доклад для педсовета "Детская игра в педпроцессе ДОУ"
статья по теме

Зиберт Елена Александровна

 

Игра представляет собой особую деятельность,которая расцветает  в детские годы и сопровождает  человека на протяжении всей жизни.Неудивительно,что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей,причем не только психологов,но и философов,социологов ,биологов.Существует  целый ряд теорий,которые рассматривают игру с двух точек зрения:

- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно,гармонично,всесторонне;

- игра как средство приобретения и проработки знаний.

В предлагаемом материале  раскрыты  понятия игры,основные типы,виды,функции игры.Предложен анализ определения игровых интересов на основе опроса-беседы с детьми старшей и подготовительной групп .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet-detskaya_igra_v_pedprotsesse_dou.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение  

Детский Сад №59  общеразвивающего вида второй категории «Журавлик»

                                 ДОКЛАД  ДЛЯ  ПЕДСОВЕТА  НА ТЕМУ:

       

              «ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»

                        Подготовила  педагог-психолог  МБДОУ ДС  №59

                               второй квалификационной категории

                                                    Зиберт Е.А.

                                                 

                                                   г.Таганрог

                                                                 2011    

              ЛИТЕРАТУРА

1. Валлон А.Психическое развитие ребенка.: М. «Просвещение»,1967.

2. Грецов А.Г. Детская игра-главный способ освоения мира.//Психолог в детском саду.

   2009.№3.

3. Жичкина А.Значимость игры  в развитии человека.//Дошкольное воспитание.

    2002,№4.

4.Калинина Р.Р.Психолого- педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь;

   М.:Сфера,2011.- 144 с.

5.Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора.- Ростов н/Д:

     Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).

        

6.Костина Л.Игровая  терапия с тревожными детьми.-СПб.Речь,2003.-160с.

        

7.Оздоровительная работа в дошкольном  образовательном учреждении./под общ. ред.

    Широковой Г.А.-Ростов н/Д:Феникс,2009-222с.-Мир вашего ребенка.

8.Разноцветные игры: по материалам Московской городской недели «Игра и игрушки»

    в государственных дошкольных учреждениях г.Москвы./Авт.-сост.: К.Ю. Белая,

    В.М.Сотникова-М.:Линка-Пресс,2007.

9.Смирнова Е.Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.//

    Дошкольное воспитание . 2002,№4.

10. Танкова О. Волшебная сила игры.//Деточки.2006.№4(31)апрель.

11.Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник /Г.А.Широкова.-

     Ростов н/Д:Феникс,2009.- 203,     с.- (Психологический практикум).

12.Энциклопедия педагогических ситуаций/Под ред. Н.В. Микляевой .- М.:ТЦ Сфера,

    2011.-128 с.(Приложение к журналу  «Управление ДОУ»).(5)

                                                                             

        

                                                                 Игра порождает радость, свободу, довольство,

                                                                 покой в себе и около себя, мир с миром.

                                                                                                              Фридрих  Фребель

        Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте- от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую  деятельность, которая, однако, не направлена на достижение  целесообразного результата; как активность ,в которой нет никакой функциональной необходимости. Тогда возникает вопрос: для чего же играют люди-дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра .как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью:

она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.

С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества(силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.),получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

          Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает  в детские годы и сопровождает  человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей, причем не только психологов, но и философов, социологов ,биологов. Существует  целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:

- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно, гармонично всесторонне;

- игра как средство приобретения и проработки знаний.

         В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. О первостепенном значении игры  для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила

игру универсальным  и неотъемлемым правом ребенка.

          По определению Д.Б .Эльконина внутри игры происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения  с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

 Игра реализует потребность дошкольника в социальной компетенции(мотив игры –

«быть, как взрослый») и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка:

В игре ребенок проявляет себя с двух сторон(как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует  Образ себя и Образ мира с двух точек зрения. Это формирует психологические новообразования- основные  для этапа дошкольного детства : моделирующие виды деятельности, иерархию мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребенка.

           Валлон А. утверждал, что польза, которую приносит игра, заключается в том что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать ,то это потому, что дети  возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.

         Итак. что же такое игра? Предлагаем определить это понятие, попробуем сделать это сами ,ответив на вопросы:

-Игра-это…(Что такое игра-интерес, развитие, познание, творчество, радость, гармония)

-Развитие в игре…(какое- активное, творческое, умственное, социальное)

ИГРА- непродуктивная деятельность, но продуктивное воображение субъекта. Игра является средством  научения , позволяющим  человеку развиваться когнитивно , социально, физически и эмоционально.  (Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора. -Ростов н/Д: Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).

ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990).

              При всем многообразии игр можно выделить несколько типов:  

-Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных

  для  ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры:  

  погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее    

  многих родителей  стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или                                  

  изваляться в грязи.

-Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют                определенный сюжет, заимствованный  как из реальной жизни, так и из сказки,

  мультфильма и т.п.Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город

  из песка- примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3-4 года, однако не

  исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.

-  Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли ,позиции человека в    обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют.    

  Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью(как скажем,

   в игре в магазин),роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п.Именно эти игры

   наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6лет.Многие подростки и  

   взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая

   субкультура «ролевиков».

-Игры с правилами. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не

  имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди

  действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается

  состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры- футбол, хоккей или

  волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки ит.д.Подобные

  игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше,

  к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.

              Кроме описанных выше типов игры, выделяют и различные виды игр:

творческие- возникают по инициативе детей(включают сюжетно-ролевые; театрализован-

ные-режиссерские,игры-драматизации;конструкторские);дидактические-происходят по

инициативе взрослых с готовыми правилами для решения обучающей задачи, может быть и ролевой .являются основной формой обучения детей дошкольного возраста; народные -созданные народом.

              Какие же функции выполняет игра?

Первая функция игры- развивающая- способствует развитию ребенка как личности:

умению выражать себя, реализовывать свои потребности, осознавать свои симпатии и антипатии, исследует свои чувства, учится контролировать свое поведение. Одни игры

развивают силу, выносливость, другие-ум.

Вторая функция- компенсаторная- основана на том, что игра предстает как иная реальность, ребенка привлекает возможность раскрыть свои способности, которые сложно развить во взрослом мире.

Третья функция- психотерапевтическая(исцеляющая),в игре «проживаются» волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Играя, ребенок выплескивает негативные эмоции, тем самым снижая их напряжение, находит выходы из сложных ситуаций.

Еще одна функция- диагностическая. В игре можно увидеть проблемы ребенка, посмотреть какими он представляет своих родителей, воспитателей, самого себя. В игре ребенок раскрывается, так как она символична, там все «понарошку».

              Играя, ребенок получает определенные знания, навыки, развивает память, мышление, речь..На занятиях с дошкольниками педагоги для лучшего усвоения

учебного материала используют большое количество игровых приемов. Специальные обучающие игры («Четвертый лишний», «Пазлы», «Что сначала, что потом» и другие)помогают ребенку познавать мир в более доступной и увлекательной  для него форме.

               Итак, резюмируя все вышесказанное ,мы отмечаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. Если ребенок не умеет играть, то его могут ждать большие проблемы: отсутствие коммуникативных навыков, неумение трансформировать нервное напряжение, а вслед за этим вероятность неврозов, скудное воображение и другое.

                К сожалению можно констатировать ,что игра «уходит» из детского сада, дети

стали меньше играть , развитие  игры, в частности ролевой, не достигает должного уровня.

 Назовем   несколько  причин :

-  у детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.

 Откуда дети получают большинство впечатлений?(мнения педагогов);

-  дети зачастую не знают чем занимаются их родители, а родители не могут внятно объяснить ребенку чем они занимаются, кем работают;

-  не играют взрослые(а игре невозможно научить иначе, чем играя с вместе с детьми)

-  некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают;

-  многие родители  считаю иргу ненужным, пустым занятием;

-  все больше семей, где детей с раннего возраста начинают « развивать» и считают игру

ненужным занятием;

-  в современных семьях чаще всего ребенок растет один, на улице гуляет под присмотром

    родителей, не имея возможности играть с детьми разных возрастов.

-  современные родители в основном озабочены  подготовкой ребенка к школе.

  -воспитатели тоже меньшее значение придают игре(занятия проводить проще, чем     играть с детьми).

                                   

                Исследования ученых показывают, что у ребят маленький игровой опыт и слабо развито умение развивать игровой сюжет. Это подтверждает  и проведенный нами опрос-беседа детей старшей и подготовительной групп. Для определения игровых интересов

Были предложены три вопроса:

-   Во что ты любишь играть в детском саду?

-   Какие игрушки, игры ты чаще всего берешь поиграть в детском саду?

-   Во что ты любишь играть дома?

                Анализируя ответы детей отмечаем, что в детском саду дети играют в основном  сюжетно-ролевые игры(семья, дочки-матери, заправка, машинки),конструкторы различные,

настольно-печатные игры(с кубиком),дома же дети предпочитают играть в лото, пазлы,

лего, девочки предпочитают игру с куклами и мягкими игрушками, мальчики же с солдатиками, полицейскими, компьютерные игры( стрелялки , раскраски, мультики).

            Важно отметить  ,наблюдая за детьми в игре в группе детского сада, прослеживается следующая особенность: у девочек сюжеты ролевых игр богаче, чем у мальчиков. Девочки играют в семью, но параллельно развивают игры в магазин, день рождения, дочки-матери.

Мальчики же ,построив  из большого строителя боевую базу, чаще только манипулируют машинами  и солдатами, не развивая сюжета дальше.

                  Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть, чтобы это сделать(научить) мы должны сами уметь играть.(предложить игры : «игры моего детства», «лес», «руки», «оживи ладони»,байка «тяни-толкай»)

                 Принимая во внимание все вышесказанное, анализируя полученные данные, делаем вывод, что продуктивно заниматься вопросами игры можно только при условии одновременного подключения к их решению всех-педагогов и родителей. Поскольку участниками образовательного процесса являются и ребенок, и родители ,и педагоги. В свою очередь мы отметили, что дети мало играют, а родители не знают как это делать, как научить этому ребенка, все-таки основная нагрузка по обучению дошкольников игре  ложится именно на педагогов. Ведь жизнь в детском саду ребенку интересна в том случае, когда она наполнена игрой. Тогда ребенок и в сад приходит счастливым и таким же возвращается домой.

                  Заканчивая , предлагаем  высказывание А. Энштейна : «Теперь я понял, что разгадывание тайн Вселенной- это детская игра по сравнению с разгадыванием тайн детской игры!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И  с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....

Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"

Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...

Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

Доклад "Подвижные игры и игры для прогулок" Подготовительные группы.

Выступление на семинаре по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут". В рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного ...

Доклад «Подвижные игры и игры для прогулок» старший дошкольный возраст

Информация о подвижных играх в режимных моментах с детьми 5-6 лет....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...