятельность детей | Дидактические игры: природный, социальный мир, сенсорное развитие (П СК Ф) Самост. деятельность детей | Дидактические игры: ОБЖ/ПДД (СК П Ф ) Самостоятельная деятельность детей | Музыкально-хороводные игры (Х Р ) Самостоятельная деятельность | ||
Непосредственно образовательная деятельность | ||||||
Прогулка | Наблюдение, экскурсии, трудовые поручения, подвижные игры с разной степенью подвижности (групповые, подгрупповые), индивидуальная работа по всем направлениям развития, самостоятельная игровая деятельность. | |||||
Вторая половина дня | Гимнастика после сна, закаливающие процедуры | |||||
Непосредственно образовательная деятельность | ||||||
Ситуация общения по теме недели (СК П) | Работа с бумагой бросовым, природным материалом, пластилином (Х СК) | Ситуация общения: ЗОЖ (Ф СК Р ) | Ситуация общения: беседа о труде взрослых (Р П СК) | Бегай, прыгай, играй! (Ф СК) | ||
Игры по социально-эмоциональному развитию (CК Р) | Сюжетно – ролевые игры (СК Р) | Познавательно-исследовательская деятельность (П СК) | Культурно-досуговая деятельность (Х Р) | Режиссерские игры (Х Р) | ||
Знакомство с новыми дидактическими играми (П СК ) Самостоятельная деятельность детей | Слушание музыки, музыкально-литературных произведений (Х СК Р) Самост. деят. детей | Чтение художественной литературы (Р ) Самостоятельная деятельность детей | Театрализованная деятельность (Х Р СК) Самостоятельная деятельность детей | Хозяйственно-бытовой труд (СК) Самостоятельная деятельность детей | ||
Прогулка | Наблюдение, экскурсии, трудовые поручения, подвижные игры с разной степенью подвижности (групповые, подгрупповые), индивидуальная работа по всем направлениям развития, самостоятельная игровая деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные модели образовательного процесса ДОУ"
В презентации рассказано о принципах построения образовательного процесса в ДОУ: учебная модель построения образовательного процесса, предметно-средовая и комплексно-тематическая. Раскрыт каждый из эт...
Семинар-практикум для педагогов "Модель образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ"
Прежде чем говорить о модели образовательного процесса необходимо определить составляющие образовательного процесса, которые создают в целом образовательную среду, в которой находится ребенок во время...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Единство и целостность - основа модели образовательного процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Единство и целостность – основа модели образовательного процесса»По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: гуманистическаяПо основному фактор...
Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента
Методические рекомендации.Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...