ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал на тему

Киселева Александра Викторовна

ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение

Детский сад № 97

ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ РЕБЕНКА НА ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ.

                                                                                 

                                                                                      Выполнила: Киселева А.В.

Новокузнецк, 2015

 Очевидно, что в настоящее время «нормативная» и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются.

С одной стороны, эти различия вызваны социально-экономическими трудностями, которые в настоящее время переживает Россия, а с другой — рядом серьезных недостатков в работе с детьми, связанных с институтом семьи. При этом в защите нуждаются как дети, семьи которых испытывают материальные трудности, так и дети из обеспеченных семей.

Нарушение прав детей связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Вместе с тем остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач, а также их нежелание и неумение устанавливать контакты с родителями и взаимодействовать с ними по вопросам, связанным с соблюдением прав ребенка.

Очевидно, что решение задач, связанных с защитой прав детей, достаточно сложный процесс, требующий специальной работы с воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Назовем основные ее направления.

Во-первых, необходимо формирование ценностей ориентации педагога. Убежденность в том, что проведение с родителями разъяснительной, просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье не является не дополнительной нагрузкой в его работе с детьми, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Во-вторых, нужно проводить работу по повышению правовой и педагогической культуры. Для этого необходимы методические рекомендации по взаимодействию с родителями и практические материалы (в виде анкет, памяток и др.) для решения конкретных задач.

Очевидно, что в сложной и многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения. Особая роль принадлежит руководителю ДОУ (заведующей), заместителю заведующего, психологу и педагогу.

Педагог — главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как соблюдение прав детей в дошкольном образовательном учреждении, так и защита детей от жестокого обращения в семье. Осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями. Ориентирует, просвещает, а в случае необходимости и контролирует родителей.

Очевидно, что эффективность работы по защите прав детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от умения заведующей и методиста организовать эту работу, наполнить ее определенным содержанием, распределить обязанности между всеми исполнителями, обеспечить согласованность их действий и соответствующий контроль.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что вопрос защиты маленького ребенка от всех форм насилия является столь важным и значимым, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие и потоке множества дел.

К сожалению, обиженные, страдающие и очень несчастные маленькие дети постоянно будут сменять в детском саду друг друга. Поэтому задача педагогического коллектива детского сада состоит не только в том, чтобы провести эту работу и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

К основным задачам администрации дошкольного образовательного учреждения по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся следующие :

  • принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • выяснение того , какие службы в городе занимаются такими вопросами и как сними можно связаться и установить контакт.

Основная задача методиста дошкольного образовательного учреждения — обучение воспитателей грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка. Для этого необходимо:

  • общее информирование педагогического коллектива о жестоком обращении с ребенком;
  • оказание помощи педагогам в изучении юридических документов, защищающих ребенка от жестокого обращения;
  • проведение самоанализа с педагогами относительно обращения с детьми;
  • подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми.

При информировании педагогов о том,что такое жестокое обращение с детьми, как оно проявляется,целесообразно использовать следующую памятку:

 Жестокое обращение с детьми: что это такое? 

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями, педагогами,воспитателями, представителями правопорядка.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка. 

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции.

Общеизвестно, что лучше не допустить какого-либо заболевания, чем иметь дело с запущенной болезнью. Поэтому нам представляется важным направить усилия психолого — педагогического коллектива детского дошкольного учреждения в сторону тех родителей, которые всего лишь склонны к нарушению прав своих детей,эта непростая задача,для ее решения необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями,которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Для того чтобы воспитатели могли взаимодействовать с родителями, они должны быть подготовлены к этой деятельности.

Как можно взаимодействовать с родителями:

Общие формы участия родителей в работе дошкольного учреждения:

  • помощь родителей детскому саду в целом
  • участие в ежедневной работе группы
  • участие родителей в принятии решений
  • общественная деятельность родителей.

Особое значение имеет готовность и способность коллектива детского сада устанавливать психологический контакт с теми родителями, которые обращаются за помощью.

Психологи, специалисты по межличностному общению,рекомендуют педагогическому персоналу при необходимости краткосрочного контакта с запросом родителей о помощи придерживаться следующих правил:

  • избегайте скоропалительных решений
  • вслушивайтесь в то,что говорится
  • обговаривайте любое предложение
  • соблюдайте конфиденциальность
  • реально оценивайте свои возможности
  • помните,что это не ваша проблема

Результаты многочисленных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Для этого ученые рекомендуют традиционные методы : наблюдение,опросы,беседы,анкетирование,интервью, тестирование, и др. Изучение семьи способствует  ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдение за их обращением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой. Особое внимание  следует обратить на реакцию детей . Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно — ролевой игре «Семья», а также информацию о климате в семье можно получить из рисунков «Моя семья»

После то как педагоги установят доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение первой задачи по профилактике жестокого обращения с детьми — трансляции родителям положительного образа ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь  лишь на негативных проявлениях. Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику  нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителя образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека.

Известный детский психотерапевт, специалист в области детско-родительских отношений, А, С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).
Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). 
Воспитание осуществляется по формуле: смотрите какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах.

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения).
Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.

Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). 
Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Родителям свойственно не вполне осознанное оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). 
Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела.Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). 
Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам для исправления.

Преследование (антипатия, уважение, близость). 
Формула: мой ребенок негодяй, и я докажу ему это! Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако, наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). 
Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.

Чаще всего в поведении родителей смешиваются несколько вариантов отношений. Однако можно определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей. 

Психологи выделяют не сколько таких установок:

* Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

* Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

* Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

* Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста! или характера. Короче, не желали принимать его таким, какой он есть.

* Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности  ребенка.

Как наказывать?

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания Следует отнести физическое воздействие.

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его языком и действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями (ребенок теряет привычную долю внимания, но вся забота о нем остается).

Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребенка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка.

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.).

Наказывая, подумай: «Зачем?!»

7 правил для всех

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке — за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!

Наказание — не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

  1. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил,
    стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения...

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Юридические документы, гарантирующие право ребенка на защиту от жестокого обращения.

При изучении международных документов первоочередной за дачей является выделение  прав детей,  требующих обязательной! соблюдения. Необходимо рассмотреть, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым установить, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, из них были выделены права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения образования. К ним относятся:

ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

ст. 6 — предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровеш жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный  Кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106—136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст. 150—157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

ст. 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Семейный кодекс РФ:

ст. 54 — утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа Опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 — предусматривает меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РФ «О защите прав детей»:

ст. 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

По каким признакам можно определить что по отношению к ребенку осуществляется насилие:

РЕБЕНОК:

  • плохо развивается -  его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • не ухожен, неопрятен;часто плачет,агрессивен,вызывающе себя ведет;
  • демонстрирует изменчивое поведение;
  • у ребенка проблемы с обучением;
  • проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
  • отказывается раздеваться,стремиться скрыть синяки и раны;
  • часто жалуется на недомогание;
  • испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу или другим знакомым людям;
  • проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • судорожно реагирует на поднятую руку;
  • чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых;
  • демонстрирует не соответствующее возрасту взрослое поведение;
  • рассказывает о случаях насилия,якобы которые произошли с другими детьми;

К вышеперечисленным признакам могут добавится проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Если ребенок стал жертвой насилия со стороны незнакомого взрослого,а также в случае тщательного скрываемого жестокого обращения с ребенком родителей. Педагогу может потребоваться помощь профессионалов из специальных служб и центров: Полиция,юридические консультации,службы здравоохранения, медико — социально — психологические центры,телефоны доверия,специальные службы защиты от населения.

 

Признаки жестокого обращения с детьми

1.        Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического со стояния и поведения ребенка:

  • суицидальные попытки.
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;

2.        Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

3.        Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • плохая успеваемость;
  • задержка физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез.

4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требования ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность и импульсивность;
  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • антиобщественное   поведение,   вплоть  до   вандализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с семьями по проблеме защиты прав детей (подготовительная группа)

Различные формы работы с семьей проводимые в системе и последовательно в течении года в подготовительной к школе группе,  наиболее полно помогут расскрыть проблему прав защиты детей....

Статья "ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ"

Статья для педагогов и родителей. Опубликована в информационно-аналитическом вестнике "Образование в Магаданской области" № 14, 2011 год, стр. 101. В статье раскрыты основные направления соблюдения и ...

План работы МБДОУ в рамках декады "Защита прав детей"

В материале представлен план работы педагогического коллектива по защите прав детей по 5 блокам. А так же картотека методической и художественной литературы, анкета для родителей по данной теме....

Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

итоговое занятие по теме "Права детей"...

Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

итоговое занятие по теме "Права детей"...

Конспект занятия в старшей группе "Защита прав детей"

Итоговое занятие по теме :"Права детей"...

Основные права детей. Защита прав детей.

Основные права детей. Защита прав детей....