Сценарий проведения "круглого стола" "Дошкольное образование: Федеральный государственный образовательный стандарт"
методическая разработка по теме
Цель "круглого стола" познакомить педагогов ГБОУ с новым документом «Об утверждении ФГОС дошкольного образования», обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и выработать стратегию внедрения ФГОС в работу нашего учреждения..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомсттво педагогов детского сада с ФГОС ДО | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения "круглого стола"
"Дошкольное образование: Федеральный государственный
образовательный стандарт"
Подготовила и провела старший воспитатель ГБОУ д/с № 747 Федулова О.Г.
Цель - познакомить педагогов ГБОУ с новым документом «Об утверждении ФГОС дошкольного образования», обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и выработать стратегию внедрения ФГОС в работу нашего учреждения..
Задача: активизация педагогического коллектива на решение конкретных проблем по переходу на новую форму работы..
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивный экран, юла-лошадка, конверты с вопросами, почтовый ящик для предложений, шесть шляп.
Этапы подготовки и проведения "круглого стола": подготовительный, дискуссионный и завершающий.
- Подготовительный этап:
– изучение документа Минобрнауки РФ «ФГОС дошкольного образования» (раздать документ каждому воспитателю для изучения);
– подготовка сценария и атрибутов
– выбор ведущего «Знатока».
- Практический этап:
- педагоги делятся на 3 команды
– выступление ведущего,
- обсуждение документа воспитателями и педагогами происходит в игровой форме по принципу теле игры «Что? Где? Когда?».
- Завершающий этап:
– подведение итогов;
– выработка решений;
– установление общих результатов проводимого мероприятия.
Ход:
Практический этап.
Вступительное слово ведущего:
Уважаемые коллеги! Изменения последнего времени, происходящие в Российской системе дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу с 01 сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Нас ждут серьезные перемены в области дошкольного образования. Дошкольное образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребенка, проживающего в России, установлено Конституцией Российской Федерации – основным законом нашей страны.
Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внес изменения в части понятия и структуры государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проект которого разработан и находится в настоящее время в Минюсте РФ на согласовании.
26 сентября 2013 года в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минобрнауки России "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", который заменяет Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В мае 2013 года появились новые СанПины по дошкольным организациям.
Таким образом, произошли большие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы организации и предоставления услуг по дошкольному образованию.
Основная цель нашей встречи – познакомиться с документом и раскрыть мнения педагогов по обсуждаемой теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением ФГОС ДО, и выработать основные стратегические задачи дошкольной ступени образования, которые ставятся на сегодня. Прежде чем приступить к обсуждению документа, предлагаю вашему вниманию презентацию проекта ФГОС ДО.
Показ презентации "ФГОС ДО" с комментариями к ней
Уважаемые коллеги, до сегодняшнего дня наш детский сад строил работу в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы. С 1 января 2014 года в силу вступили ФГОС дошкольного образования.
Давайте обсудим, что изменится в организации образовательного процесса в детском саду с внедрением ФГОС? (ответы педагогов).
(Вопросы находятся в конвертах, педагоги по очереди крутят юлу-лошадку и выбирают конверт с ответом, озвучивают его и команда дает ответ, за полный ответ дается фишка, чья команда наберет больше фишек получает звание «Знаток ФГОС»)
- Как вам кажется, можно ли выделить единую теоретическую основу в ФГТ и ФГОС документах? Если "да", то что она предполагает? (ответы педагогов).
- Существует ли связь между основными целями документов? (ответы педагогов).
- На что направлены основные принципы ФГОС ДО? (ответы педагогов). Перечислите их.
- Как вы понимаете пункт «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»
- Какие методы и формы работы с детьми, по вашему мнению, будут способствовать индивидуализации дошкольного образования;
- Как построить педагогический процесс так, чтобы ребенок стал полноценным участником этого процесса;
- На достижение каких целей направлен Стандарт?
(повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.)
- На решение каких задач направлен Стандарт?
( охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Как, по вашему мнению, организовать предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ с учетом требований ФГОС; назовите ориентиры и существенные характеристики.
- Какие направления развития и образования детей (образовательные области) предлагают ФГОС? (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.)
- На что направлено социально-коммуникативное развитие?
- Развитие чего предполагает познавательное развитие ?
- Что включает в себя речевое развитие?
- Развитие каких качеств в ребенке предполагает художественно-эстетическое развитие?
- Физическое развитие предполагает приобретение опыта в каких видах деятельности?
- Как вы предполагаете осуществлять образовательную деятельность в новых условиях? (Предложите сценарий одного дня).
Завершающий этап.
В заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно "Шесть шляп". Для этого предлагаю послушать притчу:
"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем.
И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше".
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по одному человеку из каждой подгруппы и выберите шляпу.
1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия - ФГТ, ФГОС?
3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.
4. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?
5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации ФГОС.
6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.
Рефлексия
Мы выяснили первоначальные мнения педагогов по проблеме введения ФГОС ДО. Каким станет дошкольное образование, будет известно позднее, когда документ будет введен в действие и "заработает". Напомню, что ФГОС ДО вступил в силу 1 января 2014 года, до конца этого учебного года планируется разработка научно-методического обеспечения Стандарта, но мы должны уже сейчас разработать новую образовательную программу нашего детского сада с учетом ФГОС. Стандарт ориентирован на новые условия развития детей в дошкольных организациях. Изменения затрагивают не только образовательные программы, но и требования к кадровому составу, к материально техническому и финансовому обеспечению ДОУ. Выпускник детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.
Закончить круглый стол мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л.Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ федеральных государственных требований и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Для использование на педсовете...
Сценарий проведения "круглого стола" для педагогических работников "Дошкольное образование: Федеральный государственный образовательный стандарт"
Сценарий проведения "круглого стола" для педагогических работников"Дошкольное образование: Федеральный государственныйобразовательный стандарт" Подготовила : Косенкова Н.В."Детский сад...
ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) является документом, на основании которого дошкольные образовательные учреждения Российск...
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования». 2018
О СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»....
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”В связи с принятием Федерального закона от 31 июля
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания о...