ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация к уроку на тему

Зенова Анжелика Васильевна

В работе представлены основные понятия системы дошкольного образования, даны их трактовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_ponyatiya_doshkolnogo_obrazovaniya.pptx121.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зенова А. В.

Слайд 2

Воспитание – целенаправленный процесс форми­рования у детей высоких гражданских, морально-политических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагоги­ческими требованиями. Воспитание в социальном смысле понимается как соци­альное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни . Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Слайд 3

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность . Обучение включает в себя преподавание , осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога , создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.

Слайд 4

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в трех аспектах: - это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности; - это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков; - это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Слайд 5

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат : определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки к тому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность . Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное содержательно насыщенное и орга­низационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей (Б. Т. Лихачев). Он представ­ляет собой определенную систему , компоненты которой содержание, средства, методы, формы взаимодействия вос­питателя и воспитуемых. Слово « процесс » свидетельствует о растянутости во времени, а слово « педагогический » го­ворит о направленности на преобразование личности че­ловека (ребенка).

Слайд 6

Педагогический процесс, направленный на реше­ние узкой задачи, всегда является содержательной едини­цей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связан с последним и зависит от него. Это происходит потому, что педагогический процесс об­ладает целостностью, общностью и единством.

Слайд 7

Целостность - качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Слайд 8

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно -мотивационной области.

Слайд 9

Закономерности и принципы педагогического процесса Педагогические процессы характеризуются разнообразными связями и зависимостями. Главные из них выражаются в закономерностях. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса: Закономерность динамики педагогического процесса . Она состоит в том, что величина всех последующих достижений ученика (воспитанника) на всех последующих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах. Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Установлено, что темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Слайд 10

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе . Это означает, что для обеспечения действительно прочного усвоения норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности . На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса - ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов.

Слайд 11

Можно выделить несколько принципов построения педа­гогического процесса в дошкольном учреждении: - учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка; - решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве ; - учитывать положение о ведущей деятельности , смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе; - осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; - создавать естественную, непринужденную обстановку , в которой будет развиваться свободная творческая лич­ность; - стимулировать в педагогическом процессе воспитате­ля и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

Слайд 12

Компоненты педагогического процесса Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Главными компонентами педагогического процесса , его субъектами, являются педагоги и воспитанники. Взаимодействие субъектов педагогического процесса ориентировано на передачу определенных знаний, опыта, формирование навыков, развитие способностей и др. Это означает, что в основе педагогического процесса лежит содержание образования , являющееся еще одним его компонентом. Осуществление педагогического процесса невозможно без соответствующей материальной базы, средств обучения и воспитания, поэтому они является его четвертым компонентом.

Слайд 13

Этапы педагогического процесса Все педагогические процессы проходят в своем последовательном развитии одни и те же этапы (этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса): · подготовительный, · основной, · заключительный.

Слайд 14

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются: - уровень обученности ребенка; - уровень его воспитанности.

Слайд 15

Гуманизация образования предусматривает распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация связана с поворотом образовательного учреждения лицом к ребенку - постановке в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка (полное доверие, принятие его личных целей, запросов, интересов, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире)

Слайд 16

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания . К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностные технологии.

Слайд 17

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение (гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили ).

Слайд 18

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу . Этот доволь­но продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека раз­делен на два больших периода - ранний возраст и дошколь­ный возраст . Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст - на 7 этапов, дош­кольный возраст - на 4. Такое «дробле­ние», прежде всего, связано с особенностями психофизиологичес­кого роста и развития детей.

Слайд 19

В науке разработано несколько разных подходов к воз­растной периодизации . Л. С. Выготский разработал теорию стабильного возраста и кризисов в раз­витии , на основании которых и выстраивается возрастная периодизация: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст. Д.Б.Эльконин связывал возрастную периодизацию со сменой ведущего вида детской деятельности . Его теория не противоречит теории Выготского, более того, она опира­ется на нее и дополняет.

Слайд 20

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка. Анатомические показатели : развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма. Физиологические показатели : деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти.

Слайд 21

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка. В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Слайд 22

«Воспитание» – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста. «Воспитанник» – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе . «Готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Слайд 23

«Здоровье» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: сохранение и укрепление здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств. «Игровая деятельность» – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

Слайд 24

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. «Качество» – 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования , являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) интегральная единица измерения результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Слайд 25

«Коммуникация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие активной речи детей в различных видах деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами русской речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие интеллектуальных и личностных качеств. «Музыка » – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие музыкально-ритмической деятельности; приобщение к музыкальному искусству; развитие интеллектуальных и личностных качеств. «Образовательный процесс» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования , в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями .

Слайд 26

«Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста. «Общение ребенка» – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

Слайд 27

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования . В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса. «Основные направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие. «Познавательно-исследовательская деятельность» – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. «Познание» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: развитие познавательно-исследовательской деятельности; формирование сенсорных, элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира; расширение кругозора детей; развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Слайд 28

«Преемственность» – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования , которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.

Слайд 29

«Продуктивная деятельность» –форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура, художественное творчество . «Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Слайд 30

«Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. «Развитие» – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

Слайд 31

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). «Содержание дошкольного образования» – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей , обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.

Слайд 32

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают: непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Слайд 33

«Социализация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: личностное развитие; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Слайд 34

«Труд» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач: формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников; воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. «Уход» – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогического процесса с учетом введения Федеральных государственных требований к структуре основной программы дошкольного образования

Целью проекта является  Создание условий для развития профессиональной компетентности педагога; обеспечение информационного и организационно-методического сопровождения педагогического процесса в...

Консультация для педагогов по введению ФГОС "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"

С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В докладе более подробно раскрываются основные принципы и необходимость их реализации....

Один из основных принципов дошкольного образования построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях детей.

Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.Индивидуализация дошкольного образования...

Доклад на тему "Примерная основная программа дошкольного образования"

Предметом ( основным видом ) деятельности автономного учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми....

Консультация «Основные принципы дошкольного образования и их реализация»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.И сегодня на нашем семинаре мы постараемся более подробно раскрыть основные принципы ст...

Семинар-практикум на тему: "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"

5 февраля 2015 года в Дошкольном отделении 487 состоялся семинар на тему: «ФГОС ДО: Основные принципы дошкольного образования и их реализация», объединивший педагогов из других подразделений нашего Ко...