Работа с родителями
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Жарковская СОШ №1»
Р Е Ф Е Р А Т
Н А Т Е М У:
«Р А Б О Т А С
Р О Д И Т Е Л Я М И»
Воспитатель дошкольной подготовительной группы:
Титова Елена Юрьевна
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Позиция ребёнка с самых ранних лет формируется не только системой общественного дошкольного воспитания, но и атмосферой нашей действительности, нашим образом жизни. И здесь особенно велика роль семьи – самой первой ячейки общества, в которой развивается ребёнок. Её влияние и сила воздействия на дошкольника не сравнимы ни с каким другим влиянием извне. Тесное сотрудничество детского сада с семьёй способствует её укреплению, повышению активности в воспитании детей.
Педагог дошкольного учреждения впервые знакомится со своим воспитанником, когда малышу исполняется 1,2,3 года.
Мать же воспитывает его с первых дней рождения. С этого момента она становится «естественной воспитательницей», имея или не имея на то жизненного и педагогического опыта. Недостаток опыта мать восполняет любовью к ребёнку, стремлением сделать всё, чтобы ему было хорошо.
Конечно, все родители, как правило, любят своих детей. Но родительская любовь только в том случае помогает воспитывать, если она не слепая, а разумная, сочетающая уважение с требовательностью. Такая любовь предполагает не сюсюканье с ребёнком, не заискивание и удовлетворение капризов, а подлинную заботу о его всестороннем развитии, доброжелательное общение, внимательное отношение к детским потребностям, тактичную настойчивость в выработке у него полезных навыков и привычек.
Семейные отношения к тому же отличаются эмоциональной насыщенностью, доверительностью, открытостью. Именно они составляют определённый микроклимат – одно из благоприятных условий воспитания ребёнка. То, к чему стремятся родители, что считают в жизни главным, как они работают, как оценивают свой труд, труд родственников, знакомых, как относятся к ним, к детям, друг к другу – всё это является примером для подражания.
Дошкольник ещё не способен критически оценить дела и слова родителей, сравнить их с семьями своих друзей, проанализировать их поведение с тоски зрения происходящих в стране событий. Отец и мать для него самые близкие и дорогие люди. Всё, что исходит от них, всегда правильно и хорошо. Вот почему в связи с этим вспоминается известное положение, непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания: «Воспитатель в первую очередь сам должен быть воспитан».
Процесс семейного слагается из тех знаний, которые мать и отец ребёнка вынесли из родительской семьи, из традиций, веками складывавшихся у народа, а также частично – из педагогических воздействий на ребёнка, подсказанных интуицией, жизнью, собственным опытом, художественной литературой, средствами массовой информации.
Работа педагога с родителями требует внимания, чуткости, заботы и, что самое главное, неформального подхода. Всем своим поведением воспитатель подчёркивает, что он уважает родителей, относится к ним как к равным коллегам, опыт которых ему так же важен, как и свой собственный. Вот почему от его умения и желания сотрудничать с родителями, направлять педагогический процесс в семье во многом зависит и отношение родителей к воспитанию своего ребёнка, и к детскому саду в целом.
Формы связи воспитателя с родителями определяются непосредственными наблюдениями за детьми, знакомством с каждой семьёй. Когда оно начинается? С того момента, когда ребёнок ещё не переступил порог детского сада. Во время беседы с родителями будущего воспитанника педагог уже сможет дать некоторые советы, в частности как по возможности смягчить период адаптации, как подтянуть домашний режим к дошкольному, как избежать нервных срывов при расставании ребёнка с родителями.
Посещение на дому – следующий этап изучения условий семейного воспитания (посещение на дому, приглашение родителей в детский сад на беседы, консультации, собрания). Цель первого визита – разобраться в семейных отношениях, почувствовать «дух» семьи (как родители проводят свободное время, как отмечают праздники, какую работу по дому доверяют ребёнку и т.п.)
Если в первый год работы воспитатели побывали у всех своих воспитанников, то на следующий они могут посетить только вновь поступивших.
Когда ещё посещает педагог своих воспитанников? Во-первых, в том случае, если его беспокоит поведение ребёнка или родителей. И если последние не внемлют его советам, можно обратиться к представителям руководства.
Во-вторых, подготавливаясь к групповым собраниям, родительским конференциям, к очередному заседанию родительского комитета, когда требуется конкретный положительный (или отрицательный) пример семейного воспитания, педагог ограничивается посещением одной-двух семей.
Скажем, повестка предстоящего собрания – изучение опыта нравственного воспитания детей. Беседа может быть построена в таком плане: какие черты характера хотели бы воспитать у своих детей? Какие применяете методы? Единодушны ли в своем подходе в воспитании уважения к старшим, любви к родному краю? Как складываются отношения с братьями, сестрами, товарищами? Как воспитываете дружбу между детьми? Привлекаете ли старших детей к уходу за младшими? Кого больше слушается ребенок? Почему? С кем делится радостями и огорчениями? Какие трудности испытывает семья в нравственном воспитании детей?
Или рассматриваются вопросы трудового воспитания. Сельская семья при любом уровне бытового устройства отличается от городской. На селе не замкнешься в своих четырех стенах. Нет поросенка, так куренка заведешь – надо уметь ухаживать. Не засадить грядку – это уже великий грех. Дерево, цветы под окном, на улице обязательно следует посадить. Короче, селянин, живущий на природе, без определенных деревенских навыков не обойдется. Не научился ребенок – будет постигать все это взрослым, а не постигнет – не проживет. И научится хозяйственности заставляет семья.
С чего начинается воспитание? Приучить к руду. Развивать сноровку в деле. А «дело» в сельской семье сильно отличается от городского. В городе в основном «комнатный», «игровой» труд, а в селе «хозяйственный». Отец учит сына затёсывать кол, прибивать доску, пилить дрова, косить траву, копать грядку… Ребёнок видит зачин дела, видит, как оно продвигается, и результат: он участвует в работе, исполняет хозяйственную необходимость, постигает целесообразность и расчёт. Для этого необходимо настоящее дело. Трудовое воспитание. Отсюда и вытекает педагогическая задача в ходе беседы: какие обязанности имеет ребёнок по дому? Как часто их выполняет и с желанием ли? Как взрослые руководят его трудом? Что рассказывают о своей работе? Исходя из условий семейного воспитания и задач «Программы воспитания и обучения в детском саду», воспитатель раскрывает объём трудовых поручений для каждого возраста, объясняет, к каким видам домашнего труда обязательно следует привлекать детей.
Педагог должен подвести родителей к мысли, что ребёнок, развиваясь, не просто овладевает разнообразными действиями, не только учится видеть мир, мыслить. Он ещё усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает правила поведения, свойственные людям. Поэтому, если родители хотят выработать «хорошее поведение» у ребёнка, следует внимательно проанализировать своё.
Если взрослые всегда вежливы друг с другом, спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, о и ребёнок привыкает вести себя подобным образом. Да, в присутствии ребёнка нельзя «выяснять отношения», ссориться. Мало того что возбуждённое состояние, передаваясь ребёнку, отрицательно сказывается на его нервной системе, неправильные поступки взрослых входят в его поведение. Он воспроизводит их сначала в игре, а затем и в своём отношении к близким – младшим и старшим.
В ходе индивидуальных бесед выясняются задачи воспитания здорового ребёнка, средства их решения; условия соблюдения режима дня, гигиены; вопросы рационального питания; применяемые меры закаливания; время, отведённое на прогулки, на просмотр телепередач; игрушки, физкультурные пособия для игр и занятий в помещении и на улице – и на этих вопросах заостряется внимание родителей.
Решая вопросы умственного воспитания, воспитатель прежде всего выясняет, как родители понимают эту задачу, какие создают условия, т.е. какие пособия, детские книги, игрушки есть у дошкольника дома, в каком они состоянии и где хранятся; кто преимущественно занимается с ребёнком; часто ли читаются книги, ведутся беседы о прочитанном, слушаются детские передачи по телевидению и радио; организуются ли прогулки в лес, на поле, ведутся ли наблюдения, беседы.
Круг вопросов и ответы педагога помогают родителям, скажем, уяснить, что представления о предметах и их свойствах накапливаются у детей только в действиях с этими предметами, что отсутствие в речи ребёнка слов, обозначающих их свойства, не должно настораживать взрослых. Просто существуют психологические причины, по которым дети названия свойств начинают употреблять позже, чем названия предметов и действий. Поэтому обычные домашние дела, одевание, умывание, прогулки можно превратить )незаметно для ребёнка) в специальные занятия для развития восприятия. Мама надела синий шарфик, дочка – синюю шапочку: обратите внимание девочки на одинаковые цвета. Папа взял большое ведро, сын – маленькое: можно вспомнить и любимую детьми сказку Л.Толстого о трёх медведях, чтобы обыграть домашние ситуации.
Наиболее широкие возможности для умственного воспитания представляют прогулки, во время которых родители обращают внимание ребёнка на то, что происходит в природе: каковы свойства дождя и снега, окраска и форма листьев, стволов деревьев, виды птиц, внешний вид животных и т.д.
Знакомясь с эстетическим воспитанием дошкольников в семье, педагог выясняет, приобщают ли родители ребёнка к прекрасному и как, что вызывает у малыша удивление, восхищение, есть ли в семье музыкальные инструменты, увлекаются ли члены семьи прикладным искусством, приобщают ли к этому ребёнка.
Домашняя обстановка, убранство квартиры, внешний вид окружающих, стиль их общения – всё это входит в круг вопросов эстетического воспитания. В тактичной форме педагог советует родителям, как лучше обставить и украсить уголок ребёнка, как привлечь его к посильному участию в наведении чистоты и порядка.
Полученные впечатления кратко записываются. На их основе легче строить индивидуальные беседы, подготовиться к собраниям, к консультациям. Кроме того, педагог имеет возможность заранее проанализировать ситуацию семейного воспитания и определить формы работы – индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, на которые он может опираться.
Очень важны и индивидуальные беседы с родителями. У отцов и матерей бывает много вопросов к педагогам. Но разговаривать с ними надо с глазу на глаз: ведь одни вопросы, поднятые на собраниях, в домашних условиях требуют широкого обсуждения, обстоятельного ответа; другие – сугубо личного разговора, без посторонних.
Воспитатели не вправе подходить к ним формально или легкомысленно. Любую беседу нельзя проводить с ходу. Она требует осмысления, отсрочки, подготовки, планирования в календарном плане воспитательно-образовательной работы.
Прежде чем пригласить кого-то из взрослых членов семьи, воспитатель продумывает, в каком русле вести разговор, тем более что порой его содержание не одна похвала. В любом случае диалог лучше всего начать с хорошего сообщения. На фоне положительного примера легче строить серьёзный разговор о методах воспитания. По окончании беседы можно записать её краткий ход..
Со временем накапливается богатейший материал для дальнейшей педагогической деятельности, что даст возможность поделиться своими раздумьями, опытом работы на педсоветах, методических объединениях.
Более того, некоторые вопросы, интересные и полезные для нескольких семей, воспитатель выносит на консультацию. Обычные темы консультаций- проблемы воспитания, характерные для нескольких семей, независимо от возраста детей. Например, плохие отношения между детьми – ревность, соперничество, враждебность. На обсуждение приглашают не более 5 – 8 родителей, но именно тех, кто в этом нуждается.
Готовясь к консультациям, воспитатель просматривает соответствующую педагогическую литературу, советуется с заведующим (директором), составляет план или тезисы выступления, продумывает трудную педагогическую ситуацию или задачу с её обязательным решением: с неё эффективнее всего начать разговор.
Например: где границы детской самостоятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте, к чему сводится ответственность? Что такое детская дружба? К чему больше готов дошкольник – принять и разделить огорчения сверстника или сорадоваться его успехам?
Оживляет консультацию такой пример, когда места воспитанников занимают их родители. Воспитатель может провести с ними дидактическую игру, занятие по ручному труду или по развитию речи, элементарных математических представлений. Выполняя детское задание, родители усваивают методику воспитания и обучения, учатся быть терпимее, сдержаннее в обращениях с ребёнком, внимательнее к его духовным запросам.
Более обстоятельный и деловой разговор обычно переносится на групповые родительские собрания, темы которых планируются в годовом плане дошкольного учреждения. Воспитатель выбирает те, на которые он может опереться в своей работе.
Время выступления педагога не должно превышать 25 минут. В противном случае интерес пропадёт. В общей сложности на все собрание следует отвести 1 ч времени. Если демонстрируются детские работы или проводится занятие, ещё 20-30 минут.
Все вопросы, поступающие в ходе собрания, воспитатель записывает, на одни отвечает сразу, на другие – в ходе индивидуальных бесед или групповых консультаций.
Яркий живой пример из жизни группы, интересная педагогическая задача, выступление одного из родителей (до или после доклада воспитателя), открытое занятие или демонстрация детских работ с их последующим обсуждением – так может выглядеть предварительная схема родительского собрания.
Некоторые собрания завершаются вручением каждой семье памятки. Её текст, рекомендации воспитатели составляют вместе, советуясь с заведующим или директором.
Готовясь к проведению открытого дня (в целом или отдельных его отрезков), воспитатель продумывает и обсуждает с коллегой по группе, всех ли родителей приглашать или только тех, кому это необходимо; весь план речи.
Какие по содержанию стороны жизни детей наиболее важно отбирать для открытых дней? Прежде всего внимание родителей привлекут те, что направлены на формирование положительных качеств личности ребёнка.
Нередко воспитатели задаются вопросом: «Сообщать ли детям о приходе родителей?» Ответ может быть только положительным. Сдержанно, корректно педагог говорит: «Папы и мамы хотят знать, как вы проводите день в детском саду. Они побывают на занятии, на прогулке, посмотрят, как вы играете (танцуете, поёте, готовитесь к прогулке, дежурите и т.д.)». разумеется, исключаются предупреждения: «Вы уж постарайтесь показать себя», «Будьте внимательны, дисциплинированны». И т.д.
Демонстрация сюжетно-ролевой игры и наиболее трудная форма детской деятельности, и наиболее выгодная, так как в ходе её полностью раскрывается личность ребёнка.
В игре с наибольшей выразительностью проявляются реальные взаимоотношения между детьми. Однако, переплетаясь с ролевыми отношениями, их порой может не заметить неподготовленный зритель. Поэтому педагог предварительно объясняет родителям, что именно следует наблюдать: момент сговора на игру, обсуждение замысла, распределение ролей, разрешение спорных вопросов. В ходе последующего обсуждения воспитатель имеет возможность как бы ретроспективно раскрыть действия детей: богатство или бедность творческого воображения, соблюдение игровых правил, характер отношений и т.д.
В детском саду принято приглашать родителей на открытые занятия. Они располагаются за детьми или сбоку у рабочих столов. Предварительно педагог нацеливает родителей, на что следует обратить внимание: слушает ли ребёнок или отвлекается; как выполняет задания – самостоятельно или с помощью соседа, воспитателя; работает быстро или медленно, увлечённо, старательно или равнодушно, не огорчаясь неудачей, и т.д.
Развёрнутый план помогает родителям увидеть, понять своего ребёнка в процессе труда, оценить его достижения, воочию убедиться в необходимости повседневной кропотливой работы дома.
Пригрупповой стенд ещё одна форма работы с родителями. Его назначение – постоянная помощь в виде конкретных советов в плане повышения их педагогических знаний.
В течение года оформляется 10 -12 тематических стендов: перед собранием или после, к праздникам, открытым просмотрам. Каждый из них, даже тот, который посвящён какой-то дате, должен нести определённую педагогическую нагрузку. Опыт работы показывает, что стенд, имеющий тематическое направление, более эффективен в работе с родителями.
Папка-передвижка дополняет и конкретизирует наглядные формы работы. Обычно материал для 1 – 2 папок подготавливается к началу учебного года. Наиболее рациональны тематические папки-передвижки, раскрывающие задачи умственного, физического, трудового воспитания дошкольников, подготовку детей к школе, формирование мировоззрения и т.д.
Принципы оформления папок-передвижек заключается в подборе соответствующей литературы, освещении опыта семейного воспитания, помещении фотографий, советов, предложений, вырезок из газет, журналов и т.д.
Папка-передвижка предлагается избирательно, т.е. тем родителям, которым необходимо ознакомиться с каким-то вопросом воспитания. В течение определённого времени (1 – 2 недель) они изучают её содержание. Затем педагогу желательно побеседовать с родителями о том, что интересного, полезного они извлекли для себя из содержания.
Работу можно построить и несколько иначе – в форме консультаций-собеседований, групповых обсуждений, но после того, как с содержанием познакомятся несколько семей (1-2 в течение учебного года).
Тесный контакт с родителями педагог дошкольного учреждения поддерживает с помощью родительского актива. Состав его заранее обсуждается и с коллегой, и с заведующим (или директором).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...