Поектирование в ДОУ
методическая разработка на тему
Материал представлен с позиции использования проектирования в ДОУ с условиях реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_realizuyu_fgos.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер -класс для педагогов ДОУ
Тема: Организация проектнойдеятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: Познакомить педагогов с возможностями использования проектной деятельности для реализации ФГОС ДО
Задачи: Провести исторический экскурс в историю проектной деятельности. Проанализировать возможность оптимального использования метода проекта в работе с дошкольниками. Организовать работу по созданию картотеки паспортов проектов по теме «Времена года»
Форма и методы организации:для педагогов без участия детей, беседа, практическая работа
Количество участников: по запросу
Оборудование:бумага формата А4(плотной фактуры), маркеры, ручки, карандаши
Материалы:готовые паспорта проектов, картотека проектной деятельности по направлению, буклет для педагогов «Советы воспитателю по организации проектной деятельности с детьми»
Время:30 мин
Предполагаемый продукт деятельности: картотека паспортов проектов по теме «Времена года»
Актуальность:
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1.4 Основные принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьёй;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.1. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
способствует профессиональному развитию педагогических работников;
создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
История развития метода проектов
Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переноситнас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования иэксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил изтого, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослойжизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А этоозначает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки,способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненныхпроблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, чтопроектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», свысокой степенью самостоятельности группой детей, объединённыхв данныймомент общим интересом.
В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х.годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, ис тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике.
Использование метода проекта в дошкольном образовании
Метод пpоектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Pабота над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» навсе образовательные области в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
проект – это 6 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Полонение портфолио,
в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения; развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советывоспитателю по работе над проектом:
• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• в ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
• Заключительный этап проекта
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта
Преимущества проектного метода:
-является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
-повышает качество образовательного процесса;
-служит развитию критического и творческого мышления.
-способствует повышению компетентности педагогов.
-является оптимальным средством для реализации ФГОС ДО
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы и успешного внедрения ФГОС ДО.
Вариативность использования проектного метода.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция:
-частичная интеграция (2 направления развития)
-полная интеграция (все направления развития));
• метод проектов:
-форма организации образовательного пространства;
-метод развития творческого познавательного мышления.
Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
• исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
• ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
• ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
• практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
• творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
• комплексные
• межгрупповые• творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др.;
• групповые
• индивидуальные• исследовательские
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Тематика проектов может касаться проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Иногда тема проектов предлагается самими воспитанниками, при этом последние ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. Но чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитанников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний.
Картотека проектной деятельности в ДОУ
Для максимального использования проектной деятельности в ДОУ, оптимально составить и использовать в работе картотеку проектной деятельности, которая будет отражать следующие направления:
-времена года
- народные праздники
-социальные праздники
-региональный компонент
-приоритетное направление ДОУ
-работа с родителями
Картотеку предлагаю оформить формате А 4 в форме паспорта проекта.
Практическая часть
Все участники мастер –класса делятся на 4 группы и заполняют паспорта проектов по четырем временам года. Затем обмениваются.
Паспорт проекта
Проблема | |
Полное наименование проекта | |
Тип проекта | |
Цель проекта | |
Образовательные области | |
Период (продолжительность) и этапы реализации проекта | |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: -Для детей -Для педагогов -Для родителей -Для ДОУ | |
Участники проекта | |
Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная) | |
Детская деятельность через, которую можно реализовать проект: | |
Коммуникативная | |
Двигательная | |
Изобразительная | |
игровая | |
Познавательно -исследовательская | |
Деятельность по самообслуживанию | |
Конструирование из различных материалов | |
Ознакомление с художественной литературой и фольклором | |
музыкальная | |
Презентация проекта |
Заключение
Использование метода проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века,
предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к
стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное
изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-
технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
В последние десятилетия наметились новые подходы к
педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений
семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
Создание картотеки проектной деятельности- дает возможность для реализации ФГОС ДО.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде.
Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной
ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени
общественного развития позволяет говорить о проекте как об оптимальной педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи
личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения и подготовке к школе.
Список используемой литературы:
1.В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью
педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя»
№9 2009 год
2.Верховкина М.Е..АтароваА.Н."Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах"- СПб: Издательство КАРО,2013-112с
3.Волкова М.С. Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.
4.Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном
образовании» СПб. Детство-Пресс, 2011.
Законодательные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
.