Модернизация работы педагогических кадров детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему

Едокова Оксана Владимировна

Материал предназначен для методтстов и старших воспитателей. Раскрывает сущность работы с педагогическими кадрами и поэтапное введение ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модернизация работы педагогических кадров

детского сада  в условиях внедрения ФГОС ДО

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОСДО) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует подготовки педагогических кадров.

Введение ФГОСДО в дошкольном образовании требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. Кризисное время рождает у педагогов детского сада тревогу не только от предстоящих перемен, но и ощущение необходимости собственных изменений. Практически каждый педагог ДОО с тревогой и растерянностью задает себе вопрос «Смогу ли я работать в новых условиях?», «Готов ли я к инновациям?». Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки и внедрения системы научно-методического сопровождения  педагогов.

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС. Основным фактором, обеспечивающим  успешность  внедрения  стандартов, является готовность педагогов к  инновациям.

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в детском саду, необходимо четко понимать значение такого  понятия, как готовность к инновациям.

Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.

В. И. Андреев, В. Л. Аношкин считают, что готовность к инновациям включает три основных компонента:

1.Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2. Теоретический  (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);

3. Практический  (совокупность умений реализовывать эти новшества).

Содержит систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов, снятие тревоги педагогов, развитие личностных качеств (целеустремленность, активность, стремление к профессиональному самосовершенствованию), обеспечивает методическое сопровождение педагогов на этапе нововведений.

В связи с внедрением ФГОС ДО в нашем ДОО было организовано научно-методическое сопровождение деятельности педагогов. Цель данного сопровождения: оптимизировать работу педагогов детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО.

Задачи сопровождения:

  1. Обеспечить психологическую поддержку педагогических кадров: повысить работоспособность педагогов, снять излишнюю тревожность, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах, целеустремленность.
  2. Обеспечить методическую поддержку педагогов: повысить профессиональную компетентность педагогов, создавать благоприятные условия для самообразования.
  3. Создать благоприятные условия для педагогов ДОО для применения полученных знаний на практике.

Этапы работы методической службы:

I этап: предварительное знакомство педагогов с основными положениями ФГОС ДО, новой нормативной документацией, изучение психологической и профессиональной готовности педагогов детского сада к внедрению ФГОС ДО.

II этап: участие педагогов в психологическом тренинге, методических мероприятиях, практическая отработка знаний.

III этап: выявление эффективности работы.

Оценка эффективности работы методической службы:

Мы будем считать нашу работу успешной, если мы сможем:

  1. Повысить работоспособность педагогов, снять их тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов (педагоги смогут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, установят партнерские взаимодействия с воспитанниками семьей и пр.), создавать благоприятные условия для самообразования.

Ожидаемый результат:

  1. Не менее 70% педагогов будут испытывать психологическую готовность к введению ФГОС ДО в ДОО,  с оптимизмом примут изменения в дошкольном образовании, появится уверенность в себе.
  2. Не менее 70% педагогов повысят свой профессиональный уровень, начнут использовать современные подходы в работе с дошкольниками.

Мониторинг включает:

  1. Анкетирование педагогов «Готовы ли Вы к введению ФГОС ДО».
  2. Психологическое обследование «Готовность педагогов к инновациям».
  3. Самообследование по введению ФГОС ДО в ДОУ в части условий реализации Стандарта, темпов и объемом подготовки кадров.

План работы деятельности методиста:

  1. Знакомство с нормативно-правовой базой, обеспечивающей реализацию ФГОС.
  2. Формирование банка документов, регулирующих педагогическую деятельность в д/с по реализации ФГОС ДО.
  3. Изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов.
  4. Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».
  5. Методическое обеспечение  библиотечного фонда как информационного   центра на введение ФГОС ДО.

Реализация данного плана происходила следующим образом. Ознакомившись с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", основываясь на приказы отдела образования, мы начали работу по созданию нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации мероприятий по введению ФГОС ДО. Провели педагогический совет «Введение ФГОС ДО». Педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС, и началась работа по созданию нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации введения ФГОС. Провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС, требований к качеству услуг ДО, мониторинг готовности, дабы  определить уровень готовности ДУ и педагогов. Цель – выявить затруднения, потребности и образовательные запросы специалистов; получить  информацию о готовности  к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учётом ФГОС; уточнить содержание запросов педагогов на необходимые информационные и методические ресурсы.

В организации методической работы наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу. Целенаправленная система методической работы обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетенции педагогов. Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем направлениям:

  • организационно-методическое,
  • информационно-методическое,
  • мониторинговое.

Целью организационно-методического направления  - внедрение эффективных технологий образования дошкольников. Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов.

Цель информационно-методического направления  - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО. Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки.

Цель мониторингового направления  - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса. Для реализации мониторингового направления организуются: анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов.

 Посредством выше перечисленных форм методической работы по каждому направлению решаются следующие задачи:

  • реализация ключевых направлений стандарта и решение возникающих при этом затруднений в период перехода на ФГОС;
  • формирование основных компетенций у педагогов, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников.

На сегодняшний день в ДОУ разработан пакет документов по введению ФГОС ДО. Проведенное анкетирование педагогов показывает, что они имеют знания нормативной базы ФГОС ДО, стремятся применять их на практике, а психологическое обследование говорит о снижении уровня тревоги педагогов в связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании, повышении готовности к  инновациям (у 55 % педагогов).

Затруднения, испытываемые педагогами на сегодняшний день:

1.Разработка основной образовательной программы дошкольного образования.

2. Организация мониторинга личностных образовательных результатов детей.

3.Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, создание образовательных проектов совместно с семьей.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. В процессе изменения ДОО меняются педагоги: приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также приобретают уверенность в себе, желание реализовать свои знания и умения на практике, самосовершенствоваться.

Литература

1.  Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. – 176с.

2.  Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

3.  Веселова Т. Б. «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ», СПб, Детство-пресс, 2012.

4. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007––№ 3. – С. 35-38

5. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова //.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как ...

«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»

В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети...