Организация работы инструктора по физической культуре в группе кратковременного пребывания «Группа развития»
статья на тему
Стаья об организации работы инструктора по физической культуре в группе кратковременного пребывания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organiz.raboty_fizruka_s_gkp_vasilevoy_a.f._d.s.27_skazka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Анастасия Финогентовна,
инструктор по физической культуре
МДОУ ЦРР-д/сад №27 «Сказка»
г. Саяногорск
Организация работы инструктора по физической культуре
в группе кратковременного пребывания «Группа развития»
Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали группы развития для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Необходимость создания таких групп, кроме того, обусловлена ростом рождаемости и невозможностью государства обеспечить детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Инновационная деятельность в этих группах позволяет создать благоприятные условия для социализации дошкольников, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей и педагогов.
На базе детского сада была создана в начале учебного года – группа кратковременного пребывания (группа развития). Состав группы 15 человек 2007-2009 гг. рождения. Родители находятся вместе с детьми, принимают участие в играх, присутствуют на занятиях.
На сегодняшний день для ГКП нет программ, утвержденных Минобрнауки России. Между тем письмо Минобразования России от 31.07.02 № 271 (2316) «О направлении пакета документов “Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях Российской Федерации”» дает право каждому учреждению самостоятельно составлять программу работы в таких группах.
Осуществляя работу в ГКП, за основу берется “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой”. Используются практические материалы Авериной И.Е., Лазайне С.А., Глазырной Л.Д., а также литература издательства “Мозаика-Синтез” серии “Первые шаги.
Основные цели группы кратковременного пребывания (группы развития):
- создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
- всестороннее развитие детей;
- организация и развитие двигательной активности детей;
- ранняя социализация дошкольников, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям учреждения;
- взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям, создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.
В сфере физического развития основными педагогическими задачами являются:
- развитие у детей разных видов двигательной активности (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания и др.);
- развитие координаций движения;
- укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.
Забота о физическом развитии ребенка имеет особое значение в раннем возрасте. В этот период жизни малыш только овладевает основными движениями, приобретает необходимые моторные навыки, учиться управлять своим телом, координировать свои действия. По мере того, как ходьба становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок уже может носить в руках предметы, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ловить, догонять мяч) и пр.
Организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья, т. к. является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
В процессе работы используются разнообразные формы организации двигательной активности детей, проводятся игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. В занятия включаются общеукрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног.
Для того чтобы пробудить интерес к физкультурным занятиям, желательно их проводить в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем как зайчики», «ходим, как мишки», и др.). Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игр для детей с учетом возрастных особенностей (по мере их прихода в группу). Желательно, чтобы физкультурные занятия и подвижные игры сопровождались музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений, способствует творческому самовыражению.
В процессе подвижных игр необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Очень важно соблюдать баланс между подвижными и спокойными играми, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, используются игровые приемы, переключения с одной деятельности на другую.
Работа с детьми осуществляется в игровой форме. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют:
- созданию благоприятного положительного климата в группе;
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- развитию навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитию внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитию игровых навыков, произвольного поведения;
- оптимизации детско-родительских отношений.
Базовыми средствами в работе являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, “ладушки” и “догонялки”, так же используются физкультминутки и динамические упражнения.. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
В начале занятия предлагаются различные разминки (примеры), а также упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают, изображают движения в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти задания создают положительно эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями на релаксацию. Все игры и упражнения объединены сказочно-игровым сюжетом.
Если в группе меньше восьми детей, то занятие позволяет обеспечить индивидально-личностный подход к каждому ребенку.
Допустимо, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы. Не следует оценивать умения детей, добиваться единственно правильного действия или ответа, так как в этом случае они будут лишь повторять то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные – спонтанные и живые реакции.
Особым образом построено взаимодействие с семьей. Оно призвано изменить пассивную позицию родителей на активную целенаправленную деятельность. Педагогически неподготовленные родители посещают занятия совместно с ребенком. Пребывание родителей в группе позволяет им лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности, а также способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативными в разных ситуациях, а у родителей – уважительного отношения к своему ребенку, умения поддержать его, осознавать свои возможности в образовательной и развивающей работе.
В начале года дети по-разному адаптировались к новым условиям для них. Были такие дети, которые легко вступали в контакт, вели себя активно, быстро научались выполнению действий. Так же были и дети, которые были скованными, прятались за мамами, отказывались от общения со взрослыми и другими детьми. Постепенно дети привыкали, учились слышать и слушать обращения, движения у них становились более координированными.
В настоящее время дети с удовольствием и радостью приходят в детский сад, некоторых малышей мамы оставляют на занятие одних. Малыши стали лучше выполнять задания, команды, правила игр. Родители уверяют, что такие группы необходимы, они дают возможность безболезненно адаптировать детей к детскому саду, привить интерес к физической культуре, движениям уже с раннего возраста.
Таким образом, судя по результатам, анализу проделанной работы, можно уже прогнозировать успешную адаптацию детей ГКП к новым социальным условиям. Это значит, что данная инновационная деятельность является актуальной и необходимой и требует дальнейшей разработки в новых направлениях (на других возрастных группах).
Список используемой литературы:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. – 208с.
2. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в детском саду. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 112 с.
3. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 32 с.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Г. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
6. Лазайне С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
7. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.
8. Пономарёв С.А. Растите малышей здоровыми. – М.: Спарт, 1992.
9. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника. – М.: Просвещение, 2000. – 93 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
из опыта работы инструктора по физической культуре Петрюк Веры Михайловны Конспект спортивного праздника «Зимняя Олимпиада» для детей старшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОНКонспект спортивного п...
Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, но...
планирование работы инструктора по физической культуры с родителями детей младшей группы
в планировании представлена вся работа с родителями детей на весь учебный год с названиями консультаций и бесед...
Годовой план работы инструктора по физической культуре СУРАВЕШКИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ по образовательной области «Физическое развитие» на 2016 – 2017 год
Годовой план работы инструктора по физической культуре СУРАВЕШКИНОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫпо образовательной области «Физическое развитие»на 2016 – 2017 год ФГОС ДО: «Физическое развити...
Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченным...
Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».
laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...
Мастер-класс "Особенности организации работы инструкторов по физической культуре с детьми с нарушениями зрения и слуха в условиях ДОУ"
В мастер-классе раскрываются основные особенности психофизического развития детей, имеющих нарушения зрения и слуха. Формулируются основные задачи и формы физического воспитания обучающихся с нарушени...