доклад для педсовета "Детская игра в педпроцессе ДОУ"
статья по теме
Игра представляет собой особую деятельность,которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни.Неудивительно,что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей,причем не только психологов,но и философов,социологов ,биологов.Существует целый ряд теорий,которые рассматривают игру с двух точек зрения:
- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно,гармонично,всесторонне;
- игра как средство приобретения и проработки знаний.
В предлагаемом материале раскрыты понятия игры,основные типы,виды,функции игры.Предложен анализ определения игровых интересов на основе опроса-беседы с детьми старшей и подготовительной групп .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet-detskaya_igra_v_pedprotsesse_dou.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский Сад №59 общеразвивающего вида второй категории «Журавлик»
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДСОВЕТА НА ТЕМУ:
«ДЕТСКАЯ ИГРА В ПЕДПРОЦЕССЕ ДОУ»
Подготовила педагог-психолог МБДОУ ДС №59
второй квалификационной категории
Зиберт Е.А.
г.Таганрог
2011
ЛИТЕРАТУРА
1. Валлон А.Психическое развитие ребенка.: М. «Просвещение»,1967.
2. Грецов А.Г. Детская игра-главный способ освоения мира.//Психолог в детском саду.
2009.№3.
3. Жичкина А.Значимость игры в развитии человека.//Дошкольное воспитание.
2002,№4.
4.Калинина Р.Р.Психолого- педагогическая диагностика в детском саду.- СПб.: Речь;
М.:Сфера,2011.- 144 с.
5.Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора.- Ростов н/Д:
Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).
6.Костина Л.Игровая терапия с тревожными детьми.-СПб.Речь,2003.-160с.
7.Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении./под общ. ред.
Широковой Г.А.-Ростов н/Д:Феникс,2009-222с.-Мир вашего ребенка.
8.Разноцветные игры: по материалам Московской городской недели «Игра и игрушки»
в государственных дошкольных учреждениях г.Москвы./Авт.-сост.: К.Ю. Белая,
В.М.Сотникова-М.:Линка-Пресс,2007.
9.Смирнова Е.Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.//
Дошкольное воспитание . 2002,№4.
10. Танкова О. Волшебная сила игры.//Деточки.2006.№4(31)апрель.
11.Широкова Г.А. Детская психология. Словарь-справочник /Г.А.Широкова.-
Ростов н/Д:Феникс,2009.- 203, с.- (Психологический практикум).
12.Энциклопедия педагогических ситуаций/Под ред. Н.В. Микляевой .- М.:ТЦ Сфера,
2011.-128 с.(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5)
Игра порождает радость, свободу, довольство,
покой в себе и около себя, мир с миром.
Фридрих Фребель
Игру традиционно связывают с детством и описывают ее как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте- от игр животных через игры детей к играм взрослых. Ее можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность ,в которой нет никакой функциональной необходимости. Тогда возникает вопрос: для чего же играют люди-дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра .как отмечает Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью:
она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.
С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества(силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.),получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекает к себе внимание исследователей, причем не только психологов, но и философов, социологов ,биологов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
- игра как деятельность ,в которой ребенок развивается целостно, гармонично всесторонне;
- игра как средство приобретения и проработки знаний.
В отечественной педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила
игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
По определению Д.Б .Эльконина внутри игры происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
Игра реализует потребность дошкольника в социальной компетенции(мотив игры –
«быть, как взрослый») и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка:
В игре ребенок проявляет себя с двух сторон(как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует Образ себя и Образ мира с двух точек зрения. Это формирует психологические новообразования- основные для этапа дошкольного детства : моделирующие виды деятельности, иерархию мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, механизмы эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребенка.
Валлон А. утверждал, что польза, которую приносит игра, заключается в том что в игре деятельность определяется такими внутренними и внешними побуждениями, которые ведут к упражнению способностей. Если мы говорим, что в обществе детей можно хорошо отдыхать ,то это потому, что дети возвращают взрослого к условиям игровой деятельности.
Итак. что же такое игра? Предлагаем определить это понятие, попробуем сделать это сами ,ответив на вопросы:
-Игра-это…(Что такое игра-интерес, развитие, познание, творчество, радость, гармония)
-Развитие в игре…(какое- активное, творческое, умственное, социальное)
ИГРА- непродуктивная деятельность, но продуктивное воображение субъекта. Игра является средством научения , позволяющим человеку развиваться когнитивно , социально, физически и эмоционально. (Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я.Подопригора. -Ростов н/Д: Феникс.2010.- 318 с.- (Словари).
ИГРА – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского , 1990).
При всем многообразии игр можно выделить несколько типов:
-Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных
для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры:
погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее
многих родителей стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или
изваляться в грязи.
-Сюжетные игры подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки,
мультфильма и т.п.Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город
из песка- примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3-4 года, однако не
исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
- Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли ,позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют.
Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью(как скажем,
в игре в магазин),роли солдат и офицеров в боевых действиях и т.п.Именно эти игры
наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6лет.Многие подростки и
взрослые, кстати, тоже неравнодушны к подобным играм, существует даже целая
субкультура «ролевиков».
-Игры с правилами. Они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не
имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди
действуют на основе заранее сформулированных правил. Чаще всего это сопровождается
состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры- футбол, хоккей или
волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки ит.д.Подобные
игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше,
к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.
Кроме описанных выше типов игры, выделяют и различные виды игр:
творческие- возникают по инициативе детей(включают сюжетно-ролевые; театрализован-
ные-режиссерские,игры-драматизации;конструкторские);дидактические-происходят по
инициативе взрослых с готовыми правилами для решения обучающей задачи, может быть и ролевой .являются основной формой обучения детей дошкольного возраста; народные -созданные народом.
Какие же функции выполняет игра?
Первая функция игры- развивающая- способствует развитию ребенка как личности:
умению выражать себя, реализовывать свои потребности, осознавать свои симпатии и антипатии, исследует свои чувства, учится контролировать свое поведение. Одни игры
развивают силу, выносливость, другие-ум.
Вторая функция- компенсаторная- основана на том, что игра предстает как иная реальность, ребенка привлекает возможность раскрыть свои способности, которые сложно развить во взрослом мире.
Третья функция- психотерапевтическая(исцеляющая),в игре «проживаются» волнующие ребенка ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Играя, ребенок выплескивает негативные эмоции, тем самым снижая их напряжение, находит выходы из сложных ситуаций.
Еще одна функция- диагностическая. В игре можно увидеть проблемы ребенка, посмотреть какими он представляет своих родителей, воспитателей, самого себя. В игре ребенок раскрывается, так как она символична, там все «понарошку».
Играя, ребенок получает определенные знания, навыки, развивает память, мышление, речь..На занятиях с дошкольниками педагоги для лучшего усвоения
учебного материала используют большое количество игровых приемов. Специальные обучающие игры («Четвертый лишний», «Пазлы», «Что сначала, что потом» и другие)помогают ребенку познавать мир в более доступной и увлекательной для него форме.
Итак, резюмируя все вышесказанное ,мы отмечаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. Если ребенок не умеет играть, то его могут ждать большие проблемы: отсутствие коммуникативных навыков, неумение трансформировать нервное напряжение, а вслед за этим вероятность неврозов, скудное воображение и другое.
К сожалению можно констатировать ,что игра «уходит» из детского сада, дети
стали меньше играть , развитие игры, в частности ролевой, не достигает должного уровня.
Назовем несколько причин :
- у детей мало впечатлений, эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры.
Откуда дети получают большинство впечатлений?(мнения педагогов);
- дети зачастую не знают чем занимаются их родители, а родители не могут внятно объяснить ребенку чем они занимаются, кем работают;
- не играют взрослые(а игре невозможно научить иначе, чем играя с вместе с детьми)
- некоторые родители поздно приводят детей в детский сад и рано забирают;
- многие родители считаю иргу ненужным, пустым занятием;
- все больше семей, где детей с раннего возраста начинают « развивать» и считают игру
ненужным занятием;
- в современных семьях чаще всего ребенок растет один, на улице гуляет под присмотром
родителей, не имея возможности играть с детьми разных возрастов.
- современные родители в основном озабочены подготовкой ребенка к школе.
-воспитатели тоже меньшее значение придают игре(занятия проводить проще, чем играть с детьми).
Исследования ученых показывают, что у ребят маленький игровой опыт и слабо развито умение развивать игровой сюжет. Это подтверждает и проведенный нами опрос-беседа детей старшей и подготовительной групп. Для определения игровых интересов
Были предложены три вопроса:
- Во что ты любишь играть в детском саду?
- Какие игрушки, игры ты чаще всего берешь поиграть в детском саду?
- Во что ты любишь играть дома?
Анализируя ответы детей отмечаем, что в детском саду дети играют в основном сюжетно-ролевые игры(семья, дочки-матери, заправка, машинки),конструкторы различные,
настольно-печатные игры(с кубиком),дома же дети предпочитают играть в лото, пазлы,
лего, девочки предпочитают игру с куклами и мягкими игрушками, мальчики же с солдатиками, полицейскими, компьютерные игры( стрелялки , раскраски, мультики).
Важно отметить ,наблюдая за детьми в игре в группе детского сада, прослеживается следующая особенность: у девочек сюжеты ролевых игр богаче, чем у мальчиков. Девочки играют в семью, но параллельно развивают игры в магазин, день рождения, дочки-матери.
Мальчики же ,построив из большого строителя боевую базу, чаще только манипулируют машинами и солдатами, не развивая сюжета дальше.
Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть, чтобы это сделать(научить) мы должны сами уметь играть.(предложить игры : «игры моего детства», «лес», «руки», «оживи ладони»,байка «тяни-толкай»)
Принимая во внимание все вышесказанное, анализируя полученные данные, делаем вывод, что продуктивно заниматься вопросами игры можно только при условии одновременного подключения к их решению всех-педагогов и родителей. Поскольку участниками образовательного процесса являются и ребенок, и родители ,и педагоги. В свою очередь мы отметили, что дети мало играют, а родители не знают как это делать, как научить этому ребенка, все-таки основная нагрузка по обучению дошкольников игре ложится именно на педагогов. Ведь жизнь в детском саду ребенку интересна в том случае, когда она наполнена игрой. Тогда ребенок и в сад приходит счастливым и таким же возвращается домой.
Заканчивая , предлагаем высказывание А. Энштейна : «Теперь я понял, что разгадывание тайн Вселенной- это детская игра по сравнению с разгадыванием тайн детской игры!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Экологические игры и развитие речи дошкольников"
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. И с помощью игр можно в какой -то мере решить эту проблему....
Доклад "Значение игры в развитии ребенка 2-4 лет"
Роль игры имеет большое значение в жизни ребенка третьего года жизни. Она формирует воображение, фантазию, учит играть в коллективе. В данном докладе представлены различные игровые модели, помогающие ...
Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»
Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
Доклад "Подвижные игры и игры для прогулок" Подготовительные группы.
Выступление на семинаре по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут". В рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного ...
Доклад «Подвижные игры и игры для прогулок» старший дошкольный возраст
Информация о подвижных играх в режимных моментах с детьми 5-6 лет....
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...