Модернизация работы педагогических кадров детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО
статья на тему
Материал предназначен для методтстов и старших воспитателей. Раскрывает сущность работы с педагогическими кадрами и поэтапное введение ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_modernizatsiya_deyat_pedag_v_svyazi_s_fgos_khoroshaya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Модернизация работы педагогических кадров
детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОСДО) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует подготовки педагогических кадров.
Введение ФГОСДО в дошкольном образовании требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. Кризисное время рождает у педагогов детского сада тревогу не только от предстоящих перемен, но и ощущение необходимости собственных изменений. Практически каждый педагог ДОО с тревогой и растерянностью задает себе вопрос «Смогу ли я работать в новых условиях?», «Готов ли я к инновациям?». Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки и внедрения системы научно-методического сопровождения педагогов.
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС. Основным фактором, обеспечивающим успешность внедрения стандартов, является готовность педагогов к инновациям.
Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в детском саду, необходимо четко понимать значение такого понятия, как готовность к инновациям.
Готовность к инновационной педагогической деятельности - особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.
В. И. Андреев, В. Л. Аношкин считают, что готовность к инновациям включает три основных компонента:
1.Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);
3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Содержит систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов, снятие тревоги педагогов, развитие личностных качеств (целеустремленность, активность, стремление к профессиональному самосовершенствованию), обеспечивает методическое сопровождение педагогов на этапе нововведений.
В связи с внедрением ФГОС ДО в нашем ДОО было организовано научно-методическое сопровождение деятельности педагогов. Цель данного сопровождения: оптимизировать работу педагогов детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО.
Задачи сопровождения:
- Обеспечить психологическую поддержку педагогических кадров: повысить работоспособность педагогов, снять излишнюю тревожность, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах, целеустремленность.
- Обеспечить методическую поддержку педагогов: повысить профессиональную компетентность педагогов, создавать благоприятные условия для самообразования.
- Создать благоприятные условия для педагогов ДОО для применения полученных знаний на практике.
Этапы работы методической службы:
I этап: предварительное знакомство педагогов с основными положениями ФГОС ДО, новой нормативной документацией, изучение психологической и профессиональной готовности педагогов детского сада к внедрению ФГОС ДО.
II этап: участие педагогов в психологическом тренинге, методических мероприятиях, практическая отработка знаний.
III этап: выявление эффективности работы.
Оценка эффективности работы методической службы:
Мы будем считать нашу работу успешной, если мы сможем:
- Повысить работоспособность педагогов, снять их тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов (педагоги смогут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, установят партнерские взаимодействия с воспитанниками семьей и пр.), создавать благоприятные условия для самообразования.
Ожидаемый результат:
- Не менее 70% педагогов будут испытывать психологическую готовность к введению ФГОС ДО в ДОО, с оптимизмом примут изменения в дошкольном образовании, появится уверенность в себе.
- Не менее 70% педагогов повысят свой профессиональный уровень, начнут использовать современные подходы в работе с дошкольниками.
Мониторинг включает:
- Анкетирование педагогов «Готовы ли Вы к введению ФГОС ДО».
- Психологическое обследование «Готовность педагогов к инновациям».
- Самообследование по введению ФГОС ДО в ДОУ в части условий реализации Стандарта, темпов и объемом подготовки кадров.
План работы деятельности методиста:
- Знакомство с нормативно-правовой базой, обеспечивающей реализацию ФГОС.
- Формирование банка документов, регулирующих педагогическую деятельность в д/с по реализации ФГОС ДО.
- Изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов.
- Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».
- Методическое обеспечение библиотечного фонда как информационного центра на введение ФГОС ДО.
Реализация данного плана происходила следующим образом. Ознакомившись с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", основываясь на приказы отдела образования, мы начали работу по созданию нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации мероприятий по введению ФГОС ДО. Провели педагогический совет «Введение ФГОС ДО». Педагогический коллектив был ознакомлен с ФГОС, и началась работа по созданию нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации введения ФГОС. Провели аналитическую работу по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС, требований к качеству услуг ДО, мониторинг готовности, дабы определить уровень готовности ДУ и педагогов. Цель – выявить затруднения, потребности и образовательные запросы специалистов; получить информацию о готовности к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учётом ФГОС; уточнить содержание запросов педагогов на необходимые информационные и методические ресурсы.
В организации методической работы наиболее актуальным является индивидуально ориентированный подход к каждому педагогу. Целенаправленная система методической работы обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетенции педагогов. Деятельность нашей методической службы осуществляется по трем направлениям:
- организационно-методическое,
- информационно-методическое,
- мониторинговое.
Целью организационно-методического направления - внедрение эффективных технологий образования дошкольников. Для реализации организационно-методического направления организуются: семинары, семинары-практикумы, круглые столы, проектная деятельность, курсовая подготовка педагогов.
Цель информационно-методического направления - обеспечение профессиональной деятельности педагогов по внедрению и реализации ФГОС ДО. Для реализации данного направления проводятся педагогические чтения, формируются электронные библиотеки.
Цель мониторингового направления - получение аналитико-диагностической и прогностической информации; текущий промежуточный контроль состояния и результативности образовательного процесса. Для реализации мониторингового направления организуются: анкетирование, опросы участников образовательного процесса, экспертиза методических материалов.
Посредством выше перечисленных форм методической работы по каждому направлению решаются следующие задачи:
- реализация ключевых направлений стандарта и решение возникающих при этом затруднений в период перехода на ФГОС;
- формирование основных компетенций у педагогов, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников.
На сегодняшний день в ДОУ разработан пакет документов по введению ФГОС ДО. Проведенное анкетирование педагогов показывает, что они имеют знания нормативной базы ФГОС ДО, стремятся применять их на практике, а психологическое обследование говорит о снижении уровня тревоги педагогов в связи с происходящими изменениями в дошкольном образовании, повышении готовности к инновациям (у 55 % педагогов).
Затруднения, испытываемые педагогами на сегодняшний день:
1.Разработка основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Организация мониторинга личностных образовательных результатов детей.
3.Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, создание образовательных проектов совместно с семьей.
Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. В процессе изменения ДОО меняются педагоги: приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также приобретают уверенность в себе, желание реализовать свои знания и умения на практике, самосовершенствоваться.
Литература
1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. – 176с.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
3. Веселова Т. Б. «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ», СПб, Детство-пресс, 2012.
4. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007––№ 3. – С. 35-38
5. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова //.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.
Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС. ...
Дидактическая игра в педагогическом процессе детского сада в соответствии ФГОС ДОУ
Дидактическая игра...
Консультация для воспитателей на тему:"Обновление содержания воспитательно - образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС".
Для воспитателей...
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...
"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...
«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»
В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как ...
«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»
В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети...