диагностический материал для мониторинга образовательной области Художественное творчество во второй младшей группе
методическая разработка по теме
разработаны примерные диагностические задания для детей второй младшей группы по рисованию, лепке и аппликации для мониторинга образовательного процесса в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennoe_tvorchestvo.doc | 467.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РИСОВАНИЕ
Дата «______» _____________ 20 г. ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/
№ п/п | Фамилия имя ребенка | Технические навыки | Изобразительные навыки | Знание цветов | Всего баллов | Уровень | ||||
Навыки работы с карандашом | Навыки работы кистью и красками | короткие линии, штрихи | прямые линии в разных направлениях | изображение округлых форм | Изображение прямоугольных форм (конец года) | |||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
10 | ||||||||||
11. | ||||||||||
12. | ||||||||||
13. | ||||||||||
14. | ||||||||||
15. | ||||||||||
16. | ||||||||||
17. | ||||||||||
18. | ||||||||||
19. | ||||||||||
20. | ||||||||||
21. | ||||||||||
22. | ||||||||||
23. | ||||||||||
24. | ||||||||||
Итого Примечание: на середину года навык изображения прямоугольных форм не обследуется |
|
|
|
|
Диагностические задания ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». РИСОВАНИЕ
- Технические навыки
Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованная и свободная деятельность). Фиксируется:
- Умение правильно держать карандаш (кисть)
- Свободное движение руки при рисовании
- Аккуратность при пользовании краской
- Бережное отношение к кисти
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень (4 балла) | |
карандаш | Не умеет правильно держать карандаш, после исправления продолжает держать неправильно Пальцы напряжены, сильный нажим (едва заметный след карандаша) | Карандаш изначально держит может взять неправильно, но с помощью взрослого исправляет положение. Движения руки не свободны | Периодически забывает о правильном положении карандаша в руке, требуется напоминание. Мышцы руки часто напряжены, но движения свободны | Правильно держит карандаш, движения свободные, без напряжения, нажим на карандаш достаточный |
кисть и краски | Не правильно держит кисть, набирает слишком много краски, не промывает кисть водой, не пользуется салфеткой (необходимы напоминания) | Может неправильно держать кисть, но исправляется после напоминания. Краской и водой пользуется более аккуратно, но необходимы периодически напоминания | Удерживает кисть в руке практически правильно. Правильно набирает краску из банки, но промывает кисть не совсем тщательно, забывает ее осушить | Все навыки сформированы: правильно держит кисть, аккуратно набирает краску, снимает лишнюю о край банки, тщательно промывает кисть, осушивает ее о салфетку |
- Изобразительные навыки
И г р а «Закончи рисунок».
Методика предъявления задания
Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист с изобра жением полянки(зеленой травки) и зайчика; набор карандашей (желтый, красный, синий). Начинает повествование (вариант для диагностики в середине года):
- Однажды на полянку выбежал погреться зайчик. День был теплый, потому что светило солнышко. Нарисуй солнышко.
Ребенок рисует круг и лучики
- Но вдруг пошел дождик. Нарисуй дождик
Рисование короткими штри хами дождя.
- Зайчик не знает, куда ему спрятаться. Нарисуй елочку, под которой зайка смог бы спрятаться от дождя
Рисование прямой вертикальной и горизонтальных под небольшим наклоном линий.
Вариант для диагностики в конце года:
Ребенку предлагают альбомный лист с силуэтным изображением полянки и цветные карандаши. Начинают повествование:
- Жил-был цыпленок Пик. Однажды он решил погулять и пришел на эту полянку. Нарисуй цыпленка на полянке
Рисование двух кругов (туловище, голова), линий (ног)
- Но, вдруг пошел дождик. Нарисуй
(рисование коротких линий)
- Куда бы укрыться цыпленку от дождя? Нарисуй ему домик,( похожий на скворечник)
Рисование прямоугольника.
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Значительные искажения в передаче формы, безразличие к цвету, расположению изображений на листе. Ребенок может отказаться от изображения чего-либо, или попросить о помощи нарисовать. | Имеются незначительные искажения в передаче форы, изображение нагромождено, расположено не по всему листу. Обращается с вопросами по поводу изображения к взрослому, просит показать. | Формы предметов переданы правильно. Расположение на листе без погрешностей. В процессе рисования не действует уверенно, переспрашивает, уточняет способы изображения. | Изображение выполнено по всему листу, переданы все характерные особенности изображаемых объектов и явлений. В процессе работы за помощью и разъяснениями не обращается. |
- Знание цветов
Игра «Подбери шарики к ниточкам»
Методика проведения:
Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными на нем линиями разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, серый) и набор круглых и овальных форм таких же цветов. Задание – подобрать шарики такого же цвета, как и ниточки. При выполнении задания, уточнить у ребенка название цвета шарика
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Различает не более 3 цветов. В назывании цветов путается. Допускает ошибки при подборе. | Различает в назывании только основные 4 цвета. Подбирает цвета правильно | Называет все цвета, кроме одного. Подбирает цвета правильно | Называет и различает все цвета. |
Обработка результатов:
Середина года | Конец года |
От 6 до 8 – низкий уровень | От 7до 10-низкий уровень |
От 9 до 14 – средний уровень | От 11 до 17 – средний уровень |
От 15 до 20 – уровень выше среднего | От 18 до 24 – уровень выше среднего |
От 21 до 24 – высокий уровень | От 25 до 28- высокий уровень |
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЛЕПКА
Дата «______» _____________ 20 г. ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/
№ п/п | Ф И ребенка | Навыки умения | Представление о способах лепки | Всего баллов | Уровень | |||||
Раскатывание прямыми движениями | Раскатывание круговыми движениями | Соединение в кольцо | Прием сплющивания шара | Прием соединения двух частей | Аккуратность | |||||
Итого |
Диагностическое задание ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО». ЛЕПКА занятие (НООД) «У куклы Маши день рождения»
Воспитатель вносит куклу и от ее имени сообщает о том, что у нее сегодня день рождения, а она не знает, чем угостить своих гостей. А друзей будет много, поэтому угощения должно быть много.
- давайте поможем Маше подготовиться к празднику и вылепим ей угощения
- Какие угощения можно вылепить из пластилина (глины) ?
Предлагает поэтапно выполнить следующие виды угощений: баранки, печенье, блины, яблоко или конфеты чупа-чупс
В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированность следующих навыков и умений:
- Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук
- Умение соединять концы палочки в кольцо
- Умение раскатывать комочки круговыми движениями
- Умение сплющивать шар
- Умение присоединять (прижимать)две части
- Умение выполнять работу аккуратно
- Наличие представления о способах лепки того или иного предмета
В конце работы обыгрывается сюжет «День рожденья»
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
1.испытывает трудности в раскатывании пластилина прямыми движениями рук | 1.раскатывает пластилин между ладонями рук, но чувствует некоторую неуверенность | 1.раскатывает пластилин одним из способов (только между ладонями или на дощечке) | 1.раскатывает пластилин двумя способами, действия уверенные, самостоятельные |
2.умение не сформировано (концы не соединяет между собой) | 2.умение сформировано, но концы соединяет плохо, внахлест | 2.не обращает внимание на качество присоединения концов палочки | 2.готовая работа выглядит аккуратно, концы соединены, прижаты |
3. испытывает трудности в раскатывании пластилина круговыми движениями рук | 3. раскатывает пластилин между ладонями рук, но готовый предмет не совсем напоминает шар | 3.раскатывает пластилин (глину) круговыми движениями, при этом поверхность шара не гладкая | 3.уверенно и без особых усилий создает форму похожую на шар с гладкой поверхностью |
4.не выполняет прием сплющивания (раздавливает кусок на доске и т.п.) | 4.при выполнении работы может выполнять прием сплющивания шара на доске(нет четкого владения навыком сплющивания между ладоней) | 4.сплющивает шар, сминая его между двумя ладонями, форма диска при этом может иметь рваные края | 4.уверенно сплющивает шар, диск с ровными краями |
5.не владеет приемом соединения двух деталей друг с другом | 5.соединяет детали не прочно | 5.соединение частей прочное, но не аккуратное | 5.прочно и аккуратно соединяет детали |
6.не поддерживает свое рабочее место в чистоте, работает не аккуратно | 6.при напоминании взрослого поддерживает свое рабочее место в порядке, дощечкой почти не пользуется | 6.не всегда показывает навык аккуратной работы, забывает про дощечку, может работать на столе | 6.сформирован навык аккуратного пользования пластилином (глиной), рабочее место сравнительно чище сверстников |
7.может не знать, как вылепить отдельные предметы (из предложенных вариантов нет представлений о выполнении 2 предметов) | 7.может не знать, как выполнить соединение частей или не иметь представлений об одном из способов лепки. | 7.представления имеются, но в поведении может чувствоваться неуверенность | 7.уверенно выполняет работу на все предложенные темы, знает несколько приемов лепки одной и той же формы(раскатывание между ладонями, на доске) |
обработка результатов:
От 7до 10-низкий уровень
От 11 до 17 – средний уровень
От 18 до 24 – уровень выше среднего
От 25 до 28- высокий уровень
Образовательная область: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Раздел: РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АППЛИКАЦИЯ
Дата «______» _____________ 20 г. ПРОВОДИТ: __________/ ________________________________/
№ п/п | Ф И ребенка | Навыки умения | Всего баллов | Уровень | |||||
1.Выкладывание форм в определенной последовательности (узор) | 2.Выкладывание изображения (предмет) | 3.Владение техническими навыками | Итого по 3 параметру | ||||||
намазывание формы | наклеивание | аккуратность | |||||||
Итого |
Примечание: в показателе под номером 3 выставляется только итоговый балл (серая строка)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО».АППЛИКАЦИЯ
- Выкладывание форм в определенной последовательности (узор).
1 этап. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для собачки. Показывает свой незаконченный образец ( «не успела сделать, помоги закончить») и предлагает ребенку завершить работу
2 этап. Затем воспитатель предлагает ребенку выложить свой узор на полосе бумаге – шарфик для щенка.
Инструкция: теперь сделай свой шарфик, (из геометрических форм 2 цветов 2 видов или 2 размеров).
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
Даже на первом этапе после подсказок и объяснений допускает грубые ошибки. Не понимает закономерности узора | Выполняет после небольших подсказок, ритм улавливает не сразу. | Выполняет самостоятельно. На первых шагах возможно уточняющие вопросы взрослому. Соблюдает ритм. | Выполняет самостоятельно. Чувствует ритм изображения. Вносит инициативу, творчество |
- Выкладывание предметного изображения
Воспитатель предлагает ребенку набор цветных геометрических фигур и 3 картинки
Инструкция: выложи такие же картинки из фигурок.
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
В выполнении задания требуется подсказка взрослого и помощь в подборе форм при составлении изображения | Раскладывает картинки не сразу, перебирает формы, примеривает, допускает ошибки или чувствуется неуверенность. | Выполняет задание не очень быстро, может допустить ошибку, но сам ее устранить | Быстро выполняет задание, самостоятельно отбирает цвет. Вносит инициативу, творчество |
- Владение техническими навыками.
В процессе работы ребенка над созданием аппликации ведется наблюдение и фиксируются следующие умения:
- намазывание клеем – используется ли клеенка при нанесении клея, на какую сторону бумаги наносится клей, в каком количестве (каким слоем) наносится, как распределяется по бумаге.
-наклеивание – какой стороной прикладывается к фону намазанная клеем бумага, обращает ли внимание на ровное расположение формы на бумаге, сморщенность намазанного листа и т.п.
- аккуратность – общее впечатление от действий ребенка, умение пользоваться салфеткой (промакивание наклеенного изображения), умение поддерживать порядок на столе (убирать кисть после работы на подставку)
Низкий уровень (1 балл) | Средний уровень (2 балла) | Уровень выше среднего (3 балла) | Высокий уровень(4 балла) |
У ребенка не сформированы представления о том, как наносится клей (формы плохо намазывает может иметь место намазывание на лицевой стороне формы), в процессе работы не обращает внимание на порядок. Работа не аккуратна, не обращает внимания на порядок на рабочем месте | Не совсем правильно наносит клей, не размазывает его по всей поверхности (или через чур много наносит клея), плохо прижимает, промакивает салфеткой наклеенную форму; в готовой работе имеют место элементы наслоения, сморщенность | В процессе работы ребенок может допускать элементы небрежности, но в целом работает правильно. Помнит о поддержании чистоты на рабочем месте. | Все умения ребенка уверенные и правильные. Придерживается порядка, работа выглядит аккуратной. Поддерживает рабочее место в порядке |
обработка результатов:
3-4 балла – низкий уровень
5-7 баллов – средний уровень
8-10 баллов – уровень выше среднего
11-12 баллов – высокий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.
Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...
перспективное комплексно-тематическое планирование образовательной области художественное творчество во второй младшей группе
)МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА – ВТОРАЯ МЛАДШАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО СентябрьНепосредственноорганизованная образовательнаядеятельнос...
Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе-лепка куклы Маши
Конспект интегрированного занятия по образовательной области Художественное творчество. В данном конспекте подробно описано как слепить куклу с помощью элементарных приемов лепки. Также описана пальчи...
Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе-лепка куклы Маши
Конспект интегрированного занятия по образовательной области Художественное творчество. В данном конспекте подробно описано как слепить куклу с помощью элементарных приемов лепки. Также описана пальчи...
Конспект по реализации образовательной области художественное творчество во второй младшей группе- аппликация "Скворечник"
Данный конспект предназначен для проведения НОД во второй младшей группе. Аппликация из цветной бумаги.Данное занятие интегрированное. Присутствует сюрпризный момент, поэтическое слово, пальчиковая ги...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности в образовательной области Художественное творчество во второй младшей группе на тему «Матрёшки»
Конспект проведения нод по художественному творчеству «Матрёшки»Цели:Образовательные: продолжать знакомство детей с народной игрушкой, закрепить приёмы рисования дымковских узор...
Перспективное планирование по образовательной области Художественное творчество аппликация вторая младшая группа
Перспективное планирование по образовательной областиХудожественное творчество аппликация вторая младшая группа...