Семинар по экологии
учебно-методический материал по теме
«Экологический дневник дошкольника» - как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_ekologii_2.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологический дневник дошкольника» - как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.»
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. По мнению ученых, возникла необходимость выработать стратегию согласованности существования человека и природы (Р.Атфилд, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазачев, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.) такая стратегия предполагает прежде всего глубокие социальные изменения. В целом речь идет о воспитании поколения, способного позитивно, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь особым гуманным отношением к ней. В последние десятилетия стал активно исследоваться этический, нравственный аспект отношения человека к природе (В.П.Арсеньев, С.С.Баньковская, С.Г.Боровик, В.В.Вальковский, Н.Ф.Виноградова, С.Г.Глазачев, Г.Д.Гачев, Н.С.Дежникова, В.Н.Денисов, С.Д.Дерябо, А.Н.Захлебный, И.Д. Зверев, Э.С.Кульпин, Б.Т.Лихачев, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Д.Ф.Петяева, Н.Ф.Реймерс, А.П.Сидельковский, А.Д.Урсул, Г.В.Шейнис, О.Н.Яницкий, В.А.Ясвин, и др.).
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного образования»).
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляет достоверные, доступные дошкольнику научные знания экологического содержания и практические умения, направленные на охрану природы.
В психолого-педагогической литературе ( В.Н.Мясищев, В.А.Ясвин,С.Д.Дерябо) отмечается, что существует прямая связь между сознанием человека, его отношением и деятельностью, знания, лежащие в основе сознания перестраивают отношения и регулируют деятельность. Исследования П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой, Л.М.Марковой, С.Н.Николаевой, и др. обосновывают возможность освоения детьми экологических знаний. Существуют исследования, показывающие возможность формирования экологических знаний с помощью моделирования (Н.И.Ветрова), сюжетно-дидактических игр (Н.О.Никонова), опытно-экспериментальной деятельности (Н.О.Никонова, Л.Г. Киреева), детской природоведческой литературы (Л.М.Гурович). Однако все эти исследования решали проблему лишь в своем направлении. Задача воспитателя была самостоятельно интегрировать эти технологии в целях решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Методических пособий по экологическому образованию детей сейчас очень много. Но именно практических, которые бы представляли системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию основанную на познавательно-исследовательской деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста - единицы.
В поисках единого подхода для решения этой проблемы, мы обратились к «Экологическому дневнику дошкольника», созданными авторами из г. Санкт-Петербурга Н.О.Никоновой и М.И.Талызиной. Форма дневника нацеливает на регулярность обращения к природе. Однако, в «Экологическом дневнике дошкольника» представлены лишь общие указания его использования, подробной же технологии нет.
В настоящее время Федеральные Государственные Требования в разделе «Познание» ставят перед собой одну из основных задач развитие у детей познавательных интересов через познавательно-исследовательскою деятельность.
Анализ дневника показал, что в основе работы с ним заложена совместная с воспитателем и самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей, представленная в виде наблюдений, эвристической беседы, опытно-экспериментальной деятельности, что соответствует задачам поставленными Федеральными Государственными требованиями, а его содержание предоставляет возможность для дифференцированного подхода в формировании экологических знаний у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и позволит реализовать личностно ориентированную технологию в организации деятельности мальчиков и девочек, направленную на экологическое освоение мира природы.
Прежде чем рассмотреть, как формируются экологические знания у детей старшего дошкольного возраста, необходимо рассмотреть, что такое знание, какие бывают знания. На основе знаний у воспитуемых формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов, мировоззрения. Понятие «знание» многозначно и имеет несколько определений.
В новой «Российской педагогической энциклопедии» (1993г.) «знания» определяются следующим образом: «проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков».
Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации их поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки (П.Д.Тищенко) .
Л.М.Фридман, проанализировав существующие определения понятия «знание», приводит его определение более общего характера: «Знание это результат познавательной деятельности независимости от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения теста, при просмотре кино или телефильма и т.д. этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженной в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь».
Наблюдение дошкольников как экологически ориентированная деятельность
Поскольку в основе ведения «Экологического дневника» лежит наблюдение, рассмотрим его сущность, как экологически ориентированную деятельность. В психолого-педагогической литературе (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, А.М.Леушина, Н.П.Сакулина, П.Г.Саморукова и др.) подчеркивается огромная роль наблюдения в познании окружающего мира и выдвигается задача развития этой деятельности у детей.
Наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность (Б.Г.Ананьев), как целенаправленное восприятие качеств и свойств предметов и явлений их отношений (А.А.Смирнов, Л.В.Занков). В процессе наблюдения устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины. Деятельность наблюдения, основываясь на чувственном восприятии объектов, включает и интерпретацию, осмысление полученной информации (С.Л.Рубенштейн, Б.М.Теплов). Наблюдательность рассматривается как способность к точному планомерному наблюдению. Умение наблюдать обеспечивает
полноту и адекватность формирующихся знаний, поэтому формирование наблюдения как деятельности и наблюдения как качества личности является важной стороной умственного развития детей (П.Г.Саморукова).
В последнее время, в связи с теоретическим осмыслением подходов к экологическому образованию дошкольников, деятельность наблюдения стала рассматриваться как экологически ориентированная деятельность (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Маркова).Понятие «экологическая деятельность» была введена философом А.Д.Урсулом, который под «экологической деятельностью» понимает любую деятельность людей, связанную с рациональным решением экологической проблемы. Сюда входит как материальная деятельность людей по сохранению и улучшению природы, так и духовная деятельность, связанная с формированием экологического сознания людей. В своих работах Н.Н.Кондратьева и Т.А.Маркова, применительно к периоду дошкольного детства, подчеркивают, что в деятельности ребенок реализует и утверждает себя по отношению к природе, и, если деятельность организуется ребенком с позиции гуманистической мотивации, то она переводится на новый уровень – накопление опыта отношения дошкольника к природе. В результате наблюдение дошкольника так же рассматривается экологическая ориентированная деятельность, которая предполагает такое наблюдение, чтобы не навредить живому существу, а при необходимости и помочь улучшить ему условия существования.
Для такого наблюдения характерны следующие признаки:
1. Гуманная мотивация, которая выражается в стремлении дошкольника наблюдать, узнать, что случилось с объектом. Выявить его состояние, определить связи со средой обитания.
2. Использование ребенком в наблюдении «щадящих» обследовательских действий ( например не срывать листок при рассматривании, не обижать живые существа, правильно их держать и т.д.) овладение ребенком такими познавательными и практическими умениями зависит от понимания им особенностей объекта природы как живого существа.
3. Результат наблюдения. Это может быть новое знание о живом объекте, которое изменяет отношение ребенка к живому существу. Вследствие этого у ребенка развивается интерес к природе, накапливается опыт взаимодействия с ней, нарастает умение к самостоятельному наблюдению.
Таким образом, наблюдение в отечественной педагогике и психологии рассматривается как сложная познавательная деятельность, в процессе которой устанавливается связь предмета или явления с другими, развитие, происходящие изменения и их причины, основанные на чувственном восприятии объектов, интерпретации и осмыслении полученной информации. Для нас значимо рассмотрение наблюдения дошкольника как экологически ориентированную деятельность, для которой характерна гуманная мотивация, развитие интереса к природе, накопление опыта взаимодействия с ней, и в связи с этим нарастающие умение к самостоятельному наблюдению.
«Экологический дневник дошкольника» (Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной), предназначенный для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников, и второе – рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию» (О.А.Воронкевич совместно с педагогами Калининского района г.Санкт-Петербурга) для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников. Рабочая тетрадь (О.А.Воронкевич) является практическим сопровождением ранее вышедшей книги автора с одноименным названием.
«Экологический дневник дошкольника» Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной представляет значительный интерес для нашего исследования. Ведение дневника способствует решению задач экологического развития старших дошкольников, рассчитанное на весь учебный год и затрагивающее разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой. Это пособие состоит из 4-х тетрадей дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретет грамотную систему экологических представлений.
Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по несколько раз обращаясь к каждой странице. Дневник построен таким образом, что помогает ребенку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины». В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» . Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГЕ ГОДА» будет представлять годичный цикл. Авторами «Экологического дневника дошкольника» Н.О.Никоновой и М.И.Талызиной в конце каждого из четырех пособий указан список литературы, который рекомендуется прочитать в данном сезоне. Это облегчает работу, как родителям, так и педагогам в выборе произведений.
Также для кругозора взрослых и детей, авторы дневника (на той же странице) пишут о важных датах природы нашей полосы. Например, «Начало общего листопада – 20 сентября» или «Отлет грачей – 19 октября» и т.д. Кроме того начало каждой недели дневника снабжено народными приметами например, «Гром в сентябре – к теплой осени».
Современные педагоги и психологи (Т.П.Хризман, В.Д.Еремева, И.В.Тельнюк и др.) придают большое значение гендерному воспитанию детей. Это направление прослеживается в «Экологическом дневнике дошкольника» через персонажей Риту и Никиту. Благодаря этому «Экологический дневник дошкольника» рассматривается как личностно – ориентированная технология взаимодействия с природой мальчиков и девочек.
Мы можем увидеть загадки, которые предлагают ребятам любопытная, эмоциональная девочка Рита и всезнающий Никита, персонажи, которые были выбраны авторами не случайно. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнерами. Они ровесники наших мальчиков и девочек, олицетворяют их и несут в своем образе смысловую нагрузку.
На страницах дневника Никита выступает любознательным, наделенным пытливым умом ребенка. Поисковая активность Никиты делает его эдаким «знайкой». Он рассказывает о природных явлениях, дает советы, объясняет. Рита тоже испытывает интерес ко всему, что происходит в природе. Ее вопросы к Никите, удивление происходящим, как бы запускают поисковую деятельность детей.
Кроме того, в данном пособии, на первой странице каждой недели, предоставлены стихи известных поэтов. Это помогает детям ярче ощутить тот период времени, который они разбирают, образы, представленные в том или ином стихотворении поэтами.
Диалоги любопытной Риты и всезнающего Никиты помогают воспитателю поставить перед детьми задачи, создать проблемную ситуацию, побудить к поиску ее решений.
В ходе детских наблюдений, поисковых действий, рассуждений воспитатель может предложить мальчикам встать на место Никиты, а девочкам взять на себя роль Риты. Следует учитывать значительно большую согласованность в совместной самостоятельной деятельности гомогенных (однополых) объединений детей. Поэтому воспитатель, после общей постановки проблемы всем детям, может предложить ее решать отдельно в команде мальчиков и в команде девочек. При этом необходимо поддерживать нестандартные решения и поисковые действия со стороны мальчиков, поощрять логические рассуждения девочек.
Для воспитателей на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы. Заниматься по пособию можно по подгруппам и индивидуально. В случае занятия с подгруппой детские рисунки авторы предлагают выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вклеивается или вкладывается в соответствующие место в пособии и используется в обобщенной беседе изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.
Четвертая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики «Твоя малая Родина» и «Лаборатория природы». Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях. Рубрика «Лаборатория природы» посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей.
«Экологический дневник дошкольника» (Н.О.Никоновой, М.И.Талызиной), предназначен для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников и позволит организовать регулярное и целенаправленное обращение к природе для экологического образования мальчиков и девочек дошкольного возраста, реализовать личностно – ориентированную технологию в организации деятельности, направленной на экологическое освоение мира природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Презентация семинара по экологии для педагогов ДОУ
Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире...
Семинар по экологии «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар по экологии для педагогов....
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Выступление на семинаре по экологии
Выступление на семинаре по экологическому воспитанию....
Семинар по экологии «Развитие любознательности у дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»
15 ноября 2021 года в МКДОУ детский сад «Солнышко прошел семинар на тему: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»...
Семинар по экологии 2021
ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРАТема: «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в образовательном процессе ДОУ через экологическое воспитание»...
Семинар по экологии. Выступление: "Экологическое воспитание детей" (31.01.2019)
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начина...